Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" на тему "Строим город" 1 класс 3 четверть
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Остова Тамара Анатольевна

Урок  изобразительного  искусства по теме "Строим город"   в 1 классе  знакомит детей с разнообразием архитектурных построек, продолжает формировать представления о разных типах построек. Развивает умение у детей рассматривать разные здания разных форм и их анализировать. Дети преобретают навыки конструктивной работы с бумагой, развивают фантазию и творческие способности во время практической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная  бюджетная  общеобразовательная  учреждение

Средняя общеобразовательная школа №591 Невского района                                                              Санкт - Петербурга

Методическая  разработка  урока

по программе  Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

на тему: «Строим  город».

1 класс  3 четверть 

Разработчик:

Остова Тамара Анатольевна

учитель изобразительного искусства

ГОУ  СОШ  № 591

Невского района

Санкт – Петербург

2014

Конспект  урока

по изобразительному искусству и художественному труду

Тема:  «Строим город».

1 класс.   3 четверть.

Цель:          расширить знания обучающихся об архитектуре и дизайне.

Задачи:     

  • Знакомить детей  с многообразием архитектурных построек;
  • Продолжать формировать представления детей о существовании самых разных типов построек;
  • Приобретение  навыков конструктивной работы с бумагой;
  • Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности;
  • Умение  рассматривать реальные здания разных форм;

        Оборудование:

Для учителя:  презентация к уроку

  1. фотографии архитектуры разных стран и городов;
  2. репродукции с картин художников.
  3. образец работы;

Для учащихся:

  1. разные упаковочные коробочки;
  2. цветной гофрированный картон;
  3. цветная бумага;
  4. клей ПВА;
  5. ножницы

Музыкальный  ряд:  спокойная классическая музыка

Технологии:

  • Метод мини-проектов;
  • Здоровьесохраняющие технологии (физкультминутка);

Музыкотерапия (звучание музыки на уроке дает детям возможность успокоиться, снять раздражительность и нервное напряжение).

  • Метод  групповой работы и работы в парах;
  • Личностно-ориентированный, дифференцированный подход

Предметные результаты:

 - Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития

наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных

пространственных форм.

- Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.                                - Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

    -Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

   - Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

   - Конструировать (строить) из бумаги различные формы из упаковки, а

затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Метапредметные  результаты:                                                             

- Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать;

- Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

- Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения

коллективной творческой работы;

- Использовать средства информационных технологий для решения различных  учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по моделированию;

- Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- Находить варианты решения различных художественно- творческих задач;

- Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- Уметь организовать место занятий.

Формы и методы диагностики                                                                                                                     предметных,  метапредметных  результатов учащихся на уроке:

  • Наблюдение с аналитическими  выводами;
  • Диагностика в беседе;
  • Соревновательные моменты и поощрения ( поощрения в виде цветных наклеек или декоративных закладок)
  • Деятельность обучающихся

     

План  урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (3 мин.)
  3. Формирование новых знаний (16 мин.)
  4. Практическая работа (20 мин.)
  5. Подведение итогов урока (5 мин.)

Ход урока.

1. Организационный  момент.

        Приветствие.

Учитель:  Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны быть приготовлены упаковочные коробочки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисть для клея.

2. Актуализация опорных знаний.

Игра: вопрос – ответ:

Учитель:  Тема нашего сегодняшнего урока: «Строим город».

 Учитель:   Как называются различные постройки, созданные человеком?

Предполагаемый ответ:  Архитектурой.

Учитель:  Как называется художник, работающий над строительными проектами?

Ответ:  Художник – архитектор.

Учитель:  Какие учебные предметы необходимо знать будущему архитектору?

Ответы:  Математику, географию, окружающий мир…историю

Учитель:  Что относиться к архитектуре?

Ответы:    Дома, здания, мосты, башни, дворцы, музеи, замки и т.д.

Учитель: Из каких частей состоит дом?

Ответы:  стены, крыша, окна, двери, крыльцо, труба ит.д.

  1. Формирование новых  знаний

                                           Архитектор.

                        Архитектор строит дом,

                        Дом многоэтажный.

                        Строит дом карандашом

                        На листке бумажном.

                        Нужно все нарисовать,

                        Вычислить, проверить,

                        Все квартиры сосчитать,

                        Лестницы и двери.

                        Чтоб стоял он много лет,

                        Чтобы был в квартире свет,

                        Ванны, умывальники –

                        Для больших и маленьких.

Учитель:  Люди придумывают, какими должны быть их дома и вещи: как они будут выглядеть, как сделать их удобными и красивыми, а потом строят их.

Сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие по городам и странам, познакомимся с работой архитекторов. Путешествие мы начнем с одной интересной легенды:  «Все началось, конечно, с сотворения мира. Вначале небо и земля были соединены. Но бог Паньгу решил, что жить в таком мире трудно.

