Календарно-тематический план по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Леонтьев Владимир Васильевич

Программа «Изобразительное искусство» предназначена для детей дошкольного возраста от 4-х до 6 лет и относится к программам художественно-эстетической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл календарно-тематический план68.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОВРЕМЕННИК»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО        УТВЕРЖДАЮ

Методический совет ДДТ «Современник»        Директор ДДТ «Современник»

Протокол №_____ от _________        М.Н. Гребенькова

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей

«РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ,

КОМПОЗИЦИЯ»

для обучающихся 7-8 лет

Срок обучения - 3 года

1-й год обучения

Составитель:

ЛЕОНТЬЕВ Владимир Васильевич, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Рисунок, живопись, композиция» предназначена для раскрытия творческих способностей учащихся в отображении ими окружающей действительности средствами цвета и линии.

В природе имеется множество неуловимых, скрытых законов живописи, пластики и строения форм, которые неопытному, начинающему художнику трудно увидеть, а тем более понять и изобразить. Задача курса -раскрыть эти законы природы, помочь понять их и обучить тому, как их следует использовать в практике изобразительного искусства.

Обучение живописи проходит параллельно с занятиями рисунком и изучением основ изобразительной грамоты. Развитие цветового восприятия мира осуществляется через работу с натуры. Практические знания и навыки, позволяющие впоследствии видеть и самостоятельно, по-своему, выражать виденное, приобретаются через познание, выраженных в природе закономерностей и связей, а также, через овладение техникой исполнения.

Рисунок является не только самостоятельным видом изобразительного искусства, но и основой для живописи, гравюры, плаката, декоративно-прикладного и других видов искусства. При помощи рисунка закрепляется первая мысль будущего произведения. Законы и правила рисования усваиваются в результате сознательного отношения к работе с натуры. Каждое прикосновение карандаша к бумаге должно быть продумано и обосновано чувством и пониманием реальной формы. Учебный рисунок дает более полное представление о натуре, ее форме, пластике, пропорциях и строении.

Композиция - один из основных элементов изобразительной грамоты. Она передает основной замысел и идею произведения. Главное в композиции - создание художественного образа.

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Рисунок, живопись, композиция» имеет художественную направленность. Она предполагает изучение основ художественной грамотности и освоение ремесленной стороны искусства.

Новизна программы состоит в использовании интеграции рисунка, живописи и композиции, что позволяет более полно и глубоко овладеть как основами художественной грамотности, так и реализовать творческие возможности ребенка.

Актуальность программы обусловлена теми целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение по ней позволяет решить проблему свободного времени детей и способствует их творческому развитию.

Цели обучения:

  • создание условий для развития творческих способностей учащихся через их приобщение к миру изобразительного искусства;
  • формирование основ художественного воспитания учащихся.

Задачи обучения:

Обучающие

  • формировать   навыки   работы   с   красками   и   другими   живописными материалами;
  • научить рисовать с натуры;
  • научить самостоятельно составлять композицию.

Развивающие

  • развивать творческие способности детей на основе продуманной системы заданий;
  • формировать у учащихся потребность в интеллектуальной деятельности и ее   практической   направленности   при   изучении   рисунка,   живописи, композиции;
  • формировать у учащихся объективные критерии прекрасного.

Воспитывающие

  • воспитать у детей ярко выраженный, стойкий интерес к изобразительному искусству;
  • способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.

Отличительной особенностью данной программы является то, что обучение по ней предполагает использование интеграции рисунка, живописи и композиции, что позволяет более полно и глубоко овладеть как основами художественной грамотности, так и реализовать творческие возможности ребенка.

Комплектование групп - свободное. Программа построена таким образом, что ее может освоить любой ребенок, независимо от возраста и способностей.

Основными формами организации занятий являются:

-   групповая,

-   индивидуальная.

Основными формами организации занятий являются:

-   групповая,

-   индивидуальная.

Основными формами организации занятий являются:

-   групповая,

-   индивидуальная.

Режим занятий.

