Роль ДПИ в эстетическом воспитании детей
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Чооду Аясмаа Чан-ооловна

Декоративно-прикладное искусство  играет большую роль в эстетическом  воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_dpi_v_est_vosp_detey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кок-Тейская начальная школа №2 МР «Кызылский кожуун» РТ

Доклад на тему:

«Роль декоративно-прикладного искусства

в эстетическом воспитании детей

 младшего школьного возраста»

Подготовила:

учитель начальных классов

Чооду А.Ч.

пгт.Каа-Хем, 2013 г.

Тема художественно-эстетического воспитания человека, развития в нем чувства прекрасного и возвышенного никогда не оставалась без внимания педагогов и исследователей. И научное, и художественное познание мира развивались в тесном взаимодействии. В разных обществах выдвигались идеи гармоничного развития личности, при этом существенное значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач, о методах работы. Разрабатывались педагогические системы, определялись условия эффективности педагогического процесса. Воспитанию зрелых, психически здоровых, уравновешенных людей способствовала народная мудрость, народная педагогика.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию "человека будущего".

Однако, как сказал А.Ф. Лосев, "без прошлого нет будущего". Такого же мнения придерживался и Л.Н. Гумилев, любивший афоризм: "Кто владеет прошлым - тот владеет настоящим; кто владеет настоящим - тот владеет будущим". А прошлое -это наша связь с народной культурой, культурой нации, национальными традициями, с землей, гармоничные отношения между человеком и природой. В итоге на первый план выдвигаются следующие идеи: культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности; а индивид, в свою очередь, - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.

Приобщение детей к народной культуре - наиболее прямой путь решения этой задачи, что предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей, эстетическое воспитание детей. Одним из таких средств является декоративно-прикладное искусство.

      ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его  духовном мире.

      Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

      Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Художественно-творческая деятельность детей на уроках  протекает на эмоционально-чувственной основе.

      В I–IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

      На  первом  этапе   обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.

      На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

       Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного  крестьянского прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

      В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

      Очень важно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях.

      Каждый художественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это  к о м м у н и к а т и в н а я  функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентаций подростков.

      В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

      Урок искусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.

      Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.

      Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.

      В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора —  устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, частушки и др.), названного М. Горьким «великолепно ограненными драгоценностями», а также музыкального и изобразительного — помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.

      Уровень знаний учащихся определяется не только умением аргументированно отвечать на поставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальной терминологией. Эта задача решается более успешно, когда каждый ученик ведет «Словарь терминов». Необходимо избегать специального заучивания терминов. Запоминание должно происходить естественным путем, в процессе живого диалога учителя с учащимися. Если педагог стремится включать в свою речь новые слова, термины, при этом неоднократно повторяя их, то они усваиваются учащимися, входя в их речевой обиход, постепенно расширяя их словарный запас. Для лучшего запоминания новые слова записываются на доске или на отдельном листе бумаги, а затем переносятся детьми в тетрадь.

      Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие  к р и т е р и и:

      — декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

      — содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

      — оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

      Важное значение в художественном и эстетическом развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между школьниками и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых признаков и т. д.

      Приобщение учащихся младшего подросткового возраста к декоративно-прикладному искусству осуществляется в  р а з н ы х   ф о р м а х: это уроки; факультативные, кружковые занятия; посещение музеев, выставочных залов; поисковая деятельность школьников.

      Поисковая деятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.

      Учитель помогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно его оформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал дети используют на текущих и итоговых уроках.

      Уроки декоративно-прикладного искусства  —  это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это с о т в о р ч е с т в о, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

      Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.

 (Показ слайдов о ДПИ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...

Статья "Влияние хантыйского и мансийского фольклора на эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями"

Данная  статья была  представлена  на Межрегиональной  научно – практической  конференции  «Языки  и  культура  коренных  малочисленных  народов ...

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...

Роль ритмики в эстетическом развитии детей.

Статья на тему "Роль ритмики в эстетическом развитии детей" - это попытка рассказать об актуальности программы ритмики в начальной школе (1 класс)....