Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кузьминская Наталия Евгеньевна

В разработке предсавлена рабочая программа по изобразительному искусству за 4 класс по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уемская СШ»

Рассмотрено:

Руководитель МО:

Н.Н. Лаврентьева/_________/

Протокол № ___   от

«____»___________20___г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР: О.В.Уварова/____________/

«_____»__________20___г.

Утверждено:

Директор: О.В.Щукина/______________/

Приказ № ___ от

«_____»____________20___г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

4 Б класс

на 2017 – 2018 учебный год

     Составитель:

Кузьминская Н.Е.,

      учитель начальных

      классов

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для учащихся 4-го класса  разработана в соответствии:

  •  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • с рекомендациями Примерной образовательной программы по учебным предметам (Начальная школа.– М.: Просвещение, 2010 г.,  рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы (Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011).

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом.  Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.

Общая характеристика учебного предмета

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

2. Развитие фантазии и воображения. 

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). 

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение.

Место изобразительного искусства в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 рабочих недели), в том числе количество часов на изучение регионального содержания – 4.

Перечень учебно-методического обеспечения

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

Для ученика

Для учителя

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011

Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2 – 4 классов. – Архангельск, 2010.

Ногина Р.М., Нахалова Ю.В., Загайнова Н.А. Изобразительное искусство. Региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области. – Архангельск, 2006.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

  1. Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека.

Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

2. Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел.Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

3.  Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Раздел

учебного курса

УУД

Развитие дифференцированного зрения

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2)  формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;

4)  развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;

5)  воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2)  развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3)  развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4)  активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

6)  развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10)  формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11)  воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2)   развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;

3)  развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;

4)   воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;

5)  формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;

6) формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7)  умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства;

8)  формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

Развитие фантазии и воображения

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2)  формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;

4)  развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;

5)  воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2)  развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3)  развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4)  активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

6)  развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10)  формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11)  воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2)   развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;

3)  развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;

4)   воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;

5)  формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;

6) формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7)  умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства;

8)  формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

Художественно –образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2)  формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;

4)  развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;

5)  воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2)  развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3)  развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4)  активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

6)  развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10)  формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11)  воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:

1)  формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2)   развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;

3)  развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;

4)   воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;

5)  формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;

6) формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7)  умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства;

8)  формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.


Требования к уровню подготовки учащихся (планируемые результаты изучения учебного предмета)

Выпускник научится:

•  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•    использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•     создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•  выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•  понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство и контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•  передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

•    применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

•   использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

•    чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

•   понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•  приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

•   понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

•   понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

•    использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

•   понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•   приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•   видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•   активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

• работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

•  воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

•   переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•    работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

•    участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

•  выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•   проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

•    использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.


Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела программы

№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1

2

3

4

5

6

I четверть:

Развитие дифференцированного зрения

(9 ч)

1

Графические зарисовки. Пленэрные работы.

Зарисовка пейзажа с помощью разных графических материалов (с натуры).

01.09

2

Природные пространства разных народов.

Зарисовки, этюды, живописные и графические работы «Путевые зарисовки художника».

08.09

3

Колорит – средство выразительности изобразительного искусства.

Создание образа природы по мотивам стихотворений.

15.09

4

Образ дома, гармония с природой.

РСМ Каменное и деревянное зодчество: Малые Корелы.

Создание образа дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж.

22.09

5

Природное пространство и народная архитектура. 

РС Образы-символы в декоре крестьянского дома Русского Севера.

Изображение архитектурных сооружений разных народов.

29.09

6

Природное пространство и народная архитектура.

РС Узоры в украшении крестьянской избы Русского Севера.

Изображение архитектурных сооружений разных народов.

06.10

7

Организация внутреннего пространства народного жилища.

Создание сюжетных композиций на бытовые темы.

13.10

8

Организация внутреннего пространства народного жилища.

Создание сюжетных композиций на бытовые темы.

20.10

9

Натюрморт из бытовых предметов.

Рисование натюрморта из предметов национальной посуды.

27.10

Развитие фантазии и воображения

(1 ч)

10

Народные мотивы в творчестве композиторов и художников.

Передача в красках красоты и содержания мелодии

03.11

II четверть:

Развитие фантазии и воображения

(3 ч)

1 (11)

Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.

Составление собственных узоров для крестьянской одежды.

17.11

2 (12)

Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.

Создание эскиза ковра из войлока казахского народа.

24.11

3 (13)

Образ предметно-пространственной среды. Моя комната.

Создание интерьера комнаты (рисунок карандашами).

01.12

Развитие дифференцированного зрения

(3 ч)

4 (14)

 Настроение, колорит и композиция в изобразительном искусстве.

Создание жанровой композиции по мотивам детских народных игр.

08.12

5 (15)

Декоративная композиция по мотивам чайной церемонии.

Создание натюрморта в технике аппликации.

15.12

6 (16)

Традиционное ремесло крестьян.

Создание многофигурной композиции (лепка).

22.12

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

(1 ч)

7 (17)

Композиция и сюжет в изобразительном искусстве. Народный орнамент.

РС Мезенская роспись

Создание орнамента разных народов.

29.12

III четверть:

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

(3 ч)

1 (18)

Экскурсия в музей народных промыслов и ремёсел Приморья.

Слушание

12.01

2 (19)

Жанры изобразительного искусства (анималистический).

Знакомство с жанрами изобразительного искусства

19.01

3 (20)

Жанры изобразительного искусства (мифологический).

Знакомство с жанрами изобразительного искусства

26.01

Развитие фантазии и воображения

(3 ч)

4 (21)

Жизнь на Земле через 1000 лет.

Создание фантастических образов.

02.02

5 (22)

Форма, пластика и характер народной игрушки.

Лепка фантастической игрушки (Филимоновская игрушка).

09.02

6 (23)

Символика узоров народного орнамента.

Создание «древа жизни».

16.02

Развитие дифференцированного зрения

(2 ч)

7 (24)

Детали украшений, передача формы и цвета предмета народного искусства.

Декоративное рисование  китайской вазы гуашью

02.03

8 (25)

Декоративно-прикладное искусство. Жостово.

Рисование подноса по мотивам жостовского орнамента.

16.03

IV четверть:

Развитие дифференцированного зрения

(2 ч)

1 (26)

Декоративно-прикладное искусство. Городецкая роспись.

Роспись шкатулки по мотивам городецкой росписи.

30.03

2 (27)

Декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись.

Создание узора с элементами хохломской росписи.

06.04

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

(2 ч)

3 (28)

Знакомство с крупными музеями России.

Анализ картин художников.

13.04

4 (29)

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

Создание композиций с фигурой человека.

20.04

Развитие фантазии и воображения

(4 ч)

5 (30)

Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка.

Создание своей глиняной игрушки (лепка).

27.04

6 (31)

Мелодии в красках. Космическая музыка.

Создание мелодии в красках (акварель)

04.05

7 (32)

Интерьер. Я в пещере древнего человека.

Создание интерьера по представлению.

11.05

8 (33)

Иллюстрация к сказкам народов севера.

Работа над иллюстрацией к сказке

18.05

Развитие дифференцированного зрения

(1 ч)

9 (34)

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно - прикладном искусстве.

Создание своего орнамента на основе изученных росписей.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...