Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" для 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Прокопенко Ирина Александровна

Рабочая программа составлена для учащихся 2 класса, содержит все разделы, соответствующие ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_smotryu_na_mir.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Закутчанская средняя общеобразовательная школа

 Вейделевского района Белгородской области»

РАССМОТРЕНА:                                                           УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогич. совета                             Директор МОУ «Закутчанская СОШ» Протокол  №___

от «__»_______2013                                                ____________/ДенисенкоН.И.  /                                                                              Председатель_______/                       /                    приказ  №__  от   «__»________2013 г.

Рабочая  программа   внеурочной деятельности

  художественно-эстетического  направления

«Смотрю  на  мир  глазами  художника»

Возраст – 8-9  лет

Программа  составлена   на  основании   Примерной  программы  внеурочной деятельности  художественно-эстетического  направления  Е.И.Коротаевой.

«Смотрю  на  мир  глазами художника». – М.:  «Просвещение» 2010.

Срок реализации  программы:  2013 – 2014  учебный  год

Количество  учебных часов  в  год –  2 класс -34 часа

Количество учебных часов в неделю – 1час

Педагог:  Прокопенко Ирина Александровна

Класс:  2

2013  -2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Настоящая  программа  составлена  на  основании  Примерной  программы  внеурочной  деятельности  художественно-эстетического  направления  «Смотрю  на  мир  глазами  художника»,  разработанной  Е. И. Коротаевой  в  соответствии  с  учебным  планом    начального  общего  образования,  концепцией  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России.

               Срок  реализации  программы – 1  год.  Программа  составлена    в  соответствии  с  учебным  планом  общеобразовательного  учреждения  из  расчёта  1  час  в  неделю.

               Цель  программы:

     Дать  возможность  детям  проявить  себя,  творчески  раскрыться  в  области  изобразительного,  декоративно-прикладного  искусства.

               Задачи

Учебные:

  • освоение  детьми  основных  правил  изображения;
  • овладение  материалами  и  инструментами  изобразительной  деятельности;
  • развитие  стремления  к  общению  с  искусством.

Воспитательные:

  • формирование  эстетического  отношения  к  красоте  окружающего  мира; чувства  радости  от  результатов  индивидуальной  и  коллективной  деятельности;
  • развитие  умения  контактировать  со  сверстниками  в  творческой  деятельности;

Творческие:

  • умение  осознанно  использовать  образно-выразительные  средства  для  решения  творческой  задачи;
  • развитие  стремления  к  творческой  самореализации  средствами  художественной  деятельности.

Возраст  обучающихся – 8-9 лет.

Число  обучающихся  15 человек.

Технологии  обучения:  разноуровневое  обучение,  игровые,  здоровьесберегающие,  информационно-коммуникационные  технологии,  технология  развития  критического  мышления.

Формы  занятий – беседа,  практические  занятия,  экскурсии.

Режим  занятий – в  группе  продлённого  дня,  1  час  в  неделю.

Специфика  реализации  программы:

     программа  рассчитана  на  обучающихся вторых  классов,  увлекающихся  изобразительным  искусством  и  художественно-творческой  деятельностью.  Занятия  проходят  во  второй  половине  дня  в  рамках  часов  внеурочной  деятельности.  Занятия  направлены  на  освоение  языка  художественной  выразительности  станкового  искусства  (живопись, графика,  скульптура),  а  также  языка  декоративно-прикладного  искусства  (аппликация,  декоративные  композиции  из  скульптурного  материала)  и  бумажной  пластики.  Кроме  этого,  предполагается  творческая  работа  с  природными  материалами.

           

    Планируемые  результаты  реализации  программы:

«Ученик научится» Личностные результаты:

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художестйснно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающею мира и жизненных явлений.

Мeтaпредметные результаты:

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; планировать и выполнять практическое: задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  •  применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • изготавливать несложные конструкции изделий но рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,     декоративно-прикладное     искусство)     и     участвовать     в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать   их  для   передачи   художественного  замысла  в   собственной учебно-творческой деятельности; создавать простые композиции на заданную тему;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

Требования  к  уровню  подготовки

В  результате  работы  по  программе учащиеся должны

2 класс

Знать:

-название тёплых и холодных цветов и их оттенков;

-о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи;

-разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуется художник;

-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, палитра, этюд, эскиз, художник, композиция, искусство;

Уметь:

-работать разными приспособлениями, инструментами, различать основные цвета и их оттенки, смешивать краски;

-работать в технике бумажной пластики: выполнять несложные действия по сгибанию бумаги и  вырезанию, работать в технике аппликации, оригами;

-работать с разными материалами;

-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ (в паре, группе);

-наблюдать и рисовать натуру с целью передачи  в рисунке её формы, цвета, места и оттенков на листе бумаги;

-наблюдать и рисовать по памяти и представлению животный и растительный мир природы;

-приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- осуществлять действия по плану.

