Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома(УМК "Перспектива" 4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Герасимова Ирина Сергеевна

Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_03.03_-_kopiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Образ мира в народном костюме»

Тип урока: приобретения новых знаний и навыков

Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.

Задачи: Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты. Закрепить у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

Тип урока: смешанный

Планируемые результаты:

  • Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры  как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;  развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.
  • Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах.
  • Предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности .

Этап

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

1. Орг.момент

2 мин.

Доброе утро, ребята! Сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя

Приветствует учащихся

2.Знакомство с новым материалом

10 мин

-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?(Дом,народный костюм).

-Верно, ребята! Как вы думаете какая наша тема урока?(народный костюм и крестьянский дом)

-Наша тема звучит так: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

На этот раз речь идет об образе мира, заключенном в облике и орнаментики крестьянского жилища и народного костюма.

Полюбуйтесь общей конструкцией дома изображенного на экране. Применительно к дому нас может особенно интересовать архитектурная домовая резьба, древние орнаменты.

-Ребята, как вы думаете, что такое орнамент?(Орнамент (от лат.— украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.)

Давайте сравним ваш ответ с экраном. Молодцы!

Посмотрите на дом, 1)передняя его часть -это крыша называется «фронтон», украшалась причелинами и лобовой доской, а на них вырезали орнамент. 2)Нижняя часть дома называется «сруб».

-Ребята, кто-нибудь знает, что это такое?(конек на крыше),

-Ребята, окна украшались наличниками,как вы думаете зачем окнам наличники?(чтобы защитить от ветра, дождя), светелка, карниз, ставни, полотенце.  Защищали дома оберегами. Прежде всего были доброжелательные символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание на то, что не только в архитектуре был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента, но и в одежде он тоже присутствовал.

Как вы думаете, а зачем люди наносили символы на свою одежду?(для того, чтобы защитить себя от злых духов)

В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Головной убор в костюме считался идеей неба,изображения солнца, изображение птиц. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник (от слова «кокошь»-петух, кур), кика, качка(утка) , сорока и т.п.

«Гривная утварь»-ожерелья, украшения шеи и груди.Есть так же изображение луны, крестовидные подвески, подвески с изображением зверей и птиц.

 Наблюдают за картинами, активно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы

Рассказывает, задает вопросы

овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Коммуникативные: выражение и аргументирование своего мнения в позиции коммуникации

3.Работа с определениями

3 мин

Для того, чтобы изобразить орнамент нам нужно с вами знать, что такое ритм и симметрия.

Ребята как вы думаете, что такое симметрия?Ритм?

Ритм — это чередование элементов композиции и интервалов между ними.

Симметрия -(от греческого symmetria — "соразмерность")-понятие означающие повторяемость, одинаковость.

Ребята, а как ритм и симметрия изображается в орнаменте?

Именно из ритма и симметрии состоит орнамент.

Отвечают на вопросы учителя.

4. физ.минутка

5 мин

Видеоролик.

Повторяют движения за видеороликом.

5. Пед.показ

5 мин

А теперь внимательно послушайте и посмотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

На каждой парте лежит шаблон -барыня. Вы по очереди переводите его.

Рубаха остается белой мы наносим только орнамент на рукава и плечи он должен быть симметричен. Следующем шагом идет сарафан. Для его окраски можете взять цвета такие как бордовый, темно синей, фиолетовый, зеленый, красный. Головной убор- кокошник, цвет можно взять желтый, голубой, розовый, нежно зеленый. Ребята я вам показала аппликативно, а вы будите украшать гуашью.

Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя

6.Постановка творческой задачи

2 мин

И так, ребята, вы будите изображать народный костюм, украшать его символами, оберегами, пользуясь своей фантазией и новыми знаниями.

Ребята, с чего вы начнете?Что мы будем делать первым шагом?

1)Мы переведем шаблон.

2)Украшаем костюм, рисуем орнаменты.

3)Раскрашиваем костюм.

4)Вывешиваем на поляну.

7.Практическая самостоятельная творческая работа

15 мин

В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Ребята, кто закончил, тихонько выходите к доске и мы с вами найдем место для вашей замечательной барыни на нашей поляне.

Работают самостоятельно

Выполняют задание по составленному под контролем учителя плану.

8. Итоги урока Рефлексия

3 мин

Приклеиваем работы детей на общее панно.

 Ребята вы такие молодцы!У всех получились очень красивые барыни.

-Что вы нового узнали на уроке?

-Что входит в орнамент костюма? (обереги, символы).

А как связан народный костюм и украшение жилища?Какая связь?(одни и те же символы)

-Какое у вас впечатление оставил урок?

На этом наш урок закончен. До новых встреч.

Подводят итог занятия

Личностные: нравственно- эстетическое оценивание

Предметные: рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы" 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работыЦели урока:-  познакомить учащихся с правилами разметки ткани;- обучить приему разметки тк...

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве дома" 4 класс "ПНШ"

Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.Планируемые результаты:личностные:      - понимание красоты народных изделий, их места в совре...

Изобразительное искусство 4 класс УМК "Перспектива" Тема: Тема: «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома»

Цели деятельности учителя: Дать представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.Планируемые результаты:  предметные: художественное познание ми...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома"

Цель урока: Создание условий по формированию представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.Задачи урока:Дидактические:1. Знать элементы образа в н...

Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...