Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Бебина Татьяна Михайловна

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx68.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа г. Лысково

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей

 начальных классов.

Протокол №1 от «30» августа 2017г.

Руководитель методобъединения

_____________Е.А.Воронина

«Согласовано»

Зам. директора

  __________ С.А. Тесакова

« 30» августа 2017г.

Утверждена приказом

от ___  №______

Директор  основной школы г.Лысково

__________________Е.В. Зяблова

«30» августа 2017г.

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство»

IV класс

34 часа

уровень базовый (ФГОС НОО)

                                                                                      Автор – составитель

                                                                                                                            учитель Бебина  Татьяна Михайловна

Планируемые результаты:

Выпускник научится:

- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,

-использовать выразительные средства изобразительного искусства-цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объем, симметрию, динамику, статику, силуэт,

-работать с художественными материалами(красками, карандашом, ручкой ,фломастерами, пластилином, бумагой, картоном)

-различать основные и составные,холодные и теплые цвета, пользоваться возможностями цвета, смешивать цвета для передачи нужных оттенков,

-выбирать средства художественной выразительности для создания образа,

-создавать образы природы и человека в живописи и графике,

-выстраивать композицию в соответствии с основными ее законами-пропорция, перспектива, контраст, линия горизонта,

-понимать форму как одно из средств выразительности,

-отмечать разнообразие форм предметного мира и прердавать их на плоскости и в пространстве,

-видеть сходство и контраст форм,

-использовать разные виды ритма  для придания выразительности своей работы,

-передавать с помощью линий, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния, настроения

-использовать декоративные материалы в деятельности,

-создавать свой  сказочный сюжет, конструировать фантастическую среду, на основе существующих предметных и природных форм,

-изображать объемные тела на плоскости,

-использовать разнообразные материалы и различные способы работы

- понимать роль ритма в орнаменте, выразительность формы в декоративно- прикладном искусстве,

-приводить примеры ведущих художественных музеев, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность  :

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно- прикладного искусства в собственной деятельности,

-выражать в творчестве  отношение к поставленной задаче, используя средства графики и живописи,

-видеть, чувствовать и передавать  красоту и разнообразие родной природы,

-понимать и передавать различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира,

- активно работать в разных видах и жанрах искусства,

-воспринимать произведения изобразительного искусства,

-работать с поделочным и скульптурным материалом, устным  и песенным народным творчеством и спецификой современного дизайна,

-участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях,

-проводить исследования по истории культуры и произведениям искусства,

-использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Содержание курса .

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 часов)

 Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.

 1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет многообразием состояний, форм, цветов, звуков, ароматов, ритмов, игрой света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира. Природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

 1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.

 1.3. Освоение разными народами природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живет в своем природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.

 1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору, развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.

1.5. Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно- прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.

 1.6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.

 1.7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.

1.8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.

1.9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (черно-белое изображение). Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.

1.10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства. 1.11. Коллективные исследования материалов народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.

 1.12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.

 1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь одежды с регионом и климатическими условиями.

 1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.

1.15. Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, как по украшению дома можно судить о его хозяине.

 1.16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.

 1.17. Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображение на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшения, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа, об окружающей природе (растительном и животном мире).

 II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)

 Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.

2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

 2.2. Творческие работы на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.

 2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды.

 2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

2.5. «Путешествия на машине времени» (перемещение в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе музыкальные). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

2.6. Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

2.7. Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

 2.8. Символика народного орнамента, узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались.

2.9. Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создает вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).

2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».

2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.

III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (6 часов)

 3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

 3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живете. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?

3.3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.

3.4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.

 3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динамики, смыслового содержания.

3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.

Раздел

Кол-во часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

17

2

 Развитие фантазии и воображения

11

3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

6

итого

34

Тематическое планирование

Раздел

Наименование темы

Характеристика  деятельности

обучающихся

  1. . Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 часов)

Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов.

Работа на плоскости
Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».
Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.
Понимать, что такое пространственное окружение.
Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.

Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира

 Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.
Видеть и замечать красоту в явлениях

окружающей среды.

Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

Освоение разными народами своего природного пространства.

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.

Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж.

Активноиспользовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.
Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.
Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передавать цветом настроение в работе

Художественный образ в произведениях разных видов искусства. Народная архитектура в природной среде.

Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

Пейзажные и сюжетные композиции («Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке»)

Создавать свои «Путевые зарисовки».
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Владеть графическими компьютерными программами

Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Выполнять наброски с фигур одноклассников

Рисование с натуры одного предмета.

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.

Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.
Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.
Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины)

Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).
Самостоятельнорешать творческие задачи при работе над композицией.

Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.

Работа в объёме и пространстве
Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.
Находить общие для разных народов

интонации, мотивы, настроения.
Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.
Создавать небольшие этюды.

Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета

Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями

Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.
Лепить человека по наблюдению.

Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.
Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.
Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот.

Декоративно-прикладная деятельность
Иметьпредставление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметьсоздавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
Создавать коллективную композицию на тему.

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений.

Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.

Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

Изображение замкнутого пространства. Ремёсла и виды народного творчества .Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина).

Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметьпредставление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.

2. Развитие фантазии и воображения

(11 часов)

.

 Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка».

Уметьработать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.
Самостоятельноразмышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.

Использовать для этого поисковые системы Интернета

Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо»

Обмениватьсямнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.

Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды

Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу

Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени

Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.

Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики)

«Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок

Работа в объёме и пространстве

Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).
Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Переключаться с одной деятельности на другую

Творческое исследование.

Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций.

Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Определять цветовой и средовой характер композиции

Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской одежды.

Декоративно-прикладная деятельность

Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.

Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

Символика узоров народного орнамента.

Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента.

Уметьобъяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?

Форма изделий народных промыслов .

Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Хохломы; народной матрёшки.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметьобъяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка»

Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.

Оформлять класс и школу к праздничным датам

Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы

Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.

Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.

Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

3.Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр)

Иметьпредставление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.

Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская).

Уметьсоотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнятьсамостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».

Уметьработать в сотворчестве с другими детьми

Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение

Представлять и уметьобъяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.

Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства

Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).
Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.

Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания

Уметьпередавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр.
Уметьобъяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).

        

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Дата

Универсальные учебные действия  

Характеристика деятельности учащихся

Предметные  

Метапредметные

Личностные  

1

Природа.  Человек. Искусство

Искусство в жизни человека. Летний, осенний пейзаж.

Находить  информацию (текстовую, графическую, изобразитель-ную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Сотрудничать  с одноклассниками при выполнении учебной задачи .

Анализировать и оценивать результаты выполненного задания

Проявлять интерес к жизни художников.  Принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Высказываться о значении искусства в жизни людей, о великом достоянии русского народа, проявлять уважение к искусству других народов.

Приобретать опыт в рисовании пейзажей в технике а-ля прима.

Оценивать результаты выполненного задания.

2

Природа в живописи. Приём а-ля прима. Рисование цветов.

Использовать различные справочные издания (толковый словарь и др.) для поиска необходимой информации о художниках.

Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Высказывать свои предположения формулировать собственное мнение

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к новому знанию в искусстве.

Отличать произведения разных художников.

Определять границы рисунка, выбирать нужные цветовые оттенки.

Соблюдать технику а-ля прима.

Приобретать опыт в рисовании цветов.

3

Дерево мира.

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации о культуре разных народов мира.

Участвовать в обсуждении создания «Дерева мира», рассказывать о своём проекте, высказывать мнение о работе товарищей.

Анализировать результаты выпол-ненной работы и оказывать в сот-рудничестве необходимую взаимо-помощь.

Проявлять чувствотерпимости к другим вкусам и мнениям.

Отличать узоры разных народов мира.

Определять этапы работы в группе, выбирать нужный для себя узор.

Соблюдать цветовой режим и аккуратность.

Сравнивать свою работу с другими.

Приобретать опыт в составлении композиции.

4

Былинный жанр в искусстве. Рисуем богатырей.

Систематизи-ровать знания о героях-богатырях. Наблюдать за изображением их внешнего вида на картинах известных художников.

Высказывать своё мнение о былинных героях, рассказывать о прочитанных были-нах, высказывать своё мнение об изобра-жениибогатыр. художниками.

Оценивать результаты выполненного задания

Проявлять чувство гордости за русский народ.

Отличать былинный жанр от других жанров искусства.

Правильно  изображать богатыря.

Работать с иллюстрациями известных художников.

 Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимом герое.

5

Входная контрольная работа.

Оценивать результаты выполненного задания.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к учёбе.