Учащиеся посещают объединение 2 раза в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 2 урока. Через каждые 45 минут  - перерыв.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

-        различные художественные материалы;

-        зрительно воспринимаемые признаки формы: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, свет и светотень;

-        различные линии и их характер;

-        принцип подобия форм в природе и быту;

-        акварельные краски и их свойства;

-        разновидности акварельных красок;

-        бумагу и кисти, применяемые для работы акварелью;

-        понятие о составлении сложных цветов путем смешения на
        палитре 2-3 красок;

-        способы изменения тона;

-        правила вливания одного цвета в другой;

-        правила существования объекта вместе с фоном;

-        основные приемы композиции;

-        правило передачи движения;

-        правило передачи покоя;

-        правила составления орнамента;

-        принцип использования орнамента;

-        свойства ритма;

-        возможности ритма;

-        влияние ритма на композицию;

-        конструкцию куба;

-        определение «свет», «тень», «полутень»;

-        основные и дополнительные цвета;

-        «теплые» и «холодные» группы красок;

-        способ построения звезды;

-        способы лепки объема одним цветом;

-        способы изменения тона путем наложения;

-        этапы рисования животных на основе геометрических фигур;

-        пропорции человека;

-        фигуры, образуемые путем вращения;

-        правила нахождения центра композиции;

-        критерии оценки учебных работ;

-        правила передачи равновесия;

-        правила компоновки предметов на листе;

-        правила уравновешивания композиции;

-        определение пропорции;

-        пропорции лица;

-        особенности   изображения   лица   в   различных эмоциональных состояниях;

-        определение стилизации формы;

-        методы, используемые при стилизации форм;

-        пропорции фигуры человека;

-        правила компоновки предметов на листе;

-        правила уравновешивания композиции;

-        комплекс живописных и технических задач акварельной живописи;

-        определение линии горизонта, точки схода, точки зрения;

        - законы линейной перспективы интерьера

должны уметъ:

-        использовать    по    назначению         различные    художественные
        материалы;

-        находить   подобие   форм   в   природе,   народном   искусстве   и архитектуре;

-        составлять натюрморт из вырезанных предметов;

-        рисовать простой натюрморт;

-        разводить краски;

-        подбирать цвета;

-        корректировать и смешивать цвета;

-        выполнять упражнения методом отмывки;

-        использовать различные приемы работы акварельными красками;

-        рисовать простые геометрические фигуры и выполнять к ним фон;

-        объяснить роль композиции в изобразительном искусстве;

-        анализировать произведения художников;

-        создавать разнообразные по ритму композиции;

-        выстраивать схемы для разработки орнаментов;

-        использовать ритм для достижения образной выразительности;

-        «превращать» круг в шар, квадрат - в куб;

-        использовать различные способы нанесения акварельных красок;

-        использовать способ наложения тонов;

-        рисовать натюрморт с применением одного цвета, варьируя только форму;

-        выполнять поэтапное рисование;

-        различать в сложных формах животных простые геометрические фигуры;

-        моделировать движения с помощью каркаса;

-        моделировать фигуры относительно оси;

-    выстраивать      схематичные      композиции:      симметричные     и  асимметричные;

-    оформлять работы;

-   анализировать работы;

-   уравновешивать части картин по массе, тону и цвету;

-   использовать различные техники акварельной живописи;

-   уравновешивать композицию натюрморта;

-   измерять и сравнивать пропорции частей лица;

-   рисовать схематический портрет, используя различные пропорции;

-    стилизовать природные формы;

-   составить рассказ с помощью пиктограмм;

-   изображать   человека   кистью   без   предварительного   рисунка карандашом;

-   использовать различные техники акварельной живописи;

-   уравновешивать композицию натюрморта;

-   выстраивать перспективу куба;

-   строить   при   помощи   инструментов   перспективу   комнаты   и предметов в ней.

Способами проверки их знаний и умений являются выставки-просмотры.

  1.       КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

 (144 часа)

пп

Дата

  1. Разделы и темы

Общее кол-во часов

  1. В том числе:

Тео-рия

Прак-тика

1

2

3

4

5

6

1

2.09

4.09

Набор группы

4

4

-

2

9.09

Инструктаж по технике безопасности

    2

2

   0

3

11.09

Введение. Восприятие формы.

2

1

1

4

16.09

Общие сведения о рисунке.

2

0,5

1,5

5

18.09

Подобие силуэтов. Подобие форм.

2

0,5

1,5

6

23.09

Аппликация. Натюрморт.

