Рабочая программа по ИЗО 1 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Лосева Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по ИЗО 1 класс ОС "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №75

с углубленным  изучением  немецкого языка

Петроградского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_____________Е.В.Короткая

«_____»______________2012г.

  Учебная рабочая программа

1 класса начальной школы,

 разработанная на

основе типовой программы «Школа 2100»

Учитель: Лосева Т.Ю.


Рабочая  программа  начальных классов   для  1 класса

 «Изобразительное искусство». 

Образовательная область –  « Искусство».

Содержание:

  • Пояснительная записка.
  • Цель и задачи курса.
  • Стандарт начального общего образования по искусству.
  • Содержание  обучения.
  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.
  • Система контроля и учёта  знаний обучающихся, нормы оценки знаний.
  • Тематическое планирование на 2011 – 2012 учебный год.

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена рабочей тетрадью « Изобразительное искусство» для 1 класса, авторы О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская.

Пояснительная записка

    Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности.

    Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внепредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

    В основе данной программы лежит авторский курс О.А. Куревиной,  Е.Д. Ковалевской.

Программа  строится по содержательным  блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественнодеятельностный:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека через темы: «Художник и жизнь» и др. (1 кл.), «Кто такой художник» и др. (2 кл.), «Мастер иллюстрации» и др. (3 кл.), «Фотография», «Народные художники» и др. (4 кл.);
  • формирование основ художественной культуры, в том числе на материале культуры родного края, отношения к миру, понимания красоты как ценности через темы: «Знакомство с народными промыслами» и др. (1 кл.), «Музей искусств. Третьяковская галерея», «Растительный орнамент» и др. (2 кл.), «Картины о жизни людей», «Чудо-радуга» и др. (3 кл.), «Родная природа. Поэт пейзажа» и др. (4 кл.);
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства осуществляется посредством тем «Линии и пятна», «Жанры в живописи», «Цвет и его выразительность» и др. (1 кл.), «Весенние впечатления», «Композиция орнамента», «Колорит-душа живописи» и др. (2 кл.), «Фантазируем и учимся», «Какие бывают фигуры», «Что такое композиция» и др. (3 кл.), «Русская икона», «Монументальная живопись» и др. (4 кл.);
  • овладение элементарными практическими навыками и умениями в различных видах художественной деятельности реализуется через темы «Основы графического рисунка», «Акварель» и др. (1 кл.), «Рисуем цветными карандашами», «Рисунок. Штриховка», «Гравюра. Фактура» и др. (2 кл.), «Смешиваем краски», «Черное на белом и белое на черном», «Цвета и цветы» и др. (3 кл.), «Композиция и ее основные законы», «Твоя мастерская. Отмывка. Гризайль» и др. (4 кл.).

    В соответствии с  федеральным базисным учебным планом  предмет « Изобразительное искусство»   изучается с 1 по 4 класс. По учебному плану начального общего образования на 2011-2012 учебный год в 1  классе отведен 1 час в неделю( 33 часа в год). В соответствии с данной расчасовкой в программе представлено тематическое планирование уроков на 2011-2012 учебный год.

    Результаты обучения представлены  в основных требованиях к уровню подготовки  учащихся 1 класса.

Цель  курса – общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно – творческой деятельности.

Задачи курса:

- расширение художественно –эстетического кругозора;

- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

-  создание простейших художественных образов средствами  живописи, рисунка, графики, пластики;

- освоение простейших технологий дизайна и оформления;

-  воспитание зрительской культуры.

Стандарт начального общего образования по искусству. Изобразительное искусство.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения  изобразительного  искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне;  о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Содержание  обучения. 1 класс. 33 часа.

1.Художественно –графические материалы, пластические материалы. Их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале. Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними. Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера.

2.Организация рабочего места при работе с художественными материалами.

3.Виды художественных кистей и правила пользования ими. Приёмы работы  кистью, карандашом, фломастером.

4.Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей. Изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, составлять модели из 2-3 частей разной формы.

5.Компоненты изобразительной деятельности:

-изготовление и подготовка к  работе палитры;

-способы разведения и смешивания красок;

- нанесение точек, линий, мазков;

- выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков;

- передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета;

-работа по мокрому листу;

- штриховка.

6.Знакомство с творчеством живописцев и скульпторов (Шишкин, Брюллов, Венецианов, Мухина).

Цвет и форма.

1 Основные художественно - эстетические понятия.   Эстетическое в действительности и в искусстве.  Эстетический идеал в искусстве разных народов.  Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно – прикладного творчества.  Сюжет.  Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

  1. Основы композиции.   Мера – соотношение части и целого.    Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.    Гармония в жизни и искусстве.
    Соотношение частей.

