Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках изобразительного искусства"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Золотарева Екатерина Константиновна

  Здоровье надо рассматривать не только в биологическом, но и социальном аспекте, то есть здоровье – «состояние телесного, душевного и социального благополучия». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_obrazovatelnye.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени В.А. Шеболдаева

г.Гуково Ростовской области

Выступление

на собрание ШМО

учителей художественно-естетического цикла

тема выступления:

 «Здоровьесберегающие образовательные

технологии на уроках изобразительного искусства»

    Разработал: учитель

Изобразительного искусства

Золотарева Екатерина Константиновна

2013 год.

« В обществе, где не прививают здоровый образ жизни,

а только лечат больных, всегда будет нехватка врачей».

                                                                                            Н.И. Козлов,

«Формула личности».

  Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодёжи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие, даже по сравнению с внешнеполитическими проблемами, тревоги и опасения.

  В последние годы в стране наблюдается тенденция к росту числа детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Половина из поступающих в школу имеет различные отклонения и низкий уровень физической подготовленности. При выпуске только 20% юношей и девушек могут быть признаны абсолютно здоровыми. У 60% школьников нарушена осанка, половина детей заканчивает школу с ослабленным зрением, третья часть страдает нервно- психическими расстройствами.

  Здоровье надо рассматривать не только в биологическом, но и социальном аспекте, то есть здоровье – «состояние телесного, душевного и социального благополучия». Резервы жизнеспособности формируются в процессе воспитания. Здоровье или укрепляется, или утрачивается в процессе воспитания в семье и школе. Но в настоящее время, семейное воспитание в нашей стране практически не существует, его нужно возрождать и восстанавливать через механизм истинного воспитания.

  В школе из базового учебного плана фактически исключено всё то, что возвысило человека в эволюции и сделало его целостной, нравственной, творческой и физически зрелой личностью. Поэтому учебный процесс организуется «вне интереса», обучение вне произвольно – волевой сферы, вне переживаний, чувств, положительных эмоций и т.д.

  Хроническая усталость с самых юных лет, неумение правильно отдыхать, постоянное нервное напряжение и школьная перегрузка постепенно, но неотвратимо подрывает здоровье уже в подростковом возрасте.

  Художественно-эстетическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов.

  Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В 20 веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «изотерпия», «библиотерапия», «сказкотерапия» и т.д.

  В формы и методы, присущие сфере искусства, можно преобразовать достаточно обширную часть учебного материала. «При этом  не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с литературными или вымышленными героями – вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков. Использование здоровьесберегающих  технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве». (Н.К. Смирнов)

  Как известно, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития всех фундаментальных свойств личности – внимания, памяти, мышления. Но в то же время именно этот возраст является и наиболее опасным для здоровья ребёнка.

  Важно отметить, что за время обучения в школе 70% сформировавшихся в начальных классах функциональных расстройств трансформируются и к моменту окончания школы перерастают в стойкую хроническую патологию: в 4-5 раз возрастает заболеваемость                

органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. Наиболее значительное увеличение частоты всех видов патологических состояний отмечается в возрастные периоды: 7, 10 и 12-17 лет, т.е. в критические периоды, характеризующиеся наиболее интенсивной перестройкой систем организма и снижением его адаптивных возможностей.

  Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии распространённость основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%.

  Именно поэтому, целью нашего образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, способной найти своё место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Особое внимание уделяется работе с учащимися начальных классов, которые только переступили порог школы. Все учителя, работающие с учащимися начальных классов, хотят, чтобы их уроки запомнились, и пытаются использовать нетрадиционные формы и методы обучения. Но, особенно тесное сотрудничество по воспитанию и развитию учащихся начальных классов, сложилось у нас с учителем  А.А. Сергуниной. Это учитель с большим опытом работы, при этом, никогда не останавливающийся на достигнутых результатах. Для работы со своим классом она выбрала систему развивающего обучения Л.В. Занкова, а основой для воспитания учащихся её класса стала комплексная программа «Здоровье». В организации учебного процесса ею учитываются все аспекты по созданию здоровьесберегающего пространства школы. Для неё урок – это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика.

