рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Панфилова Татьяна Геннадьевна

Рабочая  программа по изобразительному искусству построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования. Автор: Б. М. Неменский/ Школа России, М.«Просвещение», 2016г

В основу разработки рабочей программы   положены требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к результатам начального общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1_kl.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации Шипуновского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самсоновская средняя общеобразовательная школа»

Шипуновского района Алтайского края

                       «Согласовано»                                                                                                                                  «Утверждаю»

                      Зам. директора по УВР                                                                                                                      Директор

                      ____________ Т.В.Глушкова                                                                                                        _____________ В.И. Шац.

                                                                                                                                                                                 Приказ №

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                 от  «___» ____________2017 г.

        

Рабочая программа

по учебному курсу  «Изобразительное искусство» для 1 класса

начальное общее образование

на 2017- 2018 учебный год

                                                                                                                      Составитель:

                                                                                                                       Т, Г, Панфилова, учитель начальных классов,

                                                                                                                      первая категория, стаж – 34 года.

Рабочая программа составлена на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классы

Авторы: / Б.М. Неменский, В.Г. Горяева, Г.Е. Гурова, М. Просвещение, 2016 год

Учебник Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. М. Просвещение, 2016 год

Количество часов в год- 33 ч., в неделю- 1 ч.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1.        ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г

2.        Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)

3.        Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 31 марта 2014года № 253»

4.        Авторской программы        Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. М. Просвещение, 2016 год

5.        Учебного плана МКОУ « Самсоновская СОШ» 2017-2018 буч. год.

6.        Положение о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г.

             Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель учебного курса:

  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  •  получение эмоциональноценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественнотворческой деятельности.


   
Задачи курса:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о

добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка,желания и умения подходить к любой своей деятельности твор

чески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в ху

дожественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре

и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта

работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать

разными художественными материалами

Изменения в авторскую программу не внесены.


Количество часов курса:

 На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  33  ч. в год (   1 час  в  неделю)

Формы работы с детьми, испытывающими трудности:в обученни

-индивидуальный подход,

- предотвращение наступления утомляемости,

- активизация познавательной деятельности,

- обогащение знаниями об окружающем мире,

- проявление педагогического такта.

Система оценивания учебных результатов.

Осуществление контроля предметно-творческой учебной деятельности (изобразительное искусство)

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего срока обучения.

При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
  • аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;        
  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

Изобразительное искусство

Формой проверки и оценки результатов обучения учащихся по изобразительному искусству  является изготовление индивидуальных, коллективных творческих работ, изделий, проектов, викторины, творческие выставки, решение кроссвордов.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.
  3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.
  4. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  5. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.  

Критерии оценивания знаний и умений

Отметка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.                                                                                        

 Отметка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.                                                    

Отметка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.                                        

 Отметка «2»- поставленные задачи не выполнены

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Содержание учебного предмета

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

(33 ч)

                                         

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Содержание учебного раздела.

Виды деятельности

1

Ты учишься изображать

9 ч

   

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

         Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

практическая художественно-творческая деятельность и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

2

Ты украшаешь

8 ч

                                                                                                                                                                                                                                               Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

практическая художественно-творческая деятельность и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.


3

   Ты строишь

 11 ч

                                                                                                                                                                                                                             

 Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

                                                                                                                                                                                                                             

практическая художественно-творческая деятельность и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

                                                                                                                                                                                                                                   

5 ч

  Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

                                                                                                                                                                                                                             

практическая художественно-творческая деятельность и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№   п/п

     Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Ты учишься изображать.- 9ч

1.1.

Изображения всюду вокруг нас.

1

2.2

Мастер Изображения учит видеть.

1

3.3-4.4

Изображать можно пятном.

2

5.5

Изображать можно в объеме.

1

6.6

Изображать можно линией.

1

7.7

Разноцветные краски.

1

8.8

Изображать можно и то, что невидимо.(настроение)

1

9.9

Художники и зрители (обобщение темы).

1

Ты украшаешь- 8 ч.

10.1

Мир полон украшений. Цветы.

1

11.2

Красоту надо уметь замечать.

1

12.3

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1

13.4

 Красивые рыбы. Монотипия.

1

14.5

 Украшения птиц. Объёмная аппликация.

1

15.6

 Узоры, которые создали люди.

1

16.7

Как украшает себя человек.

1

17.8

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

Ты строишь- 11 ч.

18.1

Постройки в нашей жизни.

1

19.2

Дома бывают разными.

1

20.3

Домики, которые построила природа.

1

21.4

Дом снаружи и внутри.

1

22-23.

5-6

Строим город.

2

24-25.

7-8

Все имеет свое строение.

2

26.9

Строим вещи.

1

27-28.

10-11

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

2

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу-5 .

29.1

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1

30.2

Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки.

1

31.3

Сказочная страна

1

32.4

Времена года.

1

33.5

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

1

Перечень учебно-методических средств обучения.

Изобразительное искусство: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»: учебник для 1 кл. нач. шк./Неменская Л.А.; под редакцией Б.М. Неменского, - М.: Просвещение, 2016 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы  с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы. Под руководством Б. М. Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2016. Авторы: Б. М. Неменский, Н. А. Горячева, Л. А. Неменская,А. С. Питерских.

Рабочая тетрадь. Издание Москва. Просвещение 2016.

Поурочные разработки. Издание Москва. Просвещение 2015.

         

Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которыми закреплено изменение

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...