Программа для младших школьников "Беседы об искусстве"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Хамантова Галина Юрьевна

Программа составлена на три года обучения. В содержание программы входит теоритическая и практическая части.

Знакомство с произведения художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства и увлекательные задания помогут детям познать мир искусства!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -programma_besedy_7-10_let.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Полазненская Детская Школа Искусств

Программа дополнительного образования детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства для младшего школьного возраста

«Беседы об искусстве»

                                     

                                        Составитель: преподаватель высшей категории

                                        Изобразительного отделения

                                         Хамантова Галина Юрьевна

2014

Пояснительная записка

     Образовательная программа «Беседы об искусстве» является программой художественно-эстетического направления. Авторская модифицированная программа предназначена для учащихся младшего школьного возраста. Наполняемость группы в соответствии с требованиями Сан Пин: 4-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, академический урок по 45 минут. Программа рассчитана на 30-34 часов в год. Программа составлена на три учебных года, ориентирована на младший школьный возраст.

   Целью образовательной программы является:

-формирование у учащихся основ целостного эстетического мировоззрения по средствам различных видов искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;

- развитие художественного восприятия искусства, эстетического вкуса, чувства прекрасного и красоты по произведениям мастеров изобразительного искусства, способности понимать и «читать» произведения  отечественных и зарубежных художников;

- воспитание эмоционального отклика на произведения искусства, умение  соотносить содержание произведения с собственным жизненным опытом.

Модификация программы заключается в инновационном подходе к достижению цели:

- внедрение инновационных технологий обучения и воспитания (использование ИКТ);

- построение обучения на принципах гуманистического подхода к каждому ребенку;

- интеграция образовательной среды школы и воспитательного пространства учреждения дополнительного образования;

-использование регионального компонента.

Новизна программы состоит в том, что в настоящее время массовая культура наполнена всевозможными суррогатами, которые давят на неокрепшую психику ребенка, а данная программа учит понимать прекрасное, не навязчиво учит умению отличить истинное искусство от бездушного лицемерия и маскировки, зависимости от подкупа и денежного мешка.

Анализируя другие программы по искусству можно сделать вывод, что программы по мировой художественной культуре существуют лишь в общеобразовательной школе с углубленным изучением гуманитарных наук только в старшем звене, в среднем звене входит в предмет «Рисование» и отводится немного часов, а для младших школьников таких программ вообще нет, поэтому в дополнительном образовании программа «Беседы об искусстве» будет востребована и необходима.

Данная программа предусматривает создание условий для творческой самореализации ребенка на уроках изо и участие обучающихся в творческих выставках и конкурсах.

Авторская программа «Беседы об искусстве» актуальна, так как повышает интеллектуальные способности, содействует раскрытию творческого потенциала личности, способствует формированию эстетической культуры ребенка. Приобретая знания, дети совершенствуют практические умения и навыки в области художественного творчества, понимают связь искусства с жизнью, реализуют потребность эмоциональной отзывчивости и самореализации.

 Беседы об искусстве совершенствуют психологические процессы у ребенка, такие как внимание, память, воображение, мышление, речь, развивают умение наблюдать, «исследовать», сравнивать. У младших школьников еще нет умения анализировать, выделять основное, замечать детали, не богат словарный запас, поэтому авторская программа способствует развитию этих качеств, кроме того побуждает интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Образовательная программа «Беседы об искусстве» включает два основных вида деятельности: беседы об изобразительном искусстве и выполнение самостоятельной (домашней) работы, направленной на более прочное освоение программного содержания.

Для успешной реализации программы использованы разнообразные  формы и методы работы согласно возрастным возможностям детей:  экскурсии, путешествие, урок-игра, урок-спектакль, посиделки, урок-викторина, урок-сказка, урок - «потешного промысла», урок-выставка, урок - «волшебный сундучок», мастер-класс, урок-галерея, круглый стол, деловая игра.

 Материалы для выполнения практического задания используются простые и выразительные, позволяющие работать быстро. Задания, связанные с работой в объеме (бумагопластика, скульптура) целесообразно вынести в отдельный урок. Для успешного результата, некоторые задания (мебель для макета, собрать букет для натюрморта) можно выполнить в форме домашнего задания.

На данном этапе обучения от детей не требуется запоминать названий произведений и имен авторов, однако необходимо, чтобы зрительный ряд как можно полнее раскрывал тему урока. Возможно и даже желательно, изучение одного и того же произведения в разных разделах. Это поможет закрепить представление о произведении искусства как о сложном, многогранном явлении.

Прослушивание музыкальных фрагментов рекомендуется проводить после просмотра репродукций перед практической работой. Важно, чтобы музыка воспринималась детьми как самостоятельный вид искусства.

Содержание программы предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право изменять темы и отдельные беседы, составлять зрительный ряд из тех репродукций и слайдов, которые имеются в наличии или выбрать наиболее интересные для конкретной группы детей. Данный программный материал демонстрирует лишь принцип работы над темой, который помогает подобрать иллюстрационный материал вариативно.

В разделе описания и анализа произведений в течение трех лет обучения органично продолжает развитие осмысленное, активное восприятие искусства. Многие беседы занимают целый урок. Однако каждое занятие построено разнообразно. Постановка проблемы и ее решение, обмен мнениями, примеры из собственной практики, обсуждение сочинений и проектов - такие формы работы придадут занятиям живой, творческий характер.

В конце полугодия в 1, 2, 3 классах проводятся контрольные уроки или выставки в форме зачета.

Результатом освоения общеразвивающей программы в области художественного и  декоративно-прикладного искусства является приобретения обучающимися следующих ЗУН:

-первичных знаний основных  видов и жанров изобразительного и декоративно-    прикладного искусства;

- первичных знаний основных средств  выразительности художественного искусства;

 -знакомство с произведениями русских и  зарубежных  художников (Репин Илья,   Суриков, Васнецов Виктор, Серов, Левитан, Шишкин И. И., Айвазовский, Яблонская, Хрутцкий, Кончаловский, Кустодиев, Микеланджело, Ван Гог и др.) и мастеров ремесленных центров (Семеновская деревянная игрушка, Дымковская глиняная игрушка, Урало-сибирская домовая роспись, Обвинские прялки, керамика Гжели и др.);

-умений изображать предметы окружающего мира с натуры и по памяти;

-умений работать с акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами, пластилином,  цветной бумагой и другими материалами;

- навыков композиционного решения изображения на плоскости листа;

Методическое обеспечение учебного процесса предполагает обеспечение обучающихся библиотечным фондом и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, доступом к сети Интернет.

Учебная аудитория должна иметь площадь не менее 6кв. м. на человека, иметь звукоизоляцию, стеллажи, шкафы, наглядные пособия, видеоаппаратуру, затемнение для просмотра видеофильмов и слайдов, интерактивная доска, ПК, проектор и современные ИКТ.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

- основные и дополнительные цвета в произведениях изобразительного искусства;

-выразительные  средства используемые художниками в своих произведениях;

- какое настроение выразил художник в картине.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;

- применять основные средства выразительности в рисунке, живописи, скульптуре и дпи

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

- названия и отличительные особенности основных видов изобразительного искусства ( архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство);

- название, назначение и свойства материалов  применяемых в изобразительном искусстве

Учащиеся должны уметь:

- чувствовать и отчетливо формулировать настроение произведения изобразительного искусства, проявляя начальное понимание языка художественного образа;

- быстро делать наброски, осмысленно используя выразительные качества заданного материала;

 - подробно рассказывать о запомнившемся произведении изобразительного искусства.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

- жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, анималистический, батальный);

- различные формы взаимодействия произведений изобразительного искусства и природы.

Учащиеся должны уметь:

- различать стилистические особенности произведений разного времени;

- описывать и анализировать произведение изобразительного искусства.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1.

Тема 1.1.

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Тема 1.4.

Тема 1.5.

Тема 1.6.

Тема 1.7.

Тема 1.8.

Введение в мир искусства

Путешествие Алисы

Три волшебных слова

Экскурсия в музей ДПТ

Что мы увидели?

Золотая осень И. И. Левитан

Волшебные краски. Осенняя березка. Техника акварели.

Прибыл на каникулы Ф. П. Решетников

Листья в лужах.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Раздел 2

Тема 2.1.

Тема 2.2.

Тема 2.3.

Тема 2.4

Тема 2.5.

Тема 2.6.

Тема 2.7.

Рассматривание репродукций и их обсуждение

Ранняя осень В. К. Бяльгницкий-Бируля

Узоры на листьях. Техника графики.

Первый снег А. А. Пластов

Основные и доп. цвета. Разноцветный дождь. Гуашь

Утро в сосновом лесу И. И. Шишкин

Зимняя березка. Монотипия.

Контрольное сочинение « Как я опишу картину другу, который её не видел»

1

1

1

1

1

1

1

7

Раздел 3

Тема 3.1.

Тема 3.2.

Тема 3.3.

Тема 3.4.

Тема 3.5.

Тема 3.6.

Тема 3.7.

Тема3.8.

Тема 3.9

Природа и искусство

Зимний солнечный день И. Э. Грабарь

Пейзаж. Техника мятой бумаги

Фрукты на блюде И. Машков

Декоративный натюрморт

Семеновская игрушка

Роспись матрёшки

Конец зимы К. Ф. Юон

Король карандаш

Весна Т. Н. Яблонская. Весенняя березка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

Раздел 4

Тема 4. 1.

Тема 4.2. Тема 4.3. Тема 4.4.

Тема 4.5. Тема 4.6.

Потешный промысел

Керамическая игрушка. Дымково

Роспись форм. Техника гуаши

Грачи прилетели А. К. Саврасов

Рисование птиц. Наброски

Былинный жанр В. Васнецова

Контрольное сочинение «Моя любимая сказка»

1

1

1

1

1

1

6

Итого за 1 класс: 30

2 год обучения

№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1

Тема 1.1.

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Тема 1.4.

Тема 1.5.

Тема 1.6.

Тема 1.7.

Тема 1.8.

Мир сказки в изобразительном искусстве

Иван царевич на сером волке В. М. Васнецов

Вечерний звон И. Левитан

Ковер-самолет В. М. Васнецов

Яблоко и вишня К. Петров-Водкин

Художники-иллюстраторы

Аквариум с красной рыбой Ван Гог

На ёлке в Москве, в Сокольниках Н.Н. Жуков

Выставка «Моя новогодняя мечта»

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Раздел 2

Тема 2.1.

Тема 2. 2.

Тема 2.3.

Тема 2.4.

Тема 2.5.

Тема 2.6.

Тема 2.7.

Тема 2.8.

Виды изобразительного искусства

Зрительные образы изобразительного искусства

Язык архитектуры

Язык скульптуры

Язык живописи

Средства выразительности  графики

Средства выразительности декоративно-прикладного искусства

Особенности материалов изобразительного искусства

Контрольное задание « Проект памятника моему  любимому литературному герою»

1

2

2

2

2

2

4

1

16

Итого за 2 класс: 32

3 год обучения

№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел 1

Тема 1.1.

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Тема 1.4.

Тема 1.5.

Тема 1.6.

Тема 1.7.

Тема 1.8

Жанры и средства выразительности

Пейзаж. Город мечты

Натюрморт. Букет из осенних листьев

Бытовой жанр в живописи. ДПИ- обвинские прялки.

Портрет. Моя кукла.

Батальный жанр. Техника мятой бумаги

Творчество скульпторов-анималистов

Цветоведение. Выразительные возможности цвета

 Урок-выставка. Теплые и холодные тона в портрете. Гризайль.         

2

2

2

2

2

2

2

1

 

15

Раздел 2

Тема 2.1.

Тема 2.2.

Тема 2.3.

Тема 2.4.

Тема 2.5.

Тема 2.6.

Тема 2.7.

Тема 2.8.

Тема 2.9.

Тема 2.10

Искусство дарит красоту. Основы описания произведений изобразительного искусства

Архитектура и гармония

Скульптора больших и малых форм

Живописцы и природа

Графика и натура

Декоративно-прикладное искусство и природные формы

Описание одной картины

Сравнительный анализ двух картин одного жанра

Описание произведений скульптуры

Определение близких по стилю предметов декоративно-прикладного искусства

Контрольный урок «Волшебный сундучок»

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

15

Итого за 3 класс: 30

Содержание предмета

1год обучения

Раздел 1. Введение в мир искусства

Тема 1.1. Путешествие Алисы. Произведения  изобразительного и декоративно-прикладного искусства мы воспринимаем при помощи зрения, это здания (архитектура), памятники (скульптура), картины (живопись), рисунки, иллюстрации в книгах, плакаты (графика),  декоративная посуда, вышивка, украшения ручной работы (дпи) Вариант зрительного ряда: панорама Красной площади с памятником Минину и Пожарскому; В. Н. Суриков «Взятие снежного городка»; рисунки В. Серова, любая хорошо иллюстрированная детская книга, два-три произведения дпи.

Тема 1.2. Три волшебных слова. Изобразительное искусство отражение реального мира. Художник внимательный наблюдатель. Изучая природу, её закономерности, он использует природные формы в своем творчестве. Природа создала множество прочных и красивых конструкций: пчелиные соты, шишки, кукурузные початки, снежинки, шишки, колоски и т.д. Зрительный ряд: примеры произведений архитектуры и изделий дпи: маковки  Покровского собора,  Г. Крутиков проект «летающего города», современные здания стадион, цирк, уточка – ковш, сосуд- фигура человека, купола собора – луковички Словарь: « красота»,  «искусство»,  «мастер – художник». Практическое задание: зарисовки природных форм. Материалы: фломастер, карандаш.

