Технологическая карта к уроку ИЗО. Тема "Праздник в нашем селе" Народно-обрядовый прадник Гажа Валяй
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Мильчева Ольга Николаевна

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Праздник в нашем селе" на примере народно-обрядового праздника Гажа Валяй

Образовательная цель – Сформировать представления учащихся о значимости праздника на примере народного коми праздника Гажа Валяй.

Дидактическая цель -  Создать условия для создания групповой творческой  работы «Весёлые гуляния в моём селе» (вариант «Праздник Гажа Валяй»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народно-обрядовый праздник Гажа Валяй

Тема урока – Праздник в нашем селе («Праздник в городе», III четверть, 3 класс)

Образовательная цель – Сформировать представления учащихся о значимости праздника на примере народного коми праздника Гажа Валяй.

Дидактическая цель -  Создать условия для создания групповой творческой  работы «Весёлые гуляния в моём селе» (вариант «Праздник Гажа Валяй»)

Тип урока –  Комбинированный урок

Основные понятия. Праздник. Народный праздник. Народно-обрядовый праздник

Праздник - день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события.

Основные закономерности. Зарождение народных праздников основано на религиозных или языческих  верованиях человека

Этапы работы:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация изученных ранее знаний.
  3. Формирование новых знаний
  4. Составление плана работы над творческой работой
  5. Самостоятельная творческая работа
  6. Оценка работы одноклассников. Самооценка
  7. Рефлексия


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

  1. Организационный момент. (1-2 мин)

Вовлечение учащихся в деятельность.

 - Приветствие.

- Как вы думаете, что вам пригодится сегодня для успешной работы на уроке?

Погружение в учебную ситуацию.

Отвечают на вопрос полным аргументированным ответом, основываясь на собственный опыт

Развивает умение свободно вести диалог, давать аргументированные ответы

  1. Актуализация изученных ранее знаний.

В течение третьей четверти мы с вами выступали в роли художников цирка и театра. Вспомните, какова роль художника в представлениях и зрелищах?

В каком событии для человека можно объединить выступления циркачей и артистов театра, маски и карнавальные костюмы? (праздник)

Какие праздники отмечаются в нашей стране?

Как меняется наше село Визинга, наш район в предверии праздников?

Знаете ли вы, какой праздник традиционно отмечается только в нашем Сысольском районе?

Полноценно участвует  в диалоге.

Отмечает отличие государственных, семейных и религиозных праздников друг от друга.

Рассказ о праздниках, проходящих только в нашей республике, только в нашем районе

Умение вести диалог, основываясь на собственный опыт, на личные эмоциональные переживания.

Умение определять черты  народного праздника, на примере праздника Гажа Валяй

  1. Формирование новых знаний

Беседа о национальном коми празднике Гажа Валяй.

Историческая справка.

Рассказ о современном варианте праздника Гажа Валяй

Обсуждение плана работы над творческой работой.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями о празднике

Формирование  уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного искусства.

  1. Составление плана работы над творческой работой

Представляет варианты изготовления творческой работы.

Знакомит учащихся с произведениями художников, изображающих народные праздники  (Б.Кустодьев «Масленница», «Гроза», «Летний праздник» и др.)

Выбирают вариант исполнения творческой работы

Выбирают способ выполнения практической части работы .

Осознание роли символов, как основы мироздания крестьян.

Умение строить  речевые

высказывания в устной  форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества

  1. Самостоятельна творческая работа

Организация самостоятельной творческой работы учащихся.

Помощь в определении сюжетов, композиционных и цветовых  решений.

Создают  самостоятельную творческую работу, приобретая навык творческого самовыражения

Освоение способов художественного самовыражения личности.  

Приобретение собственного опыта творческой деятельности

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

  1. Оценка и самооценка

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения? Получили ли вы тот результат, к которому первоначально стремились

Самостоятельно оценивают свою работу с образцами Народного ДПИ. Сравнивают полученный результат с изображением на слайдах.

Выставляют оценку соседу по парте.

Высказывают  свое  мнение, показывают конечный результат  своей работы

Умение творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, Умение  обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

  1. Рефлексия. Подведение итогов

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, сами задают полноценные вопросы одноклассникам.

Закрепляют, повторяют пройденный материал.

Излагают свое мнение  и представление  по теме урока.

Умение излагать свое мнение в диалоге.


Приложение 1.

История праздника (использована информация с интернет-ресурса http://foto11.com/komi/docs/gazha-valjaj.php)

Дословно название праздника переводится как «весёлые катания» ( от коми «гажа» - «весёлый», «валяйтчыны» - катать, раскатывать, валяться»). Также можно услышать и такой вариант перевода, как «весёлые катания на лошадях» ( от коми слова «вӧв», «вӧлӧй» - «лошадь»).

Праздник проходил в Сысольском районе ещё в дореволюционное время. В советское время был отменён, позже восстановлен силами специалистов Районного Дома культуры, которые собирали информацию о празднике у старожилов села.

В старину от деревни к деревне собирался праздничный обоз, объединявший Вотчу, Вадыб, Чукаиб, Сорд, Ултас (сейчас – Луч), Вичкодор и другие. Завершался праздник в деревне Горьковская. На санях ездили обычно три дня, потом шли пешком. Главным украшением каждой повозки был гармонист, в то время гармонисты были почти в каждой семье.

Традицией этого праздника было украшение лошадиной сбруи. Каждый хозяин стремился украсить свою лошадь, свою повозку наиболее ярко и празднично, чем у других.

Самым любимым развлечением были катания с гор, причём, не только для детей, но и для взрослого населения.

Дети особо любили этот праздник, так как к нему традиционно готовились различные угощения: каша с изюмом, шыдӧса шаньга, ляпа шаньга, леденцы «петушки», кисель из ягод.

Сейчас все жители села знают и любят праздник Гажа Валяй, который проводится в дни русской Масленицы. Символы праздника: «конь», «лошадь», «солнце». Каждый год жители Визинга, всего Сысольского района массово участвуют в празднике, играют в игры, любуются народными нарядами участников, артистов, соревнуются в конкурсах. Впечатление от праздника остаётся на весь год, праздник запоминается даже самым маленьким жителям района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Наша страна- Россия ".

Урок воспитывает патриотические чувства, гордость за свою страну....

Технологическая карта Внеурочное занятие Книги о братьях наших меньших

Внеурочное занятие. Клуб любителей чтения.Книги о братьях наших меньших...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "А.С. Пушкин - гордость нашей Родины"

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, его сказками, развития речи, памяти и логического мышления. План...

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Живая природа. Жизнь - особенность нашей планеты. Растения."...

Технологическая карта к уроку окружающего мира, 1 класс, умк "Перспектива", "Кошки в нашем доме"

К уроку окружающего мира  в 1 классе представлена технологическая карта с ууд с мультимедийным сопровождением. Дети ознакомятся с предками кошек, узнают интересные факты из жизни кошек, познакомя...