Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс. Кузин В.С.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Хальзова Наталья Николаевна

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной протоколом от 08.04.15г № /15), основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №20» (утвержденной на педагогическом совете от 27.08.15г), 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx80.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №___

от___августа 2015 г

руководитель ШМО

_________________

Хальзова Н. Н.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________________

Сивун А.В.

____ августа 2015 г

Утверждаю:

Приказ № ___

от ___ августа  2015 г

директор школы

__________________

Константинова Л.В.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    изобразительному искусству

 

Ступень обучения  3  класс

Количество часов  34                                                            Уровень базовый

                                                                                                                   

Учитель    Хальзова Наталья Николаевна                 категория первая  

Программа разработана на основе примерной программы начального обшего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ / М: Просвещение 2008г., авторской программы  по изобразительному искусству В.С. Кузина « Изобразительное искусство 1 – 4 классы» / М: Дрофа, 2011г.    

2015 – 2016 учебный год

п. Красноярский

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной протоколом от 08.04.15г № /15), основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №20» (утвержденной на педагогическом совете от 27.08.15г), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений /В.С. Кузин [и др.]. – 4-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Кузин В.С.  Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.С. Кузин.- 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь /В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2011.
  4. Ломов С.П. Изобразительное искусство. 3-4 классы: методическое пособие к учебникам  В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной /С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина.– М.: Дрофа, 2011.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

        Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:

  • Рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы)  18 часов           
  • Декоративная работа – 7 часов
  • Лепка – 3 часа
  • Аппликация – 2 часа
  • Восприятие произведений искусства – 4 часа

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного  искусства  отводится  1 час  в  неделю,  всего  34  часа. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

 в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

 в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшениежилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.Представления народа о мужскойи женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие формв природе как основа декоративных форм в прикладномискусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительногои декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественнотворческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

     Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, родному краю, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет  (на примере произведений Леонардо да Винчи);  пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира  (образы  архитектуры  и  живописи). Патриотическая  тема  в  произведениях  отечественных  художников  (на  примере произведений А. А. Дейнеки и др.),  краеведческая тема (на примере произведений И.Крамского).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также с музеем им. И.Н. Крамского в г. Воронеже.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей,  ритм,  силуэт);  декоративно-прикладного  искусства  и  дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей им. Крамского и т. д. (с учетом местных условий).

Особенности построения курса «Изобразительное искусство»

 по программе  В.С.Кузина.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства» - отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять .В этом блоке происходит знакомство обучающихся с произведениями  искусства, рисунком, живописью, скульптурой, художественным конструированием и дизайном, декоративно-прикладным искусством.

Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала. В этот блок включены понятия  композиция ,цвет ,линия, форма, объем, ритм .

Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Его содержание: Земля - наш общий дом . Родина моя - Россия .Человек и человеческие взаимоотношения. Искусство дарит людям красоту.

 Четвертый блок программы  «Опыт художественно-творческой деятельности»  практически направлен и реализуется внутри трех представленных  блоков.

 

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

•  доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и Воронежского региона;

• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

•   отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

•  приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;

•  основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

•  основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта,  пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

•  названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

•  разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

•  основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты).

уметь:

•  организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, кистью для клея, стекой, иголкой;

• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

•  применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

•   выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

•  применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

•  выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

•  высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

•  проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

•  проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 2015 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по изобразительному искусству

3 класс

Учитель Хальзова Наталья Николаевна

Количество часов: 34; в неделю 1час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

учителя начальных классов   Хальзовой Натальи Николаевны,

утвержденной директором, приказ № _____от_____августа 2015года.


 Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства

урока

Дата проведения урока

Тема урока, темы контрольных, практических, лабораторных работ

Кол - часов

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Требования к результату

Оборудование, дополнительная литература

Предметные УУД

Личностные и  метапредметные УУД

1 четверть 9 часов «И снова осень к нам пришла»

1

 

Прощаемся с тёплым летом..

1

Рисование по представлению насекомого. Анализ строения, использование оси симметрии.

Наблюдение. Обобщение. Выполнение линейной композиции

Устный опрос. Рисунок.

Формирование  умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления ,

передавать в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет

холодные и теплые цвета; элементарные правила смешивания цветов.