Учитель:  Как вы думаете: какой первый  инструмент  изобрел бог?

Предполагаемые ответы:   топор,  пила,   молоток…

                                

Учитель: Он изобрел топор и долото и отрубил небо от земли. Это было первое строительное деяние, утверждает китайский писатель XVI века Чжоу Ю в «Сказании о сотворении мира» [1].

             

И в дальнейшем боги активно принимали участие в зодчестве. Бог Тагес с детским лицом и седой бородой научил людей многим полезным вещам, в том числе объяснил, как строить дома, храмы и города.

Учитель: А каких богов вы еще знаете, например, древнегреческих?

Ответы:   Зевс, Нептун,  Афина…

Учитель:  Греческая богиня Афина [2] – сама дома не строила, зато охраняла их стены.

Артемида однажды тоже поработала строителем. Легенда рассказывает, что архитектор Херсифрон, возводивший храм Артемиды, [3] однажды пришел в крайнее отчаяние, так как на стройке дела не ладились да еще не вставала на место каменная балка порога. Артемида забеспокоилась – так и без храма можно остаться. Она «приняла» срочные меры: балка сама опустилась в пазы, Херсифрон успокоился, а храм стал потом считаться одним из чудес света.

Учитель: Где находится этот храм?

Ответы:  В Греции…

Учитель: Как вы думаете, из каких материалов люди строили первые дома?

Предполагаемые ответы:  - из дерева,  камня,  снега (на севере)…       

Учитель: Первые дома люди строили из того материала, какого рядом было много. Материал задавал форму дома: из снега не слепишь готический острый угол, из глины не сплетешь плетень, из бревен легче сделать прямую стену избы, чем округлую юрту [4].

Учитель: Какой самый прочный материал для строительства дома?

Ответ:    Камень…        

Учитель:  Правильно. Наиболее почитаемым строительным материалом считался камень.

Тысячелетия прошли с тех пор, как человек построил первый дом.

Учитель: Перед вами фотографии архитектурных построек из разных стран. Как вы думаете, в каких странах они находятся?

Ответы:  В Греции,  Китае,  Индии,  Японии…

Мы восхищаемся сложной резьбой индийских храмов, мощью египетских построек, причудливостью китайских пагод, архитектурой Древней Греции [5].

Египетские строения возвышали богов, греческие – людей, римские – центральную власть.

        Римляне изобрели понятие «типовой город» - планировка по единому типу.

        Римляне изобрели триумфальные арки [6].

        Театры строили еще греки.

        Как именовали купол до римлян – не известно, а римляне назвали его… «бочечкой» (от лат. – бочка).  Купол горазно прочнее, чем плоский потолок [7,8]

Учитель:  Как вы думаете, что обозначает купол на храмах? И почему он часто встречается синего цвета с золотыми звездами?

Предполагаемые ответы: Крыша,  Небо…

У  многих народов купол – это воплощение неба. Не случайно многие русские церкви имеют синие купола с золотыми звездами. И изнутри на куполах изображают рай, Бога, ангелов [9,10]

        Кроме обычных колонн, в мире существует множество «подпорок», удивительных и странных.

Учитель: Какие вы видели или встречали необычные колонны? В виде кого или чего?

Предполагаемые ответы:  В виде людей, в виде мужских фигур…

Самые знаменитые, наверное, кариатиды в греческом храме Эрехтеона. Это колонны в виде женских греческих фигур «ростом» 2,3метра [11].

                                                                 

        Китайские архитекторы использовали строительный материал, который никто в мире не умел делать. Речь идет о знаменитом фарфоре. Трудно вообразить что-то более неподходящее для строительства, чем хрупкий фарфор. Но это только кажется. Русские церкви и мирские строения издавна украшались изразцами. А ведь фарфор – тоже обожженная глина. В 1412 – 1431 годах была построена фарфоровая башня высотой 67метров (это 16-ти этажный современный дом).

Учитель:  Чем отличается китайская архитектура от архитектуры других стран?

Ответы:  Крыши имеют необычную форму,  загнутые вверх углы…

        В Китае любили изогнутые крыши. Мудрые китайцы знали, что злые духи могут двигаться только по прямой линии, поэтому «кривая»  крыша собьет их с толку [12]

        В Китае был создан шедевр китайской архитектуры – «Запретный город» - жилище китайского императора [13]. 24 императора обитали здесь за полутысячелетнюю его историю. Только император и его семья жили здесь, даже придворные обитали за стенами. «Запретный город» был окружен рвом, который назывался Золотая вода и пурпурными стенами.

Учитель: Как вы думаете, для чего была построена Китайская крепостная стена?