  Раскрыть эмоциональный мир ребёнка, сформировать у него комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями окружающей жизни – одна из главных задач в нашей работе.

  При общении с детьми, мы опираемся на концепцию педагогической поддержки, разработанную под руководством известного учёного О.С. Газмана. Её реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

 а). любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

 б). приверженность к диалоговым формам общения с детьми…

 в). уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

 г). ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных  оценок и выводов;

 д). признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения;

 е). поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;

 ж). собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

  В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов и приёмов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей.

  Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Использование здоровьесберегающих технологий или их отдельных элементов в учебно-воспитательной работе, в настоящее время, мы считаем наиболее актуальным направлением своей педагогической деятельности.

  Встреча с первоклассниками начинается с первого урока. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование. Чтобы эта встреча состоялась, чтобы личные интересы учителя и детей сошлись в познании нового, надо пристально вглядеться в каждую клеточку урока.

  Современной наукой установлено, что именно в первом классе дети наиболее «открыты», и не только для новых знаний, но и для личностных контактов. А дальше - всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. В своей работе, я стараюсь развить у учащихся понимание знаний, умений и навыков, создать условия для порождения их ценностей и смыслов.

  Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдёт», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока). Поэтому на уроках изобразительного искусства в первом классе, я стараюсь использовать разные формы занятий.

  Уроки-сказки, уроки-драматизации, образно-сюжетные игры являются наиболее естественным способом освоения окружающего мира, способом адаптации ребёнка в современной этнокультурной среде. Играя, ребёнок познаёт мир.

  Знакомство с тремя основными цветами у детей проходит через урок-сказку: «Сказка о красках».

 В зависимости от подготовки учащихся в классе, в разных классах, я использую разные варианты «Сказки о красках». Знакомясь со свойствами основных цветов, учащиеся создают при помощи «волшебных» материалов свою композицию, что дает возможность, проанализировав первые работы учащихся, создать представление об уровне подготовки класса в целом, об уровне эмоциональной отзывчивости учащихся, их творческих особенностях.

  Для оценки эмоционального состояния младших школьников, как реакции на учебную нагрузку или на микросоцильное окружение хорошо зарекомендовал себя метод «цветописи Лутошкина», представленный в книге Н.Н. Куинджи «Валеология. Пути формирования здоровья школьников».

 В основе этого метода – прослеженная учёными зависимость между эмоциональным состоянием человека и его предпочтением в выборе определённой гаммы цветового спектра. Имеют место и такие исследования, в которых показано, как по-разному воздействуют отдельные цвета на эмоциональное состояние человека.

  Метод  «цветописи Лутошкина» как раз и основывается на способности детей выражать своё настроение разной цветовой гаммой. Так, восторженное, праздничное, радостное настроение дети выражают выбором красного, оранжевого, жёлтого цветов; пасмурное – фиолетовым или коричневыми цветами; грустное – синим; спокойное зелёным;  подавленное (самое плохое) выбором чёрного цвета. В эмоциональном состоянии ребёнка младшего школьного возраста интегрируется его восприятие степени комфортности жизни в целом и отдельных её эпизодов в частности.

 При использовании метода «цветописи Лутошкина», для проведения исследования, я использую разные задания: «Оцените цветом своё настроение», «Нарисуйте свою семью», «Нарисуйте урок», «Нарисуйте учителя» и т.д. Варианты могут быть самыми различными в зависимости от того, отношение к какой сфере жизнедеятельности ребёнка интересует вас на данном этапе работы с классом.

  Интересная графическая методика приводится в книге М.А. Панфиловой «Игротерапия  общения», здесь же можно познакомиться с социальными методиками, пробами и тестами, разработанными учеными разных стран. На своих уроках, чтобы иметь более полное представление о внутреннем мире ребенка, о его эмоциях и переживаниях, я использую свои  варианты заданий: «Новогодний праздник», «День рождения», «Мои друзья» и т.д.

