Рабочая программа "Смотрю на мир глазами художника" 3 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Прокопенко Ирина Александровна

Соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Закутчанская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

РАССМОТРЕНА:                                                           УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогич. совета                             Директор МОУ «Закутчанская СОШ» Протокол  №___

от «__»_______2013                                                ____________/ДенисенкоН.И.  /                                                                              Председатель_______/                       /                    приказ  №__  от   «__»________2013 г.

Рабочая  программа   внеурочной деятельности

  художественно-эстетического  направления

«Смотрю  на  мир  глазами  художника»

Возраст – 9-10  лет

Программа  составлена   на  основании   Примерной  программы  внеурочной деятельности  художественно-эстетического  направления  Е.И.Коротаевой.

«Смотрю  на  мир  глазами художника». – М.:  «Просвещение» 2010.

Срок реализации  программы:  2013 – 2014  учебный  год

Количество  учебных часов  в  год –  3 класс -34 часа

Количество учебных часов в неделю – 1час

Педагог:  Прокопенко Ирина Александровна

Класс:  3

2013  -2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Настоящая  программа  составлена  на  основании  Примерной  программы  внеурочной  деятельности  художественно-эстетического  направления  «Смотрю  на  мир  глазами  художника»,  разработанной  Е. И. Коротаевой  в  соответствии  с  учебным  планом    начального  общего  образования,  концепцией  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России.

               Срок  реализации  программы – 1  год.  Программа  составлена    в  соответствии  с  учебным  планом  общеобразовательного  учреждения  из  расчёта  1  час  в  неделю.

               Цель  программы:

     Дать  возможность  детям  проявить  себя,  творчески  раскрыться  в  области  изобразительного,  декоративно-прикладного  искусства.

               Задачи

Учебные:

  • освоение  детьми  основных  правил  изображения;
  • овладение  материалами  и  инструментами  изобразительной  деятельности;
  • развитие  стремления  к  общению  с  искусством.

Воспитательные:

  • формирование  эстетического  отношения  к  красоте  окружающего  мира; чувства  радости  от  результатов  индивидуальной  и  коллективной  деятельности;
  • развитие  умения  контактировать  со  сверстниками  в  творческой  деятельности;

Творческие:

  • умение  осознанно  использовать  образно-выразительные  средства  для  решения  творческой  задачи;
  • развитие  стремления  к  творческой  самореализации  средствами  художественной  деятельности.

Возраст  обучающихся – 9-10 лет.

Число  обучающихся – 14 человек.

Технологии  обучения:  разноуровневое  обучение,  игровые,  здоровьесберегающие,  информационно-коммуникационные  технологии,  технология  развития  критического  мышления.

Формы  занятий – беседа,  практические  занятия,  экскурсии.

Режим  занятий – в  группе  продлённого  дня,  1  час  в  неделю.

Специфика  реализации  программы:

     программа  рассчитана  на  обучающихся третьего  класса,  увлекающихся  изобразительным  искусством  и  художественно-творческой  деятельностью.  Занятия  проходят  во  второй  половине  дня  в  рамках  часов  внеурочной  деятельности.  Занятия  направлены  на  освоение  языка  художественной  выразительности  станкового  искусства  (живопись, графика,  скульптура),  а  также  языка  декоративно-прикладного  искусства  (аппликация,  декоративные  композиции  из  скульптурного  материала)  и  бумажной  пластики.  Кроме  этого,  предполагается  творческая  работа  с  природными  материалами.

           

    Планируемые  результаты  реализации  программы:

«Ученик научится» Личностные результаты:

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художестйснно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающею мира и жизненных явлений.

Мeтaпредметные результаты:

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; планировать и выполнять практическое: задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  •  применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • изготавливать несложные конструкции изделий но рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,     декоративно-прикладное     искусство)     и     участвовать     в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать   их  для   передачи   художественного  замысла  в   собственной учебно-творческой деятельности; создавать простые композиции на заданную тему;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

Требования  к  уровню  подготовки

В  результате  работы  по  программе учащиеся должны

3 класс

Предметные:

Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны

Знать:

-разнообразные материалы, способы их обработки и выразительные средства, которыми пользуется художник;

-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, палитра, пастель, шаблон, аппликация, художник, композиция, искусство.

Уметь:

-пользоваться кистью и гуашью;

-работать в определённой цветовой гамме, различать основные цвета и их оттенки;

-работать в технике оригами: выполнять несложные предметы, сувениры, персонажей из бумаги;

-работать с природными материалами (овощами, ягодами, фруктами);

-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ;

-наблюдать натуру с целью передачи  в рисунке её формы, изображать сказочных персонажей и человека в движении;

-описывать предметы сложной формы, правильно изображать  их на листе бумаги.

Метапредметные:

- формулировать цель, составлять план достижения цели, оценивать результат своих действий;

- осуществлять действия по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

          - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

           - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД:

- работать в группах;

- составлять план своих действий;

- умение выражать свои идеи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

           - проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Личностные УУД: 

- оценивать свои поступки и поступки других людей;

- объяснять смысл  своих оценок;

- осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира;

Эффективность  реализации  программы:

  • стабильность  состава  занимающихся;
  • результаты  участия  в  выставках  изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства  
  •  Формы  контроля  результативности  реализации  программы – участие  в  выставках   изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства.

