Сценарий мультимедийного урока для 4 классов по изобразительному искусству "Вазапись"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Буланова Ирина

Данный урок был составлен к программе Б.М. Неменского , был представлен на аттестацию к защите первой категории.Так же к уроку прилагается подробный самоанализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия»

Сценарий мультимедийного урока

по изобразительному искусству для 4-х классов

Тема урока: Керамика в Древней Греции. Вазопись.  21. 03. 2013 г.

Автор-составитель Буланова Ирина Михайловна

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок разработан к программе Л.А. Неменской Изобразительное искусство,

4 класс «Каждый народ художник»

  Оборудование для учителя: 

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,  
  • экран,
  • авторская презентация  в Microsoft Power Point..  Презентация  содержит фото материалы.      

Зрительный ряд для учителя: интернет ресурсы

Литературный ряд для учителя:

Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Т.Б. Сапожникова, О.А. Коблова. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2007г.

История орнамента. Л.М. Буткевич. Москва. Владос, 2005 г.,

Энциклопедия для детей «Искусство» ч.1. Москва. Аванта+, 2005г.

 Энциклопедия Искусство. Г.В. Абеляшева, В.В. Аристова, Е.А. Воронина и др. Москва. Росмен, 2008 г.

Зрительный ряд для учащихся: Слайды с видами греческих ваз, стилями росписи, элементами декора и сюжетами росписи. Раздаточный материал с элементами греческого орнамента,  информационно – тематическая карта с основными понятиями урока. Демонстрация наглядного материала подготовленного учителем и детских работ. Педагогический рисунок.

Литературный ряд для учащихся:  Энциклопедия для детей «Искусство», ч.1. Москва, Аванта+, 2005г.

Учебник Л.А. Неменской. Изобразительное искусство, 4 класс. Каждый народ художник.

Оборудование для учащихся: шаблоны формы греческих ваз, акварель, тушь черная, простой карандаш, цветная офисная бумага, ножницы, клей карандаш, черный фломастер или маркер, линейка.

 


Тема урока: Керамика в Древней Греции. Вазопись. 

                                           

                               План урока

  1. Организационный момент 1 мин.
  2. Введение в тему урока 2 мин.
  3. Демонстрация мультимедийной презентации и комментарии к слайдам 16 мин.
  4. Закрепление учебного материала 3 мин.
  5. Объяснение практического задания 4 мин.
  6. Практическая работа 14 мин.
  7. Подведение итогов урока 3 мин
  8. Рефлексия  2 мин.   

Цель урока: обучающий аспект – познакомить учащихся с особенностями древнегреческой керамики. 

развивающий аспект – развить творческую активность и способность к коллективным формам труда;

 развить умение применять знания, приобретенные на уроке в практической деятельности,

- закрепить навык работы в технике аппликации и умения подчинять орнамент общей форме предмета.

воспитательный аспект – воспитывать трудолюбие и стремление к достижению успеха,

- формировать интерес к искусству народов мира.

Задачи:

- обозначить исторические этапы в развитие стилей греческой керамики,

- определить основные черты характерные для каждого из рассмотренных стилей,

- дать представления о сюжетах росписи на греческих вазах,

- рассмотреть основные элементы греческого орнамента (миандры, пальметты, овы, волна),

- изучить некоторые формы и названия греческих ваз, таких как гидрия, килик, камфар, кратер, амфора,

- дать представления о многообразии форм греческой керамики,

- провести первоначальную проверку и закрепление изученного материала в виде соревновательного момента между группами учащихся,

- учащимся самостоятельно распределить роли и функции каждого члена группы,

- выполнить в группах из четырех человек творческое задание; построить в технике графики орнамент в полосе или круге и при помощи аппликационной техники украсить рисунок вазы,

- по желанию представить защиту своего проекта классу;

 - рассказать, как называется данная ваза, какие элементы греческого орнамента использовались в работе над композицией, какой стиль росписи был выбран,

- обозначить вклад каждого из участников группы в общее дело,

- рассказать о мифологическом персонаже, представленном в работе.

                                       Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. На этом уроке мы продолжим наше увлекательное путешествие по Древней Элладе и раскроем для себя ещё одну сторону декоративного искусства Древней Греции. Это вазопись или керамика древней Греции. Именно так звучит тема нашего урока. Мы не только узнаем много нового, но и вспомним темы прошлых уроков по Древней Элладе (мифология, архитектура, образ человека, олимпийские игры), эти знания нам пригодятся в  практической работе. Вы не случайно сидите по четыре человека, наша работа сегодня на уроке будет осуществляться в группах, как теоретическая, так и практическая, её часть.

2.Введение в тему урока.

Нам известно, что искусство и культура Древней Эллады, оказала огромное влияния на мировую культуру и оставило богатейшее историческое наследие последующим цивилизациям и нашим современникам.

