"Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее, будущее". Конспект занятия кружка "Учимся рисовать", 4 класс.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Грачева Наталия Витальевна

Это конспект исследовательско-познавательного занятия, направленного на воспитание уважения культурных традиций народов Тульского края, потребности их сохранения и развития в современном обществе.

   В ходе выполнения практической творческой работы и последующего наблюдения учащиеся смогут доказать возможность использования элементов росписи филимоновской игрушки для украшения предметов повседневного быта и обихода в жизни современного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия кружка «Учимся рисовать» по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее»

Цель: Продолжить знакомство детей с филимоновской игрушкой как с яркой представительницей  традиционного  народного  искусства Тульского   края.

Показать  возможную сферу  использования элементов филимоновской росписи в современной жизни человека.

 Познавательные задачи:

1. Рассказать  о  народной игрушке и о промысле села Филимонова.

2. Дать представление о технологии  создания игрушки в настоящее время и её эстетических особенностях.  

Учебные задачи:

1. Закрепить умение выполнять  простейшие  элементы филимоновской росписи  и создавать орнаменты и узоры по мотивам росписи филимоновской игрушки.

2. Научиться применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни для  украшения предметов повседневного  быта и обихода.

Воспитательные задачи:

1. Учить   детей  воспринимать красоту  родной  традиционной культуры.

2. Воспитывать  гордость  за  свой  край  и  его  талантливых  людей,   уважение культурных традиций народа Тульского  края.

Оборудование и материалы:

Презентация «Филимоновская  игрушка: прошлое, настоящее и будущее »

Репродукции, открытки, оригиналы филимоновской игрушки.

Оформленный ватман с заголовком «Филимоновское чудо»

Карточки с образцами элементов росписи филимоновской игрушки.

Бумажные заготовки и макеты  для росписи.

Простой карандаш, гуашь, кисти и салфетка, баночка с водой.

Ход занятия

1.Орг. момент. Приветствие учащихся и гостей.

- Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас всех видеть на очередном занятии кружка «Учимся рисовать» в нашей творческой мастерской.

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала

- Почему наши занятия мы называем творческой мастерской? (Учимся мастерить, «творить» как настоящие мастера).

- О каком виде изобразительного искусства мы вели речь на прошлом занятии? (О народном декоративно-прикладном искусстве).

- Какой промысел рассматривали? (Гончарное дело, глиняные игрушки).

- С какой игрушкой знакомились? (Филимоновской игрушкой).

- Что же вы узнали о филимоновской игрушке?

(Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались  зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Сюжеты филимоновской    игрушки    традиционны — это    барыни, крестьянки,    солдаты,    танцующие    пары,    наездники    на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из  птиц — курицы,   петухи  и  многое  другое.   В  отличие  от дымковских   все   филимоновские   игрушки — свистульки. Свисток  всегда  находится  в  хвосте  зверей и  птиц,   которых  они  держат.

Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок…)

3.Проверка Д/З

- На прошлом занятии вы приступили к росписи бумажных фигурок игрушек, а дома должны были закончить работу  и подготовить ее «представление» (по желанию). Давайте посмотрим и  послушаем, что у вас получилось.

 (Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на левую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).

4.Работа по новой теме занятия

А) Погружение в тему (вступительная беседа с просмотром презентации).

 «фото ris1.jpg» («Мастера прошлой эпохи»)

- Ребята, ведя разговор о создании этой прекрасной игрушки, мы говорили и о мастерах прошлой эпохи. Давайте их вспомним.  Это :

Дербенева Анна Иосифовна,

 Карпова Антонина Ильинична,

 Карпова Александра Гавриловна,

Зайцева Анна Гавриловна,

 Евдокимова Елена Кузьминична,

Князева Анна Ивановна,

Лукьянова Евдокия Ильинична

«фото ris2.jpg» ( «Мастерицы за работой») 

- Сохранились фотографии из семейных альбомов, где они запечатлены за работой.

- К большому сожалению этих мастериц уже нет в живых. Но они оставили нам свои замечательные игрушки, к которые они вложили частицы своей светлой души, теплоту своего  сердца. Они продолжают жить в своих игрушках, которые радуют и восхищают нас до сих пор.

- Ребята. а как вы думаете, занимаются ли сейчас люди изготовлением глиняных филимоновских игрушек или, действительно, они на грани исчезновения?

- Чтобы ответить на этот вопрос мы совершим с вами необычное путешествие. И отправимся не в саму деревню Филимоново Тульской области, а в расположенный неподалеку древний город Одоев, первое письменное упоминание о котором относится  к 1380 году… Именно туда в свое время перебрались мастера известной по всей России игрушки.