2

0,5

1,5

7

25.09

Завершение натюрморта

2

0

2

8

30.09

Приемы живописи акварельными красками.

2

0,5

1,5

9

2.10

Приемы живописи акварельными красками. Основные и дополнительные цвета.

2

0,5

1,5

10

7.10

Отмывка, переходы цвета.

Работа по сырому листу.

2

0,5

1,5

11

9.10

Вливание одного цвета в другой.

2

0,5

1,5

12

14.10

Простой  живописный натюрморт.

2

-

2

13

16.10

Завершение натюрморта.

2

-

2

14

21.10

Фигура и фон. Значение фона.

2

1

1

15

23.10

Простой графический натюрморт.

2

-

2

16

28.10

Композиция. Композиционные схемы.

2

0,5

1,5

17

30.10

Передача ритма.

2

0,5

1,5

18

4.11

 Передача движения и покоя.

2

0,5

1,5

19

6.11

Орнамент. Ритм в орнаменте.

2

1

1

20

11.11

Живописный натюрморт с ритмично расставленными предметами.

2

0,5

1,5

21

13.11

Завершение рисования натюрморта.

2

0,5

1,5

22

18.11

Превращение плоскости в объем.

2

1

1

23

20.11

Натюрморт из простых геометрических тел.

2

-

2

24

25.11

Куб и шар (светотень).

2

-

2

25

27.11

Составление сложных цветов путем наложения цвета на цвет.

2

0,5

1,5

26

2.12

  1. Рисование симметричных фигур(звезда).

2

-

2

27

4.12

  1. Завершение рисования звезды.

2

-

2

28

9.12

  1. Живописный натюрморт в технике гризайль.

2

-

2

29

11.12

  1. Светотеневые отношения в натюрморте «гризайль».

2

-

2

30

16.12

  1. Завершение живописного натюрморта в технике гризайль.

2

-

2

31

18.12

Элементы формообразования.

2

0,5

1,5

32

23.12

Простые и сложные формы.

 2

0,5

1,5

33

25.12

Поэтапное рисование животных.

2

-

2

34

30.12

Подготовка к выставке.

2

-

2

1  

2

  1. 3

4

5

6

35

13.01

  1. Пропорции человека.

2

1

1

36

15.01

  1. Фигура человека (Железный дровосек)

2

-

2

37

20.01

  1. Тела вращения.

2

1

1

38

22.01

  1. Формообразование путем вращения.

2

-

2

39

27.01

  1. Натюрморт из геометрических фигур, образованных вращением.

2

-

2

40

29.01

  1. Цилиндр, конус, шар – построение.

2

-

2

41

3.02

  1. Завершение рисования натюрморта.

2

-

2

42

5.02

  1. Симметрия и асимметрия в композиции.

2

1

1

43

10.02

  1. Композиция на заданную тему.

2

-

2

44

12.02

  1. Передача равновесия в композиции.

2

1

1

45

17.02

  1. Композиция «Звездное небо».

 2

-

2

46

19.02

  1. Завершение рисования  композиции.

2

-

2

47

24.02

Живописный натюрморт из двух предметов быта.

2

-

2

48

26.02

  1. Построение предметов в натюрморте.

2

-

2

49

3.03

  1. Рисование овощей с драпировками.

2

-

2

50

5.03

  1. Пропорции.

2

1

1

51

10.03

  1. Пропорции лица. Портрет.

2

1

1

52

12.03

  1. Фигура человека.

2

-

2

53

17.03

Фигура, состоящая из геометрических форм.

2

1

1

54

19.03

  1. Стилизация формы.

 2

1

1

55

24.03

  1. Знаковые изображения.

2

-

2

56

26.03

  1. Орнамент. Пиктограммы.

2

-

2

57

31.03

  1. Наброски человеческой фигуры цветом.

2

-

2

58

2.04

Живописный натюрморт из трех предметов быта.

2

-

2

59

7.04

  1. Построение предметов быта.

2

-

2

60

9.04

  1. Завершение рисования натюрморта.

2

-

2

61

14.04

  1. Линейная перспектива.

2

1

1

62

16.04

Линия горизонта. Точка схода. Точка зрения.

2

1

1

63

21.04

  1. Перспектива в пейзаже («Дорога в лесу»).

2

1

1

64

23.04

  1. Построение перспективы.

