Рабочая программа по ИЗО, 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Тарабунова Алёна Анатольевна

Программа составлена на основе требований. 

Титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, тематическое планирование, основные требования к знаниям и уиенияи учащихся, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ИЗО, 4 класс39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение Омской области «Полтавская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                     Директор КОУ ОО «Полтавская  

                                                                                СКОШИ VIII вида»                                                                                                          

_________________ В.С.Кучеров

(подпись)           «   » сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для учащихся 4 класса специальной (коррекционной)

 общеобразовательной школы VIII вида

       Составитель: учитель I кв. категории Тарабунова А.А.

______________

(подпись)

Рассмотрено

На заседании МО

общеобразовательных

предметов

Протокол  №__ от

«__»___________2013г.

Руководитель МО

     Демченко Л.А.   ________

(подпись)  

Согласовано

«___»___________2013г.

Зам директора по УВР

Нечипоренко С.В.________

(подпись)

2013год

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.

Автор: И. А. Грошенков,  под  редакцией  В.В. Воронковой.

         Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,  пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.                                                                                                                              

           Цель программы обучения:  

  • использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Основными задачами преподавания биологии являются:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития  у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
  • ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
  • дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

          В процессе планирования изменений в содержание обучения внесено не было. Количество часов, отведённое программой на тематические разделы, представлено  в соответствии с программными требованиями.

            В целях введения в практику школы национально – регионального компонента на уроках изобразительного искусства  10% учебного времени отводится  на ознакомление учащихся с картинами художников Омской области, с искусством жителей Полтавского района.

Содержание программы

                                              Изобразительное искусство

                                                 (34ч в год, 1 ч в неделю)

Разделы

Кол-во часов

Темы

Краткое содержание раздела

I четверть (8 ч)

Рисование с натуры.

4

  • Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, расположенных ниже уровня зрения (кружка).
  • Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.
  • Рисование с натуры листа дерева
  • Рисование с натуры ветки рябины.

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоратив-ное рисование.

2

  • Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы).
  • Составление узора в квадрате из растительных форм.

Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

1

  • Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

  • Беседа по картинам на тему:  «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

 Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

II четверть (8ч)

Рисование с натуры.

2

  • Рисование с натуры игрушки – автобуса.
  • Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоратив-ное рисование.

2

  • Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
  • Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика)

Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

3

  • Рисование на тему «Моя любимая игрушка».
  • Рисование на тему «Городской транспорт».
  • Рисование на тему «Зимние забавы детей»

 Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы о        

Изобразительном

искусстве.

1

  • Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла.

 Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.

III четверть (10ч)

Рисование с натуры.

5

  • Рисование с натуры       домиков для птиц (скворечник).
  • Рисование с натуры     игрушки сложной конструкции (подъемный кран).
  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)
  • Рисование с натуры раскладной пирамидки.
  • Рисование с натуры    бумажного стаканчика.

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоратив-ное рисование.

2

  • Декоративное рисование панно «Снежинки»
  •  Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

2

  • Рисование на тему: «День защитника Отечества».
  • Рисование на тему «Пришла весна».  Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Рассматривание репродукций художественных произведений. 

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

  • Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».

(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»).

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

IV четверть (9ч)

Рисование с натуры.

4

  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)
  • Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
  • Рисование с натуры  в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).
  • Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные)

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

  • Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
  • Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

Рисование на темы.

2

  • Рисование на тему «Космические корабли в полете»
  • Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об        

изобразительном

искусстве.

1

  • Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

   

Цель урока

Речевой

материал

Кол-во

часов

 

Дата

1.

Рисование с натуры овощей и фруктов.   РК.  

Учить  рисовать с натуры  предметы округлой и продолговатой  формы.

Овощи, яблоко, огурец, помидор.

1

2.

Рисование с натуры листа дуба. РК.

 Формировать умение передавать строение предмета.

Дерево.

1

3.

Рисование с натуры ветки рябины.  

 РК. Деревья нашего края.

Формировать умение передавать характерные особенности строения, форму.

1

4.

Составление узора из растительных форм.

Учить составлять узор из растительных форм.

Лист, цветок, ягода.

1

5.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Учить составлять орнамент из геометрических фигур.

Орнамент.

1

6.

Рисование на тему  «Сказочная избушка».

Формировать умение воспроизводить в рисунке ранее увиденные иллюстрации к сказке.

Избушка сказочная.

1

7.

 Рисование с натуры предметов              цилиндрической формы.