Тема 1.3. Экскурсия в музей ДПТ. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством в музее школы искусств.  Знакомство с избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой, женским (ткачество, вышивка, прядение) и мужским (плетение корзин, вырезание из дерева) рукоделием . Слова для запоминания: изба, горшок, икона, лавка, кочерга, кушак, сундук, чугунок, ухват, Красный угол, прялка, веретено, косоворотка. Задание: Назвать произведения декоративно-прикладного искусства.

Тема 1.4. Что мы увидели?

Продолжение занятия на экспозиции в музее.  Дети садятся полукругом возле «крестьянской избы». Предложить детям разыграть спектакль по сказке «Курочка Ряба». Но чтобы получить роль ребенок должен разгадать загадку, ответить на вопросы. «Артистам» для спектакля потребуются костюмы и «золотое» яйцо.

Жили-были дед и баба.. Так начинаются многие сказки. А как они жили? В каких домах? Какую одежду носили? Какие вещи их окружали? Материалы: интерьер и предметный мир избы, русская народная одежда, костюмы для спектакля по сказке «Курочка Ряба».

Тема 1.5. Золотая осень. И. И. Левитан. Сочетание разнообразных оттенков желтого с синим придает живописи звонкий сверкающий колорит. Практическое задание: быстрый набросок с использованием дополнительных цветов - «Осенние цветы», «Аленький цветочек», «Рыбки в аквариуме»

Тема 1.6. Волшебные краски. Осенняя березка. Техника акварели. Понятие о ярких, контрастных цветовых решениях. Эмоциональное состояние (радостное, спокойное, напряженное) в произведениях изобразительного искусства выражается в основном с помощью цвета.  Практическое задание. Набросок акварелью осенней березки в дождливый, ветреный или солнечный денек.  

Тема 1.7. Прибыл на каникулы Ф. П. Решетников. Определить какое настроение создает произведение живописи. Картина рассказывает о событиях далекого прошлого и о людях живших много лет назад, но момент радости и неожиданности художник мастерски передал в лицах своих героев.  Практическое задание: игра «Зеркало и обезьяна».

Тема 1.8. Листья в лужах. Выразительность линии, разнообразие её характера  (стремительная, плавная,  извилистая, короткая, штрих). Рисование разных по форме листьев упавших в лужи. Материалы: фломастеры.

Раздел 2. Рассматривание репродукций и их обсуждение

Тема 2.1. Ранняя осень В. К. Бяльгницкий-Бируля. Передача признаков ранней осени с помощью оттенков цвета и состояния чувств художника. Палитра теплых и холодных цветов. Практическое задание: растяжка цвета «Гриб», «Георгин».

Тема 2.2. Узоры на листьях. Техника графики. Узоры на листьях можно выполнить с помощью точек, пятна, штриха. Познакомить с техникой графики по Талавире

Тема 2.3. Первый снег А. А. Пластов. Передача радостного настроения, палитра цвета. Описание картины, определение художественных средств, определение результата художника, используя эти средства. Практическое задание: трафаретная печать

Тема 2.4 Основные и доп. Цвета. Разноцветный дождь. Гуашь. Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах применяя прием эксперимента. Выполнить задание по теме «Разноцветный дождь» самостоятельно полученными цветами: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Тема 2.5. Утро в сосновом лесу И. И. Шишкин. Впечатление раннего утра, туман опоясывает полянку, медведица вывела своих медвежат, описание действий главных героев. Практическое задание: лепка медведей

Тема 2.6. Зимняя березка. Монотипия. Выразительные средства зимней березки в голубизне ствола и веток, в плавности и волнистости линий. Прием оттиска с прорисовкой веточек.

Тема 2.7. Контрольное сочинение « Как я опишу мою любимую картину другу, который её не видел». Дети пишут сочинение и зачитывают. Можно предложить догадаться о каком произведении идет речь.

Раздел 3. Природа и искусство

  Тема 3.1. Зимний солнечный день И. Э. Грабарь. Изображение природы одна из любимых тем художников – живописцев. Красота и выразительность природы неисчерпаемы. Каждый пейзажист находит в ней что – то свое, родное. 

 

 Тема 3.2. Пейзаж. Техника мятой бумаги. ИКТ – урок. Материалы: гуашь, плоская палитра. 

 

Тема 3.3. Фрукты на блюде И. Машков. Оранжевый апельсин и сине-фиолетовые сливы, красные и зеленые персики оттеняют друг друга. Эти сочетания заставляют все цвета звучать в полную силу.  Практическое задание: этюд натюрморта.

                                           

 Тема 3.4. Декоративный натюрморт. Предметом изображения могут быть любые предметы, как и в обычном натюрморте, но особый стиль украшения придает ему декоративность. Показ различных композиций натюрморта. Практическое задание: рисование декоративного натюрморта из 2-х предметов.

                     

   Тема 3.5. Семеновская игрушка. Познакомить с центром росписи по дереву (г. Семеново Нижегородской области). Местные крестьяне занимались точением или долблением деревянной посуды и игрушек, пропитывали льняным маслом, покрывали олифой. Первая матрешка были не разъемная, привезена из Сергиево- Посада матрешка –болванка. Позже по аналогии с пасхальными яйцами ее сделали разъемной , в которую вкладывалось 15-18 разноцветных куколок. Первая матрешка изображала мужика с бородой  и усами. Основой композиции считается фартук, на котором букет как и в Хохломской росписи, которая здесь и зародилась. Показ образцов росписи матрешек в разные исторические периоды. Практическое задание: выбрать и нарисовать понравившуюся форму.

                       

 Тема 3.6. Роспись матрёшки. Известные матрешки «Русский молодец», «Русская красавица», «Семеновские ребята». Вначале кистью намечают лицо, головной убор. Используют все основные цвета . Созданные с любовью матрешки отличались выдумкой в росписи. В них сказка живет рядом с действительностью. Мотивы росписи.

               

 Тема 3.7. Конец зимы К. Ф. Юон. Выразительные средства пейзажа. Описание изображения на картине. Как можно догадаться, что живописец изобразил конец зимы? Определение настроения картины. Чего добился художник применяя такой колорит.

     

Тема 3.8.  Король карандаш. Освоение глубины пространства: изучение того, как художник, располагая предметы и персонажи в картине, обозначает пространства. Наброски животных и пейзажей, портретов А. К. Саврасова, Леонардо да Винчи, И. Шишкина. Практическое задание: эскиз рисунка по выбору.

