Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по изобразительному искусству 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнению с традиционным пересмотрено так, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для школьников уровне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

                                         муниципального образования « Город Донецк»

                                                                  « Утверждаю»

                                                                                    Директор МБОУ СОШ № 13

                                                                                    Приказ от __________ № ______

                                                               Подпись директора_____________ Горелова О. В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для индивидуального обучения на дому

(VII вида)

        средняя общеобразовательная школа,    4 « Б»  класс

    Количество часов: 34  часа (1 час в неделю)

    Учитель: Васильева И.С.

Программа разработана на основе авторской программы

«Изобразительное искусство» для начальной школы, разработанной Л.Г. Савенковой, ЕА Ермолинской

В рамках проекта « Начальная школа XXI века» 

(научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования

            Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения.

Содержание обучения по сравнению с традиционным пересмотрено так, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для школьников уровне.

       Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы; Л.Г. Савенкова, ЕА Ермолинская).

Основная цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в любой области.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» уровня начального общего образования предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому.

Характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Цель уроков в начальной школе– разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  1. формирование целостного, гармонического восприятия мира;
  2. активизацию самостоятельной творческой деятельности;
  3. развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
  4. формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  5. воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

        Задачи изучения предмета:

  1. воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
  2. развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  3. формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
  4. Формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
  5. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественнотворческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественнообразного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

  1. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

4        класс. Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий и др.). Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.

Развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и мире искусства. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).

Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.

Основная форма организации учебного процесса — on-line урок с использованием дистанционных технологий обучения.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть учебного плана уровня начального общего образования, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс -  34 часа. Всего 135 часов.

Изменения в авторскую программу под ред. Л.Г. Савенковой и Е.А. Ермолинской не вносились. Авторская программа реализуется в полном объеме.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):

  • воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
  • развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
  • общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
  • воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
  • воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
  • развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
  • совершенствование индивидуальных способностей;
  • формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»)

Личностные результаты:

•        целостное, гармоничное восприятие мира;

•        интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

•        умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

•        способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

•        способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

•        представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

•        самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•        умение доводить работу до конца;

•        способность предвидеть результат своей деятельности;

•        адекватная оценка результатов своей деятельности;

•        способность работать в коллективе;

•        умение работать индивидуально и в малых группах;

•        готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение

Метапредметные результаты:

•        постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

•        принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

•        самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

•        самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•        умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

•        умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•        умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

•        умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

•        умение проводить самостоятельные исследования;

•        умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

•        умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•        умение находить нужную информацию в Интернете;

•        участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

•        умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

•        обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

•        умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

•        понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

•        умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

•        умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

•        сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

•        умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

•        умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

•        способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

•        умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

•        умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

•        сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

•        сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

•        активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

•        понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

•        понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

•        умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

•        умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

•        умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

•        сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

•        умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

•        умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

•        умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

•        умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

•        умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Четвероклассник научится:

•        создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•        использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

•        работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

•        различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

•        выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•        создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•        выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•        понимать форму как одно из средств выразительности;

•        отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

•        видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

•        использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•        передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

•        использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

•        создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

•        изображать объёмные тела на плоскости;

•        использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

•        применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

•        использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

•        чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

•        понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•        приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

•        понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

•        понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

«использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

•        понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

•        понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•        приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

        Четвероклассник получит возможность научиться:

•        пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•        выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•        видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

•        понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•        активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

•        работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

•        воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

•        переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•        работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

•        участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

•        выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•        проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

•        использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

4 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (11 часов).

  Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры втехнике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и Др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие и коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике линией), живописи (способом от пятна).

Система оценки образовательных достижений по предмету «Изобразительное искусство»

Текущий контроль по изобразительному искусству происходит на каждом уроке в виде индивидуального устного опроса и самостоятельной работы.

Этапы оценивания детской работы:

-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

-характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

- владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений:

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

        Учебно-методические пособия 

Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб. - М.:Вентана-Граф,  2011.

Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф,  2010.

Календарно тематическое планирование.

№ урока

Наименование разделов, тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

Дата

план

Дата

факт

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов

Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.)

Работа на плоскости

Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.

Понимать, что такое пространственное окружение.

Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.

Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»

04.09

Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов.

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.

Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды.

Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

11.09

Изображение музыки родной природы с помощью нужной цветовой гаммы

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.

Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.

Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

18.09

Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж.

Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.

Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать цветом настроение в работе

25.09

Художественный образ в произведениях разных видов искусства

Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.

Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

02.10

Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. «Цветущий луг»

Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

09.10

Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Владеть графическими компьютерными программами

16.10

Знакомство с пропорциями тела человека.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.

Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнять наброски с фигур одноклассников

23.10

Рисование с натуры одного предмета в разной цветовой гамме

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.

Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

13.11

Создание объемно-пространственной композиции «Масленница»

Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.

Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере).

20.11

Знакомство с народной архитектурой разных народов

Передавать индивидуальную характеристике персонажа, использую внешние сюжетно- смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т.д.)

Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.

Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами.

27.11

Оформление народных праздников

Работа в объеме и пространстве

Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.

Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.

Работать по представлению в объеме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.

Создавать небольшие этюды

04.12

Пропорции человека и их отображение в объёме

Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека. Лепить человека по наблюдению. Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест

11.12

Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве.

Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.

Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа

18.12

Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры

Декоративно-прикладная

деятельность

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

25.12

Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве.

Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

15.01

Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина).

Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.

Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.

Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.

Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата видеть его связь с культурными

традициями региона.

22.01

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины

Работа на плоскости

Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.

Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».

Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».

Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. Использовать для этого поисковые системы Интернета

29.01

Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы

Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

05.02

Выражение исторического времени в изобразительном искусстве

 Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.

Выполнять цветовые и графические композиции на тему. 

12.02

Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция).

Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики)

19.02

«Путешествия на машине времени»

Работа в объёме и пространстве

Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору). Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).

26.02

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек.

Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).

Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Определять цветовой и средовой характер композиции

04.03

Особенности традиционного декоративно прикладного искусства у разных народов.

Декоративно-прикладная

деятельность

Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

11.03

Символика узоров народного орнамента.

Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?

18.03

Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей — героев народных сказок.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

01.04

«Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка»

Создавать панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. 

08.04

Народные промыслы в области художественной росписи.

Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.

Участвовать в проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

15.04

Художественно- образное восприятие искусства (музейная педагогика) – 6 часов22.04

Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве

Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

22.04

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская)

Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.

Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?». 

29.04

Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона.

Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».

Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.

Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

06.05

Легенды и мифы в изобразительном искусстве.

Итоговая контрольная работа

Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).

Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства. Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

13.05

Анималистический жанр. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства

Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

20.05

Резерв

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государ...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание об...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравне...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государствен...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание обучения по сравнен...