Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Пояснительная записка

Календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_izo.docx34.56 КБ
Файл kalend_izo.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство»

1 класс

Пояснительная записка

Сущность предмета

Планирование составлено на основе программы «Школа 2100» под редакцией  О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования  от 06.10.2009 № 373;
  • примерные программы по изобразительному искусству, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • базисный учебный план гимназии;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013/14 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты  мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

Место  предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го  по 4-й  класс по одному часу  в неделю.  В 1 классе предмет «Изобразительное искусство» рассчитан на 33 часа - 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

изучения курса ИЗО

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса  «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание учебного предмета

Цветные карандаши (14 часов)

Занятия 1–2  (2  ч)

Кто  такой художник.  Какие  качества нужно в  себе  развивать, чтобы  стать  художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.

Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.

Выполнение в  процессе изучения  нового   материала заданий на закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и  в  учебнике. Рисование цветными карандашами забавных человечков.

Первый опыт  коллективной работы. Учимся понимать друг друга для  выполнения общей  задачи. Изучение этапов коллективной работы. Выполнение композиции «Городок».

Занятия 3–5 (3  ч)

Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра).        Получение         первого        представления         о         живописи. Дополнительные цвета. Коллективная работа «Чудо-дерево».

Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания  «Коврик» в  рабочей тетради на  закрепление изученного материала.

Занятия 6–7  (2  ч)

Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П.  Пикассо. Коллективная работа «Солнечный денёк».

Занятия 8–9  (2  ч)

Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник,  квадрат, овал, круг). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на  закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и в учебнике. Понятие об аппликации. Выполнение аппликации  «Любимая игрушка».

Занятия 10–11  (2  ч)

Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в  технике аппликации.  Выполнение в  процессе изучения  нового  материала заданий на  закрепление полученных знаний   в  рабочей тетради  и  в  учебнике.  Выполнение аппликации «Осень».

Занятия 12–14  (3  ч)

Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых  закономерностей построения орнамента.  Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий на  закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Коллективная аппликация «Осенний букет».

Работаем с гуашью (19 часов)

Занятия 15–16  (2  ч)

Развитие  представлений о  живописи  и  некоторых  её  законах.

Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов.

Основы  работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов.

Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выполнение  в процессе изучения нового  материала задания «Разноцветные узоры».

Занятия 17–18 (2 ч)

Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и  горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных  цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний.

Углубление навыка рассказа о картине по вопросам с использованием  изученных понятий.

Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий

«Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя).

Занятия 19–20 (2 ч)

Понятие о графике и  её  изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и  точках.  Характер  чёрного и  белого  цветов. Первичное понятие о контрасте.

Графические иллюстрации.  Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес».

Занятие 21 (1 ч)

Первичное представление о  пейзаже.  Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку.

Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий.

Занятия 22–23 (2 ч)

Народные  промыслы  России.  Смешивание гуашевых  красок. Выполнение  в  процессе изучения  нового   материала  заданий  на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Выполнение  в   процессе  изучения   нового   материала  задания «Морозные узоры».

Занятия 24–25  (2  ч)

Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.

Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или  «Витраж». Работа акварелью слоями.

Занятие 26-27 (2 ч)

Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на  настроение картины.

Выполнение задания «Букет»

Занятие 28-29 (2 ч)

Картины  о  жизни  людей. Сюжет,   зарисовки,  наброски.  Выполнение набросков животных и людей для  композиции «Рисунок на скале».

Занятия 30-31  (2  ч)

Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение по  выбору детей  одного  из заданий «Рисунок на скале».

Занятия 32–33  (2  ч).  

 Открытки  или  панно к праздникам, данные в рабочей тетради. К Новому году:  открытку «С Новым годом» или  «Новогодняя ёлка», к 8 марта – открытку «С Днём 8 марта», к 23 февраля – аппликацию «Праздничный салют».

Учебно – тематичекий план

Наименование тем

По плану

Цветные карандаши

14

Работаем с гуашью

19

Требования к уровню подготовки оканчивающих

начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России;

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Учебно – методическое, информационное и материально – техническое

обеспечение программы

Литература для учащихся:

Учебник:

  1. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Учебник  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва « Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва «Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

Литература для учителя:

Основная методическая литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Москва. Дрофа. 2008 год, - 172 с.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.  Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.-Изд.2-е, испр.-М.:Баласс,2011.
  3. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Учебник  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва « Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва «Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).