-правильно  сидеть за партой (столом),  верно  держать лист бумаги  и  карандаш;

-свободно  работать карандашом : без напряжения проводить линии в  нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-передавать в рисунке  форму,  общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;

-правильно работать  акварельными  и гуашевыми  красками : разводить и  смешивать  краски ровно закрывать ими нужную  поверхность(не выходя за пределы очертания этой поверхности);

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека

Познавательные: овладение приёмами механического смешения цветов;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Графитовый карандаш, акварельные краски, ластик, салфетка, кисти, цветные карандаши, палитра, стакан- неразливайка с водой

2

 

Летние травы.

1

Рисование с натуры

(Анализ конструктивного строения предметов, сравнение, прием-эстамп) Выполнение  отпечатков осенних листьев и трав .

Устный опрос. Рисунок

Формирование умений  и навыков в изображении предмета сложной формы.

Развитие зрительной памяти, умения сравнивать свой рисунок с натурой

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека

Познавательные: 

различать цвета и их оттенки;

использовать новые  приёмы работы красками

Гуашь, салфетка, кисти, листы белой бумаги

3

 

Осенний букет.

1

Рисование с натуры разных по форме листьев после анализа их конструктивного строения. Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета

Устный опрос. Рисунок

Развитие зрительной памяти, умения сравнивать свой рисунок с натурой

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию

Познавательные: 

различать цвета и их оттенки;

использовать изученные приёмы работы красками

Коммуникативные

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

·комментировать последовательность действий;

 выслушивать друг друга,

 участвовать в коллективном обсуждении;

Простой карандаш, ластик, акварельные краски, палитра, стакан с водой, кисти, цветные карандаши

4

 

Дивный сад на подносах.

1

Декоративное рисование.

Знакомство с особенностями данного народного искусства, с приёмами творческого процесса.

Устный опрос. Рисунок

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции.

Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои  зрительные представления.

-применять приемы рисования кистью элементов   декоративных   изображений  на  основе народной  росписи  (замалёвка, прокладка, привязка, уборка)

Личностные:

формирование

познавательной мотивации к изобразительному искусству;

чувства уважения к народным художественным традициям России

Регулятивные:

использовать изученные приёмы работы красками;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

вносить коррективы в свою работу;

Познавательные:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

Жостовский поднос, демонстрационный материал с изображением жостовских подносов и поэтапного выполнения рисунка, гуашь, акварельные краски, салфетка, стакан с водой.

5

 

Осенние фантазии.

1

Лепка.

Простейшее проектирование и дизайн.

Пользоваться простейшими  приемами  лепки (пластилин ,глина)

Устный опрос. Поделка

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Пластилин, стеки, салфетка, лист жёлтого картона

6

 

Труд людей осенью.

1

Рисование по памяти и представлению.

Выполнение различных объектов действительности  

Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям

Устный опрос. Рисунок

Формирование  элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков.

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий; ·

 участвовать в коллективном обсуждении;

Цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик, иллюстрации на тему труда людей

7

 

Портрет красавицы Осени

1

Рисование по представлению

Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приёмов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет».

Устный опрос. Рисунок

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека

Познавательные: овладение приёмами механического смешения цветов;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Карандаши цветные, простой карандаш, акварельные краски, кисти, ластик, салфетка, стакан с водой

8

 

Линии и пространство.

1

Художественное конструирование композиций по получению разного тона с помощью штриха;

выполнение линейной композиции пейзажа

Устный опрос. Рисунок

Формирование  графических умений и навыков

- свободно  работать карандашом : без напряжения проводить линии в  нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-передавать в рисунке  форму,  общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;

Личностные:

формирование

 положительного отношения  к урокам изобразительного

искусства.

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

 вносить коррективы в свою работу;

Графические карандаши, цветные карандаши, ластик

9

 

Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Дорогие сердцу места..

1

Рисование по памяти.

Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности  

Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям

Устный опрос. Рисунок

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Познавательные: Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по видам

Фотоматериалы о родном крае, иллюстрации картин русских художников с изображение пейзажев родной природы, простой карандаш, ластик, акварель

2 четверть -7 часов «В мире сказок»

10

 

Беседа «Сказка в произведениях русских художников». Лепка животных.

1

Лепка фигурки животного.

Устно описать  изображенные  на картинке или  иллюстрации   животное и его действия  (идут ,сидят,т.д.);выражать свое  отношение;

-пользоваться простейшими  приемами  лепки (пластилин ,глина);

Лепка фигурки животного

Опрос. Поделка

Развитие  творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Формирование  элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры животного

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Пластилин, стеки, фигурки животных из с демонстрационные таблицы  этапов лепки, салфетка

11

 

Животные на страницах книг.

1

Иллюстрирование.

