Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий
статья (изобразительное искусство) по теме

Нижегородцева Аксана Юрьевна

С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий»

Нижегородцева Аксана Юрьевна,  

учитель начальных классов,  МБОУ «Гимназия №1», г. Бийска

С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания. Оно может сделать трудное в познании легким, неинтересное увлекательным. Благотворное влияние эстетики может испытывать как отдельная личность, так и целый коллектив. Ведь ничего так не сплачивает детей сильнее, чем совместные эстетические переживания.

 Я согласна, что «воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг  с другом. Воспитание  должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную  деятельность».

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В настоящее время по базисному плану отведено 10 часов на внеурочную деятельность. Выделены основные направления: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Я взяла за основу художественно-эстетическое, хотя все направления тесно связанны между собой.

На основе вышесказанного мною была разработана программа кружка «Маленькие волшебники».

 Цель программы: создать условия для развития мелкой моторики рук, как важного фактора в обеспечении качества образования

А почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

На занятиях дети знакомятся с разнообразием материалов и способами их обработки для получения желаемого результата. Учатся правильно пользоваться инструментами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, а брать по мере надобности, после работы класть все на место. В процессе выполнения творческих работ у детей формируются универсальные учебные умения.

В результате будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться

В сфере личностных универсальных учебных действий у кружковца  будут сформированы:

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
  • установка на здоровый образ жизни
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с новыми изобразительными материалами

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

В сфере познавательных  универсальных учебных действий дети научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
  • использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач
  • осуществлять синтез как составление целого из частей
  • строить логические рассуждения, создавая необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий ребята научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • договорится и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
  • задавать вопросы

Программа включает в себя три основных раздела.

Раздел 1. Самоделки из природного материала.

Дети учатся создавать поделки из природного материала, воспринимать природу как неиссякаемый источник творчества и вдохновения; черпать в окружающей среде сюжеты для произведений искусства. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Раздел 2. Бисероплетение.

Данный раздел программы предполагает плетение из бисера забавных  миниатюр, оригинальных неповторимые изделий. Техника проста и доступна, учитывается возраст и индивидуальные особенности детей.

Раздел 3. Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

         

Вместе эти направления отвечают психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста. Смена направлений дает ребенку возможность попробовать себя в нескольких видах работы, избежать переутомления и утраты интереса к занятиям, и как следствие удерживать внимание детей, поддерживать заинтересованность на протяжении всего учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность младших школьников – инструмент формирования универсальных учебных действий

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Исследование как метод должно использова...

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

     В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения уч...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Выступление на тему: "Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий"...

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония».

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония»....

«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»

laquo;Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»...

«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки

В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выраз...