УМК "Перспектива"Программа по изобразительному искусству и художественному труду 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

 Тимошенко Светлана Мурадиновна

Программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству и художественному труду.УМК "Перспектива" 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

                                                                     Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко,Л.В. Ершова

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе  авторской программы по изобразительному искусству и художественному труду (авторы: : Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко,  Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова) и обеспечена УМК «Перспектива»

Для реализации программного содержания курса «Изобразительное искусство и Художественный труд»  используются следующие учебники и учебные пособия:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс (108 с.)

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс (80 с.)

Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 2 часа в неделю (из учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 час в неделю, из учебного предмета «Технология» 1 час в неделю)

Количество часов на изучение программы -68

Количество часов в неделю -2

Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:
• развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
• основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.


В построении содержания обеих программ предусмотрен:
•  выбор заданий, материалов и техник;
•  выбор произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
•  организация самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологичной стороне.

Программа предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественны
х музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Деятельностный подход к построению процесса обучения по художественному труду (технологии) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Основные содержательные линии:

В  рабочей программе выделены три содержательные линии по изобразительному искусству, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

По художественному труду выделены две содержательные линии «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд».

Цели  и задачи обучения:

В результате изучения «Изобразительного искусства и художественного труда» реализуются следующие цели:

• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;

• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

• способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, архитектура, дизайн);

• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;

• способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

                                                II.Тематическое планирование

(68 ч)

№ урока

Тема урока

по изобразительному искусству

Формы контроля и варианты его проведения

Тема урока

по  художественному труду

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть.

РЫБАМ — ВОДА,

ПТИЦАМ — ВОЗДУХ,ЧЕЛОВЕКУ — ВСЯ ЗЕМЛЯ

СТОИТ ДЕРЕВО,ЦВЕТОМ ЗЕЛЕНО:ДОМ УКРАШАЕТ, РЕМЕСЛО ОСНАЩАЕТ, МИР ОСВЕЩАЕТ

1-2

Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага)

Текущий

Искусство составления букета. Составление букета из живых природных форм

2

3-4

Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы)

Текущий

Берестяные плетенки. Косое плетение из бересты

2

5-6

Мой край родной — моя земля. Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)

Контроль

Завершение темы урока 2

2

7-8

Цветущее дерево — символ жизни. Изображение растительных мотивов городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья, гуашь)

Текущий

Комплекты бытовой утвари. Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца

2

9-10

Пава-краса, птица счастья. Изображение городецких птиц. Включение их в композицию (гуашь)

Текущий

Продолжение темы урока 4

2

11-12

Конь-огонь — символ солнца, плодородия и добра. Изображение мотива коня в технике городецкой росписи (гуашь)

Контроль

Завершение темы урока 4

2

13-14

Образ мира в городецкой прялке. Роспись панно по мотивам городецкой росписи (гуашь)

Текущий

Все краски русской осени. Декоративное панно. Ляпачная техника:колорит и варианты пришивания лоскута

2

15-16

Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору)

Контроль

Завершение темы урока 7

2

                                                                                      II четверть.

НА ДВОРЕ ОСЕНЬ — ПОГОД ВОСЕМЬ

РЯДИСЬ, НЕ СТЫДИСЬ, А РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ

17-18

Вольный ветер — дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)

Текущий

Изящный сувенир. Конструирование по мотивам техники филиграни

2

19-20

Движение — жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору)

Контроль

Завершение темы урока 9

2

21-22

Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору)

Текущий

Импровизации из глины. Коллективное панно. Лепка из пласта: фактура, декор

2

23-24

Родословное древо. Семейный портрет (материалы по выбору)

Контроль

Завершение темы урока 11

2

25-26

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поисковые эскизы к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». (материалы по выбору)

Текущий

Упаковка для праздничного подарка. Конструирование: текстиль, шитье, вышивка

2

27-28

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов (живописные материалы, фломастеры)

Контроль

Завершение темы урока 13

2

29-30

Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки)

Текущий

Творческий проект: «Новогодняя игрушка».
Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм

2

31-32

Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление (живописные материалы, восковые мелки)

Контроль

Завершение темы урока 15

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:

А. Вагин. Над полями да над чистыми. Линогравюра Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маяковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова; Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; В. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги В. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М.

                                                                                    III четверть.  

ЧТО БЫЛО, ВИДЕЛИ ДЕДЫ; ЧТО БУДЕТ, УВИДЯТ ВНУКИ

ГДЕ ЖИВЕМ, ТЕМ И СЛЫВЕМ

33-34

Зимняя прогулка.
Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов (цветные мелки)

Текущий

Природные и архитектурные мотивы родного края.
Бумага: симметричная вырезанка

2

35-36

Зимняя прогулка.
Сюжетная многоплановая композиция: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении (гуашь)

Контроль

Завершение темы урока 17

2

37-38

Вещи старого дома.
Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы)

Текущий

Забавный сувенир.
Конструирование: текстиль, шитье, аппликация

2

39-40

Вещь во времени и пространстве.
Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь)

Контроль

Завершение темы урока 19

ИКТ. Файлы и папки. Операции над файлами и папками.

2

41-42

Да, были люди в наше время...
Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору)

Текущий

Подарочный набор.
Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование

2

43-44

Да, были люди в наше время...
Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору)

Контроль

Завершение темы урока 21

ИКТ. Операции над файлами и папками.

2

45-46

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.
Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (материалы по выбору)

Текущий

Деревенская улица.
Рельефное панно. Конструирование: архитектурные объемы из бумаги

2

47-48

Потешные листы.
Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха

Индивидуальный

Завершение темы урока 23

ИКТ. Создание папок. Копирование файлов

 и папок. Перемещение файлов и папок. 

2

49-50

Потешные листы.
Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской)

Текущий

Радужные узоры.
Ткачество на бердыше

2

51-52

Вода — жизнь.
Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката (материалы по выбору)

Индивидуальный

Завершение темы урока 25

ИКТ. Удаление файлов и папок. Примеры программ Microsoft Word.

2

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:

изобразительного искусства: В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет. Коллаж; неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. В. Барклай де Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. И. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, Н. Н. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи. Фрагмент Бородинской панорамы; В. Верещагин. Не замай, дай подойти!; Атака; на большой Смоленской дороге;
народного декоративно искусства: лубочные картинки: Сильный богатырь Еруслан Лазаревич; Медведь с козою прохлаждаются; Трапеза благочестивых и нечестивых; Славный рыцарь Петр Златые ключи; Шут Фарнос на свинье; Угощение гостя по старому обычаю; Кот казанский — ум астраханский...; Ай во поле...; Пряди, моя пряха...;

IV четверть.

ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ!

53-54

Вода — жизнь.
Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа (материалы по выбору)

Текущий

Творческий проект: «Древний символ родного края (города, села)».
Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф

2

55-56

За весной, красой природы, лето красное придет.
Композиция и колорит весеннего пейзажа (живописные материалы)

Индивидуальный

Завершение темы урока 27

ИКТ. Правила клавиатурного письма. Набор текста.

2

57-58

Завершение темы урока 28

Текущий

Звезды Победы.
Коллективное панно. Конструирование: модульное оригами

2

59-60

Этот праздник со слезами на глазах.
Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению (материалы по выбору)

Контроль

Завершение темы урока 29

ИКТ. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского алфавита.

2

61-62

Медаль за бой, за труд из одного металла льют.
Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали

Текущий

Народные игрушки из природных материалов.
Конструирование: традиционные образы-символы

2

63-64

Резьба по ганчу.
Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы

Индивидуальный

Завершение темы урока 31

ИКТ Сохранение, открытие и создание новых текстов. Выделение текста. Вырезание, копирование и вставка текста

2

65-66

Символика ганчевых арабесок.
Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров (карандаш, акварель)

Текущий

На острове Буяне.
Конструирование: текстильный коллаж

2

67-68

Круглый год.
Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы и техника по выбору)

Контроль

Завершение темы урока 33

ИКТ. Практикум. Оформление текста: цвет, размер и начертание букв.

2

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

изобразительного искусства: Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник. Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; Т. Лящук. Вода — жизнь. Плакат; К. Пюсс. Нашим водоемам — чистую воду! Плакат; Г. Серебряков. Мир тебе, наша Земля! Плакат; Н. Чарухин. Пусть всегда будет солнце! Плакат; В. Говорков. Нам нужен водоем! Плакат; В. Каракашев. Миру — мир! Плакат; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник «Защитникам земли Российской» на Поклонной горе; Пьета. Барельеф; П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине. Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах;
народного декоративно-прикладного искусства: В. Денисов. Сказание о граде Китеже. Шкатулка. Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь. Пластина. Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна. Лоскутная техника. Усманов. Панно из ганча

III. Содержание программы «Изобразительное искусство»

и требования к уровню подготовки обучающихся

(34 часа)

Мир изобразительных (пластических) искусств (7 час)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А. Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).

 Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства (7 час)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (20 час)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

III. Содержание программы «Художественный труд»

и требования  к уровню подготовки учащихся

(34 часа).

I. Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности 24час)

Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы

(называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение формы и размеров деталей изделия, способов их соединения по рисункам, эскизам, чертежам. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной карте. Условные обозначения на чертежах и схемах. Понятия: заготовка, деталь, изделие.

Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля, угольника). Представление о развертке, выкройке детали.

Изготовление изделий из бумаги и картона. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).

Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции. 

Изготовление изделий из природных материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы.
 Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

Варианты объектов труда: изготовление моделей объектов окружающего мира (архитектурные сооружения, цветы, фрукты, овощи, животные, предметы быта и т.п.), декоративные композиции.

Изготовление изделий из пластичных материалов. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.

Практические работы
. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в изделие; использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия; приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.); изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные сооружения, предметы быта).

Изготовления изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов.

Практические работы.
 Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей петлеобразными стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

 Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из тканей и нитей.

Варианты объектов труда: закладки для книг, декоративные салфетки, прихватки, одежда для кукол, пальчиковые куклы, мягкая игрушка, изготовление изделий в технике лоскутной пластики, нитяной графики.

Изготовление изделий из проволоки и фольги. Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги (последовательность, инструменты и приспособления).

Практические работы.
 Изготовление изделий из проволоки и фольги: правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки; тиснение фольги; способы соединения деталей из проволоки и фольги.

 Создание изделий и декоративных композиций из проволоки и фольги по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: головоломки, каркасные модели животных и растений, оплетение готовых форм (ручек, карандашей и т.п.); рамки для фотографий, елочные украшения, декоративные композиции.

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Машины и механизмы: назначение и история создания. Общее представление об устройстве машины: двигатель, механизм передачи движения, рабочий орган, органы управления. Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления). Понятия: типовая деталь, подвижные и неподвижные соединения деталей.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение принципа действия и устройства простейших машин и механизмов по образцу и графическому изображению; определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.

Практические работы.
 Сборка моделей машин и механизмов из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии; демонтаж изделия.

 Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: сборка моделей транспортных средств на основе различных видов тележек, сборка моделей транспортирующих устройств типа подъемного крана, экскаватора, транспортера; сборка моделей бытовой техники типа миксера, дрели и т.п.

II. Домашний труд (10 час)

Уход за одеждой. Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.

Практические работы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц; восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды вышивкой, аппликацией.

Ремонт книг. Общее представление об истории книгопечатания. Основные части книги. Материалы, применяемые для изготовления книг. Правила обращения с книгами. Приемы обработки плотной бумаги и картона.

Практические работы. Несложный ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов; крепление выпавших листов книги; склеивание обложки книги. Бережное использование и экономное расходование материалов. Ремонт учебников и тетрадей.

Декоративное оформление предметов быта и жилища.
 Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.

Практические работы. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.

Современная бытовая техника. Современная бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.

Практические работы. Управление работой бытовой техники; чтение условных обозначений на панелях бытовых приборов и пультах управления; соблюдение мер безопасности при использовании бытовых электроприборов

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь:

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/ уметь:

роль трудовой деятельности в жизни человека;

распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

основные источники информации;

назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

осуществления сотрудничества в совместной работе.

IV. Литература:

«Изобразительное искусство и художественный труд» :

Т. Я. Шпикалова, Е. В. «Учебный рисунок»

Алексеенко, Л. В «Какого цвета радуга»

Ершова,Н. Р «Основы изобразительной грамоты»

.Макарова, А. Н. «Наброски и зарисовки»

Алёхин А.Д. «О языке изобразительного искусства»

Волков Н.Н. «Восприятие картины»

Занков Л.В. «Беседы с учителями»

Салтыков А.Б. «Самое близкое искусство»

Шорохов Е.В. «Тематическое рисование в школе»

Смирнов Г.Б. «Живопись»

Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования»

Чекалов А.К.Русское народное декоративно-прикладное искусство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год  Предмет  Изобразительное искусство и художественный труд...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...