  После такого предварительного знакомства с учениками, я стараюсь использовать на своих уроках технологию дифференцированного обучения, которая предполагает выделение в классе трёх групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции»: интеллектуально одарённые учащиеся, выполняя задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников; учащиеся, обладающие более низким интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности. Да и учитель испытывает удовлетворённость результатами своего труда. Также, начиная с третьего класса в работе с учениками, я использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

  В учебно-воспитательном процессе я также использую здоровьесберегающую  технологию доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Он назвал её «технологией сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, так как деятельность детей  строится на основе трудового и художественного творчества, чувственной свободы и двигательной активности».

  Чтобы изменить отношение первоклассников к знаниям, приблизить их к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры, мы попытались изменить, прежде всего, условия приобретения этих знаний. Начали с походов на природу, экскурсии в музей, занятий в экологическом центре. После экскурсии в лес, дети, участвуя в игре-перевоплощении, изображали деревья разных пород, стараясь показать их характерные особенности. Сначала в игре участвовал весь класс, а затем отдельные ученики старались при помощи движений, мимики лица, жестов изобразить свое любимое дерево, создать его своеобразный «портрет» так, чтобы другие дети могли отгадать, какое именно дерево они изображают. Все дети с большим удовольствием включались в игру. Впоследствии, такие перевоплощения учеников я использую на разных уроках. С помощью особых действий можно «превратить» класс, например, в лес или в то, что предложат ученики. Дети любого класса находят в этом задании интересную для себя работу. Во-первых, надо выдумать, во что превратить комнату, во-вторых, определить, как это сделать, в-третьих, суметь превратиться самому. Сказочный лес, дно океана, зоопарк, музей, театр – всё это при желании может быть реализовано. Затем ставится задача для зрителей, кто и как может помочь данному превращению.

Я обычно выбираю пять вариантов помощи: озвучить, быть декорацией, быть тем же действующим лицом, быть его противником, быть его помощником-партнёром. Если первый исполнитель, решивший превратить класс в зоопарк, сам превратился в лисёнка, то помощник или тоже превращается в шаловливого лисёнка, или становится голосами птиц, шумом деревьев, или становится декорацией – кустами, деревьями, или зрителем, или мамой- лисой, приучающей лисёнка к правильному поведению. Оценивается правдивость, достоверность исполнения, обсуждаются особенности и различия, похожесть и нарушение правды в каждой исполненной роли. Эти упражнения имеют много модификаций, которые составляют серию заданий, подводящих детей к усвоению важнейшего метода физических действий  К.С. Станиславского о неразрывной связи психического и физического, духовного и материального в поведении человека. Каждое из приведённых упражнений позволяет расширить комплекс задач в формировании исполнительской театральной культуры школьника.

 Таким образом, мы с детьми переходим к урокам, построенным по законам искусства – законам художественной драматургии. Методика проведения таких уроков прекрасно раскрыта в книге А.А. Устиновой «Теория и методика преподавания предмета «Изобразительное искусство». Дети на таких уроках чувствуют себя эмоционально раскрепощёнными, они как бы открываются, а «заводящие» вопросы активизируют их творческое воображение, помогают вжиться в образ, наиболее интересно воссоздать его в своей фантазии. Конечно, для учителя такие уроки, когда нужно быть настоящим актёром, при этом, играя очень искренне: без фальши и сомнения, когда нужно раскрыть перед детьми всё богатство своей души, являются, несомненно, сложными и наиболее трудными. Но результаты таких уроков проявляются достаточно быстро. Дети с нетерпением ждут новой встречи с учителем, им не терпится узнать, что будет происходить на новом уроке, они уже заранее готовятся к новым путешествиям в мир фантазии, творчества и гораздо свободнее используют свойства художественных материалов для воплощения своих замыслов. При таком эмоциональном настрое детям гораздо легче усваивать методы работы карандашом, они стараются самостоятельно смешивать краски, добиваясь нужных цветовых эффектов для передачи своего эмоционального состояния. Методы и приёмы работы различными материалами, которые я демонстрирую детям, обычно, предварительно формулируя задачи и проблемы урока, запоминаются и усваиваются детьми, также очень легко, особенно, если они предлагаются детям в игровой или поисковой форме.

