Планирование по ИЗО 2 класс "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Силантьева Елена Владимировна

Планирование по учебнику Т.Я. Шпикаловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2_kl.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         ГБОУ школа №523 Колпинского района г.Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

 на заседании  методического

объединения учителей ______

Протокол № __

от «__»  сентября   2013года

Руководитель кафедры: ____________

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

от «__»  сентября   2013 года

«Утверждаю»

Директор  школы

__________________________

 от «__»  сентября   2013года

Рабочая программа  

по изобразительному искусству для 2 класса

1час в неделю (всего 34 часов)

                                                                                                                       Составители: учителя начальных классов ГБОУ СОШ №52

                                                                                                                                                   

                                                                     Силантьева Елена Владимировна                I

                                                                                 Санкт-Петербург, Колпино

                                                                                                     2013г.

                                                                                 

 Пояснительная записка

                                                                                                                           

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.  

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые во 2 классе:

  1. Закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
  3. Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
  4. Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Эрмитаж)  и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
  6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки

                                                                      Основное содержание

Наименование раздела

2 кл

1. Мир изобразительных (пластических искусств)

10

2. Художественный язык изобразительного искусства

10

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

14

Всего часов:

34

                                                                         

Мир изобразительных (пластических) искусств

(10 часов)

 Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств,  отношений к природе, человеку  на примере произведений отечественных  художников.

 Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова,  И.Э.Грабаря,  ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

(10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

(14 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация,  гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков,  дизайн одежды,  посуды, игрушек).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Количество часов в год – 34.

В результате изучения изобразительного искусства во 2  классе ученик должен

знать/понимать

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

Литература

Примерные программы начального общего образования. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3836/

Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М.,  Дрофа, 2007.

Перспектива. Концепция и программы для начальных классов. – М., Просвещение, 2011.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2009.

Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2010.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2011.

Дата (плановая)

Дата

(фактическая)

Тема урока

(текущий контроль)

Характеристика деятельности учащихся

Страница учебника

Страница тетради (другого доп. источника)

2.09

1

Лето в произведениях художников

Практическая работа. Композиция «Мой отдых летом»( акварель, гуашь)

Рассматривать произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека летом. Высказывать суждение о том, как по- разному художники отразили жизнь природы и человека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюрморте.

 Сопоставлять произведения живописи и народного мастера о лете. Находить в них тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, композиционный центр, различать по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции, свет и цвет. Размер фигуры главного героя, его действия и место в многосюжетной композиции.

 Выделять цветом главное и передавать с помощью контраста тёплых и холодных цветов радость и тепло летнего дня. Рисовать по памяти, по представлению сюжетную композицию «Мой отдых летом», использовать в работе живописные материалы и художественные выразительные средства, композиционный центр, тёплые и холодные цвета и их оттенки, цветовой контраст.

Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.6-8

4-5

9.09

2

Многоцветье земли в произведениях художников.

Практическая работа. Пейзаж (акварель)

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и состояние.

 Рассматривать произведения художников-пейзажистов и выражать своё отношение к ним. Находить признаки реальной природы в художественном воспроизведении её на картинах и в поэзии, контраст тёплых и холодных цветов в пейзажах живописцев.

Рассказывать о происходящих переменах в природе по мере наступления осени, о цветовом богатстве родной земли. Сопоставлять изображения природы в пейзажах живописцев. Определять, что преобладает в их композиции — широта земного пространства или небо.

 Объяснять смысл понятия линия горизонта.

 Участвовать в обсуждении содержания и художественно-выразительных средств пейзажей художников.

 Изображать по памяти, по представлению, какой ты видишь землю своего города, деревни, посёлка осенью.

Использовать в рисунке высокую линию горизонта, передавать осеннее многоцветье в пейзаже с помощью удлинённого раздельного мазка, разного по направлению. Создавать живописными средствами композицию осеннего пейзажа согласно заданной теме и условиям исполнения. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к Отечеству, родной земле, родному дому.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.9-13

6-7

16.09

3

Экспериментируй с красками и кисточками.

Практическая работа. Украшение головного убора девушки (акварель)

Рассматривать драгоценные камни и минералы в природе, произведения изобразительного и декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним. Определять оттенки цвета в самоцветах в произведениях живописцев и на примере слов (изумрудный, лиловый, янтарный и т. д.). Рассказывать о форме самоцветов (симметричный, многогранный и т. п.).

Объяснять смысл понятий сближенные цвета, нюансы, симметрия, ритм, силуэт.

 Участвовать в обсуждении приёмов растяжения цвета, использования его оттенков и нюансов живописцами при создании сказочных образов, в передаче блеска и цветовых переливов камней и украшений.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать получение сближенных сочетаний цветов. Выполнять упражнение на освоение приёма создания нюансных цветовых сочетаний. Решать, какие мотивы (листья, звёзды, птицы, цветы) включать в орнамент, какое чередование элементов (повторение одинаковых или один за другим следуют разные мотивы).

Рисовать силуэт девичьего праздничного головного убора и украшать его декоративной композицией — орнаментальным украшением девичьего головного убора (венец или корона). Включать древние образы-символы в украшение праздничного венца (короны); использовать ритм, симметрию, цвет и нюансы как выразительные средства узора.