3.Из истории развития искусства.  Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.

Виды работ.

Отработка навыков рисования на разной бумаге. Отработка графических приёмов карандашом. Знакомство с орнаментами.  Отработка приёмов работы углём и фломастером. Декорирование интерьера. Работа пастелью. Знакомство с сангиной. Гризайль. Первобытная живопись. Работа с гуашью. Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью. Знакомство с работой восковыми мелками. Передача представлений о величине предметов, об их строении. Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета. Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи. Создание сюжета. Мозаика. Бумагопластика. Создание портфолио.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях:

  • Эстетический идеал
  • Эстетический вкус
  • Мера
  • Тождество
  • Гармония
  • Соотношение
  • Часть и целое.

По художественно – творческой изобразительной деятельности должны знать:

-особенности материалов и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Должны уметь:

-работать с гуашью, реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте художественно –творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики;

- под контролем учителя организовывать рабочее место;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно аккуратно выполнять графические приёмы, работать с акварелью, гуашью.

Система контроля и учёта  знаний обучающихся, нормы оценки знаний.

Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.

Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:

  1. качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом;
  2. степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная);

творческие поиски и находки (поощряются в словесной одобрительной форме).

Тематическое планирование на 2012 – 2013 учебный год

Тематическое планирование для 1 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального  образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования . Планирование рассчитано на 1 урок  в неделю, всего 33 часа в год.

содержание

тематическое планирование

характеристика видов деятельности  учащихся

формируемые УУД

Цветные карандаши.(  9 часов).

Познавательные:

   Умение планировать процесс труда.

   Умение применять выразительные средства для реализации собственного замысла.

   Умение использовать в работе кисти, карандаши..

  Умение работать с различными материалами( гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, тушь, карандаши).

  Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники.

   

   

  Регулятивные:

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать свое предположение (версию)..

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

 Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

   Слушать и понимать речь других,

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении .

   Умение отвечать на поставленные учителем вопросы.

  Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

.  Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать сообща композицию.

  Умение понять другие позиции (взгляды и интересы).

Личностные:

 Передавать настроение в творческой работе.

      Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, контроль за ходом и результатами деятельности.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла.

Соблюдение безопасных приёмов труда при работе с различными инструментами и материалами.

Цвета спектра.

Контрастные цвета.

«Мягкие и жёсткие» линии..

Композиция.

Геометрический орнамент.

1.Дружные соседи

2.Городок.

3.Загадочный фазан.

4.Чудо – дерево.

5.Коврик.

6.Солнечный денёк.

7. Любимая игрушка.

8.Осень.

9.Осенний букет.

Организовывать под контролем учителя рабочее место и поддерживать на нём порядок.

.Работать в тетради.

Рассматривать  картинку и её персонажей.,

Обсуждать способ, которым они нарисованы.

Рисовать фигурки по образцам.

Вырезать фигурки и создавать композицию.

Придумывать узор.

Анализировать из каких элементов состоит  игрушка, орнамент и т.п.

Работаем гуашью (  9часов).

Особенности материалов , используемых в деятельности, и их возможности для создания образа: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображения.

Приёмы рисования( примакивание, торцевание)

Смешивание красок.

Знакомство с графикой.

10.Разноцветные узоры.

11.Орнамент.

12.Фрукты на тарелочке.

13. Плоды на столе.

14. Зимний лес.

15.С Новым годом.

16 -17 Новогодняя ёлка.

18. Морозные узоры.

Правильно обращаться с красками.

Знать необходимые материалы и инструменты.

Выполнять упражнения по фотографиям.

Обсуждать цветовое решение.

Составлять бордюрную ленту из отдельных элементов.

Смешивать краски с белилами.

Тонировать бумагу ..

Вырезать  нарисованные изображения и из них создавать композицию.

Прозрачная акварель.(15 часов).

.Работа с акварелью:     технология работы с акварелью;

свойства акварельных красок;

насыщенность цвета.

Смешанная техника.

Техника аппликации.

19. Чудесная радуга.

20-21 Витраж.

22  Праздничный салют.

23  С днём 8 марта.

24 -25 Рыбка в море.

26 -27 Букет

28 -29,30  Наши друзья.

31 -32 рисунок на скале.

33 Выставка рисунков.

ИТОГО 33 Ч

Знать правила работы с акварелью.

Разводить нужное количество краски.

Тонировать бумагу.

Изображать с натуры, по памяти и воображению( животные, человек).

Вырезать  нарисованные изображения и из них создавать композицию

Выполнять композицию, используя предложенные выкройки.

Представлять свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...