2

-

2

65

28.04

  1. Воздушная перспектива

2

-

2

66

30.04

  1. Перспектива комнаты.

2

1

1

67

5.05

  1. Построение перспективы.

2

-

2

68

7.05

Компоновка предметов в перспективе.

2

-

2

69

12.05

  1. Завершение работы над перспективой.

2

-

2

70

14.05

  1. Творческая работа
  2. «Комната моей мечты».

2

1

1

71

19.05

  1. Идея комнаты (эскиз).

2

-

2

72

21.05

  1. Построение перспективы комнаты.

2

-

2

73

26.05

  1. Завершение рисования комнаты.

2

-

2

74

28.05

  1. Итоговое занятие. Просмотр работ.

2

2

-

ИТОГО:

144

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

 (144 часа)

пп

  1. Разделы и темы

Общее кол-во часов

  1. В том числе:

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Введение. Восприятие формы.

2

1

1

2

Общие сведения о рисунке. Подобие силуэтов. Подобие форм.

4

0,5

3,5

3

Аппликация. Натюрморт.

4

0,5

3,5

4

Приемы живописи акварельными красками.

6

1

5

4.1

Работа по сырому листу.

4

0,5

3,5

4.2

Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные группы красок. Теплохолодность в цвете (ее относительность).

2

0,5

1,5

5

Вливание одного цвета в другой.

2

-

2

6

Простой  живописный натюрморт.

4

-

4

7

Фигура и фон. Значение фона.

Простой графический натюрморт.

4

1

3

8

Композиция. Композиционные схемы.

2

0,5

1,5

9

Передача ритма, движения и покоя.

4

1

3

10

Орнамент.

2

1

1

10.1

Орнамент. Ритм в орнаменте.

1

0,5

0,5

10.2

Штамп. Составление орнамента с помощью штампа.

1

0,5

0,5

11

Живописный натюрморт с ритмично расставленными предметами.

4

-

4

12

Превращение плоскости в объем.

6

1

5

12.1

Превращение плоскости в объем.

1

1

-

12.2

Натюрморт из простых геометрических тел. Куб и шар.

5

-

5

13

  1. Составление сложных цветов путем наложения цвета на цвет.

2

0,5

1,5

14

  1. Рисование симметричных фигур. Звезды.

4

-

4

15

  1. Живописный натюрморт в технике гризайль.

6

-

6

1

  1. 2

3

4

5

16

  1. Элементы формообразования.

6

1

5

16.1

  1. Простые и сложные формы.

3

0,5

2,5

16.2

  1. Поэтапное рисование животных.

3

0,5

2,5

17

  1. Пропорции человека.

4

1

3

18

  1. Тела вращения.

10

1

9

18.1

  1. Формообразование путем вращения.

4

1

3

18.2

  1. Натюрморт из геометрических фигур, образованных вращением.

6

-

6

19

  1. Симметрия и асимметрия в композиции.

4

1

3

20

  1. Просмотр и обсуждение работ.

2

-

2

21

  1. Передача равновесия в композиции.

6

1

5

21.1

  1. Передача равновесия в композиции.

1

1

-

21.2

  1. Композиция «Звездное небо».

5

-

5

22

  1. Живописный натюрморт из двух предметов быта с фруктами или овощами с драпировками без складок.

6

-

6

23

  1. Пропорции.

8

2

6

23.1

  1. Пропорции.

1

1

-

23.2

  1. Пропорции лица. Портрет.

3

-

3

23.3

  1. Фигура человека.

1

1

-

23.4

  1. Фигура, состоящая из геометрических форм.

3

-

3

24

  1. Стилизация формы.

6

1

5

24.1

  1. Стилизация формы.

1

1

-

24.2

  1. Знаковые изображения.

2

-

2

24.3

  1. Орнамент.

1

-

1

24.4

  1. Пиктограммы.

2

-

2

25

  1. Наброски человеческой фигуры цветом.

2

-

2

26

  1. Живописный натюрморт из трех предметов быта с фруктами или овощами с драпировкой без складок.

6

-

6

27

  1. Линейная перспектива.

16

2,5

13,5

27.1

  1. Линейная перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Точка зрения.

2

0,5

1,5

27.2

  1. Перспектива в пейзаже («Дорога в лесу»).

