Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: Твои книжки. Сказка «Колобок» 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Грозовская Ирина Владимировна

Твои книжки. Сказка «Колобок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo1.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 42                                                                                                            Учитель: Гужов А. А.

Класс: 3 «б»                                                                                                         Методист: Подгорская Т. А.

Кабинет: 14                                                                                                         Студентка: Филиппова Ирина 43 гр.

Дата: 03.03.2017        

Конспект урока по ИЗО на тему:

Твои книжки. Сказка «Колобок».

Тип урока: Комбинированный.

Цели: Создать книжки-раскладушки к детской сказке “Колобок”, оформлять обложки, создание иллюстраций. познакомить с творчеством художников М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве.

Задачи: Формирование у детей представление у детей о книге, как о величайшей драгоценности. Формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на выбранные сюжеты, развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами; развивают умения видеть и ценить труд художников-иллюстраторов, создавших книги.

Предметные: способствовать расширению кругозора учащихся о художниках посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала; формируют творческое участие в создании эскизов книжек.

Оборудование урока:

Для учителя: учебник Неменский Б. М., презентация, образец изделия.

Для учащихся: бумага, ножницы, цветные карандаш, фломастеры.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

           

 

 

 

1 мин.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

- Ребята, пожелаем друг другу удачи.

(хлопки в ладоши)

Приветствовать учителя.

Л.: Умение сконцентрироваться на работу.

2. Мотивационный этап Фронтальный опрос

2 мин.

Обратимся к книжной выставке.  Здесь вы видите сказки разных народов и русские народные сказки.  Листая страницы этих детских книжек, мы видим, что кроме текста в них есть еще и яркие рисунки.

-Что вы еще заметили?

Сравним  две книжки с русскими народными сказками «Колобок».

-  Что в  них  одинакового?

Ответы детей: Сказки одинаковые.

- Что  разного?

Ответы детей: В первой  книге - яркие  иллюстрации, а в другой – нет иллюстраций.

- Какую бы  вы  выбрали  для  себя  книгу? Почему?

Ответы детей: первую книгу, так как она яркая, интересная.

Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Как вы думаете, как называют художника, который рисует рисунки для книг? Его называют иллюстратором.

Отвечать на вопросы.

Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Эвристический вопрос

Схема-опора

3 мин.

- Кто догадался, кем  будем  сегодня на уроке?

Ответы детей: наверное, будем художниками.

- Верно. И непросто художниками, а художниками- иллюстраторами.

Художник - иллюстратор придумывает  к книгам разные рисунки.  Эти  рисунки называются – иллюстрации.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ  -  ЭТО РИСУНОК,  ПОЯСНЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА.

- Ребята, а иллюстрацию к  какой сказке будем рисовать, ведь сказок очень много. Давайте я вам прочту  отрывок  из одной сказки.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду.

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».

-Сказка вам всем знакома?

- Ребята, а чему учит эта сказка? (В общении с человеком остерегаться  хитрости и лести)

- А Колобок какой по характеру? ( хвастливый, доверчивый)

Значит вы  проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял?

- Какие ещё сказки бывают?

Отгадывать загадки, словарная работа

Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель                                      

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.


4. Решение частных учебных задач

наглядно - иллюстративный

7 мин.

- На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни.

- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна лягушка».

В картине «Алёнушка» мы видим застывшую позу девочки, склонённую голову, печальный взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки...

Михаил Александрович Врубель – знаменитый русский художник конца 19 – начала 20 века. Его произведения – это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Не стала исключением и картина «Царевна-Лебедь». Героиня сказки А.С.Пушкина .  

Картина удивительна. В ней нет движения. Взгляд Царевны-Лебеди – это прощальный взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром.

Михаил Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия.

 - Мы с вами посмотрели работы двух художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

- Вспомним главных героев сказки.

- Кто первым встретился колобка?

- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?

- Какую песенку спел ему Колобок?

Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти.

 (На доске прикрепляются иллюстрации животных).

- Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?

Загадки.

  1. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это? … Заяц

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? … Лиса

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. Медведь

  1. Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный. Волк

Отгадывать загадки, рассматривать варианты выполнения книжек                                            

Анализировать работу авторов

Отгадывать загадки

Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания.

5. Пед. показ 

Демонстрационный

объяснение

5 мин.

 

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.

В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

- Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

- Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на тёмном, тёмное ни светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне. Используй и ты эти средства.

- Продумайте изображение своего сюжета.

-Давайте повторим, как и с чего мы начнем.

Наблюдать и усваивать приемы и порядок выполнения работы

Умение следить и усваивать практические приемы работы

6. Практическая работа Практическая работа

20 мин.

- Можете приступать к работе. Ваша задача выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в цвете.

По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.

Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)

2. Работа с цветом.

1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

2) Прорисовывание деталей рисунка.

Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.

- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как

светлое на тёмном, тёмное ни светлом,

контраст большого и маленького,

яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства.

И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

Индивидуальная помощь учащимся. Музыка.

- Заканчиваем работу.

Самостоятельно выполнять задание

Регулятивные: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

7. Итог урока.

2 мин.

Заключительное слово учителя.
Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина:
Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках ;

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон без дверей ...

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы!

Подводить итоги.

8. Выставка

Демонстрационный, обобщающий опрос.

- Ребята, посмотрите на все работы, проанализируйте (какие на ваш взгляд наиболее аккуратно выполнены)?

- Молодцы! Сегодня вы все очень хорошо поработали.

Убирайте свое рабочее место.

Осматривают выставку, оценивают достижения своих и других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: " Весенний солнечный день" 2 класс

Тема: «Весенний солнечный день»Цели деятельности учителя: Формирование графических умений и навыков; развитие навыков композиционного решения рисунка;  представление о красках весны; ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Весенние цветы" (УМК "Школа России",1 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления детей с жанром натюрморт; научить рисовать весенние цветы.Задачи урока:Дидактические:Закрепить знания детей о натюрморте ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Праздник птиц" (УМК "Школа России",1 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления о красоте природы, знакомство учащихся с конструкцией фигур птиц, создание условий для творческого выполнения задания.Задачи уро...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Разноцветные жуки" (УМК "Школа России",1 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование понимания детьми, что Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения работают совместно; продолжение работы над умением изображать на...