Вопрос к учащимся.

Итак, в чем же так преуспели Древние Греки и о каком наследии идет речь?  

Предполагаемый ответ: Древние греки открыли всему миру олимпийские игры, ценили научные знания (математику, геометрию), строили театры, ставили комедии и драмы, увлекались поэзией, были искусными мореплавателями. Прославились  в архитектуре и скульптуре, создали великие произведения искусства (Парфенон и др. архитектурные и скульптурные сооружения Фидия, Мирон. Дискобол и т.д.). А также мифы древних греков по сей день увлекают нас своими сюжетами. В них волшебным образом переплетается реальность  и фантазия.

А сегодня мы раскроем для себя еще одну сторону в богатейшем наследии, оставленном этой великой цивилизацией, - это керамика Древней Греции или Вазопись. Керамика – в переводе с греческого звучит как глина. Это изделия из глины, прошедшие обжиг. А вазопись - это роспись ваз.

Сегодня вы познакомитесь с новыми определениями и словами. Я понимаю, что очень сложно все запомнить сразу, поэтому вам в помощь предоставляются в виде раздаточного материала тематические карты урока, в которых указаны основные понятия, рассматриваемые на уроке.

3.Демонстрация мультимедийной презентации и комментарии к слайдам

Комментарии к первому слайду

Вазопись является еще одним из важнейших аспектов в искусстве Древней Греции, археологи нашли множество  бесценных экспонатов прошлого этой великой цивилизации, которые представлены в исторических музеях всего мира, в том числе и в Эрмитаже. Изучая данные артефакты, мы можем составить себе представление о культуре и жизни этого великого народа.

В своём развитии вазопись прошла несколько исторических этапов. Это Крито-микенский период. Стиль росписи Камарес. Название стилю дала местность в центральной части острова Крит, где впервые были обнаружены данные вазы. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон. Позднее вазы украшаются  в морском стиле изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Всмотритесь, как разнообразны формы ваз.

Вопрос к учащимся.

Основные черты данного стиля росписи?

/Следует еще раз проговорить название стиля/

Комментарии ко второму и третьему слайду

Следующим этапом развития греческой вазописи является геометрический стиль, относится он к (IX-XVIII века до нашей эры). Название говорит само за себя, в стиле росписи преобладают геометрические орнаменты, в центральной части вазы часто изображались довольно схематично животные, птицы или люди. Часто сцены похоронной процессии. Роспись наносилась по естественному, чаще светлому, цвету обожженной глины черной или темно коричневой глазурью. 

Вопрос к учащимся.

Основные черты данного стиля росписи?

/Следует еще раз проговорить название стиля/

Комментарии к четвёртому и пятому слайду

Восточный или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII и просуществовал доVI в. до н.э. По мере расширения связей с другими странами в расписной керамике Древней Греции стали широко использоваться восточные мотивы. 

Второе название стиля – ковровый, объясняется тем, что рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона, что способствовало гармоничной связи орнамента с поверхностью сосуда. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические, также присутствуют стилизованные изображения птиц, различных животных и людей.  Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф. 

Вопрос к учащимся.

Основные черты данного стиля росписи?

/Следует еще раз проговорить название стиля/

Комментарии к шестому и седьмому слайду

 Расцвет греческой керамики приходится на VI-Vв.в. до н.э. к так называемой чернофигурной вазописи. В этот период для росписи используют лак глубокого черного цвета.  Иногда его дополняют белой и красной краской.  Фигуры и орнаменты четким силуэтом читаются на красном фоне глины. Мелкие детали процарапаны. В это время все большее значение для художников приобретают мифологические сюжеты, так же изображаются сцены повседневного быта греков, праздники, сюжеты олимпийских игр и ритуальные церемонии. Чтобы смысл изображенного был понятнее, иногда  на фоне рядом с фигурами написаны их имена. Орнамент полностью исчезает с фона и перебирается на шейку и ножку. Движения фигур еще угловаты и схематичны, фигуры редко заслоняют друг друга. 

Вопрос к учащимся.

Основные черты данного стиля росписи?

/Следует еще раз проговорить название стиля/

Комментарии к восьмому и девятому слайду

Краснофигурный стиль в V  веке до н.э. постепенно приходит на смену чернофигурному. Теперь сосуд полностью покрывался черным лаком, фигуры же оставались цвета обожженной глины. Более светлые фигуры смотрелись рельефом на глубоком черном фоне. Трактовка сюжетов становится все более натуралистичной, композиции постепенно утрачивают орнаментальность.  Наряду с мифологическими, все чаще используются  бытовые сюжеты. Со временем все больше внимания уделяется повествовательности, появляется стремление к передаче глубины пространства.  Фигуры часто заслоняют друг друга, теряя ясность силуэта.

Вопрос к учащимся.

