Рабочие программы 3 класс Гармония ФГОС
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Мугулец Светлана Владимировна

Пояснительная записка, УУД, содердание, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3_klass.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство 3 класс (1 ч в неделю - 35 ч)

Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской  программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 4-е изд., доработанное. – М.: Дрофа, 2011.).

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

       

           В основу программы положены:

-  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.  

Объём программы

Авторская программа расчитана на 34 часа. Рабочая программа рассчитана на  35 часов  за год  (1 час в неделю). 1 час добавлен  в раздел «Скульптура», т.к. на него по авторской программе выделено меньше всего часов.

Материально техническое обеспечение

Учебники,  материалы и инструменты для учащихся

- В.С.Кузин. Изобразительное искусство 3 класс, учебник для общеобразовательных   учреждений (Дрофа, 2013 г.)

- краски (акварель и гуашь),

- бумага для рисования акварелью, матовая цветная бумага для рисования

- кисти (№1-2, 3, 5-6),

- палитра,

- салфетки, стаканчик для рисования

Пособия для учителя.- Репродукции картин

Мультимедийное обеспечение:

Интернет ресурсы:

http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал.

http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс. 

Сайты: «Открытый урок», «Уроки в начальной школе», «ПроШколу», сайт «Творческих учителей».

Презентации к урокам

Техническое обеспечение:

Мультимедийная доска

Компьютер        

                                                     Содержание программы      3 класс  (35ч)

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Примерные задания:

а)        рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б)        рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в)        рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г)        рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д)        рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);

е)        рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопата);

ж)        рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);

з)        выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Примерные задания:

а)        рисование на темы «Осень в саду»,  «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б)        иллюстрирование русских народных сказок «Сивка - бурка», «Петушок   -   золотой   гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;  сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина - Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого; басен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало...», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова - Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоративно - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а)         выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;

б)        выполнение эскизов росписи игрушки - матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);

в)        выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);

г)         выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);

д)        раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;

е)          выполнение эскизов сувениров, сконструированных  из пустых  коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж)        выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а)        составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;

б)        составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и   Петух» И. Крылова и др.

Скульптура (3 ч)+1

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Примерные задания:

а)          лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б)        лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

в)        лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г)         лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

  • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
  • наша Родина - Россия;
  • Москва;
  • старинные города России;
  • тема матери в творчестве художников;
  • тема труда в изобразительном искусстве;
  • родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);
  • форма, объем и цвет в рисунке, живописи;
  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
  • русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве, выразительные средства декоративно - прикладного искусства;
  • музеи России.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  • доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т. д.);
  • начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов - Майдана;
  • правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно - оранжевого  и  желто - оранжевого,  желто -зеленого и сине - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать  и  определять  холодные  и теплые цвета;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  • использовать  особенности  силуэта,  ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
  • творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
  • использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.

                                                                 Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

з) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.


Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе  35 часов

Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ;  

декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.

№ п/п

Тема урока

Характеристика видов деятельности

Дата проведения

Коррекция

И снова осень к нам пришла (9 ч)

Инструктаж  по ТБ на уроках изобразительного искусства. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

5.09

РТ. Прощаемся с теплым летом

Использовать свои наблюдения за природными явлениями

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изо.

Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; работать кистью и акварелью.

Моделировать формы средствами различных материалов.

12.09

Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы.

Создавать объемные изображения из пластилина, используя конструктивный и пластический способы лепки.

19. 09

РНП. Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)».

Знать понятие  «ось симметрии». Овладевать навыками передачи пропорций, характерных особенностей формы, цвета осенних листьев. А.Иванов «Ветка». Уметь анализировать форму, совершенствовать графические умения в рисовании от общего к деталям. Развитие наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски  листьев и веток деревьев. Уметь анализировать  цвет, находить темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов.

26. 09

АП. Составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев»

3.10

РТ. Осень в саду

Совершенствовать навыки согласования цвета и рисунка узора с формой украшаемой вещи.

Знать о цветовом контрасте в орнаменте, о роли ритма.

10.10

РНП. Тёплые и холодные цвета спектра. Симметрия. Бабочка.

17.10

ДР. Русская матрешка в осеннем уборе

Представление роли ИЗО в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Овладевать основами языка графики. Уметь анализировать форму, пропорции и пространственное расположение предметов. Уметь анализировать цвет и рисовать кистью декоративные цветы, ягоды на основе вариаций народных приемов и самостоятельного применения новых приёмов.

24.10

ДР. Русская матрешка в осеннем уборе

31.10

В мире сказок (7 ч)

Беседа «Сказка в произведениях русских художников»

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского искусства.

Уметь: высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; рассказывать о художниках-иллюстраторах, их творчестве

14.11

РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

Овладевать умениями выделять главное в рисунке. И. Билибин «Иллюстрация «к Сказке о царе Салтане». Знать понятие  «иллюстрация».

Овладевать умениями  простейшими средствами передавать основные события сказки. Уметь выполнять по воображению иллюстрацию к сказке. Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений.

21.11

РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

28.11

РНП. Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа)

Создавать графическими средствами выразительные образы предметов. М. Врубель «Натюрморт».

Уметь: передать настроение в работе с помощью штриха.

5.12

ДР. Выполнение эскиза варежки, украшенной узором

12.12

ДР. «Готовим наряд для сказочной елки»

Передавать настроение в творческой работе с помощью композиций. Объяснять последовательность выполнения рисунка; выполнить самостоятельно  эскизы ёлочных  игрушек-украшений.

19.12

АП. «В царстве прекрасных снежинок»

26.12

Труд и отдых людей зимой и весной

 (10 ч)

Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве»

9.01

РНП. Рисование предметов быта (ведро, лопата)

Уметь анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов.

16.01

РНП. Рисование игрушечных машин (самосвал)

23.01

РТ. «Труд людей зимой и весной»

Составлять композицию, передавать в рисунке пропорции фигуры человека. Уметь: составлять композицию; обсуждать композиции рисунков; правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека, хар-сти поз и движений.

30.01

РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица).

Овладеть умениями анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности  и внимания.

Уметь самостоятельно нарисовать  своё любимое дом. животное.

6.02

РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица).

13.02

Л. Лепка зверей с натуры, по памяти или по представлению

20.02

ДР. Выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Определение гармоничного сочетания цветов

27.02

ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

6.03

ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике хохломы.

13.03

В каждом рисунке – солнце (8 ч) +1

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

Уметь замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; уметь восхищаться неповторимой красотой родной природы. наблюдать, замечать в природе

20.03

РТ. Весеннее солнце

3.04

РНП. Рисование веточек деревьев с почками (верба)

Овладеть умениями анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Уметь: передавать пространственное положение ветки вербы; анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску веточки вербы

10.04

РТ. Полёт на другую планету

Выбирать и использовать выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке на определенную тему. Иметь представление: о космосе; о зрительном образе космоса; об освоении космоса.

17.04

РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет)

Выполнение набросков по памяти и по представлению цветов

24.04

РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет)

8..5

Л. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек

15.05

РТ. Пусть всегда будет солнце.

Совершенствовать графические и живописные умения. Уметь: составлять композиции; анализировать репродукции; выполнять рисунок карандашом и в цвете.

22.05

Л. Лепка на свободную тему. Подведение итогов, выставка работ.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Гармония" для 2 класса ФГОС

Предлагаю рабочие программы и  календарно-тематическое планирование для 2 класса, обучающиеся по УМК "Гармония" (ФГОС) по следующим предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окруж...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос

В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В.  и  требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием вид...

Рабочие программы 3 класс Гармония ФГОС

Пояснительная записка, УУД, содердание, календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку 2 класс гармония ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Гармония ФГОС. Данная программа разработанна с требованиями ФГОС с календарно тематичеким планированием....

рабочая программа по математике 2 класс Гармония ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класс по программе Гарония ФГОС. Данная программа разработанна с требованиями по ФГОС, с календарно тематическим планированием....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....