6

1

5

27.3

  1. Перспектива комнаты.

8

1

7

28

  1. Творческая работа «Комната моей мечты».

10

1

9

29

  1. Итоговое занятие. Просмотр работ.

2

2

-

ИТОГО:

144

21,5

122,5

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

 (216 часов)

пп

  1. Разделы и темы

Общее кол-во часов

  1. В том числе:

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Введение. Восприятие формы.

3

1

2

2

Общие сведения о рисунке. Подобие силуэтов. Подобие форм.

6

1

5

3

Аппликация. Натюрморт.

6

1

5

4

Приемы живописи акварельными красками.

9

1

8

4.1

Работа по сырому листу.

6

0,5

5,5

4.2

Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные группы красок. Теплохолодность в цвете (ее относительность).

3

0,5

5,5

5

Вливание одного цвета в другой.

3

-

3

6

Простой  живописный натюрморт.

6

-

6

7

Фигура и фон. Значение фона.

Простой графический натюрморт.

6

1

5

8

Композиция. Композиционные схемы.

3

1

2

9

Передача ритма, движения и покоя.

6

1

5

10

Орнамент.

3

1

2

10.1

Орнамент. Ритм в орнаменте.

1

0,5

0,5

10.2

Штамп. Составление орнамента с помощью штампа.

2

0,5

1,5

11

Живописный натюрморт с ритмично расставленными предметами.

6

-

6

12

Превращение плоскости в объем.

9

1

8

12.1

Превращение плоскости в объем.

1

1

-

12.2

Натюрморт из простых геометрических тел. Куб и шар.

8

-

8

13

  1. Составление сложных цветов путем наложения цвета на цвет.

3

0,5

2,5

14

  1. Рисование симметричной фигуры. Звезды.

6

-

6

15

  1. Живописный натюрморт в технике гризайль.

9

-

9

16

  1. Элементы формообразования.

9

1

8

16.1

  1. Простые и сложные формы.

3

0,5

2,5

16.2

  1. Поэтапное рисование животных.

6

0,5

2,5

1

  1. 2

3

4

5

17

  1. Пропорции человека.

6

1

5

18

  1. Тела вращения.

15

1

14

18.1

  1. Формообразование путем вращения.

6

1

5

18.2

  1. Натюрморт из геометрических фигур, образованных вращением.

9

-

9

19

  1. Симметрия и асимметрия в композиции.

6

1

5

20

  1. Просмотр и обсуждение работ

3

-

3

21

  1. Передача равновесия в композиции.

9

1

8

21.1

  1. Передача равновесия в композиции.

1

1

-

21.2

  1. Композиция «Звездное небо».

8

-

8

22

  1. Живописный натюрморт из двух предметов быта с фруктами или овощами с драпировками без складок.

9

-

9

23

  1. Пропорции.

12

2

10

23.1

  1. Пропорции.

1

1

-

23.2

  1. Пропорции лица. Портрет.

5

-

5

23.3

  1. Фигура человека.

1

1

-

23.4

  1. Фигура, состоящая из геометрических форм.

5

-

5

24

  1. Стилизация формы.

9

1

8

24.1

  1. Стилизация формы.

1

1

-

24.2

  1. Знаковые изображения.

3

-

3

24.3

  1. Орнамент.

2

-

2

24.4

  1. Пиктограммы.

3

-

3

25

  1. Наброски человеческой фигуры цветом.

3

-

3

26

  1. Живописный натюрморт из трех предметов быта с фруктами или овощами с драпировкой без складок.

9

-

9

27

  1. Линейная перспектива.

24

3

21

27.1

  1. Линейная перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Точка зрения.

3

1

2

27.2

  1. Перспектива в пейзаже («Дорога в лесу»).

9

1

8

27.3

  1. Перспектива комнаты.

12

1

11

28

  1. Творческая работа «Комната моей мечты».

15

1

14

29

  1. Итоговое занятие. Просмотр работ.

3

1

2

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 год обучения

 (144 часа)

        1. Введение. Восприятие формы – 2 часа

        Ознакомление с материалами и принадлежностями для рисования, правила пользования ими. Ознакомление с программой предмета.

        Форма как единство внутренней конструкции  и внешней поверхности объекта.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • различные художественные материалы;
  • зрительно воспринимаемые признаки формы: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, свет и светотень.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать по назначению  различные художественные материалы.

