рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

    Рабочая программа  составлена на основе «Программы  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы»   под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.

 

   Рабочая программа рассчитана на  35 часов в год, количество часов в неделю - 1.

 Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.

Цель: оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_progr_po_izo.rar52.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________         Парко Л. П.

Протокол № ___

от «____»____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

__________________ Севостьянова А.Ю.

«____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор школы – интерната

_________________         Мельник Л. В.

Приказ № ___

от «___»_________________2013 г.

Протокол педагогического совета №____

от «____»______________2013 г.

Рабочая программа  по изобразительному искусству

4 класс

 на 2013-2014учебный год.

Разработана учителем  начальных классов

Пригорневой Татьяной Александровной

2013год 

Пояснительная записка

    Рабочая программа  составлена на основе «Программы  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы»   под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.

   Рабочая программа рассчитана на  35 часов в год, количество часов в неделю - 1.

 Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.

Цель: оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития  у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве (определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги);

-  учить передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов, использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

- учить подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

- ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

- дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- знакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства,

воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

Рабочая  программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»  приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
  5. Учебного плана ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» протокол пед. совета №8 от 11.06.13г.
  6. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

  Для решения этих задач предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

                                 

                             Декоративное рисование.

         На уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность их использования в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.

         Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий, учебных таблиц, репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

                                    Рисование с натуры.

    Рисованию с натуры предшествует наблюдение изображаемого предмета, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения.

    Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

     Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и  высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

     На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.

                                 Рисование на темы.

     Содержанием данных уроков являются изображение явлений окружающей действительности  иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

      В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в  рисунках уменьшение дальних предметов.

     При выполнении рисунков необходимо сосредоточить внимание учащихся на формировании замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где в какой последовательности.

                      Беседы об изобразительном искусстве.

       Беседы об искусстве – важное средство  нравственного  и художественно – эстетического воспитания школьников. В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров ( игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций.

        Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства  важное  значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

        Во время бесед об искусстве не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

 

   Основные формы  и методы организации учебного процесса.

Формы обучения: урок.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа);

наглядные (наблюдения, демонстрация, показ, рассматривание);

практические  (выполнение рисунка).

Способы и формы контроля: текущий контроль.

 Контроль знаний на уроках изобразительного искусства осуществляется   по критериям:

 - умение учащихся правильно  выполнять рисунок;

 - правильно подбирать цвет;

 - правильно располагать рисунок на листе бумаги;

 - правильно проводить нужные линии;

 - правильно раскрашивать рисунок;

 - правильно рассказать о ходе выполнения рисунка.

Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневые.

   

       

Требования к  уровню подготовки учащихся.

      Учащиеся должны уметь:


     -  правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
     -  передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
     -  использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
     -  передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
     -  подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
     -  пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
     -  анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
     -  употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
     -  рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Учебно  - тематический  план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Декоративное рисование.

17

2

 Рисование с натуры.

8

3

Рисование на темы.

16

Итого:

35

Календарно – тематическое планирование.

Изобразительное искусство (35ч)

п/п

урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

по плану

факти-

чески

Тема раздела: Рисование с натуры. (6ч)

1.

1.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги).

1

2.

2.

Рисование с натуры листа дерева.

1

3.

3.

Рисование с натуры ветки рябины.

1

4.

4.

рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенной ниже уровня зрения (кружка, кастрюля).  Беседа о правилах перспективного сокращения круга, передача объёма светотенью.

1

5.

5.

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

6.

6.

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

Тема раздела: Декоративное рисование. (4ч)

7.

1.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

8.

2.

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы. Беседа «Декоративно-прикладное искусство».

1

9.

3.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

10.

4.

Декоративное рисование расписной тарелки.

1

Тема раздела: Рисование на темы. (8ч).

11.

1.

Рисование на тему «Осень».

1

12.

2.

Беседа на тему: «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла. Рисование  изделия народного промысла (посуда).

1

13.

3.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

14.

4.

Рисование на тему «Сказочная избушка».

1

15.

5.

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

16.

6.

Рисование на тему «Зимушка-зима».

1

17.

7.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

18.

 8.

Рисование  и беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». (В.Сигорский «Первый снег», Н.Жуков «Дай дорогу!», С.Григорьев «Вратарь»).

1

Тема раздела: Рисование с натуры. (5ч)

19.

1.

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

1

20.

2.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

21.

3.

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

1

22.

4.

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (бульдозер, подъёмный кран).

1

23.

5.

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (экскаватор и т.д.).

1

Тема раздела: Декоративное рисование.(4ч)                      

24.

1.

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

1

25

2

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

26

3

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочки). Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

27

4

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм.

1

Тема раздела: Рисование с натуры.(6ч)

28.

1

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1

29

2

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

30

3

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы).

1

31

4

рисование в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных и слесарных инструментов.

1

32

5

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

1

33

6

Рисование с натуры предмета симметричной формы.

1

Тема раздела: Рисование на темы.(2ч)

34.

1

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстрации картин (И.Левитан «Март», «Первая зелень», К.Юон «Мартовское солнце»).

1

35

2

Рисование на тему «Космические корабли в полёте».

1

                 

Содержание  рабочей программы

Рисование с натуры

     Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование

     Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы

     Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания

Первая четверть

     Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

     Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

     Рисование с натуры ветки рябины.

    Составление узора в квадрате из растительных форм.

     Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А.Пахомов «Василий Васильевич», Л.Кербель «Трудовые    резервы»).

     Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка столика квадратной формы.

     Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

     Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

     Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.

Вторая четверть

     Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

     Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

     Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».

     Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

     Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Третья четверть

Декоративное рисование панно «Снежинки».

     Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В.Сигорский «Первый снег», Н.Жуков «Дай дорогу!», С.Григорьев «Вратарь»).

     Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

     Рисование с натуры раскладной пирамидки.

     Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура – раздаточный материал).

     Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъёмный кран, экскаватор и т. п.).

     Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

     Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

     Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И.Левитан «Март», «Первая зелень», К.Юон «Мартовское солнце»).

Четвёртая четверть

     Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

     Декоративное рисование расписного блюда  (узор из ягод и листьев).

     рисование на тему «Космические корабли в полёте».

     Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы – настольные, настенные, напольные и т.п.).

     Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

     Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

     Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

     Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

     

Формы и средства  контроля.

   

На каждом уроке изобразительного искусства  проводится текущий контроль.

 Контроль знаний на уроках изобразительного искусства осуществляется   по критериям:

 - умение учащихся правильно  выполнять рисунок;

 - правильно подбирать цвет;

 - правильно располагать рисунок на листе бумаги;

 - правильно проводить нужные линии;

 - правильно раскрашивать рисунок;

 - правильно рассказать о ходе выполнения рисунка.

     

     

Тест

  1. Какие краски, цвета называют теплыми, а какие – холодными? (Укажи стрелками)

                  тёплые                                                                  холодные

красный        жёлтый      голубой      оранжевый       синий          фиолетовый      зелёный

  1. Натюрморт – это…

а) изображение какой-либо местности, картин природы;

б) изображение человека или группы людей;

в) изображение предметов обихода, цветов, плодов.

  1. Очертание, контур внешней формы предмета – это…

а) композиция;

б) силуэт; 

в) тень.

  1. Расставьте цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования кленового листа:

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.

        

Дополнительная

1.И.А. Грошенков . «Уроки рисования в 1 – 4 классах вспомогательной школы», Москва «Просвещение», 1975г.

2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

3.Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...