 Выполнять эскиз декоративной композиции — девичьего головного убора согласно условиям. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к традициям народного искусства в создании праздничного женского костюма, головного убора, ювелирных украшений.

Стр.14-15

8-9

23.09

4

Подивись палитре и форме сокровищ земли. Практическая работа. Украшение силуэтов греческих сосудов.(акварель)

Рассматривать керамические сосуды, созданные народными мастерами Древней Греции и Дагестана (аул Балхары), и различать их по форме и узору. Высказывать своё отношение к художественному совершенству этих керамических изделий.

Сопоставлять балхарские сосуды с древнегреческими

(форма изделия и декор). Определять сходство и различия в форме глиняных сосудов, их цветовом решении, декоре.

Объяснять смысл понятий керамика, гончар, меандр, пальметта. Участвовать в обсуждении композиции орнаментов, украшающих поверхность сосудов Древней Греции и Дагестана, расположения их на поверхности глиняных сосудов разной формы. Работать по художественно-дидактической таблице.

Выявлять природную основу древних орнаментов.

Определять, какие (крупные или мелкие) элементы

орнамента и на каких частях поверхности сосуда (горловина, тулово, поддон) располагают народные мастера, чтобы подчеркнуть пластическую форму и объём сосуда. Изображать силуэт симметричного предмета (сосуда).

Намечать основные его части (горловые, тулово, поддон), которые украшаются орнаментами.

 Создавать эскиз декоративного украшения керамического сосуда (дагестанского или древнегреческого — по выбору), согласовывать декор с формой сосуда. Выражать в творческой работе своё осознанное уважение к традициям и искусству мастеров-гончаров в нашем Отечестве и в других странах мира.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.16-17

10-11

30.09

5

В мастерской мастера-гончара.

Практическая работа. Натюрморт с натуры художественный материал по выбору(акварель, гуашь)

Рассматривать натюрморты художника-графика и живописца из природных и рукотворных форм. Сопоставлять натюрморты графиков с живописными.

Называть изображённые в них формы предметов. Различать средства художественной выразительности графики в передаче объёмной формы предметов в натюрморте (линия, пятно, штрих, светотень, светлые и тёмные тона). Участвовать в обсуждении своеобразия передачи красоты природных и рукотворных форм в натюрмортах графика и художника-живописца. Рисовать с натуры натюрморт, составленный из сосуда и овощей или фруктов. Применять выразительные графические средства в работе (линия, пятно, штрих, светотень). Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к природным и рукотворным формам. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.18-19

12-13

7.10

6

Как любуются формой живописцы и графики.

Практическая работа. Рисование с натуры цветов (графические материалы)

Рассматривать произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы. Высказывать своё отношение к ним. Называть, какими средствами рисунка (линия, штрихи разные по виду и ритму, пятно, силуэт, чёрный и белый цвет) художники создают выразительный образ деревьев в графическом пейзаже и натюрморте. Объяснять понятия силуэт, ритм.

 Участвовать в обсуждении использования графиками различных ритмических чередований (предметы разных размеров или форм, светлые и тёмные пятна, чёрные и белые пятна, силуэтное изображение чёрное на белом, белое на чёрном), разнообразных линий (живые, тонкие и толстые, прямые и кривые, волнистые, кривые, дугообразные, одиночные, сгруппированные в штриховку и т. п.). Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, как наносить линии, разные по виду и ритму. Экспериментировать, рисуя линии, разные по

виду и ритму (кривые, ломаные, волнистые, дугообразные, сетки, параллельные штрихи). Выбирать графические материалы для осуществления своего замысла. Решать, какой цветок войдёт в композицию. Изучать его форму, как он освещён, планировать свою работу и определять порядок рисования (прорисовка главных частей цветка, намётка расположения крупных листьев, цветов, деталировка линиями и штриховкой).

 Рисовать с натуры комнатные цветы выразительными средствами графики: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт. Выражать в творческой работе своё отношение к природным формам средствами художественного образного языка графики.

Подведение итогов.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.20-21

14-15

14.10

7

Экспериментируй с графическими материалами.

Практическая работа. Изо. фруктов и овощей на основе контрастных цветов

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника. Высказывать своё отношение к ним.

 Называть характерные, существенные черты праздника всех тружеников земли — Дня урожая. Рассказывать, как это событие отображено в произведениях различных видов изобразительного искусства. Описывать словами, как отмечают народный праздник — День урожая там, где ты живёшь.

 Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений декоративно-прикладного, изобразительного искусства.

Работать по художественно-дидактической таблице. Исследовать возможности живописи, создавать цветовой контраст, смешивая поочерёдно друг с другом основные и составные цвета. Объяснять смысл понятий цветовой круг, цветовой контраст.

 Выбирать сюжет для творческой работы из предлагаемых или запомнившихся из наблюдаемых осенних праздников в своём крае, городе (посёлке).

