Изобразительное искусство как средство социализации и реабилитации социально неадаптированных детей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Ляхова Татьяна Александровна

Пояснительная записка.

 

В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный.

Ф.Холль

Задача творчества – выводить человека из депрессивного состояния.

Искандер

В работе с социально неадаптированными детьми в условиях социально- реабилитационного центра, коррекционной школы №663 актуальна проблема гармонизации ребенка посредством включения его в художественно - творческую деятельность.

Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, любят фантазировать. Рисование - не просто забава, а творческий труд, развивающий способность ребенка открывать и познавать окружающий мир.

Для каждого возраста существуют свои мотивы, которыми руководствуется ребенок в своей деятельности.

Для младшего возраста основными мотивами являются:

-       потребность во внешних впечатлениях,

-       познавательная потребность.

Художественная деятельность начинается с азбуки искусства:

-       чем и как работает художник,

-       таинственный мир цвета.

Творческий процесс развивает мелкую моторику руки, дает возможность переключать внимание, снять агрессию и напряжение, и т.д.

Дети чувствительнее взрослых к воздействию цвета. Они могут долго заниматься казалось бы бессмысленной работой ничего не изображая (1-3 года). Это называется доизобразительной деятельностью (рис. 1). Постепенно на бумаге начинают вырисовываться различные фигуры в основном круги. С этого момента начинается изобразительная деятельность.

Введение. Функции искусства.

Известно, что рождение искусства было связано со следующими за­дачами, стоящими перед человеком: вступить в коммуникацию с другими; выразить свою оценку- отношение к действительности; переустроить соци­альный мир; познать и изведать всю глубину человека, его страстей и моти­вов; выплеснуть свои отрицательные эмоции через "двойника" и получить новый поведенческий опыт. Итак, в соответствии с функциями искусства необходимо строить образовательные и воспитательные цели и задачи уроков.

В гуманитарной методологии выделяются следующие функ­ции искусства:

1.            Оценочная;

2.            Коммуникативная;

3.            Преобразующая; (творческая)

4.            Познавательная; (познание себя и мира)

5.            Терапевтическая.

Цели уроков искусства могут исходит только из возможностей ис­кусства, поэтому цели уроков искусства можно формулировать как:

•           Формирование вкуса к жизни через соприкосновение с ис­кусством;

•           Формирование художественной культуры ребенка, как части духовной;

•           Формирование диалогической культуры ребенка с окру­жающим миром;

•           Воспитание зрителя, читателя, слушателя с развитым эстети­ческим восприятием и вкусом;

•           Раскрытие творческого потенциала детей на фоне форми­рования духовного пространства личности.

•           Гармонизация человека с окружающим миром.

 

Мне, как педагогу, работающему с социально не адаптированны­ми детьми в условиях школы №663, особенно актуальна проблема гармонизации ребенка посредством включения его в художественно-творческую деятельность.

Задача творчества – выводить человека из депрессивного состояния.

Искандер.

«Не хлебом единым будет жить человек». Эти слова из Евангелия знают все и понимать их надо так: людям необходимо не только есть, но и требуется еще и нематериальная пища для души - духовная деятельность, которая реализуется через самоактуализацию в различных аспектах чело­веческого Бытия, в том числе и через искусство.

Меня интересует аспект возможности снижения детской агрессии, тревожности в процессе занятий художественным творчеством и гармо­низация отношений детей между собой и взрослыми (толерантность, тер­пимость к другой позиции, мнению).

Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, любят фантазиро­вать. Рисование - не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд и, чтобы в ребенке не иссякло ощущение счастья творчества, необходи­мо с самого детства развивать способность открывать и познавать окружаю­щий мир. Развитие ребенка (его эмоций, мотивы, воли, интеллекта) может нормально происходить только при постоянном общении с близкими взрос­лыми. Отсутствие или нарушение общения с матерью вызывает отставание в развитии личности и порождает неадекватное поведение подростков. Специ­фические условия в детских домах, школах-интернатах, реабилитационных центрах часто нарушают психическое развитие ребенка, формируют своеоб­разные черты эмоционального портрета воспитанника - темп психического развития этих детей замедлен. Развитие их имеет ряд негативных особенно­стей:

•                 пониженный фон настроения;

•                 бедная гамма эмоций;

•                 склонность к быстрой смене настроений (оживление переходит в плач, крик, приподнятое настроение - в угрюмость, агрессию);

•                 неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечания (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебно­сти);

•                 повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;

•                  основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий;

•                 непонимание эмоционального состояния другого человека;

•                 чрезмерная импульсивность, аффективность, взрывчатость;

•                 у детей слабо развита эмоциональная сфера и воображение;

•                 значительно позднее и хуже формируется умение управлять сво­им поведением и навыками самоконтроля.

Эти особенности отмечаются на всех ступенях детства - от младенче­ства до подросткового возраста и дальше.

Но и среди детей из нормальных и внешне благополучных семей встречаются дети гипердинамические (дети-катастрофа). Эти дети не винова­ты, что они такие, их проблемы часто имеют медицинские аспекты - ММД (минимальные мозговые дисфункции). Это заболевание нервной системы встречается у многих детей , которые обостряются в ситуации стресса ( это неудачи в учебной деятельности), вследствие простудных заболеваний, не­конструктивного общения и др. Даже неблагоприятные метеорологические условия вызывают ухудшение неврологического состояния.

При гипердинамическом синдроме поражаются структуры обеспечивающие процесс торможения (излишняя подвижность, невозможность зани­маться одним делом больше 10 минут, агрессия).

При гиподинамическом синдроме наоборот - затруднен процесс возбуждения. Подросток вял, молчалив, безынициативен, чуждается других детей.

В том и в другом случае гнев и обиды возникают легко и часто, проявляются в форме упрямства, замкнутости, заторможенности. Мотивы самосохранения и самооберегания становятся гипертрофированными, порой пре­пятствующими развитию социальной адаптации детей. В связи с этим, перед педагогами интерната стоят стратегические задачи как тщательного отбора форм и методов работы с такими детьми, позволяющие формировать коммуникативные качества детей, так и особые требования к самому себе.

Этому процессу может помочь занятие искусством, художественным творчеством. При благоприятной организации взаимодействия учитель- ученик искусство, положительной мотивации к коллективной творческой деятельности, организации безопасных условий для самораскрытия ребенка (право на ошибку, безотметочность, поддержка индивидуального подчерка творческого продукта каждого учащегося и др.) позволяют к 14- 15 годам восстановить многие социальные и психические функции орга­низма, сбалансировать природное и социальное, индивидуальное и коллек­тивное.

Некоторые возможности влияния занятий изодеятельностью на психическое и духовное развитие учащихся.

Все чаще в СМИ идет разговор о проблемах отношения к ИЗО как «второстепенному предмету» и необходимости реанимации искусст­ва в школе. Влияние искусства на всю дальнейшую жизнь человека еще не осознано в руководящих административных педагогических кругах полно­стью, чаще искусству отводится прикладная роль в качестве оформлений школы.

Однако, в науке и здравоохранении уже давно к изодеятельности приковано пристальное внимание. В современной медицине есть термин «изотерапия» - восстановление здоровья человека при помощи занятий ИЗО. Изображая свои переживания, человек как бы заново переживает и выпле­скивает отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизведя свои чувства можно откорректировать свое отношение к тому, что вызывает неблагоприятные эмоции. Помочь подростку освободиться от неприятных мыслей «снять стресс» - все это можно осуществить занимаясь ИЗО. Искусство развивает глаз и пальцы, углубляет эмоции, пробуждает фантазию, расширяет круго­зор, формирует нравственные принципы. Человек, развитый искусством, от­личается от человека эстетически не развитого тем, что у него органы чувств более чуткие. Его глаза не только смотрят, но и видят, работа пальцами раз­вивает мелкую моторику руки, координацию движений, речь.

Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осозна­ет себя в нем.

Между тем, перекос обучения в сторону развития интеллекта, па­мяти, нежели мышления и познания не позволяют гармонично развивать личность ребенка. Необходим поворот от школы памяти к школе мышления от школы допроса к школе вопроса. Необходимо помнить, что при тради­ционном подходе, ориентированном на приобретение информации во всех предметных областях, только одна часть мозга - левая - отвечает за интел­лектуальную сферу в ущерб эмоциональной.

Чем же занимается правая? Обычно бездействует, так как правая часть мозга во все времена отвечает за творчество. Эта информационная пе­регрузка мозга может сказаться на здоровье ребенка и сказывается. Оказы­вается, что знания можно добывать и руками. Разгрузка мозга может идти через руки. Таким образом, необходимо привести в равновесие науч­ное и художественное познание мира, работу левого и правого полушария.

Искусство при этом не только обращается к разуму ученика, но и его чувству. Интеллект еще не показатель творчества. Интеллектуальные дети выигрывают олимпиады, а творческие дети увлекаются самим процессом, свою нехватку знаний дети компенсируют догадкой, интуицией. Художест­венное творчество не только обогащает мыслительную деятельность подро­стка, но и преобразующее воздействует на духовную сферу, развивает и вос­питывает эстетически и нравственно. Между учащимися устанавливаются деловые отношения, сотворчество, взаимопомощь, ответственность перед другими людьми. В результате меньше становится конфликтов, неэтических поступков, повышается культура общения. Жизнь насыщается интересными делами, творческой атмосферой. Через изодеятельность подростки могут снимать стрессовое состояние, вывести себя на новый качественный уровень.

Особенности работы с разными возрастными группами.

Каждому возрасту соответствуют свои критические точки. Активное освоение цвета приходится на 1-3 классы. В 6-7 лет ребята тянутся к рисова­нию, чутко воспринимают все доброе и прекрасное. Для нормально разви­вающихся детей характерен богатый мир цвета, разнообразие рисунков, спо­собность выстраивать композицию как внутренний текст.

Дети с нарушениями, отставаниями замыкают свой мир в однотипные проекции, для их рисунков характерна фрагментарность, однообразие, расчлененность фигур, отсутствие частей тела, темная палитра, наличие негативной символики, определенные стереотипы: рисуют небо - синее, земля - зеленая или черная. Основной вид деятельности сводится к раскрашиванию и изображению монстров.

Нельзя упускать время. Немного повзрослев, они станут глухи и равнодушны и к миру, и к окружающим людям, и к искусству, разучатся воспринимать и радоваться всему, для чего их душа сейчас может распах­нуться. Увидеть мир цветным, многообразным, научить видеть необычное в обычном, а в отрицательном - обратную сторону медали положительную - вот моя задача на первом этапе работы.

Я начинаю с того, что даю больше свободы, не заставляю насильно рисовать того, кто сегодня не настроен.

Рисуем темы «Солнышко», «Подсолнух», начинаем смешивать крас­ки, учу пользоваться палитрой, изъяв из нее черный цвет.

В этом возрасте детям необходимо ощутить всепобеждающую, всеобъемлющую энергию человека, ее положительный пафос, воспринять мир эмоционально в его разнообразии оттенков. Дело в том , что у наших детей - эмоциональная гамма сильная, но не разнообразная. Наличие однотипных эмоций - следствие отрицательного опыта общения с социумом.

Именно поэтому необходимо дать другой опыт, а это возможно че­рез работу в коллективно-творческих проектах в которых формируется как яркое эмоциональное восприятие мира и такое же яркое его воспроизведение. Дети в коллективных работах научаются видеть мир и предметы с разных то­чек зрения. (Идет своеобразное «взаимообучение и взаимоопыление», обмен способностями).

Для работы используются крупные форматы: от обоев до склеенных листов ватмана. Например: Проект «Наша улица», (улица, на которой хочу жить), «В мире животных, где никто никого не ест».

Чем крупнее и разнообразнее формат, тем лучше.

