статья к предмету ИЗО "Развитие индивидуальных способностей учащихся через внеурочную деятельность"
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Лахина Наталья Андреевна

Цель моей деятельности – развитие художественных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  на тему:

«Развитие индивидуальных способностей учащихся через внеурочную деятельность»

 Подготовила Лахина Наталья Андреевна

Учитель ИЗО МКОУ «Никольская СОШ»

2014 г.

Творчество имеет развивающую функцию, что актуально  в современной системе развивающего обучения. Без творческих, индивидуальных способностей   невозможно решать сложные научные, технические, духовные проблемы современности.

Именно в младшем школьном возрасте  происходит формирование творческих индивидуальных  способностей. Творческая личность  - это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность.

Цель моей деятельности – развитие художественных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.  Развитие у школьников творческого мышления  - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны  и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Задача педагога состоит в том, чтобы использовать разнообразные методы обучения.

При работе с детьми руководствуюсь правилами:

  1. Каждый ребенок талантлив по - своему.
  2. Делать установку на лучшее в человеке.
  3. Дать возможность ребенку испытать радость от творческого процесса.

Творческие способности  - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.

Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу ребенка, самостоятельность и оригинальность  мышления.  Творчество воспитывает и развивает личность.

Основной целью образования и воспитания является подготовка подрастающего поколения  к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Основой развития художественно – творческого потенциала учащегося является внеурочная деятельность.

Дети начальной школы с удовольствием посещают дополнительные занятия по изобразительному искусству. В первом  классе  - это «Юный художник».

Рассмотрим некоторые из тем, на примере которых можно увидеть, как творчески развивается ребенок.

  1. Абстракция. Холодные и теплые цвета.

Сначала дать представление детям об абстракции. Она уже подразумевает свои  индивидуальные формы для введения отдельных групп цветов – холодных и теплых. Знакомство с ними проводим сразу  на первом занятии.

  1. Ажурное вырезание – растительные формы.

Свернуть цветную бумагу напополам и ориентируясь местом сгиба, сделать ажурную общую форму. Затем сгибая отдельные участки бумаги сделать внутренние прорези необычной формы, которые затем заклеиваются кусочками бумаги другого цвета. Знакомство с контрастом.

  1. Панно из пластилина. Зимний пейзаж.

Провести линию горизонта. Верх листа заполняем тонким слоем пластилина синего, фиолетового, черного цвета. В оставшиеся промежутки вводим синюю акварель. Нижнюю часть листа заполняем белым и голубым пластилином, в промежутки вводим бледно – голубую акварель.  Затем лепим из пластилина зеленую ель и дерево без листвы, обсыпанное снегом. Знакомство со строением дерева.

  1. Бумажная пластика – лицо человека.

Сворачиваем лист цветной бумаги желтого или бежевого цвета. Ориентируясь на линию сгиба, вырезаем по контуру пол лица. Находим место для глаз, носа, губ. Делаем человеку прическу и шляпку или бантик. Изучаем пропорции лица.

  1. Линия – образ.  На основе  линии, проведенной учителем, дети придумывают свои образы. Разрабатывают детали и продумывают цветовое решение.
  2. Рельефное изображение человека пластилином.

Изучаем особенности строения человека. Подбираем нужный цвет для лица и тела человека. Продумываем  детали одежды, обувь, прическу, предметы, которые могут быть у человека.

  1. Создание натюрморта из заготовок на основе  цветной бумаги.

Изучаем понятие натюрморт. Обсуждаем в виде, каких форм можно представить фрукты. Готовим вазу для них. Сгибаем цветную бумагу и вырезаем половину вазы, любой формы. Вырезаем плоды и укладываем в вазу, чтобы чувствовалась  глубина в композиции. Все наклеиваем.

Внеурочная деятельность во втором классе называется «Декоративно – прикладное творчество». Дети уже имеют определенный навык художественно – творческой деятельности и  выполняют задания с большей аккуратностью и приобретенными навыками.

  1. Создание образа – бабочки

Применяем  ось симметрии для изображения бабочки.