 Создавать по представлению или по памяти композицию осеннего праздника День урожая. Применять цветовой контраст в передаче праздничного, радостного настроения, усиления эмоционально-образного звучания работы. Эмоционально откликнуться на красоту народных праздников в жизни твоего края, города (посёлка) в произведениях изобразительного искусства, выражать отношение к ним в собственной творческо-художественной деятельности.

Подведение итогов.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.22-25

16-17

21.10

8

Экспериментируй с палитрой цветовых контрастов.

Практическая работа .

Повтор элементов филимоновских  узоров(гуашь)

Рассматривать народные глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области. Вспоминать глиняные народные игрушки: дымковские, каргопольские, о которых узнали в 1 классе, и сравнивать филимоновскую

игрушку с ними. Рассказывать о различии и общности в создании образа глиняной игрушки в центрах народных художественных промыслов разных регионов России. Участвовать в обсуждении характерных образов-символов в игрушках из села Филимонова, их связей с природой и жизнью человека. Работать по художественно-дидактической таблице.

Выполнять упражнение: повторять за народным мастером элементы филимоновских узоров. Рисовать последовательно узоры кистью от светлых тонов к тёмным (жёлтый, красный, тёмно-зелёный).

 Создавать декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона». Варьировать мотивы народной росписи, изображать знаки-символы в филимоновской росписи. Передавать специфику стилистики произведений народного художественного промысла России (с учётом местных условий). Выражать в творческой работе своё отношение к образному языку народной глиняной

игрушки.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Стр.26-27

18-19

28.10

9

В мастерской мастера-игрушечника. Повтор знаков-символов природных стихий(акварель)

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о красном цвете как основном, об использовании красного цвета как выразительного средства в изобразительном искусстве.

Находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету в натуре, объяснять символическое значение красного цвета в композициях с предметами, имеющими в реальной жизни другую окраску. Участвовать в обсуждении содержания и художественно-выразительных средств произведений живописи и народного искусства.

Определять и называть оттенки красного цвета. Рисовать красную птицу-паву по мотивам народной вышивки (на основе собственного поиска её изображений или используя информацию в учебнике), считая клеточки.

Передавать знако-символический смысл языка народного искусства. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу птицы-павы.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.28-30

20-21

11.11

10

Цвет красный-прекрасный. Практическая работа. Декоративный натюрморт с оттенком красного цвета(гуашь)

Рассматривать произведения живописи (портрет, натюрморт, пейзаж), высказывать своё суждение о них.

 Называть оттенки красного цвета в природе и находить их в картинах художника. Объяснять роль красного цвета в передаче образа человека и природы.

 Рассказывать, как получить оттенки красного цвета, находить их путём смешивания красок на практике или по цветовому кругу.

Участвовать в обсуждении особенностей отображения цветовой палитры природы и окружающего человека предметного мира в живописи, цветовой гаммы живописных пейзажей и натюрмортов и передачи в них настроения с помощью красного цвета и его оттенков.

 Работать по художественно-дидактическим таблицам.

Определять на цветовом круге основные и составные цвета, находить на нём оттенки этих цветов и называть их. Определять, где (ближе — дальше, один за другим) на композиционных схемах расположены предметы, и объяснять, как переданы их соотношения.

 Решать, какие предметы включить в композицию натюрморта, где и как их расположить. Сверять свои действия с таблицей. Рисовать с натуры натюрморт, учитывать в его композиции простейшие приёмы перспективы в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше, загораживание), применять разные

оттенки красного цвета. Применять в творческо-художественной деятельности знания о разных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт) и композиции.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

Стр.31-34

22-23

18.11

11

Как белый и черный создают цвета. Практическая работа Рисование вазы белой линией, штрихом(гуашь)

Рассматривать произведения художников-графиков, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним.

 Узнавать художественные выразительные средства

создания художественного образа в графике и называть их.

Объяснять смысл понятия симметрия. Находить симметрию в произведениях изобразительного искусства.

Сравнивать произведения графики. Находить общее и различное в композиции, средствах выразительности (характер и ритм линий, штрихов, их разнообразие по виду и направлению, силуэт, чёрный и белый цвета и их тональные оттенки, контраст).

 Рассказывать о художественной выразительности вологодского кружева.

 Определять характерные признаки (прозрачность, изящество, блеск и т. п.) изделий из стекла (хрусталя) и называть их. Участвовать в обсуждении изображений природы (растений и животных) в графике, разнообразном выборе графических средств для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке, художественных особенностей изделий из стекла и вологодского кружева.

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Прослеживать, как передать тоновый контраст, и выполнять растяжение цвета от чёрного до серого, называть последовательность рисования предметов симметричной формы: определять положение оси симметрии, наносить разметку основных парных орнаментов на горизонтальных линиях, получать очертания силуэта по парным ориентирам. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Рисовать с натуры вазу из обычно-

го стекла, применять выразительные средства графики: белые линии, штрихи разной толщины, направления и ритма, силуэт, симметрию. Выражать в творческой работе своё отношение к выразительности чёрного и белого цветов в искусстве графики.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять контрольные задания (на повторение).

 Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях

Стр.35-38

24=25

25.11

12

В мастерской художника Гжели. Практическая работа (Повтор узоров Гжели)

Рассматривать произведения керамики из Гжели. Высказывать своё отношение к ним.