Этот возраст не имеет преград, любой образ им «по плечу». Смешан­ная техника приводит в восторг, все материалы хороши. Учитель должен восторгаться тем, чем восторгаются дети. Все, что направлено против свой­ства «восторгаться» - преступление

Возрастные ступени развития являются доминирующим фактором в раскрытии художественного образа. В возрасте 6-7 лет хорошо применять бескарандашное рисование - что дает выход импульсивной энергии, раскрепощает, убирает барьер скованности. Как отмечал Выгодский: Необходи­мо идти в обучении от пятна к изображению В пятне можно угадывать раз­личные художественные прообразы, что стимулирует воображение. Важен прием «Танец кисточкой», под музыку, способствующий почувствовать

энергию мазка, его ритм, интонационную связь музыки и живописи. Для целостного формирования сенсорных способностей большое значение имеет работа с соощущениями детей: слухо-моторными, зрительно-кинестетическими и т.д.

Возраст 8-10 лет. Самоусовершенствование в образах, стремление к законченности, подробная детализация, стремление к сходству, лиризм. Хороши - графика, смешанная техника, рисунок с натуры, по представле­нию. В этом возрасте выдумка, смекалка не имеют границ.

Возраст 11-14 лет. Стремление к мышлению углубленному, отточен­ности до предельной законченности, желание сделать изящно, аккуратно, ажурно, красиво. Не удовлетворенность самим собой. У некоторых детей развивается самовлюбленность, самоуверенность.

В 11-14 целесообразно силуэтное рисование - отступает дробность и перегруженность деталями; геометрическое рисование помогает развитию конструктивного мышления; линейное рисование - основной метод в конст­рукции рисунка; живописный подход - рисую как вижу, как чувствую, как представляю. (Красота - отсечь лишнее)

Таким образом, общая линия развития видится:

>     эмоциональное насыщение, развитие восприятия

>     активизация мышления и воображения, многообразие деталей, наличие связей в этом многообразии

>     Очищение формы от лишнего, лаконичность , гармонизация мысли и чувства.

Основные мотивы и ведущие виды деятельности подростков в зависимости от возраста.

Детская талантливость неравномерна, она зависит от возрастных сту­пеней. Один возраст богат одаренными детьми, другой беден. Дошкольники и младшие школьники делают смелые и очень выразительные рисунки с чув­ством цвета и ритма. Средний же возраст часто причиняет много хлопот сво­ей старательной подражательностью, часто безликостью композиций, отсут­ствием цвета, словно их способности куда-то исчезли. Но в этом виноват не сам ребенок, а его переходный возраст. Часто способности могут «проснуть­ся» годам к 15-16, но далеко не у каждого.

Для каждого возраста существуют свои мотивы, которыми руково­дствуется ребенок в своей деятельности.

Для младших школьников в 7-10 лет основными мотивами являются:

•       потребности во внешних впечатлениях;

•       познавательная потребность;

Познавательная потребность и потребность во внешних впечатлениях хорошо реализуется через игру и учебную деятельность которая выступает как ведущая(тренировочные упражнения) и общение с миром искусства через восприятие художественных текстов.(музей, размышления о картинах, обсуждение собственных работ) Художественная деятельность выступает как музей и мастерская.

Через учебную деятельность отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающим миром. Изобразительное искусство (уроки ИЗО) как способ познания окружающего мира через художественное творчество. Художественная деятельность в младших классах начинается с азбуки искусства:

•       чем и как работает художник;

•       таинственный мир цвета.

Дети чувствительней взрослых к воздействию цвета. Они долго могут заниматься казалось бы бессмысленной работой ничего не изображая. Таин­ственный мир цвета - один из основных разделов курса в данном возрасте (7- 10 лет). Он дает представление о многообразии мира, что жизнь прекрасна, что удивительное рядом. Дети получают начальное представление о цвете, ритме, гармонии.