2. Общие сведения о рисунке. Подобие силуэтов.

     Подобие форм – 4 часа

        Линии и формы. Характер линии. Линия чертежа и линия рисунка, их различие. Подобие силуэтов, подобие форм.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • различные линии и их характер.

Учащиеся должны уметь:

  • находить подобие форм в природе, народном искусстве и архитектуре.

        3. Аппликация. Натюрморт – 4 часа

        Составление  натюрмортов из нарисованных и вырезанных предметов, в основе которых лежат простейшие геометрические тела. Нахождение пар подобия форм в природе и быту.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • принцип подобия форм в природе и быту.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять натюрморт из вырезанных предметов.

        4. Приемы живописи акварельными красками – 6 часов

        Знакомство с акварельными красками. Прием работы по сырому листу. Рисунок простого натюрморта.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • акварельные краски и их свойства;
  • разновидности акварельных красок;
  • бумагу и кисти, применяемые для работы акварелью.

Учащиеся должны уметь:

  • рисовать простой натюрморт;
  • разводить краски;
  • подбирать цвета;
  • корректировать и смешивать цвета.

        5. Вливание одного цвета в другой – 2 часа

        Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные группы красок. Теплохолодность в цвете (ее относительность). Показ расколеровок. Рисование прямоугольников и запись названий основных и дополнительных к ним  (производных) цветов.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • понятие о составлении сложных цветов путем смешения на палитре 2-3 красок.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять упражнения методом отмывки.

        6. Простой  живописный натюрморт – 4 часа

        Выполнение двумя способами: методом отмывки и по сырому листу.  

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • способы изменения тона;
  • правила вливания одного цвета в другой.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать различные приемы работы акварельными красками.

7. Фигура и фон. Значение фона.

Простой графический натюрморт – 4 часа

Эксперименты с фоном.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила существования объекта вместе с фоном;

Учащиеся должны уметь:

  • рисовать простые геометрические фигуры и выполнять к ним фон.

        8. Композиция. Композиционные схемы – 2 часа

        Определение композиции. Композиционные схемы: замкнутая, закрытая и статичная композиция.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные приемы композиции;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснить роль композиции в изобразительном искусстве;
  • анализировать произведения художников.

9. Передача ритма, движения и покоя – 4 часа

        Определение ритма. Составление декоративной композиции из разнообразных текстильных материалов (ниток, кружев, тесьмы и т.д.) с ярко выраженным ритмом.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правило передачи движения;
  • правило передачи покоя.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать разнообразные по ритму композиции.

10. Орнамент – 2 часа 

        Ритм в орнаменте. Штамп. Изготовление штампа и нанесение с помощью штампа орнамента.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила составления орнамента;
  • принцип использования орнамента.

Учащиеся должны уметь:

  • выстраивать схемы для разработки орнаментов.

11. Живописный натюрморт с ритмично расставленными предметами – 4 часа

Разработка темы ритма.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • свойства ритма;
  • возможности ритма;
  • влияние ритма на композицию.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать ритм для достижения образной выразительности.

12. Превращение плоскости в объем – 6 часов

Натюрморт из простых геометрических тел: куб и шар. Их изучение.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • конструкцию куба;
  • определение «свет», «тень», «полутень».

Учащиеся должны уметь:

  • «превращать» круг в шар, квадрат – в куб.

  1. 13. Составление сложных цветов
  2. путем наложения цвета на цвет – 2 часа

        Рисование прямоугольников. Заполнение прямоугольников заранее разведенным колером.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • «теплые» и «холодные» группы красок.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать различные способы нанесения акварельных красок.

  1. 14. Рисование звезды – 4 часа
  2.         Построение. Превращение в объем при помощи светотени с использованием акварельных красок.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • способ построения звезды;
  • «свет», «тень» и «полутень».

Учащиеся должны уметь:

  • использовать способ наложения тонов.

  1. 15. Живописный натюрморт в технике гризайль – 6 часов

Светотеневое решение предметов с помощью одного цвета (черный, синий, коричневый) с выявлением объема.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • способы лепки объема одним цветом;
  • способы изменения тона путем наложения.

Учащиеся должны уметь:

  • рисовать натюрморт с применением одного цвета, варьируя только форму.