Основные черты данного стиля росписи?

/Следует еще раз проговорить название стиля/

Комментарии к десятому слайду

В росписи ваз используются сюжеты мифов, бытовые сцены жизни древних греков, сцены военных событий, праздников, олимпийских состязаний, траурные церемонии. По росписям ваз можно составить представление о том, как жили древние греки, как одевались и чем увлекались жители Эллады, об их обычаях и традициях.  В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись греки. А поклонялись они совершенству и красоте человека.  

Сосуд, вылепленный руками гончара, был для грека подобием живого существа. Все надписи на нем делались от первого лица, словно сама ваза свидетельствовала: «Экзекий расписал меня», «Бриг сделал меня». А на глиняном кувшине, найденном в Олимпии, было написано: «Я принадлежу Фидию».

Вопрос к учащимся.

Какие сюжеты использовались в росписях ваз?

Комментарии к одиннадцатому и двенадцатому слайду

Особое внимание следует заострить на орнаменте, украшающем греческие вазы. В нем присутствуют как геометрические, так и растительные мотивы. Элементы орнамента симметричны, мотив повторяется, линии четкие. Построение орнамента осуществляется в полосе или круге.

 Рассмотрим несколько распространенных элементов греческого орнамента. Это Меандр-орнамент в виде изогнутых и пересекающихся в разных направлениях под прямыми углами линий. По одной из версий получил своё название в честь извилистой реки в Малой Азии Меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

Пальметты - стилизованные в орнаменте листья пальм, форма орнамента, заимствованная у стручков цератонии, различным образом объединенных и обрамленных в форме вязи, чаши.

Есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.

Ионик, овы– орнамент, состоящий из ряда яйцеобразных выпуклостей, иногда обрамленных листьями.

Также в мотивах орнаментов часто встречаются цветы лотоса, волны, солярные знаки, стилизованные листья и розетки цветов, различные линии и геометрические фигуры.

Комментарии к тринадцатому слайду

Орнаментом украшали ножку и горлышко вазы. Симметрия и соразмерность являются главными правилами греческого декора. Рассмотрите внимательно данные изображения ваз, на них представлены выше перечисленные элементы орнаментов пальметты, миандры, овы, розетки, бусы.

Вопрос к учащимся.

Перечислите элементы названия орнаментов, о которых шла речь?

Комментарии к четырнадцатому,  пятнадцатому слайду

 Следует отдельное внимание уделить формам и названием греческих ваз, а их было огромное множество и для каждой формы было определённое назначение. Одни предназначались для хранения вина, зерна, масел, другие для смешивания вина с водой, также существовали сосуды-чаши для питья, для ритуальных обрядов. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Амфора amphi — "с обеих сторон" и phero — "несу") — самый распространенный двуручный сосуд в Древней Греции, Амфоры имеют две ручки по бокам и овальное, суживающееся книзу тулово. Служили для хранения масла, вина, зерна.

Кратер - сосуд для смешивания   вина и воды.

Килик – самая распространённая чаша для вина

Канфар – чаша для вина.

Гидрия – сосуд для воды.

Комментарии к   шестнадцатому слайду

Обратите внимание, насколько разнообразны по форме и размеру вазы, представленные на данных изображениях.

/Необходимо вместе с учениками проговорить ещё раз все рассмотренные названия ваз/

4.Закрепление учебного материала. Комментарии к семнадцатому слайду.

 А теперь давайте проверим себя и расскажем, что вы узнали на уроке. Ответы команд будут учитываться при подведении итоговой оценки вашей деятельности на уроке. Разрешается пользоваться тематическими картами, но отвечать на вопрос вы должны своими словами, также будет учитываться дисциплинированность каждой группы. Вы должны заранее сообща решить внутри своей группы, кто будет отвечать на поставленный вопрос, ответы должны быть полными, грамотными и четкими.

Итак, начнем, первый вопрос к учащимся.

Как называется данная ваза? Какой тип росписи на ней представлен?

Предполагаемый ответ.

Данная ваза называется Амфора. На ней представлен чернофигурный стиль росписи.

Второй вопрос к учащимся. Как называется данный элемент в орнаменте?

Предполагаемый ответ.

Подобный элемент орнамента носит название пальметта.

Третий вопрос к учащимся.

К какому виду  росписи относится данное изображение? Что за сюжет отображен на этой росписи?

Предполагаемый ответ.

На картинке представлен сюжет мифа про Тесея и Минотавра. Относится данная роспись к краснофигурному стилю.

Четвёртый вопрос к учащимся. 

Как называется данный элемент в орнаменте?

Предполагаемый ответ.

Данный элемент орнамента называется меандр.

 

Пятый вопрос к учащимся. 

Что за события представлены в  росписи данной вазы?

Предполагаемый ответ.

Возможно это соревнования бегунов во время олимпийских игр.

