ПРОГРАММА КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «Волшебная шкатулочка»
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) по теме

Прохорова Надежда Евгеньевна

Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна
                          учитель начальных классов
                           МКОУ ШГО «Шалинская СОШ №90»


Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией  содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
      Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, свое
точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащением мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого  нестандартного подхода реализации заданий, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
      Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью.
Программа данного кружка состоит издвух блочно-модульных курсов:
• «Волшебный квиллинг»
• «Топиарий»

     Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цели:
• раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
• сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию исамосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель : Прохоров Надежда Евгеньевна
                    учитель начальных классов
                      МКОУ ШГО «Шалинская СОШ №90»

2014
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного
стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией
содержания общего образования, является гуманистическая направленность
образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
      Что же понимается под творческими способностями? В педагогической
энциклопедии творческие способности определяются как способности к
созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми
самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются
хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность,
художество.Таким образом, творчество – создание на основе того, что
есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические
особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и
проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, свое
точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества
считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется
творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях
прикладным творчеством является обогащением мировосприятия воспитанника,
т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого
нестандартного подхода реализации заданий, воспитание трудолюбия,
интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для
себя что-то нового).
      Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество
обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью.
Программа данного кружка состоит издвух блочно-модульных курсов:
• «Волшебный квиллинг»
• «Топиарий»
     Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Цели:
• раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства;
• сформировать у них устойчивую систематическую потребность к
саморазвитию исамосовершенствованию в процессе общения со сверстниками,
в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи программы:
Обучающие:
⎫ формировать умения следовать устным инструкциям;
⎫ обучать различным приемам работы с бумагой и другими материалами.




Развивающие:
⎫ развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображение;
⎫ развивать мелкую моторику рук и глазомер;
⎫ развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию
детей;
⎫ развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать
глазомер;
⎫ развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
⎫ формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
⎫ способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей;
⎫ совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
¬ доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
способностям);
¬ наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии
какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся
эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются
ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д.Ушинский);
¬ демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
¬ научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
¬ «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
      Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности
их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков
самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет сна
сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу
проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями,
приобщить без боязни творить и создавать. Организационно-методическое
обеспечение программы(возраст детей, сроки реализации, режим занятий,
наполняемость групп)
      Программа «Волшебный сундучок» рассчитана на 1 год. Для успешного
освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна
составлять не менее 6человек. Годовой курс программы рассчитан на 34
часов
  Группа формируется из детей в возрасте от 7до 10 лет.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы
занятий:
• традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры,
праздники, конкурсы, соревнования и другие.А также различные методы:

  Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• наглядный (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
  Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
другие.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
• научаться различным приемам работы с бумагой, кофейными зёрнами,
тканью и др;
• научаться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий, создавать изделия, выполненные в разной технике;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение,
мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
• овладеют навыками культуры труда;
• улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
• составление выставок лучших работ;
• проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе;
    Задачи:
⎫ привить интерес к работе и побудить желание совершенствования в
данном направлении декоративно-прикладного творчества;
⎫ развивать образное восприятие окружающего пространства и
эмоциональную отзывчивость к своим работам;
⎫ воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные,
оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе
коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого
ученика.
Программа способствует:
• повышение внутренней мотивации ребенка;
• появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения
при изготовлении изделий;
• возникает желание добиться планируемого результата;
• приобретает навык самостоятельной работы;
• развитию тонких движений пальцев рук;
• развитие мелкой моторики;
• создание творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
• показу красоты и неповторимости изделий.
        Образовательная программа составлена с учетом требований
современной педагогики. Программа составлена на основе знаний
возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей младшего
школьного возраста. Работа с обучаемыми строится на
взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и
тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении
–индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной
деятельности ребенка.










Учебно-тематический план"Волшебный квиллинг"(17ч.)
1 Введение в программу. Инструменты и материалы. Правила техники
безопасности
1 ч
2 Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные
свойства бумаги. История возникновения технологии
бумагокручения–квиллинга.
Конструирование

3 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы 1ч
4 Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат»,
«прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга.

5 Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм
квиллинга.

6 Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных
форм квиллинга.

7 Коллективная работа.
Изготовление цветов в технике квиллинга (6 ч.)

8 Изготовление бахромчатых цветов. 2ч
9 Изготовление бахромчатых цветов.

10 Коллективная работа. Композиция из цветов.