Устно описать  изображенные  на картинке или  иллюстрации   животное и его действия  (идут ,сидят,т.д.);выражать свое  отношение;

Устный опрос. Рисунок

Развитие  творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

 включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Простой карандаш, ластик

12

 

Где живут сказочные герои

1

Анализ строения объектов, их разновидностей, пропорций, их перспективы. Рисование по памяти и представлению рисунка дома, замка

Рисунок

Развитие  творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Познавательные: воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;

группировать произведения изобразительных искусств по видам ;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры

Фотоматериалы и иллюстрации из книг с изображением домом, замков, карандаши, акварельные краски, стакан с водой, салфетка

13

 

Сказочные кони. Городецкая роспись.

1

Декоративное рисование

Совершенствование навыков декоративного рисования городецких изделий с учетом их мотивов росписи. Выполнение росписи панно с изображением коня

Устный опрос. Рисунок

Развитие  творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Познавательные: Воспринимать и эмоционально оценивать расписные изделия .

Группировать произведения изобразительных искусств по видам 

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

 вносить коррективы в свою работу

Акварельные краски, гуашь, кисти, вода в стакане, простой карандаш, ластик, салфетка, демонстрационный материал Городецкой росписи

14

 

По дорогам сказки. Иллюстрирование любимой сказки.

1

Рисование по представлению  с использованием известных средств выразительности .

Устный опрос. Рисунок

Развитие  творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.

Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов.

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

 вносить коррективы в свою работу

Цветные карандаши, простой карандаш, ластик

15

 

По дорогам сказки. Иллюстрирование русской народной сказки «По щучьему велению»

1

Рисование по представлению  с использованием известных средств выразительности .

Устный опрос. Рисунок

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Передавать в рисунке  форму,  общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

 включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Познавательные:

 сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

характеризовать персонажей произведения искусства

Простой карандаш, цветные карандаши, ластик, иллюстрированная книга с текстом народной сказки , фломастеры

16

 

Сказочные перевоплощения. Маскарад. Карнавал.

1

Беседа. Анализ. Конструирование  объекта  дизайна –карнавальной маски, костюма (эскиз)

Устный опрос. Рисунок

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Развитие интереса и любви к народным традициям.

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

 включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).  

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Простой карандаш, цветная бумага, ножницы, акварельные краски

3 четверть  9 часов «Красота в умелых руках»

17

 

Дорогая моя столица! Беседа «Наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства».

1

Рисование на тему.

Беседа, устное описание представленных картин Выполнение наброска в технике – графика.

Устный опрос. Рисунок

Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

Изображать  линию горизонта  и  по  возможности  пользоваться  приемом  загораживания

Коммуникативные: выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения ;

планирование способов взаимодействия ;

Графический карандаш, ластик, презентация о музеях художественнного искусства России, портреты известных художников, репродукции нескольких картин.

18

 

Звери и птицы в городе.

1

Рисование на тему. Линейно- конструктивное построение птицы (дятла), зверя (белки). Выполнение в цвете

Устный опрос. Рисунок

Передавать в рисунке  форму,  общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение

самостоятельное создание алгоритмов деятельности

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

 различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

Простой карандаш, цветные карандаши, ластик

19

 

«Видим терем расписной».

1

 Лепка. Художественное конструирование и дизайн.

Устный опрос. Поделка- макет

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение

самостоятельное создание алгоритмов деятельности

 различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

Пластилин, бросовый подходящий материал( флаконы, баночки, коробочки) стеки, салфетка

20

 

Беседа о великих полководцах России «Слава русского воинства».

1

Беседа. Характеристика и анализ материалов учебника.

 Рисование на тему- карандаш

Устный опрос. Рисунок

Личностные:

формирование

познавательной мотивации к изобразительному искусству;

чувства уважения к народным художественным традициям России

Книги для выставки о защитниках земли русской, портреты воинов, иллюстрации картин «Три богатыря», «Александр Невский»

21

 

«Слава русского воинства». Рисование на тему.

1

Рисование на тему- в цвете

Рисунок

Формирование  элементарных представлений о пропорциях, строении фигуры человека; развитие графических умений и навыков.

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, стакан с водой, ластик, салфетка

22

 

Красота в умелых руках. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (гуашь)..

1

Декоративное рисование.

Составление эскиза  декоративного оформления подарка, открытки

Устный опрос. Рисунок

Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Гуашь, салфетка, простой карандаш, стакан с водой

23

 

Самая любимая.

1

 Рисование на тему по памяти  портрета своей мамы.

Беседа. Построение изображения.