 Сопоставлять красоту зимнего пейзажа в живописи

с красотой колорита гжельского фарфора, традиционные элементы гжельского узора с орнаментом хохломской росписи по дереву. Находить общее и различное.

Участвовать в обсуждении своеобразия произведений

из Гжели, синего цвета и его оттенков в живописном пейзаже и гжельской росписи по белому фарфору.

 Работать по художественно-дидактической таблице Н. Бидак: прослеживать постепенный переход от тёмного к светлому оттенка синего цвета, осваивать приёмы гжельского живописного мазка (мазок с растяжением, мазок с тенями, примакивание). Выполнять упражнение. Повторять за народным мастером из Гжели элементы росписи Гжели (фигурные и растительные: «усики», «завитки», «капельки», «листочки»).

 Рисовать силуэт изделия (фарфорового чайника), украшать его росписью по мотивам Гжели. Согласовывать декор с формой изделия. Использовать приёмы кистевой росписи гжельского стиля (повтор, вариации). Выражать в творческой работе своё отношение к красоте гжельского фарфора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.40-43

26-27

2.12

13

Фантазируй волшебным гжельским  мазком. Практическая работа. Повтор  силуэтов деревьев ( акварель)

Наблюдать зимнюю природу, изменения в её состояниях неба, деревьев, снежного покрова при разной освещённости (солнечный морозный день или пасмурный) и в разное время суток и любоваться ею.

 Рассматривать зимние пейзажи художников. Высказывать своё суждение о них.

Определять, как влияет разная освещённость зимнего дня и разное состояние погоды, удалённость от линии горизонта на колорит живописи. Называть цвета и оттенки, подмеченные в природе, и находить соответствие им в произведениях художников.

 Сопоставлять пейзажи живописцев. Определять общее и различное в их композиции и цвете.

 Участвовать в обсуждении того, какие цвета (контрастные, сближенные) и в каком живописном пейзаже использовали художники, какое настроение с помощью их передали. Работать по художественно-дидактической таблице.

Определять, какие из композиционных схем соответствуют пейзажам, представленным в учебнике. Выделять разные планы пейзажа в произведениях живописцев и художника из Гжели (Н. Бидак). Находить линию горизонта. Аргументировать свой ответ.

 Решать, какое состояние зимней природы будешь изображать в творческой работе. Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Изображать приёмами гжельского живописного мазка деревья и кусты. Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.44-46

28-29

9.12

14

Маска, ты кто? Практическая работа. новогодняя маска(гуашь)

Рассматривать маски, представленные в учебнике, и сравнивать их. Находить общее и различное. Высказывать своё отношение к ним.

Участвовать в обсуждении того, почему маска скрывает черты лица реального человека и придаёт образу новый облик (смешного, страшного, каверзного и т. п.) героя, какими художественно-выразительными средствами (искажение черт лица, нереальные цветовые сочетания, использование различных материалов) художник придаёт облику героя маски загадочность, фантастичность.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать последовательность рисования лица маски (овал, расположение глаз, носа, губ, ушей), как меняется линия губ, бровей, выражение глаз при разных эмоциональных состояниях человека (сердится, смеётся, спокоен). Наблюдать за выражением лиц людей и своего собственного. Различать по мимике лица разные

эмоциональные состояния человека.

Сочинять маску необычного фантастического персонажа для новогоднего карнавала, использовать свои наблюдения за выражениями лиц человека.

 Планировать свою работу: решать, какой (весёлый, чудаковатый, страшный) образ придать маске, определять последовательность рисования (изображение овала (вытянутый, угловатый, круглый и т. п.), намётка расположения и характер черт лица, глаза, нос, губы (и какие по виду), выбор цветов и материалов согласно замыслу — образ маски своего персонажа). Выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеётся или сердится, спокоен или гневается. Создать эскиз карнавальной маски — образ сказочного или фантастического персонажа. Работать в разной технике и с разным материалом (подручный и природный). Выполнить эскиз карнавальной маски, согласно условиям задания изготовить маску в цвете и с использованием разных материалов.

 Обсуждать творческие работы одноклассников. Выбирать маски для детского представления на школьном

новогоднем празднике. Высказывать своё суждение об изображении героев народных сказок, былин, фантастических животных в масках.

Стр.47-49

30-31

16.12

15

Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция

Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, посвящённые новогодним праздникам. Высказывать своё суждение о них.

Участвовать в обсуждении того, какие праздничные сцены запечатлели художники, какими выразительными средствами передали всеобщее приподнятое настроение праздника в своих произведениях.

 Выбирать изобразительные материалы соответственно замыслу творческой работы. Описывать словами, кто станет героем композиции, какое место в ней займёт новогодняя ёлка, как будут располагаться на ветвях ёлочные украшения. Рисовать по представлению или наблюдению композицию «Новогодняя ёлка в комнате или на улице». Использовать цветной контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения. Передавать цветом радостное чувство праздника с помощью яркого света на поверхности стеклянных игрушек и сверкающего

блика.

 Обсуждать творческие работы одноклассников. Составлять коллективное праздничное панно композиций для украшения новогоднего школьного интерьера.