11 Подготовка и проведение итоговой выставки




Первый блок «Волшебный квиллинг»
        В настоящее время искусство работы с бумагой в детском
творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом
творчества, который доступен каждому.
       Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить,
творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего
детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается
ёще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный
лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером,
конструктором, а самое главное – безграничное творческим человеком.
Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она
доступна всем слоям
общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку,
смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое
другое, что интересует ребенка.
      Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого
раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего
внутреннего мира. Обычныйматериал - бумага – приобретает новое
современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги,
распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг».
«Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и
художественные возможности.
       Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются
различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с
использованием самых разнообразных техник (бумагокручение,
конструирование, мозаика, аппликация).
«Волшебный квиллинг» - так называется курс. Он предлагает развитие
ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление,
художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично
развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовиться
стать созидателем доброго мира. В этом я вижу основную необходимость
сегодняшнего дня.

Цель данного курса – всесторонне интеллектуальные и эстетическое
развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники
квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

  Задачи курса:
• знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
• обучать различным приемам работы с бумагой;
• знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка
специальными терминами.
• создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
       В процессе работы по курсу «Волшебный квиллинг», дети постоянно
совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа:
материал, изобразительное цветовое решение, технологию изготовления,
назначение и др.Квиллинг открывает путь к творчеству, развивает фантазию
и художественные возможности.


Учебно-тематический план «Топиари» (17ч.)

1 1. Введение в программу. Знакомство с искусством создания
декоративных деревьев «Топиари»

2 ч
2 1 История «Топиари» 2ч
3 Техника безопасности на уроках 2ч
4 Создание кофейного дерева

5 Создание дерева из подручных материалом 3ч
6 Изготовление подарков к праздникам 3ч
7 Подготовка и проведение итоговой выставки 3ч















Второй блок «Топиари»
       Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой
потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с
людьми, в тяге к искусству, культуре.
Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая – воспитываем,
воспитывая –обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое
внимание воспитательной работе.
Задачи курса:
• знакомить детей с основными понятиями об «топиари»;
• обучать различным приемам работы в данном направлений;
• знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка
специальными терминами.
• создавать композиции с изделиями, выполненными в технике искусства
топиари.
Методика работы.
       Образовательная программа курса «Топиари» составлена с учетом
требований современной педагогики и будет корректироваться в процессе
работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их
представлений об окружающем мире.
        В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким
руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и
значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает благоприятные возможности
для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарования
каждого ученика.
Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердится.
Формы занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое,
занятие ознакомление, усвоение, применения на практике, повторения,
обобщения и контроля полученных знаний.
Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный
минимум.
Работа кружка построена на доверии и общении с учителями.
На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки в данной
области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных
из различных материалов, а также приучаются каккуратностью, экономии
материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание
уделяется технике безопасности при работе с горячим клеем, ножницами,
проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту
эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет
детей ксамоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в
совместной деятельности сверстников, самоуважения и укрепления статуса
обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
       Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие.
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с
материалом и инструментами. Схемы. Практические работы.
Оформление готовых изделий для выставки. Изготовление подарков к
праздникам.
        По результатам первого года обучения учащимся присваивается
звание «Мастер»
        Обучаемые получают элементарные навыки работы с кофейными
зернами, рисом, горячим клеем, бисером, и др. Познакомив учащихся с
увлекательным искусством «Топиари», дав начальные знания предмета,
педагог прививает интерес к дальнейшей работе в мир фантазии, пробуждает
желание совершенствоваться.
      Основная задача первого года обучения – познакомить детей с
увлекательным видом «Топиари», дать начальные знания предмета, привить
интерес к созданию различных декоративных деревьев, побудить желание
далее совершенствоваться в этом направлении декоративно-прикладного
творчества, расширить свой кругозор.
       По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Весь
технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые
представляют на защите творческой работы.















Список литературы.
1.Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2.Букина С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М.
Букин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 271 с.: ил. – (Город мастеров).
  3.А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
4.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва
1996г
  5. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5.Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
6.Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
7.Энциклопедия самоделок. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 352 с.: ил. –
(Сделай своими руками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка декоративно - прикладного искусства "Волшебная шкатулочка"

Предлагаемая программа имеет художественно эстетическую направленность, которая является важным  направлением в развитии и воспитании....

Программа кружка Декоративно-прикладного творчества

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...

Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Умелые руки»

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Одной из главных задач обучения и воспита...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа кружка "Декоративно -прикладное творчество" разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, расчитана на 2 года.Предусмотрена работа с бумагой, тканью, пластическими...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ

Программа кружка декоративно-прикладного творчества "магия творчества" в ДОЛ Восход. Программа разработана на основе авторской программы Михайловской М.Ю. педагогом дополнительного образован...

Адаптированная программа кружка декоративно - прикладного искусства «Шедевры своими руками» на 2015-2016 учебный год.

                                        Адаптированная программакружка декоративно - прикладн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»...