Коммуникативные УУД:

- работать в группах;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные УУД: 

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл  своих оценок;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

- объяснять, что связывает человека с природой.

ктивности  реализации  программы:

  • стабильность  состава  занимающихся;
  • результаты  участия  в  выставках  изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства  
  •  Формы  контроля  результативности  реализации  программы – участие  в  выставках   изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства.

               Формы  подведения  итогов  реализации  программы - участие  в  выставках  изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

1. Живопись

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Личностные УУД:  формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД:   организация  рабочего места под руководством учителя; определение  плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Графика

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Личностные УУД:  умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

3. Скульптура

Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из пластилина; осмысление собственной деятельности.

Регулятивные УУД: освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу;  действовать по плану

Познавательные УУД:  выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы.

4. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами

и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Личностные УУД:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи.

Регулятивные УУД: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы; освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи  по образцу; проведение самооценки.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

5. Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу;  планировать практическую деятельность по плану.

Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли.

  6. Работа с природным материалом

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Личностные УУД: понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование.

Регулятивные УУД: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу;  освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.

Познавательные УУД: проводить анализ изделия по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение.     

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях

Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

«СМОТРЮ  НА  МИР  ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

2 класс

п/п

Темы

Количество  часов

1

Живопись

15

2

Графика

2

3

Скульптура

4

4

Аппликация

8

5

Бумажная  пластика

3

6

Работа  с  природным  материалом

1

7

Организация  и  обсуждение  выставки  детских  работ.

1

Итого

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Месяц

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

Сентябрь

1.

Рисование с натуры цветы (акварель).

1

2.

Наброски по памяти осенних деревьев.  

1

3.

Рисуем осенний пейзаж.

1

4.

Теплые и холодные цвета. Рисуем месяц и облака.

1

5.

Поделки из природного материала. Мои любимые животные.

1

Октябрь

6.

Выполнение орнамента из фольги в технике аппликации.

1

7.

Создание коллективного панно из бумаги.

1

8.

Лепка овощей и фруктов.

1

9.

Изображение различных состояний природы.

1

Ноябрь

10.

Работа цветными карандашами. Рисуем натюрморт из фруктов.

1

11.

Работа фломастерами. Рисуем сказочных персонажей.

1

12.

Аппликация из листьев по представлению.

1

Декабрь

13.

Коллективное создание композиции из пластилина к сказке «Колобок».

1

14.

Рисуем наброски диких животных (зайца, белки, медведя).

1

15.

Создание игровой площадки из бумаги.

1

16.

Объёмная аппликация из бумаги. Создаем открытку к Новому году.

1

Январь

17.

Рисуем снежинки  или узоры на морозном окне.

1

18.

Ажурные снежинки. Вырезание из бумаги гирлянды из снежинок.

1

19.

Лепка любимых животных способом вытягивания.

1

Февраль

20.

Рисование насекомых с натуры.

1

21.

Объёмная открытка из бумаги ко Дню защитника Отечества.

1

22.

Зарисовки с натуры птиц.

1

Март

23.

Зимний этюд.

1

24.

Объёмная открытка из бумаги ко Дню 8 Марта.

1

25.

Лепка  и украшение игрушек.

1

26.

Сказочные герои в технике оригами.

1

Апрель

27.

Коллективная работа. Рисуем игрушечных зверей.

1

28.

Рисуем с натуры веточек вербы.

1

29.

Конструирование из бумаги транспорта.

1

30.

Оформляем растительным узором тарелочку.

1

Май

31.

 Рисование с натуры комнатных растений.

1

32.

Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце!».

1

33.

Подарок из бумаги (оригами).

1

34.

Организация выставки и обсуждение детских работ

1

ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование кабинета:  ученические столы  и  стулья,  доска,  компьютер, интерактивная  доска,  проектор,  магнитофон.

Материалы и оборудование для обучающегося:  альбом;  краски  художественные (гуашевые или акварельные);  кисти круглые (белка, пони) №1,2,3;  карандаши простые (М, ТМ),  ластик;  стаканчики для воды;  палитры пластиковые;  клей (карандаш, ПВА);  цветная  бумага, цветной и белый картон;  ножницы;  пластилин,  коврик для лепки, стек;   кусочки ткани;  природный материал (семена растений, засушенные листья,  цветы,  ракушки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для                         учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

 Просвещение,2006

 7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

 Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  

 3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

 учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "ну...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...