«фото ris3.jpg» (« Дорога в Одоев») 

 Ехать в Одоев – одно удовольствие. От окружающих просторов — кружится голова, и ты понимаешь, что пожалуй, поживешь здесь месяц другой, и невольно потянет создавать что-нибудь красивое, позитивное, как филимоновская игрушка…

«фото ris4.jpg» ( «Современный Одоев»)

_ А вот и современный Одоев. Именно здесь и живут люди, серьезно и профессионально занимающие изготовлением и росписью  филимоновской игрушки. 

«фото ris5.jpg» («Славная династия»)

- Среди них Макаричева Анастасия Александровна, которая училась  лепить у мамы - Князевой Анны Ивановны.

 «фото ris6.jpg» ( «Славная династия» )

- Денисова Римма Васильевна, которая в 17 лет вышла замуж за Денисова Николая Васильевича. И уже год спустя молодая семья покупает дом в деревне Филимоново в качестве дачи, где проводят время с ранней весны до поздней осени. Поддерживая мужа, который все свое время и силы тратит на возрождение филимоновской игрушки, она постепенно постигает основы ремесла и начинает лепить игрушку. Лепит по настоящее время.

 Среди современных умельцев есть целые семьи. 

«фото ris7.jpg» ( «Славная династия Кехаиди»)

- Например, семья Кехаиди (муж, Кехаиди Константин Николаевич, и его жена, Кехаиди  Елена Ивановна, преподают в Одоевской школе искусств). Под  руководством родителей с детских лет лепил и расписывал  игрушки их сын Кехаиди Платон Константинович.

 - Сегодня мы отправляемся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой. 

«фото ris8.jpg» ( «Славная династия»)

- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники Сегодня в семье промыслом занимается и муж Орловой, — Владимир Першин и сын — Роман Орлов. Если семейной традиции последуют и внучки Елены, которым сейчас год и пять лет, то о судьбе игрушки можно не беспокоиться.

 «фото ris9.jpg» («Хозяйство мастеров»)

- Живет эта семья в городе Одоеве в обычном доме, занимается подсобным хозяйством – курочек да кроликов разводит.

«фото ris10.jpg» ( « Домашняя мастерская»)

- Да есть в семье общее любимое занятие – изготовление глиняных игрушек, которые появляются на свет в маленькой домашней мастерской.

 «фото ris11.jpg» («Глина для изготовления игрушек»)

- И мастерская во дворе, и глина рядом! Было бы желание творить! А желание – огромное, ведь изготовление филимоновских игрушек – свистулек – это дело всей жизни Орловой Елены Алексеевны.

 «фото ris12.jpg» ( «Елена Орлова приступает к работе»)

- И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.

 «фото ris13.jpg» («Палочкой делается отверстие в игрушке»)

- Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.

 «фото ris14.jpg»  (« Игрушка уже умеет свистеть!»)

- Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!

«фото ris15.jpg» ( «Муфельная печь»)

- Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.

 «фото ris16.jpg» («Зажженная печь»)

- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.

«фото ris17.jpg» ( «Игрушки ждут, чтобы их раскрасили»)

- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.

«фото ris18.jpg» ( «Работы Орловой Елены Алексеевны»)

- Посмотрите, какие замечательные игрушки создали руки талантливой мастерицы. Будь то  снеговик или лягушка, дракон или свинья, белка или козел,- все они сделаны с  душевной теплотой и любовью к своему делу. Елена Алексеевна  создает и целые сюжетные композиции: «Куриная семейка», «У новогодней елки», «Мужичок на свинье» и др.Сохраняя основные традиции, в каждую из своих игрушек она вносит свой неповторимый авторский колорит.

«фото ris19.jpg» ( «Филимоновская игрушка продолжает жить»)

- Так, что филимоновская игрушка продолжает жить.

Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.

«фото ris20.jpg»  ( «Дом для филимоновской игрушки»)

- Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо-развлечения".. Увидеть игрушку сегодня можно на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев и музеев народного искусства. Коллекции филимоновской игрушки есть в знаменитом на весь мир Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и многих других. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка традиционный и желанный гость. Филимоновскую игрушку в свое время восторженно принимали в Париже, Монреале, Токио, Малайзии. Однако своего персонального музея знаменитая игрушка долгое время не имела не имела. Такой музей был открыт в Одоеве  2 октября 2009 года.

«фото ris21.jpg»  ( «В  музее всегда рады Вас видеть» )

- Здесь вы тоже можете встретиться с  Еленой  Алексеевной  Орловой и, конечно же с ее работами.

«фото ris22.jpg» («Филимоновские свистульки»)

«фото ris23.jpg» («Филимоновские свистульки»)

- В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров

«фото ris24.jpg»  ( «Музей «Филимоновская игрушка»)

«фото ris25.jpg»  ( «Музей «Филимоновская игрушка»)

 - Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода.

«фото ris26.jpg»  ( «Заиграй, моя свистулька!»)