  Уже к концу первого года обучения в классе А.А. Сергуниной сложился дружный детский коллектив, способный с удовольствием трудиться и весело, с пользой отдыхать.

  Во втором классе я уделяю больше внимания развитию у детей комплекса поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями окружающей среды. В литературе этот комплекс навыков объединён общим названием «Лайф скайлс». Учёные обозначают  его как  «жизненно важные навыки». Методика развития этих навыков приведена в книге Н.П. Майоровой, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам». Каждый учитель может найти в этой книге много интересных примеров и заданий, интерпретировать их в своей работе с разными классами. Я считаю, что в современной жизни развитие таких навыков просто необходимо нашим детям и приобретение их является неотъемлемой частью здоровьесберегающей технологии. Развитие таких навыков как навыки творчества, навыки продуктивного взаимодействия, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями наиболее продуктивно можно осуществлять именно на уроках изобразительного искусства, когда дети соприкасаются с творчеством народных мастеров и произведениями художников.

  Во втором классе дети уже достаточно хорошо знают друг друга, и мы начинаем урок с упражнения «Комплимент». После приветствия каждый из учеников должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Можно придумать много вариантов этого упражнения. Поскольку наш урок обычно бывает последним, 4-м, то для снятия напряжения и усталости, вместо уже ставшей традиционной физкультминутки мы с ребятами проводим упражнение «Карлсон сказал».

  В этом упражнении можно использовать имена разных литературных героев и придумывать разные задания. Упражнение заключается в том, что дети выполняют называемые движения или действия, которые ведущий будет предварять словами: «Карлсон сказал». Когда мы готовимся к иллюстрированию сказок, я использую имена сказочных и литературных героев в этом упражнении, чтобы дети могли вспомнить текст, представить себе характер этих героев, вжиться в их образы, передать их особенности.

  Дети эмоциональны. Это естественно, так как именно эмоции, воздействуя на все компоненты познания, ускоряют или замедляют развитие личности. Положительные эмоции улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы, стимулируют воображение.

Для того чтобы научить детей управлять собственными эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, на уроках ИЗО, я даю детям задания в которых они могут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями и эмоциональным взаимодействием. Такие задания помогают повысить у детей устойчивость к стрессам, а также дадут учащимся возможность пережить и проанализировать ряд эмоциональных состояний.

  « Работая с детскими эмоциями, следует помнить, что в ходе нескольких занятий невозможно пережить всю сложную палитру чувств. Но научиться, не бояться собственных эмоций дети могут». При выполнении таких заданий дети должны понять, что каждый человек может управлять  собственными эмоциями и бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей, что очень важно в современном обществе.

  В этих заданиях используются различные пиктограммы.

Во втором классе, я поясняю детям, что пиктограмма – это ёмкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Затем учащимся предлагается подумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Счастье», «Первый снег», «Больной малыш» и т.д. Затем устраивается выставка и проводится короткое обсуждение на тему: «Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?». Можно разделить класс на группы и предложить детям самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Группы поочерёдно предъявляют свои рисунки, а другие должны угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

 В работе над упражнениями «Радость», «Гнев», «Ярость», «Грусть» и т.п., детям предъявляется пиктограмма с изображением одной из эмоций. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, детям предлагается объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает именно такие эмоции?» В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо и т.п.

  В третьем классе я использую на уроках задание «Угадай эмоции». Детям раздаются карточки. Это могут быть схематичные изображения эмоций, а могут – небольшие сюжетные картинки, где демонстрируют различные состояния. Задача учащихся узнать эмоцию и изобразить её мимикой, пантомимикой и голосовыми интонациями. В ходе упражнения выясняется, что одна и та же эмоция может быть выражена по-разному, с разной силой, с разной интенсивностью. Такие упражнения не занимают много времени, но имеют огромное значение для детей. Они учатся понимать человеческие эмоции, видеть источники их возникновения, результат их воздействия на человека и сами, объясняя, что они изображают или описывают в своих пояснениях, учатся сопереживать и чувствовать. Все эти упражнения связаны и с развитием речи. Используя эти упражнения для определённых уроков, можно гораздо быстрее настроить детей на соответствующие чувства и создать у них необходимый эмоциональный настрой.