                       

 Тема 3.9. Весна Т. Н. Яблонская. Весенняя березка. Сравнительный анализ двух картин одного жанра. Что общего в картинах? Какие времена года изображены на картинах? В чем разница? Какое настроение в картинах (К.Ф. Юон «Конец зимы»; Т. Н. Яблонская «Весна». Практическое задание: рисование палочками весенней березки.

               

Раздел 4. Потешный промысел

Тема 4. 1. Керамическая игрушка. Дымково. Возникла в слободе Дымково влиз г. Вятка (Киров). Русская глиняная игрушка связана с весенним праздником Свистунья, когда мастерицы лепили свистульки в виде животных, белили их и расписывали. Дымке чужды полутона и переходы, строго геометрический орнамент из клетки, полос, кругов и точек. Завершает орнамент ромбы из сусального золота наклеенного поверх узора. Вся роспись- это бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Тема 4.2. Роспись форм. Техника гуаши. По выбору дети переводят разные лекала животных или людей. Пользуясь таблицей элементов расписывают формы. Используют геометрический орнамент ярких цветов. Совершенствовать технику рисования гуашью.

Тема 4.3. Грачи прилетели А. К. Саврасов. Особое место у живописца занимают весенние пейзажи. Одни рассказывают нам о радости пробуждении природы, другие о щемящей грусти. Аромат весны привлекает перелетных птиц, они суетятся, торопятся, галдят о приближении весны. Ощущения движения наполняет сюжет картины: кое- где растаял снег, встрепенулись и ожили деревья, их кривые стволы отражаются в лужах, вдалеке покосившийся забор и колокольный звон. Пастельные, неяркие оттенки, особая тонкость и плавность живописного решения.

Тема 4.4. Рисование птиц. Наброски. Рисование птиц тушью. Наброски выполняются сразу без карандашного обозначения. Предложить подрисовать ствол дерева, травку. Рассказать о своей птичке.

Тема 4.5.Былинный жанр В. Васнецова.  Серия картин на тему русских сказок «Царевна-лягушка», « Баба-яга», «Сивка-бурка», «Кощей Бессмертный», «Спящая царевна», «Снегурочка», «Богатыри». Икт-урок.

Тема 4.6. Контрольное сочинение «Моя любимая сказка». На доске произведения Виктора Васнецова «Иван Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Аленушка».

Дети на выбор пишут сочинение.

2 год обучения

Раздел 1.  Мир сказки в изобразительном искусстве

Тема 1.1. Иван Царевич на сером волке В. М. Васнецов.

Занятие 1

Сказочно-былинный жанр в произведениях Виктора Васнецова. Назвать картины, которые рассматривали ранее. Содержание и цветовое решение картины. Напряженное эмоциональное состояние произведения.

Занятие 2

Этюд по картине. Рисование в технике акварели.

Тема 1.2. Вечерний звон И. Левитан

Занятие 1

Описание картины по четырем признакам: - настроение картины, - выделение главного,    -художественные средства используемые художником, -результат.  Фронтальный опрос  или письменная работа. Итог: В чем музыкальность картины?

Занятие 2

 Рисование по теме «Сказочное дерево». На сказочном дереве могут висеть зонты, башмак, шляпы, конфеты и т. д. Декорирование. Техника графики. Материалы: фломастеры.

Тема 1.3. Ковер-самолет В. М. Васнецов

Занятие 1

Описание картины по четырем признакам. Одна из первых картин на сказочную тематику. Виктор Михайлович убежден, что  фольклор отражает   «целый облик народа». Выполнена в 1880 году по заказу мецената Саввы Мамонтова. Мотив – мечты людей о свободном полете. В центре главный герой возвращается домой с жар-птицей в клетке, которая освещает путь золотым сиянием. На заднем плане река, лес, туман, пара птиц, свет месяца вызывают лирическое эмоциональное переживание. Картина наполнена воздушностью и ощущением настоящего полета. Сравнительный анализ двух картин сказочного жанра «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолёт». Что общего в картинах? Какие события изображены на одной, так и на другой картине? Какое настроение выражено в этих картинах?

Занятие 2

Мультгерои.  ИКТ-урок. Материалы: фломастеры.

Тема 1.4. Яблоко и вишня К. С. Петров-Водкин

Занятие 1

Жанр натюрморта. Композиция натюрморта. Кузьма Сергеевич написал другие натюрморты «Яблоко и лимон», «Виноград и яблоки», но самое раннее произведение  (1907) «Яблоко и вишня». Когда смотришь на натюрморт, то будто слышишь спор между яблоком  и вишней. Яблоко: - Я большое, плотное, гладкие красные бока с желтыми пятнами – это луч солнца подарил мне этот цвет. Вишня: - Я меньше тебя, но нежная, тонкая и прозрачная, наполненная ароматным соком кожа намного ярче по цвету. Как вы думаете, кто победил?  Игра «Собери из предметов свой натюрморт».

Занятие 2

Натюрморт настроения. Красный – цвет праздника, зеленый – успокаивает, синий – убаюкивает. Практическое задание: узор на полосе «Ветка смородины».

Тема 1.5. Художники-иллюстраторы

Занятие 1

  Великий русский художник Илья Билибин любил создавать иллюстрации к сказкам («Василиса Прекрасная»,  «Царевна – лягушка»).  Он работал в технике туши, подцвеченной акварелью.  Иллюстрации к сказке « Царевна-лягушка»  И. Я. Билибина. Вся сцена изображена на фоне зелени, с удивительным сочетанием разных цветов и оттенков, создают приятный душевный колорит. Иван-русская душа, одет в национальный кафтан, шапку и зеленые сапоги. Лягушка, со стрелой в лапе, в ожидании смотрит на своего спасителя. Добрый сюжет предвещает счастливый конец. Прославление творческого труда. Не цени человека по внешнему виду, смотри на внутренние достоинства и дела. Иллюстратор донес до зрителя особенности того времени, уклада жизни, быта, человеческих отношений.

Занятие 2

Евгений и Никита (сын) Чарушины. Евгений Чарушин первый художник-анималист. Мир зверей раскрывает в ярких образах. С большой теплотой и гуманностью создает собственный эмоциональный образ. Иллюстрирует свои рассказы о животных и произведения Бианки, Барто, Пришвина, Маршака, Чуковского. Его герои добры, обаятельны. Особенно любит изображать детенышей – пушистых, мягких, беспомощных и забавных. Рисует не контурно, а пятном и штрихом. Продемонстрировать рисунки сына Никиты и Натальи (дочь Никиты) о животных. Практическое задание: наброски животных.

Тема 1.6. Аквариум с красной рыбой Ван Гог

Занятие 1

Описание картины по четырем признакам.