В игровой форме исследуем все аспекты цвета: теплого, холодного контрастного, легкого, воздушного, становимся свидетелями преображения трех красок - синей, желтой, красной. Темы выбираем минимально сюжет­ные - нарисовать радугу, гряду гор, море, грозовое небо, чтобы у ребенка не возникало закомплексованности из-за собственной неумелости, чтобы он не оробел перед белым листом. Подобный подход вырабатывает умение рабо­тать широко, смело, живописно.

На первых уроках ИЗО после знакомства с темой «Чем и как работает художник» хорошо начать игру с цветом: кто больше найдет оттенков любо­го цвета, растяжка цвета.

Тема «Краски ходят в гости друг к другу».

Создаем королевство живописных настроений, например, изумрудное королевство, васильковый снег, зеленая поляна, желтая пустыня и т.д. Рабо­тая над композицией, смешивая цвета, дети становятся свидетелями преоб­ражения трех красок: синей, желтой, красной. Цветовые воздействия на не­осознанном уровне регулирует поведение и психическую деятельность ре­бенка. Психологи утверждают, что те, кто предпочитает яркие цвета отлича­ются личностными особенностями, большей активностью от людей, которые выбирают цвета неопределенные. Подростки с устойчивыми эмоциями пред­почитают синие и зеленые цвета. Черный цвет символизирует стресс, пере­живания, страх, огорчения. В процессе жизни эстетическое отношение к цве­ту видоизменяется и развивается, но всегда остается важным для ребенка. • Игра «Цветовая угадайка»: показать детям, что смешивая два цвета, мож­но получить третий, отличный от них обоих. Учитель из 4-5 красок, соединяя 2 краски, предлагает угадать, из каких красок получен данный цвет. Пусть сами дети составят такой же цвет. Задание - составить как можно больше от­тенков синего, зеленого, красного. Играя в такие игры, дети смогут предви­деть результаты сложных смешений цветов, получить на палитре нужные от­тенки.

Учащийся должен понять, что через изображение художник всегда

выражает свое отношение к художественному образу, который создал сам. Если внимательно разглядывать осенние листья, можно заметить, что они не только разные по форме, но и по цвету, что в природе ничто никогда не ко­пируется.

Игра «Что на что похоже?». На что похож апельсин? (Солнце) шишка (ежик) и т.д. Ученики могут сами спрашивать учителя и приводить свои примеры. В этом выражается важная творческая способность - видеть мир единым, це­лым.

Вывод:

•  нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально;

•  нет в мире двух предметов чуждых друг другу, чтобы между ними не бы­ло совсем ничего общего, никакого сходства ни в чем.

Это очень важно для художественного восприятия. Быть вниматель­ным, наблюдательным, уметь сосредотачиваться - все это можно развивать на уроках ИЗО и все это обязательно пригодиться в любой профессии и в жизни.

Комплекс дидактических упражнений для развития мелкой мо­торики руки, (учебная деятельность)

Начиная с 1-го класса, идет погружение в мир линий, цвета и красок. Уже на этом этапе следует знакомить ребенка с некоторыми техническими приемами изобразительной деятельности:

•  не отрывая руку от листа, провести прямую линию;

•  нарисовать волну;

•  бабушкин клубок;

•  облака и цветной дождь;

•  рисуем солнце;

•  изучение основ народного и декоративно-прикладного искусства. Сказочная Гжель. Элементы росписи рисуем сразу кистью. Изучение простейших элементов гжельской росписи:

       1. точки

       2. бордюры

       3. капелька

Надо отметить, что игровая и учебная деятельность не имеют отчет­ливых границ между собой, они взаимопроникают и обогащают друг друга.

Портрет в детском рисунке.

Рисовать портреты дети любят с самого детства. Даже в «каляке- маляке» угадывается мама, игрушка, колобок. Но постепенно портреты за­метно усложняются - появляется туловище, руки, прическа, одежда. К 7 го­дам передаются не только мельчайшие подробности, связанные с конкрет­ным образом, но и настроение, характер, любимые дела изображаемого чело­века. Главное в детском портрете - это глаза. Без них портрета не бывает. Необходимо рассматривать с ребенком фотографии, репродукции картин, иллюстрации, разговаривать с «героями портретов»: какие они, чем нравятся, какое у кого настроение, можно ли угадать характер.