Ответы: Чтобы защитить от врага…

        В VII веке до н.э. родилась хорошая идея: возвести вокруг Китая крепостную стену, которая будет охранять от кочевых племен.  Стройка длилась в 2тясячи лет! Высота стены в среднем около 9метров, ширина 5,5метра, одних башен построили более 10 000. Длина стены около 7000-8000км [14].

 Учитель: Как называется мусульманская « церковь»?

Ответы:    Мечеть…                                       

        Архитектура мечетей – мусульманских «церквей» - удивительна, как и их история. Сначала мечетей не было, а местом поклонения для верующих служила вся земля.  Первые мечети – это простой квадрат, нарисованный на песке. Потом, в VII веке, у мечетей появились стенки, сначала не сплошные, а из колонн. Потом колонны соединили арками, а крыша появилась позже всего [15].

        Минарет – башня, с которой созывают правоверных на молитву. – появился в VIII веке. С тех пор мусульманские небеса прорезали вертикали минаретов.

Учитель: Как называется эта архитектура? [16]

Ответы:  Замок.

Учитель: Почему замки строили с такими толстыми и крепкими стенами?

Ответы: Чтобы защитить замок от нападения врага…Чтобы враг не мог разрушить эти стены…

        Замок – это дом феодала и одновременно крепость, защищавшая большой участок местности. Все в архитектуре замка было подчинено войне. Стены крепкие, сначала деревянные, потом каменные, в два слоя. Толщина стен была от 2 до 5 метров.  Вокруг замка тянулся ров с водой.  

                                         

Учитель: А были ли замки на Руси?

Ответы:  Были…Не были…

Оказывается, были. Но не для рыцарей, а для всех. Они назывались кремли.

Учитель: Что представляет кремль?

Ответы:  Город, окруженный стеной…

        Кремль, кром, детинец – это русская крепость для защиты города – похож на средневековый замок. Толстые стены, по которой может проехать лошадь с повозкой, выступающие вперед башни с тайниками–колодцами (чтобы во время осады не страдать от жажды), бойницы, ров и подъемный мост. В отличие от замка, это было общественное сооружение для всего народа, а не укрепленный дом богатого феодала [17, 18].

Учитель:  Назовите города-крепости.

Ответы:  Москва,  Новгород, Ростов…

        До нашего времени сохранились кремли в Москве, Пскове, Новгороде, Нижнем Новгороде, Старой Ладоге, Орешке, Тобольске, Рязани, Казани, Ростове. Шли века, росли русские города, окружались земляными валами.

Учитель: Какие определения вы подберете для описания этого здания? [19]

Ответы: Толстые, массивные, не пробиваемые, сильные…

Толстые стены, приземистые башни, низкие купола, массивные силуэты…Это романская архитектура. В ней -  суровая красота и сила. Тяжелые, могучие романские строения и сейчас поражают мощью [19].

                                                 

        И вдруг (ну, не совсем вдруг) появился совершенно другой стиль,

Учитель:  А как вы опишите, какие слова подберете для этого собора? [20]

Ответы: Стройный, красивый, легкий…

Легкий, воздушный, устремленный вверх – готика. Люди стали больше тянуться к богу. Понадобились церкви с большим сводным пространством [20].

                                                 

Учитель:  Кто может мне назвать город, стоящий на воде?

Ответы: ……Венеция (возможно и не назовут)…

Венеция вся состоит из бликов солнечного света и отражений в водах лагуны [21].     118 островов, почти 400 мостов, а вокруг вода, вода… Вода и море определили архитектуру города. Здания строили на сваях, значит каменные своды были не возможны. Каждый участок земли, отвоеванный у моря, был ценен, поэтому дома прижимались друг к другу боковыми стенами очень тесно, дворики маленькие, а иногда их вообще нет. И вместе с тем город был богат. Самые знаменитые здания Венеции – это Дворец дожей и собор Святого Марка [22,23].

                                     

        В Японии города наступают на море с невероятной скоростью. В 1960 году архитектор Кендзо Танге разработал проект реконструкции Токио по типу «дерева». «Ствол» «дерева» - транспортная артерия, «ветви» - это  отходящие от него дороги, а «листья» - городские кварталы, которые должны быть построены на воде.

        Человеку свойственно заглядывать в будущее. Если это архитектор, то он берет карандаш и начинает рисовать. Каких только чудесных городов будущего не нарисовали писатели, философы и архитекторы! О «Городе Солнца» мечтал Томазо Кампанелла, о «Городе Счастья» - Шарль Фурье. Итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа в самом начале XX века нарисовал город, пронизанный лифтами и мостами… в конце 1920-х годов архитектор Крутиков опубликовал проект летающего города. Этот город был подвешен на аэростатах и перемещался над землей.

        Физкультминутка.  

