Конспект урока ИЗО Тема: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Пудовкина Жанна Викторовна

Конспект урока  ИЗО( по теме: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм) разработан для 3-го класса по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izo_3_klass.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 3-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Уроки 1–2

Тема: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм.

Цели по линиям развития:

1ЛР: Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Определять отличительные особенности натюрморта и пейзажа. Рассказывать о барбизонской школе пейзажа, её достижениях и об импрессионизме. Называть особенности метода живописи импрессионистов.

2ЛР: Изображать натюрморт, пейзаж, пользуясь основными правилами жанров. Работать красками (гуашь, акварель, смешанная техника).

3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения различных жанров живописи и выражать своё отношение к ним на примере натюрмортов В. Хеда, М. Ларионова, П. Кузнецова и пейзажей К. Коро, К. Писсарро, К. Моне, И. Грабаря, А. Остроумова-Лебедева, Р. Кента (или других художников по выбору учителя); эмоционально воспринимать произведения различных стилей и выражать своё отношение к ним на примере пейзажей импрессионистов: К. Коро, К. Писсарро, К. Моне.

Обязательный минимум содержания. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж (Н); импрессионизм, импрессионисты (П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

действия учителя

действия учеников

(возможные варианты)

1-й урок

I. Создание проблемной ситуации.

Актуализация знаний.

Учитель записывает тему урока: «Жанры живописи. Натюрморт», рассказывает детям историю о мальчике, который хотел научиться рисовать, и предлагает ответить на вопросы.

Жил-был один маленький мальчик. Он очень любил рисовать красками, всегда участвовал в различных конкурсах рисунков, но ни разу ему не удавалось выиграть. Тогда решил он пойти в школу живописи и найти там самого лучшего учителя. Пришёл в школу и спрашивает у сторожа:

– Где мне найти самого лучшего учителя живописи?

– На двери мастерской самого лучшего, – говорит сторож, – написано слово МАСТЕР.

Зашёл мальчик в школу и видит семь дверей. На первой написано «Мастер натюрморта», на второй – «Мастер портрета», на третьей – «Мастер пейзажа», на четвертой – «Мастер исторического жанра», на пятой – «Мастер бытового жанра», на шестой – «Мастер батального жанра», на седьмой – «Мастер анималистического жанра».

Удивился мальчик и задумался.

 

– Когда наш мальчик шёл в школу, он на что надеялся?

– А что же получилось в результате?

2 1 2

 

– На то, что найдёт одного самого лучшего учителя живописи.

– Он нашёл семь хороших учителей, но каждый из них был мастером в своём жанре.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

II.

Формулирование проблемы.

– Как вы думаете, что же удивило мальчика, и над каким он вопросом задумался? 1 1

Почему в живописи так много жанров?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

III. Планирование.

– Как вы думаете, что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

1 1

– Что такое жанры?

– Какие бывают жанры?

– Чем отличаются жанры друг от друга?

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает открыть учебник на

с. 4, рассмотреть репродукции картин, прочитать текст и ответить на вопросы.

– Рассмотрите картины и скажите, к каким темам могут обращаться художники живописцы?

– Да, вы назвали много тем. Если вдруг придется выбирать тему для своего рисунка, то можно запутаться. Специалисты по истории искусства решили помочь нам разобраться в этом бесконечном разнообразии. Найдите в тексте, что придумали искусствоведы (учебник, с. 4, предпоследний абзац).

– Так что же такое жанр?

1 2 1 2 3 2

1. Дети рассматривают картины, отвечают (возможные варианты ответов):

– Самые разные темы: «Природа», «Люди», «Вещи», «Бои», «Сцены из жизни», «Животные» и др.

– Разделили темы на группы, которые назвали жанрами.

– Это разделение произведений живописи на группы по определенным темам.

2. Учитель предлагает детям поработать в парах, рассмотреть натюрморты, представленные в учебнике и ответить на вопросы.

– Мы сегодня остановимся на жанре натюрморта и вспомним его особенности. Рассмотрим несколько натюрмортов и ответим на вопросы.

1-й ряд – натюрморт В. Хеда на с. 5

2-й ряд – натюрморт М. Ларионова на с. 6

3-й ряд – натюрморт П. Кузнецова на с. 7

Вопросы (записаны на доске или выведены на экран):

– Чем тебе нравится этот натюрморт? Как ты думаешь, что привлекло внимание художника?

– Какие цвета и колорит использовал художник?

– Чем отличается натюрморт от других жанров? 

1 3 1 2 2 5

2. Дети рассматривают картины, обсуждают в паре ответы на вопросы, потом по выбору учителя три пары отвечают перед классом.

V. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. 2 3

– В живописи много тем, каждая тема имеет свои особенности, в живописи существуют правила изображения каждой темы.

Возможен другой вариант ответа.

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает написать натюрморт в альбоме (с натуры или по представлению, по выбору учителя и учеников). 4 2

Выполняют.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. 5 3

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил работу?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Что бы ты хотел изменить в своей работе?

– Как бы ты оценил свою работу?

 5 1 3

Выполняют.

VIII. Домашнее задание.

1. Доделать натюрморт (прописать детали). Оформить рисунок в паспарту.

2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш, краски (по выбору учителя: акварель, гуашь).

Записывают.

2-й урок

I. Актуализация знаний.

Учитель записывает тему урока: «Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм», напоминает проблемный вопрос прошлого урока и предлагает определить жанры произведений, демонстрируя их в бумажных репродукциях или в презентации. 2  1

Отвечают, если дети путаются, учитель помогает.

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает ребятам рассмотреть и сравнить две картины, ответить на вопросы.

 – Рассмотрите фрагмент картины Рогира ван дер Вейдена и определите, какую роль здесь играет пейзаж. Что на картине главное?

Рассмотрите картину Камиля Коро. Какова здесь роль пейзажа?

1 2 1 2 2

– Да, действительно, долгое время природа служила фоном для персонажей или событий. И лишь в XIX веке художники барбизонской школы и импрессионисты перевернули представление о пейзаже.

 Дети отвечают (возможные варианты ответов):

– Пейзаж на картине Вейдена играет роль фона. Главное же здесь люди.

– На картине Коро пейзаж и является объектом изображения. Он главный.

2. Учитель предлагает детям работу в парах:

 – Один из пары читает текст учебника на с. 8 о художниках барбизонской школы, другой текст учебника на с. 9 об импрессионистах. Далее отвечаете друг другу на вопрос: Как художники работали над пейзажем?

Учитель предлагает нескольким ученикам озвучить свои ответы.

1 2 1 2 2

2. Ребята читают текст и отвечают друг другу на вопрос, потом озвучивают свои ответы перед классом.

III. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. 2 3

Отвечают.

IV. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает детям написать пейзаж (летний, осенний или зимний, по выбору) используя гуашь, акварель или смешанную технику. В помощь можно использовать схему со с. 11 учебника или с. 20–21 рабочей тетради. 4 2

Выполняют.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает обсудить ребятам свою работу: что получилось, что нет. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил работу?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Что бы ты хотел изменить в своей работе?

– Как бы ты оценил свою работу?

 5 1 3

Обсуждают.

VI. Домашнее задание.

1. Доработать пейзаж. Оформить его в паспарту.

2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш, краски (по выбору учителя: акварель, гуашь).

Записывают.