Оценивать результаты выполненного задания.

6

Рисование пейзажа по сюжету, используя колорит.

Осуществлять поиск необходимой информации  в толковом словаре о колорите. Выбрать любимое стихотворение

Познакомиться  с оперой «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

Высказывать свои предположения о создании иллюстрации к стихотворению и к прослушан-ному сюжету из оперы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Оценивать результаты выполненного задания.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления

Осознавать значимость искусства для дальнейшего существования, ориентироваться в нравственном содержании стихов и иллюстраций.

Познакомиться с особенностями колорита.

Работать с иллюстрациями известных художников-пейзажистов. Находить нужную световую гамму.

Оценивать результаты выполненного задания.

Иллюстрировать содержание стихотворения и прослушанного музыкального  произведения.

Высказыватьсуждение о художественных произведениях, изображающих природу в различных эмоциональных состояниях.

7

Иллюстрирование  любимого стихотворения о природе.

8

Иллюстрирование прослушанного фрагмента из оперы «Садко»

Н.А. Римского-Корсакова.

9

Природное пространство и народная архитектура

 Русская изба. Коллективная композиция «Деревенская улица». НРК: Особенности татарской избы.

Использовать различные справочные издания.

Оформлять свои мысли в высказывания небольшого объёма.

Анализировать результаты выполненной работы.

Проявлять чувствотерпимости к другим вкусам и мнениям.

Познакомиться с народной архитектурой.

Работать с иллюстрациями известных художников. Находить средства художественной выразительности.

10

Кавказская сакля. Коллективная композиция «Аул в горах».

Поиск необходимой информации о художнике А.К. Саврасове. Узнать об особенностях архитектуры  

людей разной национальности

Вести диалог в различных ситуациях, сотрудничая  с одноклассниками и учителем при выполнении учебной задачи.

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. Осознавать значимость искусства для в жизни каждого человека.

Договариваться о последова-тельности действий и порядке работы в составлении композиции.

Находить и изображать особенности деревенской избы, казахской юрты, кавказской сакли, китайского дома. Создать коллективную композицию домов разных народов

Оценивать результаты выполненного задания.

11

Казахская юрта. Коллективная композиция «Жизнь в степи».

12

Традиционный китайский дом. Коллективная композиция «Архитектура Китая. Дом на воде».

13

Создание образа своего дома. Выполнение пейзажа с архитектурой.

Осуществлять поиск необходимой информации  о работе архитекторов. Узнать об известных архитекторах. Пополнить знания о художнике-пейзажисте В.Д. Поленове.

Высказывать свои предположения о создании иллюстрации к стихотворению, обсуждение дизайна своей комнаты.

Планировать свою деятельность в соответствии с постав-ленной зада-чей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение проявлять познавательный интерес к новому знанию.

Работать над архитектурным проектом своего дома.

Соблюдать соотношение величин, цветовой режим, рисование в композиции.

Работать над иллюстрацией к стихотворению «по сырому».

Изобразить пейзаж и выразить к нему своё эмоциональное отношение с помощью красок.

14

Иллюстрирование стихотворения И.А. Бунина «…Берёзы жёлтою резьбой…»

15

Организация внутреннего пространства народного жилища

Сюжетная композиция «В русской избе».

Узнать об особенностях внутреннего убранства  людей разной национальности.

Участвовать в обсуждении создания композиции интерьера русской избы.

Оценивать результаты выполненного задания.

Проявлять чувствотерпимости к другим вкусам и мнениям.

Познакомиться с понятием «интерьер», «натюрморт», с жизнью и обычаями разных народов.

Создавать простые композиции внутреннего пространства жилища русского, кавказского, казахского, китайского народа на плоскости и пространстве.

16

Рисование интерьера кавказской сакли. НРК: Интерьер татарской избы.

17

Сюжетная

композиция «В казахской юрте».

Предметы национальной культуры русских, казахов, кавказцев, китайцев.  Уметь работать с толковым словарём, находить значение непонятных слов.

Обсуждать интерьер  кавказской сакли, казахской юрты, китайского дома, рассказывать о своём проекте, высказывать мнение о работе товарищей.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Определять свои чувства по отношению к искусству,выражать к нему своё эмоциональное отношение.

Соблюдать соотношение форм, величин, цветовой режим.

Помнить о линейной перспективе и трёхмерном пространстве.