Стр.50-52

32-33

23.12

16

Храмы Древней Руси. Архитектура:

объёмы, пропорция, симметрия, ритм

Рассматривать белокаменные храмы, представленные в учебнике, высказывать своё суждение о них. Узнавать и называть памятники архитектуры своего Отечества. Устно описывать наиболее известные памятники зодчества Древней Руси на основе иллюстраций учебника и художественных альбомов, а также непосредственного наблюдения.

 Объяснять смысл понятий зодчество, храм, церковь, собор, колокольня.

Участвовать в обсуждении пропорций, объёмов, ритма и симметрии, использованных в конструкциях, художественно-образном строе древнерусских храмов.

 Работать по художественно-дидактической таблице.

Различать сочетание архитектурных объёмов одноглавого храма (нижнее основание храма, основная часть храма, глава, барабан, купол).

 Выбирать изобразительные материалы соответственно замыслу творческой работы. Изображать по памяти или по представлению силуэт одноглавого белокаменного храма. Использовать ось симметрии и парные ориентиры на горизонтальных линиях при построении изображения симметричной формы. Использовать в композиции выразительное сочетание архитектурных объёмов, а также выразительные средства языка живописи и декоративно-прикладного искусства. Выражать в творческой работе своё отношение к историко-культурному наследию своего Отечества.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.53-56

34-35

13.01

17

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта,

планы, цвет и свет

Рассматривать произведения живописи, посвящённые красоте родной природы в зимнее время. Находить цвета и их оттенки, подмеченные в природе, в пейзажах живописцев. Выражать своё отношение к окружающему миру природы и произведениям художников. Сравнивать пейзажи живописцев. Находить в них общее и различное. Называть месторасположение линии горизонта в пейзажах. Участвовать в обсуждении зависимости цвета от освещённости, роли света и цвета в передаче пространства в зимнем пейзаже. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать расположение линии горизонта, характер расположения снежного покрова. Выполнять упражнение на получение нежных оттенков приёмом смешения яркого цвета с белилами.

Выбирать сюжет для своего зимнего пейзажа, определять линию горизонта в нём, составлять его композиционную схему, намечать место снежного покрова и деревьев, решать, какое время дня и почему выбрать

для своего пейзажа, подбирать соответствующую цветовую гамму. Изображать зимний пейзаж по памяти, по представлению. Составлять на палитре нежные оттенки приёмом смешения белил с яркими цветами для

снега и неба и использовать их в своём пейзаже. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте родной природы. Обсуждать творческие работы одноклассников. Высказывать свои суждения о передаче зимнего колорита в работах одноклассников

Стр.57-61

36-37

20.01

18

Зимняя прогулка. Измени яркий цвет белилами. Практическая работа. Изображение  фигур людей на зимней картине(аппликация)

Воспринимать и эмоционально оценивать произведения на спортивные темы. Выражать своё отношение к спортивным сюжетам на картинах А. Дейнеки.

 Участвовать в обсуждении содержания и художественных особенностей произведений искусства на тему спорта, своеобразия передачи в них стремительных и плавных движений человека.

Создавать композицию на заданную тему «Зимняя прогулка». Решать, какой сюжет изображать в ней: прогулку с друзьями на лыжах, катание на коньках или с гор на санках, игру в снежки и др. Определять, какая композиция будет соответствовать творческому замыслу (главный и второстепенные герои, их место и действия на фоне зимнего пейзажа). Использовать схематические рисунки пропорций человеческой фигуры в движении при поиске движений героев собственной композиции. Определять, какая цветовая гамма будет соответствовать твоему замыслу (солнечный или пасмурный день). Подбирать нежные цвета на палитре, смешивая яркие цвета с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к человеку и при-

роде.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.62-63

38-39

27.01

19

Русские изразцы.(акварель, белая гуашь) Практическая работа. Повтор узора изразца.

Рассматривать старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. Высказывать своё суждение о них.

 Вспоминать и рассказывать, в каких видах народного искусства встречались образы льва, птицы-сирин, Полкана. Находить их в изображении на изразцах.

Участвовать в обсуждении художественных особенностей русских изразцов, их разнообразных форм, рисунков и цветовых оттенков, видов использования.

 Работать по художественно-дидактической таблице.

Находить соответствие композиционной схемы расположения узоров на квадрате в изразцах из декоративного убранства храмов или печей. Создавать декоративную композицию «Муравленый изразец», импровизировать по увиденным сюжетам. Использовать форму изразца — квадрат или прямоугольник. Строить композицию узора на ней с учётом

симметрии для растительных мотивов и свободно от неё при изображении фантастических зверей, птиц или людей. Применять зелёный цвет с разнообразными оттенками.  Проявлять в творческо-художественной деятельности своё осознанное уважение к самобытным культурным

ценностям и духовной жизни родного края, России. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Стр.64-67

40-41

3.02

20

Изразцовая русская печь. Сюжетно-

декоративная композиция по мотивам

народных сказок

Рассматривать старинные русские печные изразцы, представленные в учебнике, и произведения художников, воссоздавших образ русской печи. Высказывать своё суждение о них. Называть сказки, в которых печь

была героиней. Находить народные знаки-символы в изразцах и составлять единую сюжетную композицию из них по частям.