Занятие 2

ИКТ – урок по теме «Красивая рыбка». Монотипия

 Тема 1.7. На ёлке в Москве, в Сокольниках Н.Н. Жуков

Занятие 1

Бытовой жанр. Ограничение глубины пространства. Передний план. События далекого прошлого. Интересна история написания картины. На елке В. И. Ленин и Н. К. Крупская в 1919 году. Год был трудным, голодным, шла гражданская война. Все отправляется на фронт. В 1918 году Советской властью были отменены ёлка и Новый год как символы «буржуазного прошлого» (лишь в 1935 разрешено проведение ёлок с приходом Деда Мороза и Снегурочки). Но сам вождь Владимир Ильич все же появляется на елке, предварительно организовав покупку пряников, конфет, хлопушек. Только через 11 лет появляется рассказ (1933) писателя Кононова «Елка в Сокольниках».  Как художник добился настроения картины?

Занятие 2

Эксперименты с цветом. Холодные и теплые основные цвета.

Тема 1.8. Выставка «Моя новогодняя мечта»

Занятие 1

Проект  по теме «Моя новогодняя мечта» Что я задумал? Чем рисовал и какими цветами? Мой результат.

Занятие 2

Выставка  рисунков.

Раздел 2. Виды изобразительного искусства

Тема 2.1.  Зрительные образы изобразительного искусства

Изобразительное искусство как отражение реального мира. Изобразительное начало в других видах искусства – например в музыке (Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе «Волчок»; Д. Кабалевский «Клоуны»). Изобразительное искусство говорит с нами языком зрительных образов, и воспринимаем мы его прежде всего при помощи зрения. Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые мы видим вокруг нас – это здания (архитектура), памятники ( скульптура), картины (живопись), рисунки, иллюстрации к книгам, плакаты (графика), расписная посуда, вышивка, украшения (декоративно-прикладное искусство). Зрительный ряд: панорама Красной площади с памятником Минину и Пожарскому, В. Н. Суриков «Взятие снежного городка», рисунки В. Серова, иллюстрированная детская книга, 2-3 произведения дпи.

Тема 2. 2.Язык архитектуры

Занятие 1

Эмоциональное воздействие архитектуры вокруг нас. Архитектура влияет на наше поведение и настроение. По широкой, пологой лестнице мы поднимаемся совсем не так, как по крутой и узкой; в комнате с низким потолком мы чувствуем не так, как в комнате с высоким потолком. У человека, посещающего Большой театр или Эрмитаж уже у входа возникает волнительное ощущение праздника. Портик с колоннами, просторное фойе, широкие лестницы, ослепительный зал – все эти элементы архитектуры создают приподнятое настроение.

Еще с древних времен люди умели с помощью архитектуры удивлять и влиять на чувства. Египетские заупокойные храмы производят таинственное впечатление, человек находясь рядом  чувствовал себя песчинкой в мире. Огромные колонны Древней Греции, расположенные тесными рядами, Римский Колизей, вмещающий около 15 тысяч зрителей, оставляют в нашей памяти незабываемые эмоции.

Язык архитектуры – объемы и разные их комбинации.

Занятие 2

Определить, настроение от произведений архитектуры (Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли, дом Пашкова в Москве и др. Видеофильм «Архитектура».        Практическое задание: проект здания цирка, кондитерского магазина, театра кукол.      

Материалы: тушь, палочка, перо, фломастер.

Тема 2.3.Язык скульптура

Занятие 1

Произведения искусства высекаемые из камня, гипса, мрамора или вылепленные из глины относятся к скульптуре. Основной темой скульптора является человек или животное.

Два типа скульптуры. Выразительность скульптуры часто зависит от того, каким методом пользуется скульптор при её создании. (Высеченные из  толщи каменного блока, дерева -  (Древний  Египет, Микеланджело, С. Эрьзя) и вылепленные из глины, гипса с помощью прибавления объема возникает фигура (Клодион «Девушка с ребенком», С. Лебедев «Портрет Н. Шостаковича»). Видеофильм «Скульптура».

Занятие 2

Определить настроение скульптуры.  Скопас «Вакханка», В. Мухина «Березка»,Э. Фальконе «Зима» и др.. Практическое задание: лепка «Смелый солдат», «Танцовщица» и др. темы.

Материал: пластилин.

Тема 2.4.Язык живописи

Занятие 1

Живопись – вид изобразительного искусства. Станковая живопись. Картина может рассказать о людях  и событиях далекого прошлого. В. Суриков «Боярыня Морозова», А. Бубнов «Утро на Куликовом поле».  О  вожде Великой Октябрьской социалистической революции А. Герасимов «Ленин на трибуне», о поэте А. С. Пушкине  и о наших современниках Д. Жилинский Групповой портрет сборной по спортивной гимнастике». А также самые простые, привычные для каждого вещи, их красоту и ценность можно увидеть на картинах З. Серебряковой «За обедом», Т. Яблонской «Обыкновенное утро». Произведение искусства может рассказать о далеких странах В. Верещагин « Мавзолей Тадж  Махаил в Агре» и о том, как прекрасна наша родная природа И. Левитан «Сумерки. Луна», М. Нестеров «Ранняя весна» и др..  

Занятие 2

Цветовые семейства. Расширение представлений о цвете. Репродукции и фотографии цветов, фруктов, листьев, предметов, цвет которых подобран  в соответствии с принадлежностью к определенному цветовому семейству (желтый одуванчик, желтый лимон, желтый песок и т. д.).  

Практическое задание: аппликация «Цветовые семейства» на темы «Травы», «Горящие угли», «Песок и камни на пляже», «Синие волны» и другие. Материал: кусочки бумаги.

Тема 2.5.Средства выразительности  графики

Занятие 1

Графика – основной вид изобразительного искусства, где главным выразительным средством является линия, пятно, штрих, точка, а обязательным элементом является лист бумаги. Он может быть тонированным акварелью, тушью. Графика существует как самостоятельный вид искусства и как подготовительный этап в работе над произведением:  рисунок, набросок, эскиз. Рисунки Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело; А. Дюрер «Заяц», В. Серов «Квартет», «Ворона». М. Врубель «Натюрморт со свечой», А. Матисс «Интерьер», П. Пикассо «Голубь» и другие.

Занятие 2

Знакомство с печатной графикой – гравюрой. Художник вырезает или процарапывает рисунок на плотном материале (дерево, линолеум, металл), покрывает его краской и затем отпечатывает с помощью специального станка на лист бумаги. Возможность тиражирования – одна из особенностей гравюры. Художники-графики добиваясь выразительности, используют разные техники рисования (примеры офорта, золотой карандаш Леонардо да Винчи, иллюстрации к сказкам Ш. Перро, «Слово о полку Игореве», Ю. К. Олеши «Три толстяка», Пермские детские иллюстраторы.