Предварительный просмотр:

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Дата проведения

По плану

Фактически

Кто  такой художник. Фантазируем        и учимся.

Тренируем наблюдательность. Детали.  «Дружные соседи». Рисуем цветными карандашами.

2

Знать,  какими  качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том,  чем могут  различаться  предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь  характеризовать  предметы по этим  признакам (П). Коллективная   творческая  работа «Городок»

2.09

9.09

Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность.

Цвет. «Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод

3

Уметь  называть   порядок   цветов спектра (Н).

Иметь  представление  о  живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь  представление  о   тёплых  и холодных цветах (Н). Коллективная   творческая  работа «Чудо-дерево».

16.09

23.09

30.09

Линии – какие они бывают. Изучаем работу мастера. Линия  и форма

2

Иметь представление о  разных типах линий (Н)  и уметь  определять их характер (П). Знать,  что  такое  замкнутая  линия (Н). Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Коллективная   творческая   работа «Солнечный денёк».

7.10

14.10

Какие         бывают фигуры. Тренируем  наблюдательность. Аппликация

2

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Творческая работа «Любимая игрушка».  

21.10

28.10

Что         такое         симметрия.

Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни

2

Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н). Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных  (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Вырезание симметричных листьев и составление из  них  композиции (Н). Практическая   творческая  работа

«Осень».

11.11

18.11

Г е о м е т р и ч е с к и й орнамент.

Как  получаются разные орнаменты

3

Иметь представление об  орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Понимать, как  из   геометрических фигур  получаются  разные  орнаменты,  и уметь  их создавать (П). Коллективная   творческая  работа «Осенний букет» (Н). Коллективная   творческая  работа

«Осенний букет» (Н).

25.11

2.12

9.12

Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета.

Закрепление знаний о геометрическом  орнаменте

2

Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые  оттенки при их смешивании (Н).

Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны   картины М.  Сарьяна  «Ночной пейзаж»  и  «Продавец лимонада» и какое  они   производят  впечатление (П).

16.12

23.12

Мир вещей. Твоя    мастерская: «тепло» и «холод». Что такое композиция. Тренируем наблюдательность: фон

2

Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что  хотел показать нам художник (П). Знать, как можно использовать цвет в работе  (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в  своих   картинах и  для чего (П).

Знать, что  такое  композиция  и  её простейшие правила (Н). Уметь использовать в своих  работах фон (П). Практическая   творческая  работа

«Фрукты на  тарелочке» или  коллективная  работа «Плоды  на  столе»

13.01

20.01

Графика. Чёрное на  белом  и белое на чёрном. Что   такое  иллюстрация

2

Иметь понятие о графике и её основных  изобразительных средствах. Исследовать на  примерах приведённых   иллюстраций,  зачем  и  какими изобразительными  средствами пользуются   художники   для   решения своих  задач (П).

Уметь        рассказывать         о         работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес»

27.01

3.02

Пейзаж

1

Уметь объяснять, что  такое пейзаж (Н).

Исследовать, какие  задачи решали художники в приведённых пейзажах и  какое настроение передано в  каждом пейзаже (П).

10.02

Народные  художники

2

Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание  на  смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое   творческое  задание

«Морозные узоры» (П).

24.02

3.03

Прозрачность  акварели. Секреты акварели:

работа слоями

2

Иметь  представление  об  основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая  творческая работа «Витраж» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая   творческая  работа «Рыбка в море»  

10.03

17.03

Цвета и цветы

2

Исследовать  натюрморты  с цветами влияние цвета на  настроение живописного произведения (Н). Практическое  творческое задание: выполнить  в   подарок  маме    панно «Букет»,   постаравшись  передать  в нём своё настроение (П).

7.04

14.04

Картины о  жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность

2

Иметь  представление  о   том,  что такое сюжет, наброски (Н). Творческая работа: выполнение наброска  животных  (дома   или   на улице) (П)  или  одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

21.04

28.04

Из  истории искусства. Древний мир

2

Иметь представление о зарождении искусства (Н).

Творческая работа «Рисунок на скале» (П).

Коллективная   творческая  работа

«Рисунок на скале» (П)

5.05

12.05

Проекты

2

Самостоятельно выполнять открытки  или  панно к праздникам

12.05

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"

Рабочая программа 1 - 4 класс. Календарно - тематическое планирование 4 класс....

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100" 3 класс

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.2. Воспитание в детях эстетического чувства.3. Получение у...