Участвовать в обсуждении художественных особенностей старинных печных изразцов, эмоциональной роли цвета, использовании народных знаков-символов,

сюжетных и декоративных мотивов в их украшении.

 Работать по художественно-дидактической таблице. Изображать печь в единстве её частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход) в крестьянском доме. Изображать сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям. Прорисовывать характерные части печи, передавать движения героев и ответное волшебное действие

печи на их просьбу. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочным образам в народной сказке, народном искусстве.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.68-71

42-43

10.02

21

Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на

коне. Прославление богатырей — защитников земли Русской в искусстве

Рассматривать произведения разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное и народное искусство, поэзия), посвящённые прославлению воинской доблести, подвигов воинов Древней Руси.

Рассказать, как изображены русские воины-богатыри в этих произведениях.

Сравнивать произведения разных видов изобразительного искусства. Находить общее и различное в композиции изображения воина-богатыря.

Участвовать в обсуждении композиционных приёмов и художественных выразительных средств, с помощью которых воссоздаётся образ мужественного защитника земли Русской. Работать по художественно-дидактической таблице с изображением костюма и доспехов русского воина

(XI—XVI вв.). Рассматривать костюм и доспехи русских воинов далёкого прошлого, выделять их детали и декор. Выбирать материалы соответственно творческому замыслу. Изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой. Использовать центральное расположение фигуры воина-богатыря в композиции как важное выразительное средство. Сверять изображение костюма и доспехов русских воинов в своей работе с таблицей.

 Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России — подвиги воинов Древней Руси.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.72-75

44-45

17.02

22

Народный календарный праздник

Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация

Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздавшие обрядовые действа яркого календарного народного праздника Масленицы.

 Рассказывать о традициях празднования Масленицы и впечатлениях об участии в этом народном календарном празднике в родном крае (городе, селе, посёлке). Различать признаки этого праздника и прихода весны, подмеченные в жизни и воспроизведённые на картинах живописцев

и в произведениях народного мастера.

 Участвовать в обсуждении характерных признаков народного праздника, отражённых в сюжете произведения (наряды людей, узоры конской упряжи), в состоянии природы (цвет неба, снежного покрова, деревьев, кустов), художественных приёмов передачи веселья и удали.- Изображать силуэт саночек для катания на Масленицу. Украшать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли. Вспоминать узоры, символы солнца и земли в росписи глиняной игрушки в 1 и 2 классах. Сочинять на их основе узор для декорирования саночек. Эмоционально откликаться в творческо-художественной деятельности на красоту народных праздников, отражённых в произведениях искусства и в жизни.

Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Стр.76-77

46

24.02

23

Натюрморт из предметов старинного

быта. Композиция: расположение предметов на плоскости

Рассматривать старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. Высказывать своё суждение о них.

Сопоставлять изображение старинных предметов быта в натюрморте с таблицей «Традиционная утварь», называть предметы (братина, скопкарь, крынка, горшок и др.) в живописном натюрморте и определять их на-

значение. Участвовать в обсуждении расположения предметов на плоскости с помощью приёмов перспективы и художественных выразительных средств передачи их формы и объёма в натюрмортах художников. Работать по художественно-дидактической таблице.

Закреплять знания о простейших приёмах перспективы в расположении предметов на плоскости, определять, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше, какие загорожены. Объяснять смысл понятия перспектива. Использовать приёмы построения симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров на горизонтальной оси. Рисовать с натуры натюрморт «Предметы старинного быта», применять простейшие приёмы перспективы расположения предметов на плоскости, использовать известные приёмы и техники в живописном натюрморте. Эмоционально откликаться на красоту старинной утвари, созданной народными мастерами, выражать в творческой работе своё отношение к старинным предметам быта.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.78-80

47

3.03

24

«А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация

Рассматривать произведения изобразительного и других видов искусства, воссоздавшие образ женщины в праздничном народном костюме. Давать характеристику героиням русских народных сказок и песен. Устно описывать традиционную женскую одежду, которую встречал на иллюстрациях в книгах, видел в театральном представлении или кинофильме, в музее.

 Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств (симметрия, пропорции, цвет, ритм узоров) передачи красоты и величия в образе красной девицы в праздничной народной одежде, каждый элемент которой свободно надевается на фигуру, а не облегает её.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Использовать ось симметрии при изображении элементов народного женского костюма.

 Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде.

Изображать основные элементы народного костюма (рубаху, сарафан, душегрею, головной убор — венец или корону). Соблюдать симметрию. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного и народного искусства (выразительность силуэта, цвет, ритм, симметрия, богатое узорочье). Выражать в творческой работе своё отношение к историко-культурному наследию своего Отечества — народному костюму.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.82-84

48

10.03

25

Чудо палехской сказки. Сюжетная

композиция: импровизация на тему литературной сказки

Рассматривать миниатюры палехских народных мастеров. Высказывать суждение о них. Сопоставлять сюжеты в композициях палехских народных мастеров с событиями из сказок А. Пушкина и называть сказку поэта. Находить соответствия в действиях героев. Анализировать особенности декоративной композиции в миниатюре А. Котухина (многосюжетность, объединение действий, происходящих в разное время, декоративность, красочность и орнаментальность, созвучные красоте и гармонии сказочного мира в произведениях А. Пушкина).