Выполнить натюрморт в технике аппликации «Чайная церемония в Китае», создать сюжет интерьера русской избы, кавказской сакли, казахской юрты.

Оценивать результаты выполненного задания.

18

Натюрморт в тех-нике аппликации «Чайная церемония в Китае»

19

Проект интерьера своей комнаты.

20

Натюрморт из предметов любой национальности.

21

Символика народного орнамента

Русский народный орнамент. Узоры для мужской рубашки, женского сарафана.

Познакомиться с  символами орнамента  людей разной национальности, орнаменты  национальной культуры русских, казахов, кавказцев, китайцев.  Уметь работать с толковым словарём, находить значение непонятных слов.

Договариваться о последовательности действий и порядке работы в парах и группах. Вести диалог в различных ситуациях. Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения. Анализировать разнообразие узоров,

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Определять роль искусства в жизни человека и целого народа, нации.  Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение.

Познакомиться с символикой народного орнамента.

Исследовать какие символы встречаются в русском орнаменте, что они обозначают, придумать узор для рубашки и сарафана.

Познакомиться с техникой металлопластики, выполнить декоративную монету.

Познакомиться с символикой и цветовой гаммой казахского народа. Нарисовать эскиз ковра.

Познакомиться с символикой и цветовой гаммой китайского народа. Нарисовать китайскую вазу.

Соблюдать соотношение форм, величин, цветовой режим.

Оценивать результаты выполненного задания.

22

Декоративная монета в технике металлопластики.

23

Эскиз ковра, с использованием казахского народного орнамента.

24

Рисование китайской вазы. НРК: Татарский национальный узор.

25

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство

Рисование напольной вазы.

Узнать об известных на-родных про-мыслах России (филимоновская, богородская, карго-польская, дымковская)

Осуществлять  сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией учебника.

Планировать свою деятельность в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации.

Определять роль искусства в жизни человека и целого народа, нации.  Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение.

Познакомиться с народными промыслами России и их традициями.

Работать своим проектом «Напольная ваза». Проявлять творчество, художественный вкус.

Познакомиться с филимоновской игрушкой и характерными узорами для филимоновской игрушки.

26

Рисование филимоновской игрушки.

27

Выполнение эски-за любой богород-ской игрушки.

Обогатить знания о декоративно-прикладном искусстве.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Участвовать в обсуждении создания игрушки и её художественного оформления.

Искать средства её осуществления постав-ленной задачи. Оценивать результаты выполненного задания.

Испытывать чувство гордости за свой народ. Воспитывать в себе доброе отношение к мастерам народного творчества.  Проявлять интерес к жизни народных умельцев.

Познакомиться с богородской игрушкой и её особенностью (динамикой). Нарисовать эскиз игрушки.

Познакомиться с каргопольской игрушкой и характерными узорами для каргопольской игрушки. Нарисовать композицию к сказке. Нарисовать поднос по мотивам жостовской росписи, сюжетную композицию, подражая городецким умельцам и с элементами хохломы.

Создать дымковскую игрушку в технике бумажной пластики и украсить её дымковской росписью. Соблюдать соотношение форм, величин, цветовой режим.

Познакомиться с понятием «ярмарка», «выставка», с жизнью и обычаями русского народа. Описывать и рассказывать про свои работы. Оценивать результаты выполненного задания.

28

Рисование каргопольской игрушки.

29

Создание дымков-ской игрушки в технике бумажной пластики.

30

Украшение дымковской игрушки.

31

Рисование подно-са по мотивам жо-стовского народ-ного промысла.

32

Создание сюжетной композиции по мотивам городецкой росписи.

33

Рисование узора с элементами хохломской росписи.

34

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа и тематическое планирование русский язык 2 класс",авторы Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова,ФГОС

Рабочая программа 1 вида разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начальног...

"Рабочая программа и тематическое планирование по математике 2 класс", авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания обра...

Рабочая программа и тематическое планирование по математике 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа и тематическое планирование по математике 1 класс УМК "Школа России"...

Рабочие программы и тематическое планирование для 1-4 класса по "Школа 2100"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.2009 года № 373), Концепции духов...

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс УМК "Школа России" .

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса УМК "Школа России" .Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского....

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс. Программа "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс. Программа "Начальная школа XXI века"....