Шестой вопрос к учащимся.

К какому стилю, этапу развития росписи относится каждая из этих ваз?

Предполагаемый ответ.

Первая ваза на картинке с изображением осьминога относится к стилю Камарес, это Крито-микенский период. Данному стилю свойственно изображение простых геометрических орнаментов и морской тематики. Изображения наносились либо белой матовой краской на черный фон, либо темной краской на светлый фон.

Вторая ваза на картинке относится к стилю ковровому или др. его название восточный стиль, объясняется это тем, что рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона. Сюжеты росписи ваз чаще всего мифологические, также присутствуют изображения животных и людей. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски.

Третья ваза относится к геометрическому стилю. В росписи преобладают геометрические орнаменты, в центральной части вазы часто изображались довольно схематично животные, птицы или люди. Часто сцены похоронной процессии. Роспись наносилась по естественному, чаще светлому, цвету обожженной глины черной или темно коричневой глазурью. 

Седьмой вопрос к учащимся.

О чем нам повествуют греческие вазы?

Предполагаемый ответ.

В росписи ваз используются сюжеты мифов, бытовые сцены жизни древних греков, сцены военных событий, праздников, олимпийских состязаний, траурные церемонии. По росписям ваз можно составить представление о том, как жили древние греки, как одевались и чем увлекались жители Эллады, об их обычаях и традициях.  В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись греки.

5.Объяснение практического задания.

Молодцы, вы хорошо отвечали и внимательно слушали объяснение материала. А теперь пришло время применить  знания на практике.

 Прослушайте  задание.

 Вы продолжаете работать в своих группах.

Необходимо выполнить греческую вазу по розданным  шаблонам и оформить её декором, по мотивам греческого орнамента. Каким цветом (черным - тушью или охристым - акварелью) будет затонирована ваза, вы решаете внутри своей группы, в зависимости от того, какой стиль росписи вы выберете (чернофигурный или краснофигурный).  Вам в помощь будет предложен раздаточный материал с элементами орнаментов.  

  Следует четко распределить роли для каждого в группе. Кто из участников  будет рисовать вазу, кто оформлять орнаментом горловину, а кто нижнюю часть вазы. Также вам понадобятся работы с прошлого урока, выполненные вами мифологические персонажи, вы сами решите, какой из них будет украшать  вазу. Для работы  потребуется простой карандаш, черный маркер и цветная офисная бумага, охристого цвета. После того как творческая работа будет закончена, на следующем уроке всей группе предстоит защита вашего мини проекта. Вы должны будете рассказать, как называется ваша ваза, к какому стилю росписи она относится, что за орнаменты вы использовали в декоре и какой мифологический персонаж изображен на вазе.

Можете приступать к вашей работе.

6. Подведение итогов урока

Ребята вы отлично справились с заданием, каждая работа получилась по - своему интересна и оригинальна.

/Следует отметить достоинства и недостатки работ, если таковые имеются/

Отметить группы, где работа проходила более слаженно и организованно.

Итак, как я уже вам говорила, на следующем уроке вам предстоит защита ваших проектов.

7. Рефлексия

Понравился ли вам урок и что именно было интересно?

Хотелось бы вам ещё принять участие в групповых формах работы?

Заинтересовали ли вас искусство и культура Древней Греции?

Мне очень понравился наш урок, а сейчас благодарю вас за работу, можете быть свободны.

               



Предварительный просмотр:

                                   Самоанализ урока

МБОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тема урока: Керамика в Древней Греции. Вазопись.    21. 03. 2013 г.

Учитель: Буланова Ирина Михайловна

Форма урока: урок-презентация

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (что также предполагает создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применение данной информации в знакомой и новой учебной ситуации, проверка усвоенных знаний и умений).

Урок разработан к программе Л.А. Неменской. Изобразительное искусство 4 класс «Каждый народ художник».

  Данный урок запланирован на третью учебную четверть, стоит девятым в календарно тематическом планировании и является предпоследним в теме «Художественная культура Древней Греции». До изучения особенностей греческой керамики, учащиеся познакомились с архитектурой, образом человека, праздниками (Панафенеи, олимпийскими играми) и мифологией Древней Греции. За этим уроком следует заключительный урок по искусству Древней Греции, целью которого будет подведение итогов по всему пройденному материалу, обобщение, систематизация и контроль уровня овладения знаниями, умениями и навыками. Таким образом, урок взаимосвязан с ранее пройденным и последующим материалом учебной программы. Находится в контексте образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта,  не нарушая её логической связи.