Устный опрос. Рисунок

Передача

форм,

общее пространственное положение. Последовательность выполнения рисунка

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Простой карандаш, гуашь, салфетка, стакан с водой, женские портреты известных мастеров

24

 

Подарок маме- открытка

1

Художественное конструирование и дизайн открытки для мамы или бабушки

Аппликация

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Лист картона или ватмана, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш, ластик

25

 

Забота человека о животном. Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

2

Тематическое рисование – анализ, пропорции, выполнение наброска (карандаш) фигуры животного

Устный опрос. Рисунок - карандаш

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения. Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые  отношения, добиваясь выразительности и цельности.

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий; ·

 участвовать в коллективном обсуждении;

Иллюстрированная книга стихов Н.Никрасова, простой карандаш

26

 

Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Рисование на тему

Рисование на тему Окончание рисунка (выполнение в цвете)

Устный опрос. Рисунок

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий; ·

 участвовать в коллективном обсуждении;

Цветные карандаши

4 четверть 7 часов «Пусть всегда будет солнце»

27

 

Полет на другую планету

1

Тематическое рисование.Беседа. Анализ фотоматериала о космосе. Рисование самостоятельно составленной линейной композиции. (карандаш,гуашь)..

Устный опрос. Рисунок

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения. Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые  отношения, добиваясь выразительности и цельности.

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий; ·

 участвовать в коллективном обсуждении;

Илюстративный материал с изображением космоса планет, цветные карандаши, гуашь, ластик, салфетка, стакан с водой, кисти

28

 

Беседа: «Весна в произведениях русских художников». Головной убор русской красавицы.

1

Рисование по представлению.

Беседа.  Эскиз женского головного убора и костюма.

Устный опрос. Рисунок

Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые  отношения, добиваясь выразительности и цельности.

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Демонстрационные картинки головных уборов прошлых веков, цветные карандаши, фломастеры, ластик.

29

 

Рисуем сказки А.С.Пушкина. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…»

2

Выполнение наброска линейной композиции к сказке с учётом изобразительной грамоты

Устный опрос. Рисунок - карандаш

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения. Формирование умения согласовывать в тематической композиции линейные формы, пространственные и цветовые  отношения, добиваясь выразительности и цельности.

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач;

Регулятивные: понимать поставленную учебную задачу; самостоятельно ставить цель предстоящей работы, определять последовательность выполнения рисунка;

решать творческую задачу, используя известные средства.

Иллюстрация картины «Царевна – Лебедь, книга сказки Пушкина, простой карандаш, ластик

30

 

Рисуем сказки А.С.Пушкина. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане…»

Выполнение в цвете линейной композиции к сказке с учётом изобразительной грамоты

Устный опрос. Рисунок в цвете

формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий; ·

 участвовать в коллективном обсуждении

Гуашь, акварельные краски, фломастеры, стакан с водой, салфетка, кисти

31

 

Ветка вербы

1

Рисование с натуры.

Выполнение наброска и этюда(акварель).  веточки с соблюдением пространственного отношения между деталями растения

Устный опрос. Рисунок

Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки.

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека

Познавательные: 

различать цвета и их оттенки;

использовать новые  приёмы работы красками

Цветные карандаши, акварельные краски, стакан с водой, салфетка, ластик, палитра, кисти

32

 

Праздничный салют.

1

Рисование на темы.

Выполнение композиции праздничного салюта в технике граттаж

Устный опрос. Рисунок

формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Личностные:

формирование

познавательной мотивации к изобразительному искусству;

чувства уважения к народным художественным традициям России

Регулятивные:

использовать изученные приёмы работы красками;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

вносить коррективы в свою работу;

Познавательные:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

Лист цветного картона, кусочек проволоки либо большая булавка

33

 

Красота моря. Рисование на темы.

1

Рисование на темы.

Беседа о творчестве Айвазовского .  выполнение наброска  моря по самостоятельно задуманному образу   конструктивных линий.

Устный опрос. Рисунок

изображать  линию горизонта  и  по  возможности  пользоваться  приемом  загораживания;

понимать важность  деятельности художника

-правильно  сидеть за партой (столом),  верно  держать лист бумаги  и  карандаш;

-свободно  работать карандашом : без напряжения проводить линии в  нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-передавать в рисунке  форму,  общее пространственное положение ,основной цвет простых предметов;

Регулятивные: 

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий; ·

 участвовать в коллективном обсуждении

Фото и иллюстративный материал с видом на море, цветные карандаши, ластик, фломастеры, маркеры

34

 

Пусть всегда будет солнце

1

Тематическое рисование (карандаш).