  1. 16. Элементы формообразования – 6 часов

        Простые и сложные формы. Поэтапное рисование животных.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • этапы рисования животных на основе геометрических фигур.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять поэтапное рисование;
  • различать в сложных формах животных простые геометрические фигуры.

  1. 17. Пропорции человека – 4 часа
  2.         Макет скелета человека. Наращивание объема на проволочный макет скелета. Пропорции человеческой фигуры.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • пропорции человека.

Учащиеся должны уметь:

  • моделировать движения с помощью каркаса.

  1. 18. Тела вращения – 10 часов

        Формообразование путем вращения. Натюрморт из геометрических фигур, образованных вращением. Рисование по представлению тел, образованных вращением фигур вокруг оси.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • фигуры, образуемые путем вращения.

Учащиеся должны уметь:

  • моделировать фигуры относительно оси.

  1. 19. Симметрия и асимметрия в композиции – 4 часа

        Использование симметрии для создания  образа торжественности и значимости в композиции. Показ репродукций. Схематичное построение композиций. Определение центра композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Аппликация из геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты). Равновесие в композиции.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила нахождения центра композиции.

Учащиеся должны уметь:

  • выстраивать схематичные композиции: симметричные и асимметричные.

  1. 20. Просмотр и обсуждение работ – 2 часа

        Оформление работ.  Критерии оценки учебных работ.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • критерии оценки учебных работ.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять работы;
  • анализировать работы.

  1. 21. Передача равновесия в композиции – 6 часов

Композиция «Звездное небо».

Динамичная неуравновешенная композиция.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила передачи равновесия.

Учащиеся должны уметь:

  • уравновешивать части картин по массе, тону и цвету.

  1. 22. Живописный натюрморт из двух предметов быта с фруктами или овощами с драпировками без складок – 6 часов

        Предметы быта простых геометрических форм. Компоновка ниже линии горизонта с фруктами и овощами на фоне драпировок без складок.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила компоновки предметов на листе;
  • правила уравновешивания композиции.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать различные техники акварельной живописи;
  • уравновешивать композицию натюрморта.

  1. 23. Пропорции – 8 часов

        Определение понятия «пропорция». Пропорции лица. Портрет. Лица в различных эмоциональных состояниях.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • определение пропорции;
  • пропорции лица;
  • особенности изображения лица в различных эмоциональных состояниях.

Учащиеся должны уметь:

  • измерять и сравнивать пропорции частей лица;
  • рисовать схематический портрет, используя различные пропорции.
  1. 24. Стилизация формы – 6 часов

        Знаковые изображения. Орнамент. Пиктограммы.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • определение стилизации формы;
  • методы, используемые при стилизации форм.

Учащиеся должны уметь:

  • стилизовать природные формы;
  • составить рассказ с помощью пиктограмм.
  1. 25. Наброски друг с друга цветом  -2 часа

        Изображение натуры посредством цвета и кисти.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • пропорции фигуры человека.

Учащиеся должны уметь:

  • изображать человека кистью без предварительного рисунка карандашом.

  1. 26. Живописный натюрморт из трех предметов быта с фруктами или овощами с драпировкой без складок – 6 часов

        Предметы быта простых геометрических форм. Компоновка ниже линии горизонта с фруктами и овощами на фоне драпировок без складок.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила компоновки предметов на листе;
  • правила уравновешивания композиции;
  • комплекс живописных и технических задач акварельной живописи.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать различные техники акварельной живописи;
  • уравновешивать композицию натюрморта.

  1. 27. Линейная перспектива – 16 часов 
  2.         Линия горизонта. Точка схода. Точка зрения. Изучение перспективы куба.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • определение линии горизонта, точки схода, точки зрения.

Учащиеся должны уметь:

  • выстраивать перспективу куба.

  1. 28. Творческая работа «Комната моей мечты» - 10 часов

        Перспектива комнаты. Абстрактная комната в перспективе.

Объем основных знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

  • законы линейной перспективы интерьера.

Учащиеся должны уметь:

  • строить при помощи инструментов перспективу комнаты и предметов в ней.

  1. 29. Итоговое занятие. Просмотр работ – 2 часа

        Подведение итогов работы объединения за год. Обсуждение работ. Задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....