 Участвовать в обсуждении своеобразия композиций палехских лаковых миниатюр (сочетание разных планов, расположение главных героев по центру, на чёрном фоне, использование контрастной цветовой гаммы). Планировать свою работу (определять порядок её выполнения) в соответствии с последовательностью палехских мастеров (выбирать сюжет из сказки А. Пушкина, выполнять схематическую зарисовку композиции, изображать главных героев в действии по сюжету и детали (люди, фон, природа, архитектура), подбирать цветовую гамму для главных и второстепенных элементов композиции и завершать работу в цвете).

 Нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина на выбранный сюжет из сказки. Изобразить главных героев в действии по сюжету, использовать цветовой контраст, подбирать яркие цвета для создания впечатления необычности, нарядности, сказочности композиции. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к прекрасному в произведениях искусства.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.85-87

49

17.03

26

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа

Рассматривать произведения А. Саврасова, И. Левитана; произведения лаковой живописи, изображающие весеннюю природу. Рассказывать, какое впечатление и настроение возникает при восприятии картин и миниатюр, их колорита, как пейзажисты используют в своих произведениях свойства цвета для передачи настроения.

 Называть, какие цвета участвуют в создании весеннего колорита в разных пейзажах И. Левитана.

 Участвовать в обсуждении своеобразия колорита весенних пейзажей современных художников.

 Работать по художественно-дидактической таблице.

Исследовать возможности живописи, изменять чистый цвет с помощью смешения чёрной и белой красок. Анализировать результаты полученных оттенков. Решать, какие весенние состояния природы изобразить в творческой работе. Передавать цветовыми пятнами и линиями радость пробуждения природы весной, определять, какие цвета могут передавать настроение, выделять в композиции пейзажа композиционный

центр.

 Рисовать яркую, по-весеннему звонкую композицию по памяти, по представлению и передавать цветом выразительный образ природы родного края, где ты живёшь, учитывая роль чёрной и белой красок при смешении цветов. Создавать средствами живописи эмоционально выразительный образ родной природы. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к прекрасному в искусстве и к природе родного края и своего Отечества.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.88-90

50-51

7.04

27

Космические фантазии. Пейзаж:

пространство и цвет, реальное и символическое изображение

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённые космосу. Высказывать своё мнение о них.

 Рассказывать о первом полёте в космос и космонавте Юрии Гагарине, о Дне космонавтики — 12 апреля 1961 г. и радости людей на всей нашей планете Земля и особенно нашей страны, о том, что изображено на картинах живописца и в работе народного мастера. Участвовать в обсуждении своеобразия в отображении в искусстве мира фантастики и космоса, роли цвета и композиции в его изображении, об особенностях выражения представлений художника о звёздном мире, о том, как выглядит Земля из космоса.

 Нарисовать фантастический пейзаж «Космические

дали». Представлять себя летящим среди звёзд и передавать свои воображаемые космические впечатления в цвете, использовать известные приёмы и техники. Включать в композицию летательные аппараты необычной формы. Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

 Обсуждать творческие работы и составлять коллективное панно «Космические дали»

Стр.91-92

52-53

14.04

28

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия

Наблюдать изменения в весенней природе. Любоваться её красотой.

Воспринимать произведения живописи и графики, посвящённые весне. Высказывать своё мнение о них. Объяснять смысл понятий колорит, монотипия. Сопоставлять свои наблюдения цвета в натуре с весенним колоритом произведений живописи на тему весны. Называть цвета в колорите различных картин. Высказывать суждение о том, какие весенние пейзажи поразили своим колоритом. Давать свои определения красивому колориту представленных весенних пейзажей.

 Участвовать в обсуждении цветовой гаммы в пейзажах разноцветной весны, своеобразия техники монотипии. Исследовать возможности графики. Сделать пробный оттиск в технике монотипии — разового отпечатка. Выбирать вариант построения пейзажа для выполнения композиции на тему весны. Выполнять композицию «Весна разноцветная» в технике монотипии — разового отпечатка с дорисовкой. Сделать отпечаток. Рассмотреть отпечаток и рассказать, что видно на нём. Дорисовать увиденное кистью, фломастером или тушью. Использовать цвет как основное выразительное средство в своей творческой работе. Проявлять в творческо-художественной деятельности своё понимание образной природы искусства, давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Стр.93-96

54-55

21.04

29

Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации

Рассматривать народные игрушки из Полховского Майдана. Вспоминать и называть народные игрушки, которые создают мастера в разных регионах России (Архангельской, Кировской, Тульской областях). Называть их материал, палитру и характерные элементы в узоре.

 Определять, как мастера из Полховского Майдана выражают своё представление в игрушках о мире, природе, людях. Понимать знаково-символический язык

народной игрушки. Называть в росписи тарарушек цветовой контраст (красный — синий, зелёный — оранжевый, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый).

Участвовать в обсуждении художественного своеобразия полховско-майданской росписи (контур, контрастные цвета).

 Выполнять упражнение на повтор за народным мастером из Полховского Майдана последовательности и приёмов росписи орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Сочинять по мотивам росписи тарарушек свою композицию орнамента, украшать силуэт игрушки. Рисовать полховско-майданскую игрушку по выбору и расписывать её. Использовать цветовой контраст, создающий праздничное, радостное настроение. Учитывать стилистику декоративного образа игрушки. Проявлять в творческо-художественной деятельности

своё осознанное уважение традиций, самобытных культурных ценностей в области народной игрушки как части нашей культуры.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Стр.105-107

56-57

28.04

30

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки

с печатных досок

Рассматривать произведения народных мастеров-резчиков пряничных досок для печатных пряников. Высказывать своё суждение о них.

Рассказывать о приёмах техники резьбы пряничных досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, терема и др.), характерных для резных пряничных досок. Участвовать в обсуждении сюжетов для резных пряничных досок, приёмов стилизации и своеобразия художественных графических приёмов. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Сочинять рисунок для своей пряничной доски. Выбирать один из традиционных мотивов-символов. Выполнять изображения с учётом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке. Применять художественные графические приёмы (ритм штрихов в разном направлении, сочетание чёрного и белого) для получения чёткого изображения «прорезки» на пряничной доске.

Выражать в творческо-художественной деятельности представления о том, что народное искусство во все времена украшало повседневную жизнь человека. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Стр.98-99

58-59

5.05

31

Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая

скульптура

Рассматривать произведения скульптуры (круглой и рельефной). Высказывать своё суждение о них. Рассказывать, какие памятники в память о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. установлены в твоём городе (посёлке, селе).

 Представлять и различать разнообразные скульптурные произведения, включённые в различные монументальные решения (статуя, скульптурная группа, плита с рельефом).  Объяснять смысл понятий скульптура, рельеф.

 Участвовать в обсуждении выразительных средств скульптуры в передаче красоты человека — воина-защитника своего Отечества.

 Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Выполнять композицию для памятной доски в честь героев-защитников Отечества. Передавать героизм и нравственную красоту подвига защитника Отечества. Использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски (рельеф-объём на плоскости). Выбирать сюжет для изображения (образ воина, символы-виды боевой техники, боевые ордена). Изображать в объёме выразительные образы воина-защитника Отечества. Выражать в творческой работе чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Стр.108-109

60-61

12.05

32

Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму

Рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, запечатлевшие образы животных. Высказывать своё суждение о них.

Различать изображения животных в разных видах изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись), в декоративно-прикладном и народном искусстве.

 Рассказывать о своём отношении к защитникам животных.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного декоративно-прикладного и народного искусства, посвящённых образу животного мира.

 Изображать с натуры, по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения. Создавать выразительный образ домашнего животного и передавать своё отношение к нему. Выбирать и использовать различные известные приёмы художественного языка графики для передачи собственного художественного замысла. Выражать в творческой работе гармонию между человеком и окружающим миром.

 Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Стр.103-104

62

19.05

33

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и

декор

Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Высказывать своё суждение об этих произведениях.

 Сравнивать декоративные росписи тарелки из Китая и вазы из Индокитая. Объяснять, как орнамент в одном случае подчинён плоской поверхности тарелки,

а в другом подчёркивает силуэтность, объёмность вазы. Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств создания декоративного образа (силуэт, симметрия, ритм, цвет, образ-символ) в орнаментальном искусстве. Приводить примеры орнаментального искусства народов России.

 Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы орнаментов народов мира. Определять общее в выразительных средствах орнаментальных мотивов народов мира (ритм, симметрия, силуэт, декоративное обобщение природных форм, цвет).

 Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта.

Украшать его. Использовать выразительные средства орнамента народов мира. Выражать в творческой работе своё отношение к традициям орнаментального искусства разных народов мира.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности.

Стр.110-111

63

34

Наши достижения. Я умею. Я могу.

Наш проект: доброе дело само себя хвалит

Давать оценку лучшим работам сверстников и систематизировать отобранные работы с учётом возможного уровня освоения азбуки искусства во 2 классе.

 Использовать выразительные средства изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём), декоративно-прикладного и народного искусства (композиция, связь декора с формой украшаемого предмета, ритм, орнамент, симметрия — асимметрия,

статика — динамика, тоновые и цветовые контрасты и нюансы, национально-региональное своеобразие) для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности.

 Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками, использовать их для передачи художественного замысла

в собственной учебно-творческой деятельности. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека (передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека).

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике.

 Выбирать творческую группу («Художники-пейзажисты», «Художники-графики», «Игрушечных дел мастера», «Знатоки натюрморта», «Искусствоведы», «Знатоки изображения ратных подвигов») для участия в оформлении одного из разделов итоговой выставки работ сверстников.

 Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях при обсуждении творческих работ,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из

спорных ситуаций. Обсуждать и оценивать коллективную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике. 2 класс.

Данное планирование предназначено для учителей индивидуального обучения ( 2 часа в неделю)....

Планирование уроков изобразительного искусства

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по у...