Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной   деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани

 городского округа Сызрань Самарской области

Рассмотрено                             Согласовано                                   Утверждаю

На заседании МО                    Зам. директора по УВР                 Директор ГБОУ ООШ № 23

Протокол № ___                      _________ Н. В. Башканова          _____________ А. М. Мерс

«___»_______2014г.                «___»__________2014г.                Приказ № ______________

                                                                                                            «____»___________ 2014г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности в начальной школе

«Декоративно-прикладное творчество»

 

(Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной   деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

                                                                               Программу разработала

Кривова Ольга Валериевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №23

 

Сызрань

 2014

                                               

Декоративно – прикладное творчество

Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда выражал свою любовь к красоте.

Предметы (мебель, посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства.

Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и называется декоративно-прикладным, так как слово декоративное — означает «украшающее», а прикладное – «применимое в быту».

Такие произведения, возможно, есть у многих из вас дома, например вышитые салфетки, занавеси или полотенца. Может быть, ваша мама или бабушка вышивает скатерти или вяжет пестрые варежки, нарядные по узору и по цвету.

Можно привести еще много других примеров:

  • глиняный кувшин, гладкий или расписной, в который ставят цветы,
  •  прозрачные, переливающиеся разнообразными цветами стеклянные и хрустальные вазы, которые сверкают в лучах солнца или в электрическом свете.
  • А чашка, из которой у вас дома пьют чай? На ней может быть удачный по сочетанию красок рисунок, удобно и красиво изогнутая ручка.
  • Среди ваших детских игрушек тоже, наверно, были такие, которые можно назвать произведениями искусства. Это игрушки интересные, красивые, хорошо сделанные.

Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной жизни.

Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т. д.

Для создания необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, Которыми пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только соответствовали своему назначению, но и были красивы.

Так, например, токарь проводит целый рабочий день у своего станка, школьник — за партой. Поэтому токарный станок должен не только быстро и точно обтачивать детали, но и радовать глаз рабочего своим цветом, гладкой поверхностью. За школьной партой должно быть удобно сидеть и писать, вместе с тем она должна быть чистой, красивой по цвету и форме, и тогда школьнику будет приятно заниматься.

Для того чтобы достигнуть такого полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые материалы:

  • металлические сплавы,
  •  пластические массы,
  •  синтетические ткани и т. д.

Главной чертой современного декоративно-прикладного искусства становится большая простота предметов, их отделки.

Значительно изменилась теперь одежда человека, она приспосабливается к укладу современной жизни. Например, сейчас, когда женщины работают в учреждениях, на производстве, им неудобно было бы ходить в длинных юбках до полу, как в старину. А изменение длины потребовало и изменения фасонов: ширины, формы рукавов и т. д., изменения тканей, их цвета, рисунка, отделки. Более простому и удобному покрою одежды соответствует и более простой рисунок тканей, строящийся на красоте радостных сочетаний цвета.

Дома сейчас делают светлыми, с большими окнами, внимательно учитывая потребности жильцов, их удобства.

В комнатах должно быть все необходимое для жизни, но ничего лишнего, чтобы не было тесноты и духоты. Поэтому современная мебель небольших размеров. Чтобы она не казалась громоздкой, ее не украшают сложной резьбой, как в старину формы и отделка новой мебели просты. Ее красота достигается обработкой поверхности дерева, обивкой.

Яркими красками, простым рисунком отличаются сейчас декоративные ткани и другие предметы обихода: посуда, лампы и т. д. Светлые тона, простота формы предметов делают жилище удобным и радостным.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников (2 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Данная программа предусматривает:

  • углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам,
  • графические и живописные упражнения,
  • выполнение художественных работ по народным мотивам,
  • украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.

Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является важной особенностью декоративно – прикладной работы.

Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу, развивает чувство прекрасного.

Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.

Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.

Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

  • игра
  • труд
  • учение
  • общение
  • творчество

При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
  • связи теории с практикой
  • систематичности и последовательности;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности;
  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

  1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
  2. общетрудовые: организаторские, конструкторские;
  3. специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.

Основной вид занятий практический.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

В результате реализации рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников (2 класса) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:

  • с художественными материалами и техникой работы художественными материалами (гуашь, масляная пастель, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика, гелевые ручки);
  • с цветоведением: основные и составные цвета;
  • с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;
  • с пропорциями: соотношение целого и частей;
  • с произведениями декоративно – прикладного искусства.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников:

  • ценностных эстетических ориентиров,
  • художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности,
  • даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства,
  • проявить и реализовать свои творческие способности,
  • использовать полученные знания в творческих работах на уроках изобразительного искусства.

Программа рассчитана на 1 год .

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 30 минут под руководством педагога.

Учебно – тематический план

1. Вводное занятие – 1ч.

2. Народный орнамент – 11 ч.

3. Композиция – 4 ч.

4. Лепка – 2 ч.

5. Рисование без кисточки – 5 ч.

6. Художественные работы из природного материала – 5 ч.

7. Художественные работы из нетрадиционных материалов – 9 ч.

8. Художественные работы из разных материалов – 3 ч.

9. Аппликация – 10 ч.

10. Работа с бумагой и картоном – 7 ч.

11. Декоративно-прикладное искусство – 3 ч.

12. Оформительская работа – 6 ч.

13. Коллективный проект – 2 ч.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Вводное занятие.

1

Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка

Рисование Страны Мастеров.

2-3

Работа с природным материалом.

«В чудесном лесу».

2

Правила заготовки природного материала, засушивания. Фон. Клеящие составы. Флористика.

Художественные

работы из природного материала.

4-5

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

2

Техника безопасности труда. Беседа «Как появилась бумага?». Виды бумаги. Виды бумажного клея, его назначение. Технология плетения из бумаги. Оригами.

Оригами; вырезание и плетение из бумаги;  объёмные поделки из картона.

6-8

Декоративно-прикладное искусство.

Изобразительные виды декора.

Виды орнаментов.

Создание орнамента.

3

Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты.

Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике из декоративных цветов, ягод, листьев.

9-13

Народный орнамент.

Хохломская роспись.

Городецкая роспись.

Дымковская роспись.

Жостовская роспись.

Гжельская роспись.

5

Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей

Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов.

14-15

Лепка

2

Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).

Лепка дымковских игрушек.

16-17

Рисование без кисточки

Рисование палочкой, пальчиком.

2

Технология выполнения работ.

Рисование композиций на тему «Золотая осень», «Морской пейзаж».

18-19

Коллективный проект.

Изготовление декоративного панно «Золотая осень».

2

Тёплые краски. Контраст. Композиция.

Декоративные элементы для орнамента на осеннюю тему.

Вырезание осенних листьев простой и сложной формы.

Декоративное панно «Золотая  осень».

20-22

Художественные работы из природного материала

Аппликации из засушенных растений.

3

Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы.

Составление миниатюр из частей растений. Аппликации на свободную тему.

23-24

Композиция

Тематическая композиция

«Любимая сказка»

2

Понятие «композиция».

Пространство. Перспектива. Пропорции.

Иллюстрирование русских народных сказок.

25-26

Композиция.

 Коллективные композиции.

2

Линейная и воздушная перспектива.

Композиции на тему: «Красавица Зима»,

«В деревне».

27-31

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

«Остров ненужных вещей».

5

Правила техники безопасности. Рецепт солёного теста. Технология выполнения работ.

Поделки из солёного теста, фантиков, проволоки, фольги, пуговиц, опилок, яичной скорлупы.

32-33

Оформительская  работа.

«Новогодняя сказка».

2

Украшения для Новогоднего зала.

34-36

Рисование без кисточки.

Аэрография

3

Понятие «аэрография».

Технология выполнения работ.

Упражнения.

Поздравительная открытка.

37-39

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

Сюжетная аппликация.

3

Эскиз к аппликации. Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.

Национальные орнаменты в декоративной аппликации

Оформление аппликацией календарных праздничных дней.

40-43

Оформительские работы

Оформление к праздникам (День защитника Отечества, 8 Марта)

4

Художественные работы по заданиям учителя, по выбору учащихся.

44-46

Народный орнамент.

« Народные мастера».

3

Элементы декоративной росписи Хохломы, Гжели.

Роспись бутылок.

47-51

Работа с бумагой и картоном.

«Бумажный город».

5

Техника безопасности.

Силуэт. Изображения симметричного строения.

Оригами; силуэты; вырезание симметричных фигур; игрушки из конусов.

52-54

Художественные работы из разных материалов.

«Волшебная страна».

3

Техника безопасности труда.  Мозаика.

Коллективные работы на фантастическую тему.

55-57

Аппликация.

«Лебединое озеро».

3

Композиция. Технология выполнения поделок.

Аппликации из ваты.

58-60

Народный орнамент.

«Русская красавица».

3

Характерные элементы росписи семёновских, загорских, полхов-майданских матрёшек.

Роспись матрёшек.

61-64

Художественные работы из нетрадиционных материалов.

Худ. работы из солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги.

4

Рецепт солёного теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения худ. работ из нетрадиционных материалов.

Декоративные панно из нетрадиционных материалов.

65-68

Аппликация

Предметная аппликация.

Декоративная аппликация.

Сюжетная аппликация.

4

Декоративная аппликация с подклеиванием канта. Мозаика.

Национальные орнаменты в декоративной аппликации.

Оформление аппликацией календарных праздничных дней.

Краткое описание содержания программы

Основные задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),

2) организация рабочего места,

3) повторение пройденного материала,

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
  • практическая работа,
  • физкультминутки,
  • подведение итогов, анализ, оценка работ.
  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Речевое творчество» для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов художественно-эстетического направления "Театр. Творчество. Дети"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"...