Данный урок - это изучение и первичное закрепления  знаний, приобретенных на уроке; урок достаточно емок в информационном плане, поэтому сознательно исключается в начале урока часть, отведенная в стандартном плане проведения уроков на повторение и контроль знаний приобретенных на прошлом уроке. Это необходимо для того чтобы не перегружать учащихся, предоставить больше времени для практической работы  и уложиться в сорок пять минут отведенных на урок. К тому же на следующем уроке, после знакомства с вазописью Древней Греции, ребят ожидает заключительный урок по всему блоку «Художественной культуры Древней Греции», где им предстоит повторение, закрепление и систематизация ранее приобретенных ЗУН. Хотя некоторые моменты прошлых уроков будут прослеживаться при изложении нового учебного материала. Основными точками соприкосновения с предыдущими уроками является мифология, стремление греков к математической точности и симметрии в искусстве, образ человека (его одежда, быт, увлечения, а также  красота и величие человека, что и явилось концептуальной основой всего искусства Древней Греции). Все эти вышеперечисленные аспекты  нашли отображение в знакомстве с новым материалом по греческой керамике.

Данные уроки строятся на основе принципа метапредметности как условия целостности познания и средства формирования надпредметных знаний и осознанного присвоения их учениками, глубокой интеграции содержания различных предметов, развитии соответствующих способов деятельности по отношению к реальной изучаемой действительности: искусство, история, культура, спорт, социальные коммуникации.

Урок, как и весь блок в целом, играет важную роль при формировании более целостного понимания учащимися, оказанного влияния цивилизации Древней Греции на мировую культуру, даёт представление о роли декоративного искусства в жизни человека. Позволяет эстетически и эмоционально обогатить личность учащегося, а также подготовить к дальнейшему изучению разных цивилизаций и эпох. Следующей вехой в истории развития человечества, запланированной по программе Л.А. Неменской, является знакомство с Европой времён Средневековья.  Да, и в среднем и старших звеньях обучения изобразительному искусству, истории, МХК, географии, учащиеся не раз будут обращаться к искусству и культуре древнегреческой цивилизации, и заложенный фундамент первоначальных знаний, будет служить отличным подспорьем при дальнейшем обучении.

  При подготовке к уроку были учтены программные требования, образовательные стандарты и общая стратегия развития Прогимназии. А именно выбор формы урока, соответствующих методов и приёмов организации учебной деятельности. На данном уроке, мною применялись следующие методы: словесные (повествование, описание, беседа); объяснительно-иллюстративные (суть в том, что данный метод отражает деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее, при необходимости воспроизводят полученные знания); методы стимулирования и мотивации (проецирование ситуации успеха, создание атмосферы комфорта, осуществление педагогической поддержки на протяжении всего урока в виде советов, примеров, помощи, инструктажа, вера в учащегося, его силы и способности, поощрение, похвала); методы контроля (данный метод подразумевает проверку усвоенных знаний, его осуществление проходило в виде устного опроса , было предложено провести его по группам в виде соревнования); методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся (в виде работы над практическим заданием, опять же в группах, данный метод не только позволяет комплексно применить ЗУН полученные на уроке, в практической деятельности, но и дать оценку освоения нового материала). Методы и приемы соответствуют целям и задачам данного урока, его содержанию, учитывают реальные учебные возможности школьников, соответствуют имеющимся условиям и отведенному для обучения времени, а так же возможностям самого учителя.

   При выборе материала и видов деятельности были учтены возрастные особенности учащихся, время было распределено так, чтобы не допускать переутомления, разнообразие видов деятельности способствовало поддержанию интереса к теме и творческой активности. Так как материал достаточно емок и информативен, особое внимание было уделено принципу наглядности, исходя из этого, я посчитала целесообразным проведение урока в форме презентации. Также осознавая, что многое из нового материала достаточно сложно запомнить с первого раза, а конспектирование утомительно и занимает много времени, ребятам были предложены тематические карты, где были изложены все основные понятия, рассматриваемые на уроке. Данными картами разрешалось пользоваться на протяжении всего урока и впоследствии эти карты  вклеиваются в тетради либо альбомы по изо (подобный метод мною практиковался и ранее его эффективность доказана). А кроме того, в своей работе я руководствовалась следующими принципами: научности и доступности материала; принципом системности обучения и связи теории с практикой; принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя; принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Что касается практической части урока, здесь используется групповая форма работы, что является достаточно эффективным и психологически оправданным способом деятельности, к подобным формам организации учебного процесса я уже обращалась в данном классе, так что ситуация не является для учеников новой. Не считая всех плюсов развития личностных и коммуникативных качеств, оправданность данного способа заключается еще и в быстром выполнение достаточно ёмкой работы, за время, отведённое для творчества, что было бы недостижимо при индивидуальных формах деятельности. К тому же подобный способ настоятельно рекомендован в методике преподавания данной программы Л. А. Неменской «Каждый народ художник». Что касается практических навыков и умений, продолжается развитие способностей работы в технике графики (используя простой карандаш и черный маркер или фломастер), умения составления орнаментов и объединение их в общей композиции. То есть совершенствование уже наработанных ранее умений и навыков в новой учебной ситуации. Из присутствующих двадцати одного человека на уроке было, по желанию учащихся, сформировано пять групп, в каждой группе по четыре, а в одной пять человек. Формирование групп было выполнено ещё на предыдущем уроке, что позволило избежать лишней суеты и чувствовать себя более комфортно учащимся уже в знакомой им ситуации. Так как прошлый урок был проведен с использованием групповых форм работы, в группах были ученики, занявшие лидирующие позиции, именно они задавали темп работы и помогали педагогу контролировать процесс деятельности (не то, чтобы решать за всех, а именно помогать принимать окончательное решение). Правила поведения работы в коллективе обязательно проговариваются педагогом и на данном уроке. Но не так подробно как на прошлом, т.к. они уже учащимся знакомы.  