Форма организации общения с искусством: «Путешествие в му­зей».

Разновидности:

>  выход в музей,

>  обсуждение творчества одного художника или нескольких по одной теме (творческое своеобразие)

>  вернисаж детских работ с импровизированным обсуждением

>  реферирование и лекторская практика о творчестве художника (в старшем возрасте)

Процесс вхождения в мир искусства индивидуален. Первые впечат­ления сильные и глубокие и являются мощным толчком к занятию художест­венной деятельностью. Необходимо подготовить ребенка к посещению му­зея. От первого посещения во многом зависит, захочет ли ребенок приходить сюда снова и снова. Не нужно заставлять его запоминать названия картин и фамилии художников, но обращать на это внимание необходимо. Постепенно ребенок научится вспоминать и узнавать, а ощущение прекрасного и чувст­во радости от знакомства с прекрасным останется на всю жизнь. Позднее можно подвести детей к ознакомлению с видами и жанрами искусства. Уви­денное может вызвать у ребенка потребность рассказать о нем, поделиться своими впечатлениями, изобразить на бумаге.

Перед посещением картинной галереи можно провести ряд занятий «Образ и мысль»:

учащимся предлагается рассмотреть репродукцию известного худож­ника и задается ряд вопросов. Например, картина В.Боровиковского «Порт­рет М.И.Лопухиной». Алгоритм проведения обсуждения:

1. Кто изображен, что привлекает в портрете?

2. Какое время года, какое настроение у девушки, ее характер?

3. С каким цветком можно сравнить образ девушки? и т.д.

4. Каким видит художник своего героя, какое отношение к нему выражает

5. Как вы это поняли, через какие выразительные средства, детали?

Почему выбрал художник данную цветовую палитру, такой, мазок, штрих, что хотел этим подчеркнуть? При благоприятном развитии событий к 14-15 годам у детей могут сложиться

6.  Функции всех пораженных клеток будут восстановлены и нужные связи в организме восстановятся

После беседы убрать репродукцию и после этого предложить нарисо­вать портрет по памяти. Тем, кому трудно исполнить данное задание, могут нарисовать портрет мамы, сестры. Очень важно ценностное отношение к ра­ботам учащихся. С психологической точки зрения это отношение является свидетельством доброжелательного отношения социума к ребенку. И это г формирует базовое доверие к окружающему миру, которое является необхо­димым условием успеха социальной адаптации ребенка. Детские работы сле­дует оформлять и экспонировать хотя бы там, где живут эти дети. Например, дети детдома, видя свои рисунки в интерьере своих комнат, с радостью уз­нают, обсуждают свои работы и по настоящему чувствуют себя не только жителями, но и хозяевами, которые своим трудом обустраивают свое жилье, украшают его. Детские композиции создают праздничные настроения в ин­терьерах помещения и ребенок ощущает свою причастность к этому.

Школьный возраст 10-14 лет. Мотивы и изодеятельность.

Часто кризис изобразительной деятельности наблюдается в возрасте 10-14 лет (натуралистичность, потеря самостоятельности, исчезновение экс­прессии). По времени этот период совпадает с общевозрастными кризисными явлениями. Главная черта возраста - ломка и перестройка прежних от­ношений к миру и самому себе. Высокий уровень самосознания: потреб­ность познать самого себя, стремление к самоутверждению и самовыра­жению. Подросток ищет образцы для подражания, для заполнения «пусто­ты» собственного я. Основная проблема – качество этих образцов. Но, под­ражая образцам искусства взрослых, подросток видит свою техническую не­умелость. Отсюда разочарование в собственном творчестве. Основные моти­вы: Социальные,

•  потребность занять свое место в коллективе;

•  ориентация на оценки и суждения сверстников, а не взрослых, требования коллектива становятся важным фактором психического развития подростка;

•  потребность в личностной самооценке взрослой самостоятельности.