 Учить рисовать предметы              цилиндрической формы.

Кружка, бокал.

1

8.

 Рисование на тему «Праздничный салют».

 Учить правильно, изображать характерные признаки объекта.

Салют.

1

9.

  Рисование на тему «Моя любимая игрушка».    

 Учить передавать в рисунках характерные признаки предмета.

Игрушки.

1

10.

Рисование на тему «Городской транспорт».  

  РК.  Транспорт нашего района.

 Познакомить учащихся с видами гор. Транспорта.

Транспорт.

1

11.

 Рисование с натуры игрушки-грузовика.

 Учить учащихся умению передавать строение и форму грузовика.

Грузовик.

1

12.

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

  Учить учащихся умению передавать строение и форму автобуса.

Автобус.

1

13.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

 Учить составлять орнамент из геометрических фигур в квадрате.

Орнамент, геометрическая фигура.

1

14.

 Рисование пятиконечной звезды.

Научить рисовать пятиконечную звезду.

Пятиконечная звезда.

1

15.

 Рисование новогоднего рисунка.

Учить передавать в рисунке характерные признаки объекта.

Гирлянда, хлопушка.

1

16.

Декоративное рисование на тему «Снежинка».

 Дальнейшее развитие навыков декоративной работы.

Сквозные, вырезные, снежинки.

1

17.

 Рисование  с  натуры  предмета симметричной формы.

 Закрепить умение рисовать предмет симметричной формы.

1

18.

 Рисование  с  натуры раскладной пирамидки.

 Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии.

Стержень, башня, пирамидка.

1

19.

 Рисование бумажного стаканчика.

 Развивать умение рисовать, предметы, используя осевые линии.

1

20.

Рисование  с  натуры игрушки относительно сложной конструкции.  

 Учить учащихся передавать строение и форму рисуемого предмета.

Подъёмный кран.

1

21.

 Рисование  с  натуры игрушки относительно сложной конструкции.  

  Учить учащихся передавать строение и форму рисуемого предмета.

Ракета на машине.

1

22.

 Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.  

 Развивать композиционные навыки.

Календарь, праздник.

1

23.

 Рисование кормушки для птиц.    РК. Птицы Омской области.

 Развивать умение передавать в рисунке объёмную форму прямоугольного предмета.

Кормушка.

1

24.

 Рисование на тему «Пришла весна».                  РК.  Художники Омской области « О весне».

 Развивать умение передавать свои наблюдения в рисунке.

Весна.

1

25.

 Рисование  постройки из элементов             строительного материала.

 Учить передавать строение предмета, форму, пропорции.

Бруски.

1

26.

 Рисование в круге узора из лепестков.

 Развитие умения использовать осевые линии при выполнении рисунка в круге.

Лепесток.

1

27.

 Рисование на тему «Наши спутники в космосе».

 Развивать творческое воображение.

Космос, спутник.

1

28.

 Декоративное рисование «Полёт в космос».  

 Развивать композиционные навыки.

Космический корабль.

1

29.

  Рисование с натуры предмета конструктивной формы (часы – настенные).

 Научить учащихся рисовать часы              настенные (предмет конструктивной  формы).

Настенные, песочные.

1

30.

 Рисование с натуры в виде набросков  столярных инструментов.

Научить учащихся рисовать в виде набросков  столярные инструменты.

Столярные инструменты.

1

31.

 Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт).

Научить учащихся рисовать раскрытый зонт – предмет симметричной формы  

Симметрия, зонт.

1

32.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

РК.  Экскурсия в музей.

 Познакомить учащихся с декоративно – прикладным творчеством жителей Полтавского  района.

Вышивка,

кружево,

керамика.

1

33.

  Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочки).

Научить учащихся рисовать в квадрате узор из цветов и бабочек.

Квадрат, узор, диагонали.

1


Основные требования к знаниям и умениям.

     Учащиеся  должны  уметь:

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических   предметов в несложном пространственном положении;
  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь    различной штриховкой (косой, по форме);  
  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов     
  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Учебно-методическое обеспечение

Научно-методическая литература:

  1.  Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2009. – 192 с. Автор: И. А. Грошенков,  под  редакцией  В.В. Воронков
  2. Грошенков  И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.

  1.  «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

  1. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006

Литература для учащихся:

  1. Комитет по культуре и искусству администрации Омской области.                                                      Козлов  Тимофей Павлович.  Альбом. – Омск: Издательство «Русь», 1995. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...