Данную структуру и тему урока считаю целесообразной для реализации в  этом классе, на данной возрастной группе учащихся.  

Возможности учащихся по своему предмету оцениваю как высокие. Класс в целом достаточно активен на уроках, показывает хорошие результаты в творческих работах и при обсуждении учебного материала,  имеет опыт решения проблемных ситуаций.

  Имеет неплохую основу из необходимых знаний и навыков, для проецирования положительного результата  в творческой  деятельности.

  Класс положительно реагирует на групповые и индивидуальные формы деятельности.

  Учащиеся данного класса имеют стойкую учебную мотивацию, большинство показывает стабильно высокие результаты, дети с большим интересом работают на уроках.

Триединая цель урока была направлена на реализацию следующих аспектов

Цель урока: обучающий аспект – познакомить учащихся с особенностями древнегреческой керамики. 

развивающий аспект – развить творческую активность и способность к коллективным формам труда;

 развить умение применять знания, приобретенные на уроке в практической деятельности,

- закрепить навык работы в технике аппликации и умения подчинять орнамент общей форме предмета.

воспитательный аспект –  воспитывать трудолюбие и стремление к достижению успеха,

- формировать интерес к искусству народов мира.

Данные цели находятся во взаимосвязи и определяют этапы урока, его составляющие, вопросы, рассматриваемые на уроке, методы и формы работы и направлены, на достижение общего результата.

  Направляющая роль отводится развивающей цели, так как она определяет тематику урока и способствует реализации образовательного и воспитательного аспектов обучения.

  Исходя из вышеперечисленных целей, были сформулированы следующие задачи, определяющие ход урока на пути к получению запланированного результата

Задачи:

- обозначить исторические этапы в развитие стилей греческой керамики,

- определить основные черты характерные для каждого из рассмотренных стилей,

- дать представления о сюжетах росписи на греческих вазах,

- рассмотреть основные элементы греческого орнамента (миандры, пальметты, овы, волна),

- изучить некоторые формы и названия греческих ваз, таких как гидрия, килик, камфар, кратер, амфора,

- дать представления о многообразии форм греческой керамики,

- провести первоначальную проверку и закрепление изученного материала в виде соревновательного момента между группами учащихся,

- учащимся самостоятельно распределить роли и функции каждого члена группы,

- выполнить в группах из четырех человек творческое задание; построить в технике графике орнамент в полосе или круге и при помощи аппликационной техники украсить рисунок вазы,

- по желанию представить защиту своего проекта классу;

 - рассказать, как называется данная ваза, какие элементы греческого орнамента использовались в работе  над композицией, какой стиль росписи был выбран,

- обозначить вклад каждого из участников группы в общее дело,

- рассказать о сюжете, представленном в работе, если таковой имеется.

 Тип данного урока это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. А форма урок – презентация, современные технологии помогают успешно решать вопросы относительно зрительного ряда, данная форма урока при изучении нового материала всегда имеет преимущество перед демонстрацией репродукций из книг, особенно когда информация, заложенная в уроке достаточна объемна. И учителю необходимо решать следующие задачи: если теоретическая часть урока является емкой, то следует практическое задание сделать не сложным и быстрым в выполнении, для этого мною был остановлен выбор на групповых формах работы использовании графической техники в творческой работе.  В течение всего этапа освоения нового материала осуществлялось первичное освоение материала,  затем обобщение и закрепление полученных знаний, необходимых при выполнении практического задания.

Так как возрастная группа позволяет, был выбран деловой стиль ведения урока и  общения с классом.

Рассмотрим подробно все этапы урока.          

Структура учебного занятия представлена в виде следующих составляющих

1. Это организационная часть

В которой звучит стандартное приветствие, сообщается тема урока (которую ученики могут видеть на первом слайде презентации), сообщаются основные этапы урока и виды деятельности, происходит подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний, практических и умственных умений. Данный этап позволяет ученикам собраться и настроиться на деловой лад.

Далее происходит плавный переход  к следующему этапу.