  Организация работы по формированию зрительского опыта восприятия произведений изобразительного искусства у нас проходит в интеграции с уроками русского языка и развития речи. Процесс художественного воспитания предполагает острое внимание учителя к тонкостям детских ощущений, к неожиданностям их сенсорных реакций на предложенное произведение: задачей учителя является активизация проявлений личных отношений детей к произведениям искусства и их желаний что-то создать, сделать, сказать. «Когда учащийся, созерцая интересующее его зрелище, участвует в нём целостно, всем своим существом, восприятие произведения намного возрастает, процесс восприятия протекает в яркой, эмоциональной форме». В книге Александры Александровны Устиновой «Теория и методика преподавания предмета «Изобразительное искусство» показан современный подход к организации работы по формированию зрительского опыта учащихся и пути реализации этой работы. Наш опыт работы подтверждает правильность такого педагогического взаимодействия с учащимися.

  Анализируя поведение многих учителей на уроках, можно заметить серьёзную педагогическую ошибку: не всегда они ответственно подходят к моменту встречи учащихся с художественным произведением, часто упрощают процесс осмысления детьми произведения искусства, подсказывают его оценку. Но только искренняя заинтересованность в судьбе, творчестве каждого ребёнка, собственная увлечённость могут дать положительный эффект в эстетическом воспитании школьников.

  «Восприятие будет глубинным, если органично сольётся с игровыми действиями учеников.

Эффективными в этом плане могут оказаться методы «погружения в ситуацию», «работа в предполагаемых обстоятельствах». При созерцании выразительных художественных образов произведений искусства младшие школьники в отличие от подростков проявляют живую непосредственную двигательную реакцию. Учитывая это качество, учитель может создавать на уроке театрализованные ситуации, при которых дети уподобляются персонажам картины, героям произведений, действуют в воображаемых условиях.». (А.А. Устинова)

  На уроках развития речи дети составляют свои варианты сочинений, по произведениям художников, с которыми они познакомились на предыдущих уроках изобразительного искусства, сами находят дополнительную информацию о творчестве великих художников. Таким образом, дети гораздо лучше запоминают информацию о художниках и их произведениях. К окончанию четвёртого класса дети хорошо знакомы с творчеством М. Врубеля, В. Васнецова, К. Брюллова, В. Сурикова, А. Герасимова и др. великих художников.

  Неоценимую пользу в современной социальной обстановке, приносит детям общение с творчеством народных мастеров. Современными  учёными разработаны целые арттерапевтические комплексы на основе знаков-символов орнамента.

  Рассматривая орнамент как культурный перцепт (Симонова Н.М.), присущий культурам всех народов мира, необходимо исследовать его роли сегодня, так как он присутствует не только в этническом материале, который остаётся в нашей жизнедеятельности, но и функционирует в мире так называемой «высокой моды», дизайне, книжной культуре, религиозном обряде и т.д. Арттерапевтическая сущность культурного феномена орнамента в нашей жизни, позволяет поставить реальную цель,- использовать ритмы и визуальные формы орнаментального свойства для восстановления сознательной и бессознательной структуры психоэмоциональной жизни человека на всех его жизненных этапах.

  «В системах орнаментов различных стилей, символически свёрнуты, как в «кладовых», психоэмоциональные, социально одобряемые формы функционирования сознания в его символических проявлениях, которые закодированы в значениях форм и ритмов орнаментального свойства. Человек сам состоит из различного рода биологических и природой обусловленных ритмов, поэтому культурное проявление феномена самого человека связано с самовоплощением его в культуре и искусстве через деятельность и естественной самопроекцией в ней (культурной и орнаментальной деятельности). Кроме арттерапевтических целей, орнамент является средством индивидуации личности». (В.М.  Привалова)

  Орнамент как ритмически и эстетически обустроенное художественное пространство, не перегружает интеллектуальные области сознательной и бессознательной жизни человека, оставаясь, в основном, в эмоционально-чувственной области, сопряжённой с эстетическим наслаждением от красоты и удовольствия от восприятия и воспроизведения.

