«Роль декоративной работы в воспитании младшего школьника»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Кириллова Василиса Михайловна

 «Роль декоративной работы в воспитании младшего школьника»

 

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель

изобразительного искусства с методикой преподавания

Кириллова В.М.

 

Искусство - одна из форм познания жизни. Оно проникает в глубинные процессы психологии младших школьников, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, источников и причин действий и поступков. Декоративное искусство общедоступно, доходчиво. Любовь к нему и понимание развивается в любом возрасте. В ниши дни роль декоративного искусства не уменьшается, а возрастает. В эпоху высочайшего научно-технического прогресса, когда ребенок подвержен всевозможным атакам субкультур, искусство как часть культуры, должно воздействовать на молодое поколение. 

Сегодня использование «неожиданных», бросовых материалов в творческой деятельности является интересной формой художественного самовыражения у самых разных возрастов. Более того, работа с вариативными бросовыми материалами находится на волне дизайнерской деятельности – ведь дать вторую жизнь уже отжившим  свое предметам и материалам – это не только экономически полезная, на и благородная деятельность; она, как ни что другое способствует развитию креативности, а с другой – бережливости, рачительности, предприимчивости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль декоративной работы в воспитании младшего школьника»

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель

изобразительного искусства с методикой преподавания

Кириллова В.М.

Искусство - одна из форм познания жизни. Оно проникает в глубинные процессы психологии младших школьников, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, источников и причин действий и поступков. Декоративное искусство общедоступно, доходчиво. Любовь к нему и понимание развивается в любом возрасте. В ниши дни роль декоративного искусства не уменьшается, а возрастает. В эпоху высочайшего научно-технического прогресса, когда ребенок подвержен всевозможным атакам субкультур, искусство как часть культуры, должно воздействовать на молодое поколение.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Эстетическое воспитание формируют человека всеми эстетическими значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, как и приобщение к традиционной культуре вносит огромный вклад во всестороннее развитие личности, помогает воспитать высоконравственного образованного современного человека;

Народное искусство является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно-прикладном искусстве, в существующих сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Резная прялка или лавка, расписная разделочная доска, вышитая юбка, полотенце или, скажем, выполненные из лоскутов ткани покрывало, подушка, одеяло – одновременно и  бытовой предмет, и высокое искусство.

Мы пытаемся заглянуть в будущее, но вместе с тем должны ясно представлять себе и прошлое – историю становления искусства. Ведь как нет ясной границы между настоящим и будущим, так и нет четкого разграничения между современностью и историей. Новое возникает на основе определенным образом осмысленного опыта и знания истории и традиций;

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX в. Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой,  Н.Г. Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи  К.Д. Ушинского. Проанализировав системы воспитания нескольких зарубежных стран, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что единой для всех народов системы воспитания не существует; на воспитание существенное влияние оказывают национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А. Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.

Программы занятий декоративным искусством в начальной школе в доступной и увлекательной форме для детей дают  серьезные и достаточные знания по народному искусству, включая их в творческую, художественную деятельность в различных областях традиционной культуры. Основной формой  обучения младших школьников каждому конкретному виду искусства  (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие. Отличительной  чертой художественных занятий с детьми младшего школьного возраста, затрагивающих аспекты народной культуры  является то, что они решают как образовательные, так и воспитательные задачи: на подобных занятиях дети знакомится с народным зодчеством и символикой резьбы по дереву, с символикой народного костюма, с промыслами и  занятиями населения, реализуя полученные знания в интересных творческих работах в технологии аппликации, рукоделий и т.д.

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Такие известные виды рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др. способствуют развитию чувств, мелкой моторики рук. Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста посредством создания поделок в различных техниках определяется интересом к изучению особенностей детского творчества как одного из путей подготовки к жизни.

В настоящее время доказано, что занятия многими декоративными видами деятельности способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей младшего школьного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.

Бумага – самый простой, наиболее доступный и легко обрабатываемый материал. Из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение.

Конструктивные возможности бумаги очень велики, что позволяет сделать из нее практически неограниченное количество работ. Изготовление конкретной поделки не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время выбор игрушек для детей огромен – ярких, красивых, необычных. Выбирай любую! Но всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками. Поделки бывают разные, они различаются по степени сложности, времени, потраченного на изготовление, используемыми материалами, целям изготовления. Поделку можно придумать и сделать из чего угодно (обрезков ткани, пластиковых бутылок, пробок, СД-дисков, разнообразных материалов природного происхождения – птичьих перьев, например), ниток, картонных рулончиков от туалетной бумаги, одноразовых алюминиевых тарелочек.

Увлекательное занятие для младших школьников – заготовка материала, которая должна производиться заблаговременно, а хранение не представляет трудности. Например, картонные цилиндры от туалетной бумаги являются замечательным материалом для творчества, и на основе которых, получаются забавные и неповторимые игрушки. Немного фантазии – и никто не догадается, из чего в действительности сделан уникальный арт-объект.

Сегодня все более популярной становится отрасль Hand Made. Она включает в себе все возможные изготовления окружающих нас предметов, а так же подарков и сувениров своими руками. Такие предметы ценятся намного больше, чем купленные в магазине ведь в них вложены не только затраты на сырье, изготовление, но и часть души человека.

Сегодня использование «неожиданных», бросовых материалов в творческой деятельности является интересной формой художественного самовыражения у самых разных возрастов. Более того, работа с вариативными бросовыми материалами находится на волне дизайнерской деятельности – ведь дать вторую жизнь уже отжившим  свое предметам и материалам – это не только экономически полезная, на и благородная деятельность; она, как ни что другое способствует развитию креативности, а с другой – бережливости, рачительности, предприимчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании младшего школьника

В статье раскрывается понятие нравственности человека, даются практические советы родителям в вопросах воспитания нравственной позиции младшего школьника.Такая позиция способствует развитию чувства от...

«Роль народного творчества в воспитании младших школьников»

Обобщение опыта  работы творческой группы учителей (2008-2012 г.г.)...

Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно до...

Роль родительского собрания в воспитании младшего школьника

«Взаимоотношение школы и семьи – условие успешности ребенка.       Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и д...

Родительское собрание "Роль семьи в трудовом воспитании младших школьников"

Родительское собрание  может быть проведено в 3-4 классе.  Материал содержит анкеты, педагогические ситуации, рекомендации для родителей....

роль игры в патриотическом воспитании младших школьников

Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...

роль игры в патриотическом воспитании младших школьников

Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...