2.Введение в тему урока. Данный этап призван мотивировать и активизировать учащихся, вовлечь в процесс обучения.

На этом этапе я обращаюсь к учащимся с вопросом, призывая поделиться  уже имеющимися знаниями по Древней Греции, приобретенными на прошлых уроках. Вопрос звучит следующим образом; В чем заключается наследие оставленное древними греками всему миру? С помощью педагога формулируется ответ, в котором должно присутствовать некая систематизация знаний ранее приобретенных, это должен быть четкий и лаконичный ответ. Затем еще раз сообщается тема урока, как одна из новых сторон ещё не известных учащимся, это  декоративное искусство Древней Греции и раскрывается значение уже знакомых и новых понятий (керамика, вазопись). Заостряется внимание учащихся на раздаточном материале (тематической карте урока), его возможностях.

Затем следует непосредственное знакомство с новым материалом. Демонстрация мультимедийной презентации и комментарии к слайдам. В процессе которой, будут раскрыты обучающий и частично воспитательный  аспекты, триединой цели. Обозначены исторические этапы в развитие стилей греческой керамики, хотя в учебнике упоминаются только два стиля и на выбор учащимся в практической работе будут предложены краснофигурный и чернофигурный стиль. Мною было принято решение, познакомить вкратце учащихся и с другими предшествующими периодами в развитии греческой вазописи (стилями камарес, геометрическим и восточным), это, по моему мнению, дает более полную картину становления и развития декоративного искусства Древней Греции. Начиная со стиля Камарес, был подобран демонстрационный материал для каждого периода, где представлены наиболее яркие экспонаты, и на их примере обозначены основные характеристики каждого стиля. На каждом этапе при демонстрации слайдов  осуществлялось первичное освоение материала, и затем обобщение и закрепление полученных знаний. Следует отметить группы более активные и дисциплинированные, дать рекомендации пассивным группам или отдельным представителям. Помимо характеристик стилей росписи, были рассмотрены сюжеты росписей, основные формы и назначения ваз, а так же греческие орнаменты, всё это также было подкреплено  наглядным материалом.

На этапе закрепление учебного материала, учащимся также был предложен слайд с наглядностью и соответствующими данной наглядности и пройденному материалу, вопросами. Ребята и на данном этапе продолжили работу в группах, ответы каждого из представителей группы, учитывались как результат деятельности всего коллектива.        

Объяснение практического задания прозвучало достаточно кратко и содержательно. Был проведён инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Учащиеся самостоятельно в своей группе распределяют виды деятельности каждого (кто оформляет горловину, кто ножку вазы орнаментами, кто выполняет саму вазу и тонирует её). Ребята также должны решить, какую форму вазы и стиль росписи (чернофигурный или краснофигурный) они будут выполнять. На прошлом уроке по теме мифологии в Древней Греции ребята выполняли также по группам мифологических существ, но каждый из участников делал своего мифологического персонажа, ребята должны решить, чья именно работа будет украшать центр вазы. Не использованные в общей работе персонажи можно наклеить в свои альбомы и дополнить элементами. Составить композицию по мотивам Древней Греции и получить дополнительно хорошую оценку, эта работы выполняется по желанию и  выносится на домашнее здание. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы не расстраивать детей, чьи работы с прошлого урока не вошли в общую композицию. Ребятам предоставляется раздаточный материал, с элементами греческого орнамента. Демонстрируется наглядность подготовленная учителем и детские работы по данной тематике. Помимо объяснения учителя, ведется текущий инструктаж на протяжении всего этапа практической работы. На данном этапе реализуются цели развивающего аспекта.  Работа в группе: формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности; учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию; у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами); для решения большинства задач необходима работа всей группы; какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек; улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению; не дает возможности спрятаться, задействованы все; вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом; совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Ребята выбирают себе работу по силам, тем самым проецируя ситуацию успеха. Учатся решать конфликтные ситуации, сотрудничая с членами своей группы, становятся активными субъектами собственного учения. Но хотя работа и проходит самостоятельно, при необходимости педагог корректирует и направляет действие группы. По завершении работы следует отметить группы, где процесс работы был более активным и слаженным, дать рекомендации группам менее успешным (отметить недочёты в работе). В конце урока каждая группа должна иметь законченную композицию греческой вазы, декорированную орнаментами в технике графики и аппликации. Если работы частично будут не доделаны, возможно предоставление нескольких минут на следующем уроке. Окончательная оценка результатов работы групп будет также произведена на следующем уроке, когда учащиеся осуществят защиту своего проекта. На подготовку к защите предоставляется 5-7 минут, ребята также должны решить, кто из группы будет отвечать на какие вопросы (желательно распределение вопросом между отвечающими поровну). Защита будет проходить по предложенному учителем плану, состоящему из следующих пунктов:

  1. Рассказать, как называется форма вазы, стиль росписи, какие элементы орнаментов представлены в декоре вазы.
  2. Рассказать о мифологическом существе, занимающем центр вазы.
  3. Рассказать о том, что далось легко, а что вызвало затруднения в работе над композицией или в коллективе (раскрыть проблемные ситуации).
  4. Дать оценку своей деятельности.

Далее следует систематизация, закрепление и контроль знаний по всему блоку Древней Греции (архитектуре, образу человека, праздникам, вазописи), это уже следующий урок, поэтому его описание я упуская. И возвращаемся  к нашему уроку.

Подведение итогов урока

В конце урока, в качестве итога проделанной работы, я похвалила учащихся, отметила группы, в которых работа была слаженной и продуктивной, дала рекомендации группам, где некоторые участники были недостаточно активны. Спросила, понравился ли ребятам урок и групповая форма работы. Интересно им было узнать культуру Древней Греции? И желали бы они продолжить знакомство с искусством разных цивилизаций в подобной форме на уроках. На что ребята ответили утвердительно, и мне как педагогу приятно было видеть, судя по учащимся, что урок им очень понравился и ученики для себя вынесли много нового и полезного, как в плане обучения и развития, так и в поведении в коллективе. Все поставленные цели и вытекающие из них задачи, считаю полностью реализованными. Результат работы достигнут на 100%. Учащиеся уложились в отведенное им время для работы, каждая из работ отличается оригинальностью в исполнении и композиционном решении. В работе были задействованы все участники групп. В процессе практической работы я направляла и координировала действие учащихся, постоянно давала советы, обращала внимания на ошибки, в общем, осуществляла педагогическую поддержку. Благодаря смене видов деятельности удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся.

 В течение всего урока наблюдался интерес класса к предмету изучения, была сформирована стойкая мотивация и положительный настрой на выполнение практической работы, что и привело в конечном результате к успеху в творческой деятельности. В классе ощущалось воодушевление и волнение, каждая из групп, стремилась к достижению наилучшего результата, ребята с готовностью отзывались на советы учителя и активно сотрудничали с педагогом.

 На протяжении всего урока и во время закрепления материала обучающиеся активно отвечали, были достаточно дисциплинированы и с интересом слушали объяснения учителя. В процессе урока мною был сокращен текст нового материала, но основные понятия и аспекты были раскрыты; это было необходимо, чтобы уложиться во времени. К сожалению, из-за отсутствия некоторых ребят по болезни, не все группы были по четыре человека, как это планировалось изначально, но это не отразилось на конечном результате. Для себя я сделала следующие выводы: следует и в дальнейшем продолжать в своей деятельности применять подобные формы и методы работы. А также я отметила для себя, как именно формировать в будущем группы в данном классе, выделила учащихся, занимающих лидирующие позиции, и ребят пассивных, на которых следует в дальнейшем обратить особое внимание. В процессе урока были задействованы следующие компетенции по Дж. Равенну: тенденция контролировать свою деятельность; вовлечение эмоций в процесс деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; уверенность в себе; самоконтроль; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; самостоятельность мышления, оригинальность; готовность решать сложные вопросы; критическое мышление; настойчивость; использование ресурсов; доверие; отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения; персональная ответственность; способность к совместной работе ради достижения цели; способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Считаю, что урок в целом удался, следует сжать информационную часть и выделить больше времени для практической работы. Данная разработка будет использоваться мною и в дальнейшем, в ближайшее время я планирую провести подобный урок во всей параллели четвертых классов и продолжить работу над темой искусства Древней Греции во внеурочной деятельности на занятиях изостудии.

Благодарю вас за внимание, спасибо, что уделили мне своё время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный урок. Окружающий мир. 1 класс

Данный урок был представлен на конкурсе "Мультимедийный урок в школе реализованных возможностей". По результатам конкурса заняла I место. Предлагаю данный урок в качестве образца для аттестации....

Сценарий мультимедийного урока 4 класс по русскому языку

Сценарий мультимедийного урока по русскому языку 4 класс Полякова А.В....

Интегрированный урок 1 класс, математика - изобразительное искусство. "Число и цифра 2. Рисование птиц"

Представлена технологическая карта интегрированного урока по ФГОС, урок математики и изобразительного искусства. Тема: число и цифра "2",  рисование птиц....

Разработка урока мастер-класса по изобразительному искусству на тему: Техника "набрызг" с элементами "вытынанки".

           Разработка  урока  мастер-класс по изобразительному искусству  на тему: «Техника  «набрызг»  с элементами  вытынанки»...

Сообщение на методическом объединении: «Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности»

Выявить возможности применения медиа технологий на занятиях изодеятельностью и декоративно-прикладным искусством. Различные формы применения компьютера на занятиях в объединении:...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...