Рисование глазами. Давайте представим, что мы строим дом: сначала мысленно изобразим прямоугольник – это стены, затем треугольник – это крыша, дальше глазами изображаем  дверь (прямоугольную или в виде полукруглой арки), далее окна (форму окон придумайте сами), затем крыльцо, перила, фонари…

        

  1. Практическая работа:  постройка  игрушечного города (с использованием упаковочных коробок).

Звучит  музыка.

Работать  всем вместе нам очень приятно,

Лепить, вырезать, что-то клеить – занятно.

На этом уроке фантазия с нами,

Мы мастерим все своими руками.

Учитель: - Мы сегодня с вами поработаем архитекторами. С чего архитектор начинает свою работу?

Предполагаемые ответы: - с замысла, затем выполняет рисунок (эскиз), после эскиза делает чертеж и переходит к макету.

Учитель:  - Правильно. У нас с вами коллективная работа, мы создадим город из картона и бумаги, используя упаковочные коробки.

Учитель:  Что нам необходимо для работы?  Ответом будет отгадка на мою загадку:

                                            На чем мы пишем что-нибудь,

                                На чем мы любим рисовать,

                                Что можно скомкать и согнуть,

                                И даже трубочкой свернуть?

                                А ну, попробуй угадать!

Ответ:  Бумага.

Учитель:                         Два  листа  между  собой

                                Скрепит  он, колпак открой.

                                Можешь  мазать, не жалей.

                                        А зовут  его все…?

Ответ:    Клей.

Учитель:                         Два конца, два  кольца

                                По середине – гвоздик.

Ответ:   Ножницы.

Учитель:  Вы умеете замечательно отгадывать загадки. Но  прежде  чем начать работу, вспомним правила безопасной работы с ножницами.

Ответы:   Соблюдать порядок на своем месте;  ножницы держать закрытыми,  передавать ножницы кольцами  вперед, следить за движением лезвий во время работы; ножницы класть кольцами к себе; не играть ножницами; не подносить ножницы к лицу; не держать лезвиями вверх…

Учитель: - Правильно.

Подумайте: как построить дом, как его украсить, из чего лучше сделать крышу, окна.  Теперь приступим к работе: перед вами лежат коробочки, которые могут превратиться в дома.

Учитель:  С чего мы начнем работу?

Ответы:  Сделаем  крышу из гофрированного картона (путем складывания прямоугольника на две равные части),  затем  приклеим крыльцо,  окна  и двери…

Учитель:  Как сделать крыльцо? Какой прием сгиба мы используем?

Ответы:  Бумагу нужно сложить в гармошку и добавить перила.

Учитель:  В чем заключается последний этап работы? Что необходимо сделать, чтобы домик наш был красивый?

Ответы:  Украсить дом,  добавить узоры…

        Дети приступают к практической работе.  Одни из них делают работу по одному, другие работают в парах (создают один дом на двоих). Первые, кто закончили работу, конструируют скамейки, дорожки, деревья…

                                Пусть не сердятся родители,

                                Что измажутся  Строители,

                                Потому что тот, кто строит,

                                Тот чего-нибудь да стоит!

Те, кто закончили свои домики, начинают под руководством учителя из сделанных домиков строить на столе город.

 5.  Подведение итогов урока.

 Учитель:  - Составим наши домики в общую композицию, добавим дорожки, деревья, озеро, скамейки. У нас получился красивый город. Давайте дадим ему название…

                                Строим мы за домом – дом

                                И в жару, и в холод.

                                Как мы назовем потом

                                Этот новый город?

Предполагаемые ответы: Белый город,  Солнечный город,  Белоснежный город, Праздничный город…

Учитель: Нравится вам город? Вы славно потрудились и заслуживаете отличной оценки!     Большое  спасибо всем за урок!

Список  используемой литературы:

      1.  Программа  «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского 1-9 классы. Изд-во Просвещение. 2010.

      2.   Л.А.Неменская  «Искусство и ты».  Просвещение 2013.

      3.  История русской архитектуры. Издательство  Санкт - Петербург. Стройиздат СПб. 1994.

      4.   Энциклопедия тайн и загадок. Загадки и тайны архитектуры. Изд. Белый город. 2006.

     

        Интернетресурсы:

1. allcastle.info/europe/greece

2. allcastle.info/asia/india

3. krupaspb.ru/books/novinki/index.htm. 

4. zanimatika.narod.ru

  1. 2     3  

                    4    

               5      

     6      7        8    9

 10             11        12  

 13              14                15   

16      17  

 18               19                              20  

21      22   23

                         

               

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикалова. 4 класс

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» Т.Я.Шпикаловой, Е...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета « Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс

Рабочая программа по  изобразительному искусству разработана на основефедерального государственного образовательного стандарта начального общего    образования ( утверждён МОиН РФ ...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство и художественный труд", 2 класс

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....