- В музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы: взять в руки комок мягкой синей  глины  и  ощутить ее энергию. Прислушаться к ее внутреннему голосу и вдохнуть в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. А детям можно просто посвистеть! Подобного музея нигде во всем мире больше не существует. И я советую вам обязательно посетить его.

«фото ris27.jpg»  ( «Игрушка как бизнес-сувенир»)

-   Многие из нас сталкивались с проблемой выбора подарка. Хочется,  чтобы сувенир был оригинальным, запоминающимся и имел какой-либо смысл.

Такой подарок существует! Филимоновская игрушка в эксклюзивно изготовленной рамке послужит оригинальным украшением любого кабинета или офиса, комнаты.

    Филимоновская игрушка всегда имеет очень яркий сочный орнамент, из-за этого ее называю «маленькой радугой» или «солнышком». Подобное «солнышко» согреет собой взгляд и душу в любую погоду.

Фигурки можно выбрать с определенным посылом и сделать им соответствующее обрамление. Так, к примеру, медведь символизирует силу, мудрость и доброту, свинья — удовольствие и благосостояние и прочее.

   Так что филимоновские игрушки в настоящее время еще и прекрасный бизнес – сувенир.

Б) Сообщение темы и цели занятия

- А сейчас мы возвращаемся в наш класс, в свою творческую мастерскую, полные впечатлений.

- Понравились ли вам игрушки-свистульки?

 Чем? (Они все красивые, яркие, солнечные.) От них веет теплом, добротой. Они притягивают взгляды и взрослых и детей. Глядя на них поднимается настроение и невольно хочется улыбнуться и забыть о проблемах).

- Как вы думаете, в чем же секрет их такого влияния на человека? (В используемых цветах, узоре и орнаменте и, конечно же в любви, с которой эти игрушки были сделаны).

- Давайте на миг представим себе, что окружающие предметы расписаны по мотивам  филимоновской игрушки. Что бы вы ощутили, почувствовали? (Удивление, радость, восхищение и т.д.).

-  Какое еще домашнее задание вы были должны выполнить к нашему занятию? (Изготовить макет или  заготовку какой – либо вещи, предмета, игрушки и т.д.)

- Попробуйте догадаться, какая же тема нашего занятия. Для этого посмотрите на плакат на доске (он заполнен на половину и на ваши заготовки).

- Правильно, мы продолжим тему прошлого занятия и попробуем расписать различные предметы, используя элементы  росписи игрушек – свистулек. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос: подходит ли данная роспись для украшения современных вещей или же годится только для глиняных игрушек.

В) Самостоятельная творческая работа учащихся с предварительным повторением основных цветов, узоров, орнаментов филимоновской росписи по индивидуальным карточкам - опорам. (Выполнение работы сопровождается звучанием русских народных песен)

 «фото ris28.jpg»  ( «Элементы филимоновской росписи»)

Г) Выставка работ учащихся. Анализ работ. Наблюдение.

(Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на правую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).

«фото ris29.jpg»  («Плакат» (фото с урока))

«фото ris30.jpg»  («Предствляем свою работу (фото с урока))»

- Посмотрите, какой замечательный красочный плакат у нас получился! Так и просятся на волю стихи, посвященные этой замечательной игрушке!

4. Поэтическая минутка (дети читают стихотворения о филимоновской игрушке) 

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

5. Выводы. Подведение итогов занятия.

- Какой же вывод вы можете сделать исходя из проделанной работы?

(Элементы филимоновской росписи с достоинством украсили бы и  современную вещь, предметы интерьера квартиры, сделали бы веселей и красочней детскую одежду, игрушки, посуду и многое другое.)

  Может быть, кто – нибудь из вас в будущем станет дизайнером и воплотит эту задумку в своих шедеврах и творениях, тем самым придав обыденным вещам неповторимый шарм и национальный колорит. И слава филимоновских мастеров никогда не померкнет в лучах времени! Именно вам предстоит сохранять и развивать традиции народа Тульского края.

 6. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."

Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...

Архитектура Самары(прошлое ,настоящее.будущее)

Урок , материал  которого  можно использовать на окружющем мире, на уроках изо при изучении архитектуры  г.Самары...

Конспект урока.Тема: "Прошлое, настоящее, будущее". 2 класс. Окружающий мир.

Урок окружающего мира с применением технологии критического мышления,  метод  интеллект-карт....

Окружающий мир, 2 класс, "Прошлое, настоящее, будущее"

Презентация к уроку окружающий мир Н.Ф. Виноградовой, 2 класс....

«Наша библиотека. Прошлое. Настоящее. Будущее». Социальный проект учащихся 3 класса

«Наша библиотека. Прошлое. Настоящее. Будущее».Социальный проект учащихся 3 класса...

урок окружающего мира 2 класс "Прошлое, настоящее, будущее"

Познавательные:ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.Регулятивные:адекватное восприятие.КоммуникативныеПостановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведени...