Рабочая программа по изобразительному искусству для 2класса . "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Мешкова Светлана Николаевна

Эта программа предназначена для работы учителя  во 2классе по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2_klass.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

        Рассмотрена                            Согласована

На заседании МО                        ____/Борисенко Т.А./,

Протокол № 1                             заместитель директора  

                          по      УВР

от 27.08.2015г.                            от 28.08.2015г.

                                   

                                  Утверждаю

                       _________/Н.С. Сазонова/,      

                      директор МАОУ

                    «Калиновская СОШ»

                    Приказ №120\2 от  

                      31.08.2015г.

                       

Рабочая программа

на 2015 – 2016 учебный год

по предмету____ изобразительное искусство__

                             класс     __________2__________________

Количество часов по плану __34___________

     Преподаватель___Мешкова Светлана Николаевна


Пояснительная записка

              Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе восоставлена на основе :

Федерального закона  от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Требований Федерального Государственного стандарта начального общего образования (2010 года);

  • Санитарно  - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
  • Регионального базисного учебного плана Калининградской области на 2014 – 2015 учебный год
  • Учебного плана МАОУ «Калиновская СОШ» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
  • Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
  • Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МАОУ «Калиновская СОШ», утверждённого приказом директора школы;
  • Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М. Неменского» «Изобразительное искусство. 1-4 классы (учебно-методический комплект «Школа России»).

   Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

        

Цели и задачи курса

  Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной Россиии других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческойдеятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

   Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Характеристика курса

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками:  «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этихформ деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.

Программа  «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение ученикамиразличных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных материалов.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыкамипредставлена в следующих направлениях:

- использование различных художественных материалов, приемов и техник;

- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, попамяти, по представлению и на основе фантазии;

- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;

- выражение настроения художественными средствами;

- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;

- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;

- использование знаний графической грамоты;

- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыковизображения средствами аппликации и коллажа;

- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы вкоманде одноклассников под руководством учителя;

- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»  

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство»   в учебном плане.

В соответствие с федеральным базисным учебным планом и примерной

программой по предмету «Изобразительное искусство»    изучается с 1 по 4 класс 1 час в неделю.
Во 2 классе-34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Чем и как работают художники

8 ч

2

Реальность и фантазия

7 ч

3

О чём говорит искусство

8 ч

4

Как говорит искусство

8 ч

5

Резерв

3 ч

Итого

34 часа

Планируемые результаты освоения предмета

           Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:

- способность к художественному познанию мира;

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере у второклассника будет формироваться:

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или иx украшения.

               Метапредметные результаты

У второклассника продолжится формирование:

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

        Предметные результаты

У второклассника продолжатся процессы:

- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Содержание курса

№ п/п

Наименование разделов Количество часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные

действия

1

Чем и как работают художники

(8 часов)

Выразительные возможно-

сти через краски, апплика-

цию, графические мате-риалы, бумагу. Вырази-тельность материалов при работе в объёме.

Осуществлять поиск необ-ходимой информации для выполнения школьных зада-ний с использованием учеб-

ной литературы; овладевать основамиязыка живописи, графики, скульптуры,деко-ративно-прикладногоискус-ства,художественного конс-труирования.

2

Реальность и фанта-зия (7 часов)

Формирование художест-

венных представлений че-

рез изображение реально-

сти и фантазии.Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.

Понимать условность и субъективность художествен-ного образа. Различать объекты и явления реальной

жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

3

О чём говорит ис-

кусство (8 часов)

Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений че-ловека через украшение.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произ-ведений  искусства, пробуж-дение чувств печали, состра-дания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с по-мощью цвета характер и эмо-циональное состояние приро-ды, персонажа.

4

Как говорит искус-

ство (8 часов)

Цвет как средство выраже-ния. Линия как средство выражения. Ритм как сред-ство выражения. Пропор-ции.

Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.

5

Резерв (3 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

              В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:

- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды  произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома ,Городец, Дымково);

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

Второклассник получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Нормы оценок

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" («отлично») – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике, верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

"4" («хорошо») – учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

"3" («удовлетворительно») – учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала;

"2" («плохо») – учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

По плану

Факти

чес

ки

1 четверть

Чем и как работают художники (9 час)

1

«Цветочная

поляна». Три основные краски, строящие многоцветие мира.

1

Урок введения в новую тему.

Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии ее цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трех красок. Работать с кистью.

Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.

Наблюдать природу и природные явления. Овладеть на практике основами цветоведения. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – все богатство цвета и тона.

1

Комбиниро-ванный урок.

Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии ее цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за приро-дой, изображенной мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка.

Знание художников, изображающих природу. Умение изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Понимать разницу в изображении природы.

Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделяя этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при вы-полнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

3

 «Осенний лес».

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

1

Урок-сказка.

Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе – дальше», «больше – меньше».

Знание понятия «композиция». Умение наблюдать за природой, различать ее характер и эмо-циональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя такие материалы, как мелки или пастель. Использовать правила для передачи пространства на плоскости в изображении природы.

4

«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.

1

Урок-проект.

Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского. Оп-ределять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Знание видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и кор-ректировку хода работы и конечного результата.

5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

1

Урок-удивление.

Познакомиться с другими материалами выразительностями: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразительности. Овладение приемами работы с тушью и углем.

Знание о выразительных возможностях линии, точки, темного и белого пятен. Умение пользоваться новыми материалами для выразительности изображения, пользоваться правилами работы с графическими материалами.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произ-ведений. Овладевать основами языка графики.  Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

6

«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.

1

Урок-сказка.

Сопоставлять изображение на плоскости и объемное. Наблюдать за скульптурой, ее объем. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы.

Знание понятия «скульптура», правил работы с пластичными материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в пространстве,  подбирать материалы для изображения животного в пространстве.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проек-тировать изделие: создавать образ в соответствии с за-мыслом и реализовывать его.

7

«Птицы в лесу».

Выразительные возможности бумаги.

1

Комбиниро-ванный урок.

Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы -цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения.

3нание понятия «макет», этапов постройки сооружений. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделирование.

8

«Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может

стать выразитель-ным.

1

Урок обобще-

ния и система-

тизации знаний. Урок-

выставка

Сделать вывод о способах выразитель-

ности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

3нание способов выразительности в художественных произведениях. Умение использовать различные приёмы и способы выразительности в изображении природы и животных.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу свою работу. Оценивать по заданным критериям.

2 четверть

Реальность и фантазия (7 часов)

9

«Наши друзья – птицы». Изображе-ние и реальность.

2

Урок-игра.

Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных.

3нание понятия «пропорция».Умение соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта. Умение пользоваться правилами художника (начинать изображение с общего абриса).

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Использовать правила пропорции при изображении животного.

10

«Сказочная птица».

Изображение и фантазия.

1

Урок-сказка.

Осознать связь фантазии с  реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов. Использовать в индивидуальной деятельности гуашь.

3нание правил рисования снатуры. Умение выражать  свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.  Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в пла-нировании и контроле способа решения.

11

«Веточки деревьев с росой и паутинкой».

Украшение и реальность

1

Комбиниро-ванный урок.

Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов, Высказываться и приводить примеры из личного опыты. Изображать при помощи линий.

3нание правил рисования снатуры. Умение рисовать  ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности – форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию.

12

«Кокошник». Укра-

шение и фантазия.

1

Урок совмест-

ного творчест-

ва.

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника.

3нание понятия «орнамент»;приёма выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства; известных центров народных

художественных промыслов. Умение выполнять кистью прос-тейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проек-тировать  изделие: создавать образ в соответствии с за-мыслом и реализовывать его.

13

«Подводный мир».

Постройка и реаль-

ность.

1

Комбиниро-ванный урок.

Наблюдение за постройка-мив природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приёмы ра-боты с этим материалом. Работать в группах.

Знание основных приёмовработы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.

Видеть и понимать многооб-разие видов и форм в природе; конструировать различные фор-мы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.  

14

«Фантастическийза-мок». Постройка и фантазия.

1

Урок-

Фантазия.

Сопоставлять современные

постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство иконтраст форм.

3нание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу свою работу. Оценивать по заданным критериям.

15

Братья-мастера.

Изображения, укра-шения и постройки всегда работают вместе.

1

Урок-

обобщение.

Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать но-вогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. Работать вгруппах.

3нание правил выполнения коллективной работы. Умениеразличать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать худо-жественные материалы.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу свою работу. Оценивать по заданным критериям. Фор-мулировать собственное мнение и позицию.

3 четверть

О чём говорит искусство (8часов)

16

«Четвероногий ге-рой». Выражение характера изображаемых животных.

1

Урок введения

в новую тему.

Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за на-строением животных, Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид.

3нание понятия «художник-анималист»; творчества художников В. Серова,И. Ёфимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разво-дить и смешивать гуашевые краски.

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и вырази-тельных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

17

«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека :изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

1

Комбиниро-

ванный урок.

Анализировать картины известных художников: образ

героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого .По-знакомиться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно.

3нание понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.Давать оценку своей работепо заданным критериям.

18

Женский образ рус-ских сказок. Выражение характера чело-века: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов(Царевна-Лебедь и Бабариха).

1

Комбиниро-

ванный урок.

Анализировать картины известных художников: образ

героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. По-знакомиться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно.

3нание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.Давать оценку своей работепо заданным критериям.

19

Образ сказочного героя, выраженный в объёме.

1

Урок-проект.

Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнитьправила работы с пластичными материалами. Работатьв группах вариативно.

3нание основных жанров ивидов произведений изобразительного искусства. Умениепередавать образ человека иего характер, используя объём; выполнять коллективнуютворческую работу; самостоятельно выбирать материалы для твор-чества; передавать в рисунках пространственные отношения.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работепо заданным критериям.

20

«Море». Изображе-ние природы в раз-ных состояниях.

1

Комбиниро-ванный урок.

Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Ана-лизировать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины художников-

маринистов. Предлагать свои варианты изображе-ния моря в разных со-стояниях.

Знание понятия «художник-маринист». Умение изображать при-роду в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел; правильно разводить исмешивать гуашевые краски.

Выражать своё отношение к произведению изобразитель-ного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и вырази-тельных средств. Изображать морена основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.

21

«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит - по выбору, по заготовленной фор-ме). Выражение ха-рактера человека через украшение.

1

Комбиниро-ванный урок.

Рассмотреть предметы сэлементами декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразительности пользуются народные умельцы. Выяснить причины различия украшений одних и тех жепредметов. Приводить примеры, используя свои наблюдения. Освоить основы изобрази-тельного языка художни-ков.

3нание правил выраженияхарактера человека черезукрашение. Умение сравнивать виды и жанры изобрази-

тельного искусства (графика,живопись, декоративно-прикладное искусство); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.

Анализировать и сопоставлять произведения разныхвидов искусства. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окру-жающим миром.

22

«Морской бой Сал-тана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Выражение намере-ний человека через

украшение.

1

Урок-игра.

Учиться выражать намерения через украшения. Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению орнамента. Делать выводы.

3нание правил составления орна-ментов; тёплые и холодные цвета.Умение определять форму, размер, последовательность выполненияработы; соблюдать правиласоставления коллективнойработы, оценивать результат.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать коллективное панно и даватьоценку итоговой работе.

23

«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и по стройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

1

Урок обобще-ния и система-тизации зна-ний.

Наблюдать за конструкция-мизданий. Осознать, что внешний вид здания соот-ветствует жильцу по ха-рактеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров – Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город,учитывая материалы. Работать в группе.

3нание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать сказочный город из выбранныхсамостоятельно материалов и давать оценку итоговой работе.

4 четверть

Как говорит искусство (8 часов)

24

«3амок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цветa. Борьба теплого и холодного.

1

Урок введения

в новую тему.

Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводыо том, что цвет придает дополнительную эмоциональную выра-зительность произведению.

3нание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои на-блюдения и переживания врисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые

краски.

Участвовать в обсуждениисо-держания и выразительных средств. Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.Изображать замок Снежнойкоролевы, используя тёплые и холодные цвета. Давать оценку своей работе иработе товарища по заданным критериям.

25

«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

1

Комбиниро-ванный  урок.

Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Провести параллель с музыкой. Выяснить, какой от-рывок соответствует образу нежному и светлому, а какой – тревожный и тяжёлый. Уяснить возможности цветов: чёрного, белого, серого. Создать шкалу оттенков серого цвета.

3нание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета.Умение высказывать простейшие суждения о картинах;передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; пере-давать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевыекраски.

Участвовать в обсуждениисодержания и выразительных средств. Понимать ценность ис-кусства в соответствии гар-монии человека с окружающим миром. Изображать весеннюю землю, используя звонкие иглухие цвета.Давать оценкусвоей работе и работе товарища по заданным критериям.

26

«Весенний ручеек». Линия как средствовыражения: ритмлиний.

1

Комбиниро-ванный  урок.

Сравнивать фотографии свидами весны в разные месяцы. Определять понятие

ритма в природе. Делитьсясвоими наблюдениями. Со-отнести свои представле-ния с музыкальным произведением, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока.

3нание понятий: «пейзаж», «ритм»;творчества художников-пейзажистов. Умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность ис-кусства в соответствии гар-монии человека с окружающим миром. Изображать весенний пейзаж.Давать оценку своейработе и работе товарищапо заданным критериям.

27

«Ветка». Линия как средство выраже-ния:  характер линий.

Комбиниро-ванный урок.

Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба – мощные, похожие на лапыдракона. Учиться выражатьхарактер работы с помощьюлиний.

Умение различать основные и составные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобра-зительного  искусства; использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы.

Анализировать образец, оп-ределять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.Давать оценку своейработе и работе товарищапо заданным критериям.

28

«Птички» (коллек-тивное панно). Ритмпятен как средство выражения.

1

Комбиниро-ванный урок.

Рассмотреть и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными средствами они пользовались; познакомиться с ещё од-ним  выразительным средством– это ритм и движения пятна. Выполнить задание в технике аппликации.

3нание понятий: «ритм» и «дви-жения пятна», «аппликация»;техники выполнения аппликации. Умение делать выводы на основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять; составлять последовательность и придерживаться ритма.

Участвовать в обсуждениисо-держания и выразительных средств. Понимать ценность ис-кусства в соответствии гар-монии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно и давать оценку

итоговой работе.

29

«Смешные человечки». Пропорции вы-ражают  характер.

1

Комбиниро-ванный урок.

Наблюдать за пропорциями– тела, массы, длины рук и ног .Соотносить части тела по размеру. Выполнить изделие из пластичных материалов. 3акрепить основные приёмы обработки пластичных материалов.

3нание понятия «пропорция»;приёмов обработки пластичных материалов. Умение выбирать материл для работы;выражать характер изделиячерез отношение между величинами (пропорцию).

Анализировать образец, оп-ределять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.Формулировать собственноемнение и позицию.

30

«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен,цвет, пропорции – средства выразительности.

1

Урок обобще-ния изученного материала.

Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих за-мыслов. Начатьсоздание коллективного панно и дать оценку совместнойдеятельности.

Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности; работать в группе, использовать художественные материалы, использовать средства выра-зительности для изображения характера работы.

Участвовать в обсуждении содержания и средств выразительности. Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.Изображать весенний пейзаж. Давать оценку своейработе и работе товарищапо заданным критериям.

31

Обобщающий урокза год.

1

Урок-выставка.

Обобщить свои знания потеме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. 3а-кончитьсоздание коллек-тивного  панно и дать оценку совместной деятельности.

Знание основных жанров ивидов произведений изобразительного искусства; ведущих художественных музеев России; художников. Умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в обсуждениисо-держания и выразительных средств. Пониматьценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно и давать оценкуитоговой работе.

32 - 34

Резерв.

3

        

Примечание: резервные уроки строятся по усмотрению учителя (дополнения к урокам-проектам, подготовка поздравительных открыток к праздникам, оформление кабинета к праздникам, изготовление декораций к спектаклям и др.).


Материально-технические средства для реализации программы

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 1 класса:

- Портреты русских и зарубежных художников.

- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- Классная доска с креплениями для таблиц.

- Магнитная доска.

- Персональный компьютер с принтером.

- Ксерокс.

- Аудиомагнитофон.

- СD/DVD-проигрыватель.

- Телевизор с диагональю не менее 72 см.

- Проектор для демонстрации слайдов.

- Мультимедийный проектор.

- Экспозиционный экран размером 150 х 150 см.

Учебно-практическое оборудование

- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

- Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.

- Краски акварельные или гуашевые.

- Кисти беличьи № 5, 10, 20.

- Кисти из щетины № 3, 10, 13.

- Ёмкости для воды.

- Стеки (набор).

- Пластилин \ глина.

- Ножницы.

- Подставка для натуры.

Модели и натуры

- Гербарии.

- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

- Гипсовые орнаменты.

Оборудование класса

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

- Стол учительский с тумбой.

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

- Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

- Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


Внутрипредметный модуль по ИЗО «Проектная деятельность»

Пояснительная записка


                   
Вследствие происходящих изменений в современном обществе требуется развитие новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Одним из направлений реализации требований общества является метод проектной деятельности.


Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. 


Цели:


  • развитие познавательного интереса; 

  • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; 

  • обучение навыкам общения при групповой работе; 

  • обучение использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.



Задачи:


  1. сформировать представление об исследовании; 

  2. организовать наблюдение в природе; работу с приборами; дополнительной литературой; 

  3. развивать умственные и познавательные способности;

  4. готовить детей к изучению предметов естественнонаучного цикла и участию в предметных олимпиадах;

  5. развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;

  6. развивать творческое мышление, кругозор, эстетический вкус.



Принципы:

интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;


межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.


Возможные результаты проектной деятельности

Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия, Мультимедийная презентация, выполненная в различных программах.


Ожидаемые результаты:


  • обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;

  • развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей; 

  • умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;

  • умение вести регулярные записи в дневниках проектов;

  • выработка умения работать с источниками информации;

  • умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;

  • умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;


  • умение правильно представить свою исследовательскую работу;

  • укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;

  • развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля:

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

 — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания модуля по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

—осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

 — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися модуля по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

— Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний 

- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

 - Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи 

- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 - Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

 - Умение выдвигать гипотезы

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:

— Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;

 - Создавать рисунки в графическом редакторе;

 - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

— Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.


Календарно-тематическое планирование модуля

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

По плану

Факти

чес

ки

1\4

«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.

1

Урок-проект.

Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского. Оп-ределять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Знание видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и кор-ректировку хода работы и конечного результата.

2\12

«Кокошник». Укра-

шение и фантазия.

1

Урок совмест-

ного творчест-

ва.

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника.

3нание понятия «орнамент»;приёма выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства; известных центров народных

художественных промыслов. Умение выполнять кистью прос-тейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.

Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проек-тировать  изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

3\19

Образ сказочного героя, выраженный в объёме.

1

Урок-проект.

Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материалами. Работать в группах вариативно.

3нание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материалы для твор-чества; передавать в рисунках пространственные отношения.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе по заданным критериям.

4\28

«Птички» (коллек-тивное панно). Ритм пятен как средство выражения.

1

Комбинированный урок.

Рассмотреть и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными средствами они пользовались; познакомиться с ещё одним  выразительным средством– это ритм и движения пятна. Выполнить задание в технике аппликации.

3нание понятий: «ритм» и «движения пятна», «аппликация»;техники выполнения аппликации. Умение делать выводы на основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять; составлять последовательность и придерживаться ритма.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность ис-кусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно и давать оценку

итоговой работе.

5\32

 6\33

 7\34

Резерв.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Изобразительное искусство 1 класс. "Школа России"

Рабочая программа. Изобразительное искусство 1 класс. "Школа России"...

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 2 класс. "Школа России"

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 2 класс. "Школа России"...

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 3 класс. "Школа России"

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 3 класс. "Школа России"...

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 4 класс. "Школа России"

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 4 класс. "Школа России"...

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 класс. Школа России.

Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 класс. Школа России....

Рабочая программа "Изобразительно искусство 3 класс" "Школа России"

3 класс1 час в неделю, 34 часа в годУчебник: Учебник: Изобразительное искусство «Разноцветный мир»    Автор: Куревина О. А., Ковалевская Е. Д. , 3 класс, 2012 г.,  ФГОС...

Рабочая программа Изобразительное искусство 3 класс Школа России

Рабочая программа Изобразительное искусство 3 класс...