Формированию мотивации способствуют на этом этапе:

•  создание разнообразного поля учебных и исследовательских форм работы на уроке, для выявления собственной творческой ниши, уровня и способа освоения мира, поиск образовательного профиля;

•  интегрированные формы обучения через полимодальность и полихудожественный подход;

•   обогащение учебной деятельности социально-значимыми про­ектами, необходимыми им в будущей жизни.

 

Формы деятельности: исследовательская, проектная учебная, твор­ческая и сотворческая.

 

Практика показывает, что хаотическое обучение искусству, постро­енное на сюжетном рисовании, ни к чему доброму не приводит, не приобре­таются знания и умение отмечать сотни оттенков, которые, например, при системном обучении получает японский школьник. Чтобы подросток не раз­очаровывался в своем творчестве его необходимо обучать некоторым техни­ческим приемам рисования и живописи, изучение которых было начато в на­чальной школе (перспектива, объем, цветоведение). С пятого по восьмой класс кроме сюжетных композиций необходимо начать рисовать натюрмор­ты (геометрические тела, посуда, а также рисовать интерьеры для изучения перспективы). В ходе работы с материалом учащиеся ищут новые способы рисования и создают их. Подростки, когда освоят технику исполнения, мате­риал (гуашь, акварель), будут творить и показывать более профессиональ­ные умения. Уверенность руки позволяет им смелее решать композицион­ные задачи, опредмечивать мир своего воображения.

Следующий этап эстетического познания связан с самостоятельно­стью, творчеством, импровизацией. Учащийся свободно работает гуашью, пастелью, кистью, пальцами, мастихином, сам придумывает техники и пере­ходит на новый этап в развитии изобразительной деятельности. Как резуль­тат эстетического познания - овладение основами рисунка, построение предмета, форм, объема.

Теоретическая подготовка позволяет не только рисовать, но и оцени­вать творчество других, у некоторых появляется свой стиль в работе. Одни сильны в работе с гуашью, другие в графике, кто-то портретист, пейзажист. Подростки часто отказываются рисовать на заданную тему, рисуют само­стоятельно. Такой подход к обучению ИЗО освобождает от эмоций группы «страх». Если они не освободятся от страха, то в них никогда не вырастет не только художник, но и профессионал в любой деятельности. Систематиче­ское эстетическое познание вместе с практической деятельностью помогает детям глубже понимать и чувствовать искусство, ориентироваться в различ­ных направлениях, отличать высокое искусство от поп-культуры.

Слайд программы, беседы по картинам, знакомство с мировой художественной культурой вызывает способность к сопереживанию, формирует высокие нравственные свойства личности.

Взаимодействие детей возникает в случае активного обмена. Со­держание совершающегося обмена позволяет понять взаимодействия детей в совместной работе:

1.     обмен операциями;

2.     обмен информацией;

3.     обмен функциями (взаимоконтроль);

4.     обмен позициями (сопоставление своей точки зре­ния и точки зрения другого).

Общаясь со сверстниками на равных, ребенок учится: а) сопоставлять,

б) сравнивать, в) оспаривать другие точки зрения. Умение «встать на пози­цию другого человека», сопоставить разные точки зрения, ведет к возникно­вению важнейшего новообразования в мотивационной сфере. Именно оно способствует становлению мотива сотрудничества

Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление работать вместе с другими, хорошо и быстро получить нужный всем результат. Таким образом происхо­дит коррекция личности, терапия и формирование коммуникативной культуры детей в условиях интерната.

 

 

Мотивация в обучении.

Искусство обращается не только к разуму личности, но и к его чувст­вам. Любому виду деятельности необходимо предавать творческий характер. Развитие мотивации и активизации к творчеству путем устранения проблем­ных моментов является одной из важнейших задач, при положительном ре­шении которой открываются большие возможности для развития творческо­го воображения, индивидуальности, художественного вкуса. Используя ин­новационные технологии можно полностью устранить проблемные моменты, мешающие творческому развитию личности.

Способы управления учебно-познавательной деятельностью:

•  занятия необходимо строить интересно, образно, наглядно; задания давать с учетом возрастных особенностей;

•  демонстрация заманчивых и интересных приемов самого предмета - это позволяет формировать у ребенка познавательный интерес как основу учеб­ной деятельности;

•  применение знаний и умений на практике, иначе знания остаются «мерт­вым» грузом;

•  устранить страх между желаемым и реальным результатом, который бло­кирует творческую активность ребенка;

•  необходимо блокировать наиболее частые ситуационные страхи:

1. страх белого листа

2. сложность представления конечного результата

3. трудоемкость исполнения эскиза

4. страх перед абстрактностью

5. проблемы личностного характера (здоровье, настроение и т.д.)

Предмет ИЗО — синтетический, так как охватывает разные аспекты: живопись, рисунок, композиция, оформительская деятельность. Хорошо ис­пользовать нетрадиционную форму урока:

•  урок-беседа (рассказ или слайдпрограмма из области истории искусств, обсуждение детских работ и т.д.);

•  уроки красоты — эти занятия позволяют пробудить эстетические чувства интерес к художественной деятельности, воспитать такие нравственные на­чала как доброта и любовь;

•  урок-выставка;

•  урок-экскурсия;

•  урок-мастер-класс;

•  урок практический;

•  урок-погружение в древние миры - Древний Египет, Греция, Рим и т.д.

•  урок-сувенир - изготовление сувениров для гостей;

•  урок оформительский (подготовка и оформление лучших творческих работ для художественной выставки);

•  урок-театр импровизации (на таких занятиях наряду со зрительной памятью включается слуховая, речевая, двигательная);

•  урок-«эскиз-синтез» (создание общими усилиями коллективной компози­ции).

Таким образом, использование нетрадиционных методов на уроке обеспечивает сочетание познавательной и творческой деятельности, активизируются мышление, речь, развивается воображение, творческий поиск. Ме­жду учащимися устанавливаются деловые отношения, сотворчество, взаимопомощь, стремление узнать больше, сделать лучше. Главное, чтобы ребенок не выпадал из процесса творчества — пусть участвует! Сильным мотивирую­щим фактором является оценка творческой деятельности.


 

Заключение

Пути совершенствования своей деятельности вижу в следующем:

1.   Оснастить кабинет ИЗО белее современным оборудованием (мольберты, технические средства, стеллажи, художественные принадлежности — аква­рель, гуашь, бумага, кисти должны быть в достаточном количестве и хоро­шего качества).

2.   Создать при кабинете библиотеку по искусству, а также иметь видеоматериалы и слайды.

3.   специфика натурных постановок ИЗО требует в 5-8 классах сдвоенности учебных часов, так как за 40 минут можно только начать работу и сделать менее 50%. Ученик не успевает, спешит, в результате неудовлетворенность, потеря интереса к работе.

Хотелось, чтобы все эти моменты были учтены к началу нового учеб­ного года.

Образовательная область «Изобразительное искусство» - это такой предмет, которому следует учиться постигать прекрасное не только учени­кам, го и учителю всю жизнь.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально- трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства."

Воспитатель ГПД:Омельчук Людмила АнатольевнаСоциально – трудовая подготовка в общество детей с задержкой психического развития на материале изобразительного искусства.Социально – трудовая подготовка п...

Статья " Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства как средство формирования личности"

В статье представлен опыт работы по воспитанию патриотизма через уроки изобразительного искусства....

Речевая реабилитация, как средство успешной социальной интеграции детей с ОВЗ.

Успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, а также создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает необходимыми навыками...

«Использование эффективных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности, как средство социализации и развития творческих способностей детей с ОВЗ»

В свете реализации Закона образования в Российской Федерации ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на ...

Программа кружка по изобразительному искусству «Акварелька» (для оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей)

Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. Используются самодельные инст...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...

Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции

Активность обучающихся, как одна из важнейших условий для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях изобразительным искусством. Для активной творческой ...