Форма крыльев и рисунок на них  могут  быть самыми  различными, все зависит от фантазии ребенка. Между бабочками изображаем цветы. Сначала все обводим восковыми мелками, а затем вводим акварель.

  1. Осеннее небо и листопад.

Изображаем пасмурное осеннее небо и  жухлую опавшую листву характерными мазками, используя несколько цветов. Затем на передний план вносим изображение  дерева и летящие опадающие листья крупным планом.

  1. Звездная ночь

Ночное небо  получаем путем смешивания синего и фиолетового с черным цветом. От луны идет свечение, которое плавно растворяется в темном небе. Земля, деревья, дома  - все приглушено черным цветом. Дети учатся смешивать цвета и получать оттенки, выражать цветом настроение.

  1. Птицы

Работа проводится в технике аппликации. Обсуждаем с детьми как легче изобразить птицу, и какие формы для этого потребуются. Создаем композицию, где прослеживается интерес птицы к цветку. Передаем настроение.

  1. Человеческие эмоции.

Обсуждаем, какие эмоции  может выражать человек и как меняется его лицо. При этом делаем акцент на форме лица. Оно может быть круглым, овальным, угловатым, широкоскулым. Создаем портрет нескольких образов сразу. В работе используем восковые мелки.

В третьем классе внеурочные занятия называются «Семь цветов радуги». Чем старше становится ребенок, тем больше он понимает окружающий мир, может оценить красоту родных пейзажей, особенности строения животных и птиц, учащийся  совершенствуется в изображении человека. Дети учатся смешивать цвета и получать оттенки, не бояться экспериментировать в работе.

1.Морской пейзаж

Определить линию горизонта. Небо показываем  на закате.

Работаем отдельными мазками различных цветов, подходящих для неба. Для изображения воды опять используем  горизонтальные мазки, но цветовая палитра меняется. Используем синий, фиолетовый, зеленый, голубой, белый цвета.  А для бликов от солнца опять вводим желтый, оранжевый, красный. Затем чистой  водой, толстой кисточкой  заполняем свободное пространство между мазками.

2.  Белые лебеди

Изучаем строение лебедя и варианты его изображения. Продумываем чем дополнить пейзаж, чтобы он стал интересней. Для лебедя используем оттенки голубого и бледно – фиолетового на белом опереньи. Совершенствуемся в работе мазками.

  1. Дельфины

Работа рассчитана на изучение строения дельфина. Рассматриваем составные части туловища. Показываем движение по волнам. Продумываем игру дельфинов.  Помним, какие цвета и оттенки использовать для  неба и воды.

  1. Дикие животные

Изучаем строение слона. Учимся правильно компоновать рисунок.  Пейзаж должен соответствовать месту обитания этого животного. Работаем акварелью, используем мазки.  

  1. Мой друг.

Изучаем пропорции лица человека. Пытаемся подчеркнуть индивидуальные особенности своего друга. Для контурной обводки используем коричневый восковой карандаш. Затем применяем восковые карандаши как обычно. Не забываем про фон, работая двумя цветами.

  1. Цветное настроение.

Объяснить, что цвет влияет на  наше самочувствие и настроение. Придумываем замысловатые формы и узоры, которые заполняют все пространство листа. Не мельчить в деталях, иначе не получится интересной работы. После этого начинаем раскрашивать восковыми мелками наши детали рисунка. Для фона используем акварель.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

В материале содержится опыт работы по данной теме....

Статья "Повышение мотивации учащихся через внеурочную деятельность"

Статья "Повышение мотивации школьников через внеурочную деятельность. В статье отражены вопросы: что такое мотивация, почему она важна. показана взаимосвязь урочной и внеурочной работы. приведены...

Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность

В материале рассказывается о внеурочной деятельности в начальных классах "Волшебный сундучок", целью которой является создание работ в технике торцевания. Проделан отчёт о достижениях ребят ...

«Создание условий для развития способностей учащихся через внеурочную деятельность»

Одним  из  главных  направлений  реализации  приоритетного  национального  проекта  «Образование»  является  переход   общеобраз...

Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно - ориентированный урок.

Основная задача личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, разви­ваться ка...