               Формы  подведения  итогов  реализации  программы - участие  в  выставках  изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

1. Живопись

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

Личностные УУД:  формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД:   организация  рабочего места под руководством учителя; определение  плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Графика

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Личностные УУД:  умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

3. Скульптура

Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из пластилина; осмысление собственной деятельности.

Регулятивные УУД: освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу;  действовать по плану

Познавательные УУД:  выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы.

4. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами

и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

Личностные УУД:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи.

Регулятивные УУД: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы; освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи  по образцу; проведение самооценки.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

5. Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из бумаги; формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; составлять композицию по образцу;  планировать практическую деятельность по плану.

Познавательные УУД: исследовать свойства бумаги; понимать условные знаки; проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: навык работы в группе; контроль своих действий при коллективной работе; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли.

  6. Работа с природным материалом

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

Личностные УУД: понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование.

Регулятивные УУД: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу;  освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.

Познавательные УУД: проводить анализ изделия по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение.     

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях

Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

«СМОТРЮ  НА  МИР  ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

3 класс

п/п

Темы

3 класс

1

Живопись

12

2

Графика

2

3

Скульптура

4

4

Аппликация

11

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

1

7

Организация выставки и обсуждение выполненных работ

1

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Месяц

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

Сентябрь

1.

Рисование с натуры букетов осенних цветов (акварель).

1

2.

Наброски по памяти и представлению осенних кустарников.  

1

3.

Рисуем композицию из фруктов.

1

4.

Теплые и холодные цвета. Рисуем костер.

1

5.

Поделки из овощей и фруктов.

1

Октябрь

6.

Выполнение аппликации из мятой бумаги.

1

7.

Коллективная работа «Создаём сказочный город».

1

8.

Лепка грибов и других даров природы.

1

9.

Учимся рисовать персонажей из сказки «Снегурочка».

1

Ноябрь

10.

Работа цветными карандашами. Рисуем натюрморт из овощей.

1

11.

Передаем мир сказки (снежная баба, снеговик).

1

12.

Учимся создавать цветочное панно из гофрировки.

1

Декабрь

13.

Коллективное создание композиции из бумаги «Цветочная поляна».

1

14.

Рисуем наброски домашних животных (кошка, собака, кролик).

1

15.

Создание подставки из бумаги в технике оригами.

1

16.

Создаем открытку из бумаги (оригами) к Новому году.

1

Январь

17.

Снежная баба, снеговик из бумаги.

1

18.

Рисуем разных животных.

1

19.

Лепка героев мультфильмов способом вытягивания.

1

Февраль

20.

Рисование весенних пейзажей.

1

21.

Сувениры из бумаги ко Дню защитника Отечества.

1

22.

Зарисовки с натуры насекомых (божьей коровки, пчелы).

1

Март

23.

Создаём игрушки из конусов и  цилиндров.

1

24.

Изготавливаем сувениры из разных материалов ко Дню 8 Марта.

1

25.

Лепка  и украшение матрёшек.

1

26.

Аппликация из полос.

1

Апрель

27.

Коллективная работа. Рисуем перелётных птиц.

1

28.

Расписываем игрушки в разной технике.

1

29.

Конструирование из бумаги цветов.

1

30.

Создаём героев сказки в технике оригами «Репка».

1

Май

31.

Рисуем декорации к сказке «Репка».

1

32.

Птицы из бумаги (оригами).

1

33.

Аппликация на тему «Здравствуй, лето!».

1

34.

Организация выставки и обсуждение детских работ

1

ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование кабинета:  ученические столы  и  стулья,  доска,  компьютер, интерактивная  доска,  проектор,  магнитофон.

Материалы и оборудование для обучающегося:  альбом;  краски  художественные (гуашевые или акварельные);  кисти круглые (белка, пони) №1,2,3;  карандаши простые (М, ТМ),  ластик;  стаканчики для воды;  палитры пластиковые;  клей (карандаш, ПВА);  цветная  бумага, цветной и белый картон;  ножницы;  пластилин,  коврик для лепки, стек;   кусочки ткани;  природный материал (семена растений, засушенные листья,  цветы,  ракушки).

Список литературы

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
  2. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
  3. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
  4. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев - М.: Эксмо. – 2006;
  5. Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Высшая школа. – 1989;
  6. Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971; 
  7. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
  8. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
  9. Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
  10. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
  11. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
  12. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
  13. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
  14. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
  15. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
  16. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
  17. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009. 
  18. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;
  19. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
  20. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.
  21. Неменский Б. М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
  22. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;
  23. Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;
  24. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час с применением ИКТ посвящённый Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах» 4 класс

Цели данного урока:формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, её защитниках и подвигах; развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность...

Сценарий праздника «Этот праздник со слезами на глазах». (4 класс)

Большое красочное мероприятие ко Дню Победы можно подготовить учениками 3 - 4 классов....

Тест по русскому языку "Зоркий глаз" (3 класс)

Задания теста помогут учителю определить уровень сформированности у учащихся орфографической зоркости и умения применять теоретические знания на практике по теме "Имя существительное"....

Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Смотрю на мир глазами художника"

Рабочая программа по дополнительному образованию с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Смотрю на мир глазами художника"...

Рабочая программа студии "Мир глазами ребёнка"

Рабочая программа студии "Мир глазами ребёнка" разработана на 4 учебных года....

Конспект урока "У неё голубые глаза", 2 класс, английский язык, Spotlight

Конспект урока с элементами групповой технологией....