Рекомендации к организации уроков ИЗО
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему

Александрова Ирина Юрьевна

Обучение изобразительному искусству в школе осуществляется по видам деятельности: рисование с натуры, рисование на тему, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Большое значение имеет комплексность обучения, т.е. обучение практическим и теоретическим основам одновременно.
    Комплекс всех видов деятельности может успешно применяться при изучении тем «Декоративно-прикладное искусство» и открывает широкие возможности для творчества как учителя, так и учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации к организации уроков ИЗО
по теме «Декоративно-прикладное искусство»


 Обучение изобразительному искусству в школе осуществляется по видам деятельности: рисование с натуры, рисование на тему, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Большое значение имеет
комплексность обучения, т.е. обучение практическим и теоретическим основам одновременно.
   Комплекс всех видов деятельности может успешно применяться при изучении тем «Декоративно-прикладное искусство» и открывает широкие возможности для творчества как учителя, так и учеников.
   Этапы урока по изучению декоративно-прикладного искусства на уроках ИЗО:  
   

 На первом этапе параллельно с объяснением новой темы демонстрируются слайды, репродукции, учебные таблицы, детские работы, оригинальные изделия декоративно-прикладного искусства и другие всевозможные материалы. В процессе восприятия детьми зрительного ряда учитель организует обсуждение той или иной темы. Это может быть рассказ учителя или подготовленных учащихся,
диалоги учитель-ученик, ученик-ученик. На время такой работы дети высказывают оценочные суждения по поводу увиденного.
 

  Второй этап – тренировочные упражнения, во время которых обучающиеся знакомятся с терминами, изобразительными средствами, рисуют элементы росписи, отделки, орнамента изучаемого на уроке вида декоративно-прикладного искусства. На данном этапе учитель может останавливать деятельность учащихся для предупреждения частных и общих ошибок. Снова можно обратиться к зрительному ряду.
 

  Третий этап – непосредственно декоративное рисование. Но с большим успехом учащиеся осваивают технику и особенности декоративного рисования в осязаемом объёме, чем на плоскости альбомного листа. Поэтому данный этап можно разделить ещё на две части: а) изготовление изделия 
                             
б) оформление.
Изготовление изделия.  Изготовление изделия может быть выполнено в любой технике. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребёнка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа  улучшает координацию движений, лепка – развивает пальцы, мелкую моторику рук, живописная техника способствует большей свободе и раскованности всей руки.
   Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина, солёное тесто, работа в технике папье-маше. Также успешно можно использовать различные заготовки (матрёшки, ложки, доски, чашки), нарисованные, но обязательно вырезанные из бумаги трафареты матрёшек, посуды, разделочных досок и др. Очень важно – демонстрировать учащимся приёмы работы с различными материалами, в которых образы рождаются непосредственно у них на глазах. Демонстрация учителем способов работы стимулирует формирование знаний, умений, навыков в области практической деятельности, учить свободному владению различными материалами, оставляя за учащимися права творческого выбора.


   
Оформление изделия в технике декоративно-прикладного искусства. Это может быть роспись гуашью, акварелью, цветными мелками, аппликация и др. При демонстрации приёмов работы различными материалами учитель, делая на доске или большом листе бумаге крупные рисунки, не должен придавать им какой-то конкретный характер, после демонстрации сразу убирать свою работу, т.к. это неизбежно повлечёт за собой механический повтор. Если на тренировочном этапе роль подражательности очевидна, то во время оформления она мешает проявлению творческой активности учащихся.
И, если у ребёнка развиты воображение и изобретательность, то он меньше всего прибегает к подражанию.

Завершающий этап работы. Последний этап работы при знакомстве с декоративно-прикладным искусством – подведение итогов работы, рефлексия. Это работа может включать в себя ответы на вопросы по теме урока, проведения экспресс-выставки или конкурса на лучшую работу и др.
   Обсуждение творческих работ учащихся, выставки их произведений имеют большое значение в формировании эмоционально-оценочного отношения, вкуса. Также важен анализ творчества учащихся, проводимый взрослыми.

    Таким образом, уроки по декоративно-прикладному искусству решают задачи практической направленности урока рисования в школе.

  Успех обучения изобразительному искусству зависит от множества условий, в частности от индивидуального подхода учителя к каждому ученику, от формы и методических приёмов подачи нового материала и повторения пройденного (сказки, загадки, пословицы, поговорки, использование прозы, поэзии, викторины, кроссворды, творческие задачи и др.), от использования ТСО, ИКТ, от формы урока («в музее», «в творческой мастерской» и т.д.).

 

    Без взаимопонимания между учителем и учеником добиться положительных результатов сложно. Важно, как учитель посоветует начать работу, какое даст напутствие ученику. Нужно знать, в какой степени вмешаться в работу каждого ученика: ведь любое вмешательство должно быть уместным, своевременным и убедительным. Не следует оставлять учеников без помощи и руководства. Они должны чувствовать, что есть опытный учитель - помощник, который верно на-правит работу на любом этапе деятельности.
   Учитель должен быть
тактичным, внимательным, ко всем самостоятельным мыслям учащихся и, вместе с тем, принципиальным к проявлению безвкусицы и бессмысленного подражательства. Следует помнить, что учащиеся более интересуются учителем, который с ним занимается, а уже через него начинают интересоваться предметом. Поэтому учитель должен быть для них всегда привлекательным, уметь заинтересовать. С самого начала обучения рисованию следует идти от образа, а не от овладения навыками, поэтому учителю надо уметь выбирать для изучения предметы, способные вызвать достаточно долгий интерес начинающего художника.
   Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые, повторяясь, тем не менее не должны надо-есть ученику, поэтому учитель должен быть
терпеливым и вносить как можно больше фантазии, разнообразия в свои уроки, постоянно совершенствуя детей и совершенствуясь сам в своём мастерстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

  Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Представляю презентацию по методическим рекомндациям по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе...

Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе

При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода...