Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Кошкина Татьяна Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_gotovaya.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

____________________/В.П.Осадчих/

Протокол № ___________

от «____» ______________ 20 ____г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ №1 г.Красный Кут

 _________________/Н.В.Мельникова/

«_____» _______________20_____г.

«Утверждаю»

Директор МОУ – СОШ  №1

__________________/Л.А.Закора/

Приказ № ______

от «_____»______   20___г.

Рабочая программа

Кошкиной Т.А.. учителя первой категории

по изобразительному искусству

3 «В» класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

     протокол №_____     от « ______»  ___________20__г.

2015 -2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Стратегия развития образовательного учреждения МОУ- СОШ №1 г.Красный Кут – организация проективного управления, целенаправленно, системно и непрерывно обеспечивающего в пространстве управленческих влияний на развитие образовательной среды взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития.

Миссия: выработка у третьеклассников наблюдательности, активности, устойчивого интереса к познанию, сформировать основные черты индивидуального стиля учебной деятельности.

Цели обучения изобразительному искусству:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Ключевые компетенции: коммуникативная, рефлексивная, ценностно – ориентированная, компетенция личностного саморазвития.

Базовые компетенции: знания и умения, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по изобразительному искусству и требованиям к уровню подготовки третьеклассников в результате изучения изобразительного искусства.

Количество часов в год - 34   , в неделю –  1.

Рабочая программа составлена на основе  требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской  программы Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской  «Изобразительное искусство   1-4 классы»,  и согласуется с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века» (науч.рук. чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова), утверждённой МО РФ

                    Общая характеристика учебного предмета.                                     

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.

В программе выделены три направления художественного развития учащихся, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму»; « Развитие фантазии и воображения»; «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству;  уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

                                                                               

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
  •  процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Тематическое планирование

1 четверть

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму  - 9 ч

2 четверть

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму  - 7 ч

3 четверть

Развитие фантазии и воображения                                                                                                - 10 ч.

4 четверть

Развитие фантазии и воображения                                                                                                - 2 ч.

Художественно – образное восприятие произведений изобразительного искусства              - 6 ч.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Повторение

Самостоятельная практическая деятельность

учащихся

план

факт

Природа и  художник. Жанры изо.

1.

Живопись, художники

Из истории изобразительного искусства.

 «Букет из осенних листьев».

Природные объекты в творчестве художника.

1.

Пространство

Разнообразие природного мира

Рисование этюдов

Разнообразие природных объектов

1.

Открытое и закрытое пространство.  

Разнообразие природного мира

Творческая работа

«Облака».

Открытое и закрытое пространство

1.

Пространство

Первичные представления о форме предметов

Творческая работа

«Птицы»

Создание композиции

1.

Формат  изобразительной плоскости

Правила компоновки рисунка на листе.

«Закат солнца, сумерки».

Перспектива. Воздушная перспектива.

1.

Перспектива, воздушное пространство

Создание композиции

Творческое задание по теме урока

Водный мир. Морские пейзажи.

1.

Водное пространство

Разные техники работы акварелью.

Композиция «Корабли в море»

Путешествуем по морям. Водные обитатели

1.

Водное пространство

Разные техники работы акварелью.

Композиция «Коралловый остров»

Земная поверхность.

1.

Открытое и закрытое пространство.  

Правила работы с пластилином

Лепим животных и птиц

Деревья

1.

Конструкция предметов

Земная поверхность.

«Пейзаж из окна поезда».

О чём рассказывают камни

1.

Стилизация, скульптура

Какие бывают виды искусства?

Творческое задание по теме урока

Камень в декоративно-прикладном искусстве

1.

Обрядовые игрушки, куклы - обереги

Правила работы с пластилином

Ваза из «камня»

Земля с высоты птичьего полета.

1.

Линия, цвет, палитра, графика

Элементарные основы рисунка.

Рисунок на тему «Лес в графике»

Недра земли. Пещеры.

1.

Цветовая гамма, гамма чувств

Различие оттенков красок

Композиция «Подземный мир»

Ритм в природе и архитектуре.

1.

Ритм, природный ритм

Работа по заданному плану

Проект «Ритм города»

Глухие и звонкие цвета.

1.

Глухие и звонкие цвета.

Рисование с натуры

Творческое задание по теме урока

Главные и дополнительные цвета.

1.

Главные и дополнительные цвета.

Глухие и звонкие цвета.

Проект «Моя комната».

Нюанс.

1.

Нюанс.

Различие оттенков красок

Рисунок на тему «Зимние игры».

Гризайль.

1.

Гризайль, оттенок

Главные и дополнительные цвета.

Рисование натюрморта в технике гризайля

Монотипия.

1.

Монотипия, отпечаток

Средства выразительности в графике и живописи

Проект «Весёлые отпечатки»

Контраст.

1.

Контраст

Правила работы с пластилином и бумагой

Проект «Площадка для детского сада»

Воскография.

1.

Воскография

Средства выразительности в графике и живописи

Проект «Волшебная планета»

Перспектива.

1.

Линейная перспектива

Средства выразительности в графике и живописи

Композиция «Игрушки Жени»

Работа с натуры.

1.

Пленэр

Работа по заданному плану

Нарисовать с натуры цветок

Выразительные средства изобразительного искусства Форма

1.

Художественная форма

Разные техники работы акварелью.

Творческое задание по теме урока

Шрифт

1.

Шрифт

Элементарные основы рисунка.

Проект «Буквица»

Цвет.

1.

Цвет, палитра красок

Главные и дополнительные цвета.

Рисуем два разных пейзажа

Объем. Скульптура.

1.

Объём, объёмные предметы

Правила работы с пластилином

Лепим из пластилина «Человек и животное»

Рельеф.

1.

Рельеф

Правила работы с пластилином

Творческое задание по теме урока

Архитектура.

1.

Архитектура, проектирование

Техника отрывной аппликации

Проект «Сад царя Гороха»

Ритм.

1.

Ритм

Ритм в природе и архитектуре.

Проект «Бусы для Василисы  Премудрой»

Орнамент. Итоговое тестирование

1.

Орнамент, виды орнамента

Орнамент. Основа орнамента.

Творческое задание по теме урока

Изразец

1.

Изразцы, рельефная поверхность

Орнамент, виды орнамента

Выполнить изразец из картона и пластилина

Идем в музей. Повторение и обобщение тем года

1.

Обобщение тем года

Обобщение тем года

Творческое задание по теме урока

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

1. Овладеть языком изобразительного искусства:

  • понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
  • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии,  геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски, нюанс, гризайль, монотипия, архитектурный ансамбль, воскография, перспектива, натура, шрифт, буквица, дизайн, объём, рельеф, изразец;
  • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета;
  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; - учиться описывать живописные произведения с использованием изученных понятий;
  • различать глухие и звонкие, главные и дополнительные цвета;

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

  • учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
  • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;

3. Различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Владеть простейшими навыками:

  • рисунка;
  • аппликации;
  • построения геометрического орнамента;
  • техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, портрет, картины о жизни людей);
  • графика (иллюстрация);
  • народные промыслы.

5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

  • композиция, рисунок, цвет для живописи;
  • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики, объём, ритм.

6. Иметь представление о творчестве великих художников: И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, И.Я.Билибин, В.А.Серов, В.Ван Гог и др.

                                                                                     

Для реализации программного содержания используется УМК:

  • Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2014 г.
  • Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
  • Е.А.Ермолинская.  Методические разработки уроков. Органайзер для учителя. 3 класс. – М.: «Вентана - Граф», 2015 г.

        

Приложение к программе

№ урока

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству - 1класс ("Школа России")

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (33 ч)Программа: под редакцией Б. Неменского. Изобразительное искусство.// Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией ...

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России) 1-4 кл

Рабочая программа по ИЗО (УМК "Школа России") 1-4 класс. Автор  Б. М. Неменский...

Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС "Школа России"

Рабочая программа создана на основе программы «Изобразительное искусство » авторы: Неменская Л.А., Неменский Б.М., в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования: ...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная...

Рабочая программа по изобразительному искусству Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Начальная школа XXI века 1 класс...