  Таким образом, исследование и реализация прикладного потенциала направлены на решение проблемы общества, которая связана с отдалением современного человека из эко-культурных областей жизнедеятельности в области техногенных влияний на сознание. В техногенных и маргинальных (лишённых этничности) формах сознательной и бессознательной жизни и деятельности происходит накопление тревожных и агрессивных форм реагирования человека на психотравмирующие факторы. Накопление психогенных травмирующих событий и ситуаций в пространстве коммуникативных связей человека в социуме ведёт к опасным разрушительным общественным тенденциям. Тогда как привнесение в жизнедеятельность традиционного культурно-исторического материала, функцией которого состоит регуляция и саморегуляции, способствует экологизации сознания, восстановления мира в душе и сознании человека, толерантных форм его поведения. Таким образом, социальная напряжённость и агрессивность связаны с недооценкой культурной саморегуляции жизнедеятельности. Силовой подход является деструктивным, он только отдаляет решение возникающих проблем, «синдром отсроченной агрессии» наследуют дети и внуки, которые расплачиваются за маргинальные поступки отцов. Результаты проведённых учёными исследований выявили: психофизиологические закономерности в работе нашего сознания таковы, что при восприятии орнаментальных ритмических форм, происходит изменение (регуляция), психо-эмоционального состояния у всех групп людей. Воздействие орнаментального искусства на состояние здоровья младших школьников особенно благотворно. Знакомясь с творчеством народных мастеров, изучая традиции художественных промыслов, раскрывая смысл символов и знаков, учащиеся могут наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал, выразить добрые чувства, пожелания, которые рождаются при общении с декоративным искусством.

  «Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живёт… Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием». ( В.А. Сухомлинский)  

 

Список литературы:

  1. Устинова А.А. Теория и методика преподавания предмета «Изобразительное искусство». Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003.

  2. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности.

Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе.

М.: АПК и ПРО, 2002.

  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам.

Издательство «Образование – культура». Санкт – Петербург, 2002.

  5. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников.

Москва.: «Аспект Пресс», 2001.

  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения.

М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

  7. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов.

М.: ТЦ Сфера, 2004.    

  8. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока.

Ростов н/Д: Изд-во «Учитель» 2003.

  9. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения.

М.: Рольф, 2000.

 10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.

Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.

  11. Кульневич С.В,, Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 2.

Ростов-н/Д: Издательство «Учитель» 2004.

  12. Ершова А.П. «Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками».

Москва. «Просвещение», 1991.

  13. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: 21 век. Социальное пространство личности // Развитие личности. 2002. №1.    

 С 18-19    

  14. Привалова В.М. Символы визуальной христианской культуры // Христианство и мир.

Сб. материалов научно-практической конференции, Самара, 2000

Автор: О. И. Оненко, учитель изобразительного искусства, черчения и МХК Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7  г. Амурска



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроке изобразительного искусства в 1 классе.

Урок на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроке изобразительного искусства в 1 классе" Цель урока: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, лю...

здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства

Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является здоровье сбережение школьников. Каждый педагог старается применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии....

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание. В программе ИЗО искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей....

Возможности применения Электронных образовательных ресурсов на уроках Изобразительного искусства в начальной школе

В данном материале представлен каталог Электронных образовательных ресурсов (ЭОР), который может быть использован при изучении некоторых тем по изобразительному искусству в начальной школе с 1по 4 кла...

Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.

Использования различных технологий на уроках изобразительного искусства...

Рекомендации для учителя РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Данная разработка рекомендаций для учителей по работе с компьютерными приложениями такими как:  Сolorscheme, Stripe Generator, BG Patterns, Noise Texture Generator, Corel Painter, поможет проведе...

Интерактивные технологии на уроках изобразительного искусства как средство активизации творческой деятельности обучающихся в процессе выполнения тематической композиции

Активность обучающихся, как одна из важнейших условий для их дальнейшего творческого развития, направлена на решение поставленных задач на занятиях изобразительным искусством. Для активной творческой ...