Практическое задание: воскография

Тема 2.6.Средства выразительности декоративно-прикладного искусства

Занятие 1

Знакомство с выразительным средством декоративно-прикладного искусства: единство пользы и красоты. Самые обычные предметы быта, например посуда, могут быть одновременно и произведениями искусства и приносят пользу. Большую роль при этом играет материал, из которого сделан предмет: мягкость,  пластичность глины, прозрачность и текучесть стекла, гладкость и холодность металла и то, насколько мастер передал эти свойства. Образцы эгейской керамики, Гжели, венецианское стекло, сосуды из Феста, Жостовские подносы и др.

Занятие 2

Единство формы и материала в дпи. Предметы дпи могут быть украшены росписью или лепным узором, скульптурой. Украшение должно соответствовать форме предмета, его назначению и материалу из которого он сделан. Мастер использует природные свойства материала, например ковш – утица, чернофигурный килик, краснофигурная амфора, тагильские расписные подносы, китайский расписной фарфор, вологодские кружева и др.

Тема 2.7.Особенности материалов изобразительного искусства

Занятие 1

Материалы скульптуры. Многообразие скульптурных материалов. Гранит – твердый, плотный камень. Скульптура из гранита отличается цельностью объема, её характер – спокойствием и суровостью. С. Д. Меркуров памятник К. А. Тимирязеву, портреты известных людей. Мрамор – мягкий, слегка просвечивающий камень. В мраморе воплощены возвышенные, одухотворенные образы. Микеланджело «Пьета», работы Скопаса, Праксителя, римские скульптурные портреты. Глина – пластичный, послушный материал, из нее лепят модели, эскизы скульптур. Обожженная глина с шероховатой поверхностью – терракота (Клодион «Девушка с ребенком»). Политая глазурью глина с гладкой, блестящей поверхностью –фаянс (Л. Дела Роббна «Мальчик с гирляндой»). Бронза – прочность, упругость, гибкость и подвижность расплавленного металла  дают скульптору большие возможности для композиции. «Посейдон» V в. До н. э.,Вероккио «Давид», Барри «Пантера и антилопа»,Э. М. Фальконе памятник Петру I. В дереве всегда видны продольные волокна, и линии, по которым движется резец скульптора и там, где они пересекаются, возникает резкий излом формы. Поэтому скульптор по дереву всегда эту особенность учитывает. Египетские деревянные скульптуры – «Жрец Аменхотеп», «Писец Каи»; В. И. Мухина портрет академика А. Н. Крылова, С. Т. Коненков «Старичок-полевичок».  

Занятие 2

Многообразие художественных материалов живописи. Выбор материала в зависимости от замысла художника. Если художник пишет картину прямо на стене, он часто выбирает технику фрески. Краски для такой работы разводятся водой и наносятся на сырую штукатурку. Такая роспись очень прочна и выглядит на стене естественно и красиво. Рафаэль, Станцы; Микеланджело, фрагменты росписи Сикстинской капеллы. До техники масленой живописи, художники писали на досках красками , в которые добавляли яйцо или соки растений. Такие краски называются темперой. А. Рублев «Троица»; икона Ростово-Суздальской школы XVI в. «Чудо Дмитрия Солунского;  Симоне Мартини «Благовещение». Развитие техники живописи маслом связано с именами братьев Ван Эйк, нидерландских живописцев XV в. Маслом можно писать и быстрые наброски и более длительные работы. Поверхность картины может быть гладкой (Ф. Васильев «Мокрый луг»), а может быть шероховатой, неровной (М. Врубель «Девочка на фоне персидского ковра»; К. Моне «Руанский собор». Отдельные мазки могут сливаться или незаметно переходить друг в друга (Т. О. Д. Энгр «Автопортрет»), а могут быть отчетливо видны      ( Ван Гог «Дорога в Провансе»). Эффект наполненного светом и воздухом пространства в масляной технике хорошо передано у И. И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы», а реальные  ощутимые предметы у Ж.-Б. Шардена «Натюрморт».  

Занятие 3

Графические материалы. Их разнообразие. Выразительность графитного карандаша (И. Левитан «Околица»; М. Врубель «Натюрморт со свечой». При помощи пастели можно добиться мягкости и незаметных переходов цвета в цвет (Ж.-Э. Лиотар «Шоколадница») или строить изображение сочными штрихами (Э. Дега «Голубые танцовщицы»). Перо и тушь – еще одна из выразительных техник графики (Ван Гог «Стога»; рисунки Дж. Б. Тьеполо). Видеофильм «Графика».

Занятие 4

Материалы дпи. Предметы декоративно-прикладного искусства  могут быть выполнены как из самых обыкновенных (глина, дерево, стекло, нитки, ткань), так и драгоценных материалов (фарфор, хрусталь, редкие породы дерева и камня, шелк, драгоценные металлы). Глубоко понять свойства и характер материала зависит успех законченного произведения (каргопольская, дымковская игрушка, богородская резьба по дереву, плетение из соломки, жостовская роспись, вологодские кружева и т. д.)

Тема 2.8.Контрольное задание « Проект памятника моему  любимому литературному герою». ( Это задание предложено Е. П. Крупником. // Эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1985.).

3 год обучения

Раздел 1. Жанры и средства выразительности

Тема 1.1. Пейзаж. Город мечты

Занятие 1

Картина, в которой основным предметом изображения является природа, называется пейзажем. Пейзаж может представлять определенную местность. К.-Ж. Верне «Вид на мост и замок св. Ангела, В. Поленов «Генисаретское озеро». Пейзаж может быть городским и сельским. И. Левитан «Осенний день. Сокольники», В. Попков «Майский праздник» , Ван Гог «Жаворонок над полем».

Занятие 2

Коллективная работа: макеты «Гостеприимный город», «Город –крепость».Ученик выполняет отдельный архитектурный фрагмент: дома, стены, лестницы, башни. Затем все соединяется на одном основании. Материалы: картонные коробки, бумага, клей.

Тема 1.2.Натюрморт. Букет из осенних листьев

Занятие 1

Натюрморт – это жанр живописи, предметом изображения в котором являются неодушевленные предметы (утварь, плоды, букеты, атрибуты деятельности и так далее). Композиция натюрморта может быть составлена из драгоценных предметов, которые сами по себе являются произведениями искусства (В. Кальф «Натюрморт с наутилусом»), а может состоять из самых простых и даже, на первый взгляд, неинтересных вещей (В. Ван  Гог «Натюрморт с башмаками»). Создавая натюрморт, художник рассказывает не только о предметах, которые он изображает, но и о людях, событиях, выражает свой взгляд на мир (Ф. Сурбаран «Натюрморт»; Ж.-Б. Шарден «Натюрморт»; В. Ван  Гог «Кресло Гогена», «Стул Винсента»; К. Петров-Водкин «Натюрморт с селедкой»).

Занятие 2

На одних картинах все предметы выглядят, как живые. Благоухающие цветы, сочные яблоки, бархатистые персики, прозрачный виноград ( И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды»), а на других фантастический, нереальный мир (Н. Н. Сапунов «Голубые розы»).

Рассматривание листьев и осенних цветов. Составление букетов. Рисование акварелью осенних букетов.

Тема 1.3. Бытовой жанр в живописи. ДПИ – обвинские прялки.

Занятие 1

Объектом внимания художников становятся не только исключительные, необыкновенные события, люди, предметы, но и повседневная, будничная жизнь. Они находят в ней красоту и показывают ценность всего, что окружает человека. Считают, что даже минута жизни человека достойна внимания. Изображая жанровые сцены, художники относятся к ним по- своему: с любовью, восхищением, с интересом беспристрастного наблюдателя. Иногда авторы жанровых картин выражают отношение к изображенным событиям с юмором или сатирой. Ж.-Б. Шарден «Молитва перед обедом»; А. Браувер «Деревенский лекарь»; Питер де Хох «Хозяйка и служанка»; Л. Ленен «Крестьянское семейство»; Г. Метею «Молодая женщина читающая письмо»; П. Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора».

Занятие 2

Декоративно-прикладное искусство. Обвинские расписные прялки. Традиции местного промысла (Пермский край). Обвинская роза. Практическое задание: копирование росписи  обвинских прялок. Материалы: бумага, гуашь.

Тема 1.4. Портрет. Моя кукла

Занятие 1

Портрет. Личность человека, его неповторимый внутренний мир всегда привлекали художников. Главное в портрете – это лицо человека. В нем отражается и его характер, и особенности времени, и отношение автора к модели. (Эль Греко «Портрет  рыцаря с рукой на груди»; Д. Веласкес «Портрет Иннокентия Х.»; П. П. Рубенс «Портрет камеристки»; Рембрандт «Портрет старика в красном». Портреты, которые называют парадными, рассказывают, главным образом, об общественном положении портретируемого. В парадном портрете большое значение имеют детали-символы, архитектурный фон, драпировки, одежда. Это придает портрету торжественность изначимость, что не всегда соответствует личности. А. ванн Дейк «Портрет Карла1 на охоте»; Г. Риго «Портрет Людовика 14»

Занятие 2

Часто художники пишут автопортреты, в которых они определяют свое место в мире, дают оценку своему творчеству, своей личности (автопортреты А. Дюрера, П. Рубенса, Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рафаэля,  И. Шишкина).

 Практическое задание: рисование на тему «Моя кукла». Материалы: акварель или гуашь.

Тема 1.5. Батальный жанр. Техника мятой бумаги

Занятие 1

Многие художники пишут картины, рассказывающие о войне, а некоторые посвятили этой теме все свое творчество. Изображая войну, одни показывали храбрых солдат, знаменитых полководцев, развевающие знамена и победные штурмы (А. Гро  «Бонапард перед битвой при пирамидах», «Бонапард на Аркольском мосту»), другие художники передавали драматизм событий (Т. Жерико «Офицер конных егерей, идущих в атаку»). Есть и такие, которые беспощадно обличают войну как величайшее бедствие в жизни людей. (В. Верещагин «Смертельно раненый», «Апофеоз войны»; П. Пикассо «Герника»).

Занятие 2

ИКТ –урок  «Пейзаж в технике мятой бумаги». Материалы: палитра, гуашь, лист бумаги, салфетки.

Тема 1.6. Творчество скульпторов-анималистов

Занятие 1

Изучая природу, скульпторы создают прекрасные произведения, воспевающие силу, красоту и совершенство самых разных представителей животного мира (Фидий и его школа: восточный фронтон Парфенона; Капитолийская волчица 5 в. До н. э.; Г. Кусту «Укротитель коня»; И. С. Ефимов «Антилопы»; Г. Сотников «Сокол»; Г. Н. Попандопуло «На глухарином току»; В. А. Ватагин «Пингвин с пингвиненком».

Занятие 2

Практическое задание: проект скульптуры, которую вы бы хотели установить перед въездом в заповедник, лес, зоопарк, на берегу моря, реки, парка.

Материалы: карандаш, фломастер.

Тема 1.7. Цветоведение. Выразительные возможности цвета

 

Занятие 1

Понятие о ярких, контрастных и мягких цветовых решениях. Эмоциональное содержание цвета. Произведения изобразительного искусства, где эмоциональное состояние (спокойное, тревожное, радостное, грустное, напряженное) выражено в основном с помощью цвета (А. Рылов «Тревожная ночь», А. К. Саврасов «Взятие снежного городка», В. Бакшеев «Голубая весна», К. Коровин «Зимой»).

Занятие 2

Практическое задание: набросок на одну из тем: «Гроза надвигается», «Тихий вечер» - с использованием выразительных возможностей цвета. Материалы: гуашь, кисть.

Тема 1.8. Урок-выставка. Теплые и холодные тона в портрете. Гризайль.         

Теплые и холодные тона. Понятие теплого и холодного тона в портрете.  Серов «Девочка с персиками», З. Серебрякова «Тата с овощами», портреты Тропинина и др. Рисование портрета  в технике гризайль.

Раздел 2. Искусство дарит красоту. Основы описания произведений изобразительного искусства

Тема 2.1. Архитектура и гармония

Занятие 1

Различные типы архитектурных сооружений: театры, дворцы, храмы, крепости, мосты и т.д. Жилые дома – тип архитектуры. Удобство, прочность и устойчивость- основные требования к постройкам. Жилье отражает взгляды, привычки людей, их представление о красоте. Менялись условия жизни людей, но всегда зодчие стремились к воплощению своих проектов наиболее рациональными способами (дом Веттиев в Помпеях, дворик жилого дома в Мекке, Ф.-Л.Райт «дом-водопад», район Ладзинай в Вильнусе). Каждая эпоха  выдвигает свой ведущий тип монументального здания. В Древней Греции это был храм, театр (Парфенон, Эрехтеон на Афинском акрополе, театр Диониса в Афинах), в Риме – общественные постройки: базилики, термы, цирки (Колизей, термы Каракаллы, базилика св. Петра) Феодальная эпоха выдвигает замки, монастыри, городские соборы, дворцы (замок Витре в Бретании, собор Нотр-Дам в Париже). Для современной эпохи значимы вокзалы, аэропорты, театры, музеи). Часто строятся целые архитектурные комплексы(здание ЮНЕСКО в Париже, Павильоны на ВДНХ, Олимпийский комплекс в Сочи).

Занятие 2

Ландшафтная архитектура. Понятие «архитектура» включает в себя и всю пространственную композицию садов, парков. Для парков характерны широкие, прямые аллеи, подстриженные деревья, лужайки. Парки часто украшают фонтанами, беседками-ротондами, сооружают павильоны, искусственные водоемы с мостиками и романтическими фонарями (Версальский парк,  парк Петродворца, парк в Павловске, трептов-парк в Берлине). Практическое задание: эскиз своего парка в любой технике.

Тема 2.2. Скульптора больших и малых форм

Занятие 1

Один из самых замечательных видов скульптуры – это памятник. Его назначение. Места установки памятников. М. Г. Манизер, памятник жертвам 9 января 1905 года в Санк-Петербурге; М. К. Аникушин, памятник А. С. Пушкину в С-Петербурге; А. М. Опекушин, Памятник А. С. Пушкину в Москве, Мухина «Рабочий и колхозница», скульптурный комплекс защитникам Родины во время Великой отечественной войны в Волгограде и др.

Портрет - самый распространенный вид скульптуры. Он может быть торжественным, монументальным и служить памятником выдающейся личности. Самый распространенный скульптурный портрет – это бюст. Скульпторы стремятся передать не только черты лица, но и характер и внутренний мир человека. А. П.Файдыш-Крандиевский «К.Э. Циалковский» в Калуге; А. С. Голубкина «Л. Н. Толстой» и др.

Занятие 2

Обобщенный образ в скульптуре. Скульптор изображает не какого-то конкретного человека, а обобщенный образ, в котором соединяет лучшие черты многих людей. В разные эпохи представления о прекрасном человеке были различными. Афины, ок. 530 г. до н. э., «Кора в пеплосе»; Афродита Милоская, Ника Самофракийская, Микеланджело «Ночь»,Э. М. Фальконе «Зима».   Общие черты для скульптуры малых форм и предметов дпи: миниатюрные размеры и материал. Различие: скульптура малых форм не имеет утилитарного назначения. В России большое распространение получила фарфоровая скульптура в 1752 г. Императорский фарфоровый завод выпустил серию фигур «Народы России» и «Петербургские ремесленники». В XIX в. Изготавливали скульптурки продавцов, пастухов, франтов, модниц. В фарфоровой пластике отразились традиции юмора и сатиры.

Тема 2.3. Живописцы и природа

Занятие 1

Изображение природы в творчестве художников-живописцев. В разных странах и в разное время художники по-своему изображали природу. Одни картины отражают восхищение величием природы (Н. Рерих «Гималаи», «Молния», Ван Гог «Звезная ночь», Левитан «Золотая осень»), а в других простые, известные всем предметы (Васильев «Мокрый луг»,  работы Куинджи, Поленова).

Занятие 2

Красота и выразительность природы неисчерпаемы. Изображение водной стихии в музыке (М. Равель «Игра воды») и в живописи (А. Марке « В Неаполе», П. Сезан «Марсельская бухта», Ван  Гог «Море в Сен-Мари, Айвазовский «Черное море»).

 Тема 2.4. Графика и натура

Занятие 1

Особенности изобразительного языка графики, близость её к поэзии. Если при помощи цвета можно изобразить предмет так, что он будет выглядеть как настоящий, то при помощи графических средств такого иллюзорного эффекта добиться нельзя. Это роднит графику с поэзией. Стихи не описывают предметы или явления с научной точностью, но средствами поэзии передают самое важное, существенное в них. «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» (А. С. Пушкин), «Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят» (Ф. И. Тютчев), «Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна»» (А. А. Фет). Н. Н. Куприянов «Лодки у мельницы», В. М. Конашевич «Зима в Павловске», Л. А. Бруни «Сумерки», «Золотая рыбка».

Занятие 2

Наброски и зарисовки в творческом процессе художника. Графика – одно из средств изучения натуры. Прежде чем писать красками или ваять скульптуру художники делают наброски, эскизы, тщательно прорисовывают детали. Рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, В. Серова,  Хокусай «Ускоренное руководство по рисованию». Практическое задание: рисование с натуры цветка, листка дерева, стебля травы. Материалы: бумага, карандаш; тушь, кисть, перо.

Тема 2.5. Декоративно-прикладное искусство и природные формы

Занятие 1

Ткани, ковры, посуда, мебель и другие предметы быта наряду с пользой могут приносить людям радость, доставлять эстетическое удовольствие. Создавая предметы декоративно-прикладного искусства, мастера часто используют природные формы и мотивы (ткани с растительным узором, стеклянные вазы Галле, художественный расписной фарфор).

Практическое задание: эскиз растительного узора для ткани.

Занятие 2

Богатые возможности камня издавна были известны ювелирам и мастерам-камнерезам. В природе существуют прозрачные камни всех оттенков. Легенды приписывают им таинственные, фантастические свойства. Практическое задание: рисование  ювелирного украшения.

Тема 2.6. Описание одной картины

Описание одной картины по признакам:

1) настроение картины;

2) описание содержания, выделение главного;

3) художественные средства;

4) результат изображения, которого добился художник, используя эти средства. А. Акопян «Натюрморт с инструментами», Э. Дега «Голубые танцовщицы» и др..

Тема 2.7.Сравнительный анализ двух картин одного жанра

1) что общего в картинах?

2)какие предметы или явления изображены как на одной, так и на другой картине?

3) в чем разница?

4) какое настроение выражено в этих картинах?

И. Левитан «Март», Ф. Васильев «Оттепель».

Тема 2.8. Описание произведений скульптуры

Описание произведения скульптуры по трем признакам:

1) настроение скульптуры;

2) характер взаимодействия скульптуры с окружающей средой;

3) взаимосвязь характера скульптуры с её материалом.

С. Лебедева «Девочка с бабочкой».

Тема 2.9. Определение близких по стилю предметов декоративно-прикладного искусства 

Из предложенных педагогом вещей выбрать предметы декоративно-прикладного искусства подходящих по стилю (ткани, посуда, украшения).

Тема 2.10. Контрольный урок «Волшебный сундучок»

Подобрать подходящие по стилю к определенной архитектуре картины, книги, мебель, украшения. Описать интерьер.

Рекомендуемая литература:

1. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы)  

М.,«Просвещение»1992 г. сост. Т. Я. Шпикалова

2. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. 2 книги

М. «Владос»1999 г. сост. И. А. Бирич, М. Т. Ломоносова

3. Рассматривание картин на уроках рисования.

М., «Учпедгиз»1956 г.В. Н. Кожухов

4. Российский Этнографический музей – детям

С-Пб., «Детство-пресс»2001 г. Ботякова О. А., Зязева Л. К. и др.

5.Советское изобразительное искусство.1941-1960

М., «Искусство», 1981

6. Проект программы для художественных отделений школ искусств 2-3 классы.

Сб.,  М., Кабкова Е. П., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на основе восприятия младшими школьниками театрального искусства

Сценарий урока. Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа на конце слов в новых речевых ситуациях. Выведение алгоритма написания "Ь" н...

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС

                  Технологическая карта                               ...

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству по программе ПНШ 2 класс

Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству по программе ПНШ 2 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...