Выполнение рисунка облаков и солнца

Устный опрос. Рисунок

формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Личностные: развивать эстетические чувства; развивать самостоятельность в поиске решения изобразительных задач; эстетически воспринимать мир; понимать значение красоты природы для человека

Познавательные: 

различать цвета и их оттенки;

использовать новые  приёмы работы красками

Цветные карандаши, ластик


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Дополнительная литература.

1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М.: Детская литература, 1984.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

3. Туберовская,  О.  М.  В  гостях  у  картин.  Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

5. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

 6. Шампарова Л.В. Рабочие программы по учебникам   В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной / авт.-сост. Л.В. Шампарова.– Волгоград: Учитель, 2012.-54с.

2. Интернет-ресурсы.

  1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
  3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru 
  4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
  5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su
  6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:- Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 
  7. Российский общеобразовательный портал.- Режим доступа: http://www.school.edu.ru
  8.  http://moikompas.ru/tags/plastilin 
  9.  http://www.vasnecov.ru/
  10.  Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства. – Режим доступа: http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL/ISKUSS/013/index.html

3. Информационно-коммуникативные средства.

   Аудиозаписи. Классическая музыка.

4. Наглядные пособия (в электронном виде).

Рекомендуемые для бесед произведения изобразительного искусства:

Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца. Бах Р. Памятник А.С. Пушкину. Белых А. Кострома. Бенуа А. Баба-Яга. Билибин И. Иллюстрации к сказкам. Богоматерь Владимирская. Икона. Брюллов К. Автопортрет. Бучкин П. Углич. Первый снег. Васильев Ф. Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы. Васнецов А. Основание Москвы; Красная площадь начала XVII века. Васнецов В. Богоматерь с младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба-Яга. Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам. Ватто А. Голова молодой женщины в профиль. Врубель М. Натюрморт: подсвечник, графин, стакан. Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя. Герасимов С. Лед прошел. Гоген П. Студийные зарисовки. Горбатов Г. Новгород. Пристань. Грицай А. В Жигулях. Бурный день. Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской армии. Дубовский Н. Родина. Дюрер А. Крыло голубого зимородка. Ефимов И. Кошка с шаром. Жуков Н. Сестра и брат. Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина. Игошев В. Моя Родина. Иванов А. Ветка; Набросок коня. Каменский Ф. Молодой скульптор. Конашевич В. Иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Коровин К. Москворецкий мост. Крымов А. Деревенский пейзаж. Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака. Куприн А. Зима. Москва. Левитан И. Гумно. Сумерки; Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь. Леонардо да Винчи. Наброски коня. Лиотар Ж. Шоколадница. Мане К. Скалы в Бель-Иле. Мочальский М. Псков. Мухина В. Рабочий и колхозница. Нарбут Г. Иллюстрации к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказке В.А. Жуковского «Как мыши кота хоронили». Нисский Г. Подмосковье. Февраль. Орлов С. Сюжет из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукову. Оссовский П. Московский кремль зимой. Павлов С. Натюрморт. Петровичев П. Ростов Ярославский. Петров-Водкин К. Мать. Пикассо П. Мать и дитя. Пименов Ю. Новая Москва. Пластов А. Мама; рисунки животных. Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Московский дворик. Рафаэль Сикстинская мадонна. Мадонна Альба. Рембрант. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны. Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И.С. Остроухова. Ромадин Н. У сельсовета. Рудаков К. Иллюстрации к сказкам. Руднев Л., Абросимов П и др. Главное здание Московского государственного университета. Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна. Серов В. Рабочие с тачками; Борзые. Судейкин С. Натюрморт. Суриков В. Минусинская степь. Ткачевы А. и С. Матери; Отец; Дождик. Толстой Ф. Стрекоза. Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья. Фирсов И. Юный живописец. Шилунь Цзян. Полевые ирисы. Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя…»; Последние лучи. Юоон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень. Яблонская Т. Хлеб.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства.  Народные игрушки. Современные технические игрушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров Воронежского края.

5. Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер.
  3. Интерактивная доска.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс автор В.С.Кузин

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России" автор В.С.Кузин создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2007...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс автор В.С.Кузин

Рабочая программа по изобразительному искусству  3 класс  автор В.С.Кузин создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по ИЗО в 1 классе УМК "Гармония" (Кузин)...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК "Гармония" (Кузин)

Рабочая программа по изобразительнному искусству во 2 классе по УМК "Гармония" (Кузин)...