Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по теме: « Художественная культура Японии. Отношение к красоте природы в японской культуре».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по общекультурному направлению внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по теме:

« Художественная культура Японии. Отношение к красоте природы в японской культуре».

   Цель занятия: дать представление об особенностях отражения природы в японской живописи.

        Задачи:

  1. Познакомиться с особенностями художественной культуры Японии.
  2. Дать представление о характере японской природы.
  3. Познакомиться с творчеством японского художника К. Хокусая.
  4. Познакомиться с традиционным японским праздником «Цветение вишни – сакуры».
  5. Развивать воображение, творчество, совершенствовать изобразительные навыки, воспитывать трудолюбие.
  6. Воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, графические материалы (акварель), японская поэзия, запись японских инструментальных мелодий, веер, свиток на рисовой бумаге, репродукции картин.

        Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Давайте начнем наше занятие с улыбки. Улыбнитесь друг другу, пусть у вас будет хорошее настроение.

  1. Актуализация  знаний

а) отгадывание кроссворда

- Сегодня мы отправимся в страну, которую отгадаем, прочитав ребус.

Я (изображение пони) Я

ЯПОНИЯ

                б) рассказ учащегося о Японии .

  1. Объявление темы и цели занятия.

                  Выяснение задач.

- Для достижения цели занятия, какие задачи мы должны решить? Что бы вы  хотели узнать?

  1. Работа по теме занятия.

1. Рассказ учителя о природе Японии

             Природа Японии прекрасна. Яркие краски. Стволы, ветви и корни причудливо извиваются, они корявы, но очень красивы. Там очень влажно. И часто бывают туманы. Вот выйдешь ранним утром в сад, а кругом удивительная красота: то, что близко изображается четко, детально, крупно, ясно (на слайдах меняются картинки с изображением росы на траве, снежинки, паутины, шмеля на цветке), а все, что вдалеке, размыто, серебристо, словно мягкая тень. Вот именно так часто видят свой пейзаж японцы и именно так любят его изображать. Подробно рисуют детали первого плана, а на заднем плане изображают светлые, расплывчатые силуэты гор - простор большого мира. На японском языке есть термин «массе буммет» - «цивилизация сосновой иглы». Под этим имеется ввиду умение наслаждаться красотой кончика сосновой хвоинки, вместо того, чтобы охватить взором целое дерево.

        2. Рассказ учителя о Кацусике Хокусае.

              Поклонение природе в Японии возникло в давние времена, к созерцанию ее относились, как к молитве. Художник должен обладать зоркостью видеть невидимое. Мировую известность приобрел японский живописец, график, поэт, писатель Кацусика Хокусай. Он родился в Токио. Он изучил искусство резьбы по дереву. В 18 лет он начинает работать как иллюстратор. Он создал иллюстрации более чем к 500 книгам. Позже основной темой творчества Хокусая стал пейзаж. (проказ картин художника: 1-ая картина – символ Японии - гора Фудзияма).

        3. Словарная работа: гравюра.

        4. Рассматривание картин.

        5. Стихи Кито, Бусон.

Японская пейзажная живопись очень поэтична и похожа на японскую традиционную поэзию (чтение стихов детьми наизусть)

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку.

То бабочка была

Идешь по облакам,

И вдруг на горной тропке

Сквозь дождь вишневый цвет.

                                         Кито.

Сон или явь?

Трепетанье сжатой в ладони

Бабочки.

Весенний дождь.

Куда-то бредут бесконечно болтая,

Зонтик и плащ.

                                          Бусон.

      Каждое стихотворение (хокку) – маленькая картинка. Немногими словами намечено то, что мы должны дорисовать в воображении. Для того, чтобы научиться видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость в Японии сложилось искусство рассматривать и любоваться.

       В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат (слайд): всматриваться в привычное – и видеть неожиданное; Всматриваться в простое и видеть сложное; всматриваться в некрасивое – и видеть красивое; всматриваться в малое  - и видеть великое.

Физкультминутка

            7. Рассказ учителя о празднике «Цветение вишни – сакуры».

В Японии долгожданная пора пробуждения природы начинается внезапной и буйной вспышкой цветения вишни – сакуры. Для японцев – это настоящий праздник.

Цветущую сакуру японцы избрали символом своего национального характера (показ слайдов с изображением вишни).

Послания – свитки дарят в праздничные дни.

  1. Самостоятельная работа учащихся.
  1. Сравнение японской и русской пейзажной живописи.

- Какое отличие имеет японская пейзажная живопись от русской? (Игорь Грабарь «Осень», Иван Шишкин «Ручей в лесу»).

Вывод: художники Японии изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали.

Практическая работа

а) Задание.

- Сегодня вы должны нарисовать такое послание – свиток. Это мог быть прекрасный подарок маме и всем, кого вы любите!

Вы должны изобразить на свитке – пейзаже природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, ветка вишни на фоне дальних гор). Показ веера, свитка на рисовой бумаге.

      б) Рекомендации учителя.

Запомните:

  • Листья и цветы старайтесь компоновать группами, не разбрасывая их по одному.
  • Не старайтесь делать изображение слишком многоцветным. Используйте зеленую, белую, красную краски. Возьмите за основу 3 цвета.
  • Можно добавлять в выбранные цвета черную краску, она дает сдержанные, изысканные тона.
  • Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получалось прозрачным, как у японских мастеров.

  1. Рефлексия.

- Что вы узнали нового на занятии?

- Что вам понравилось?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Хотелось ли вам еще узнать о художественной культуре Японии?

  1. Итог занятия.
  1. Анализ ошибок. Оценка работ учащихся.
  2. Экспресс – выставка лучших работ.
  3. Дарение гостям и друг другу бумажных журавликов.

 

     -   В завершение урока мы хотели бы подарить гостям бумажных журавликов, выполненных ребятами на уроке технологии способом оригами, рожденным в Японии. Журавлик – это символ мира, счастья, тепла и благополучия.

             Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».

Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...

Презентация "Отношение к красоте природы в японской культуре" по изобразительному искусству в 4 классе по программе Б.М. Неменского

По программе Б.М. Неменского на изучение темы "Образ художественной культуры Японии" предлагается три урока, чтобы раскрыть отличительные признаки искусства Японии, его связь с природой, понимание кра...

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

Разработка урока изобразительного искусства в 4 классе "Отношение к красоте природы в японской культуре"

Разработка урока  изобразительного искусства  по теме:«Отношение к красоте природы в японской культуре» Класс: 4Учитель: Дюмина Л.Н.       Цель...

План - конспект занятия кружка в 1 классе по теме: "Знакомство с новым учеником".

Урок-игра, как дети в игровой форме знакомятся с новым учеником....

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...