Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Музей в твоем классе»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы кружка «Музей в твоём классе» Н.А.Чураковой, Н.М.Лавровой «Музей в твоём классе» М.: Академкнига/Учебник, 2012г., УМК «Перспективная начальная школа»

 

Разработчик программы:       Щукина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_muzey_v_tvoem_klasse.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №11"

г. Сергиев Посад

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________  В.Н. Варенова

приказ № 68 от 31 августа 2017г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Музей в твоем классе»

(базовый уровень)

для 2 Д (7,5 – 8,5 лет)

2017 /2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы кружка «Музей в твоём классе» Н.А.Чураковой, Н.М.Лавровой «Музей в твоём классе» М.: Академкнига/Учебник, 2012г., УМК «Перспективная начальная школа»

Разработчик программы:       Щукина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории.

                                                                                                                   

                                                                                                                          

                                                                                                                                                 2017г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
  • Получит возможность для формирования:
  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • Адекватного понимания причин успешности.

Регулятивные УУД:

Научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия;
  • Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
  • Получит возможность научиться:
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

  • Ориентироваться в жанре картины.
  • Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;
  • Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
  • Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

  • Различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
  • Представлять логику развития живописного языка;
  • Проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух картин одного и того же автора;
  • Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Научится:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

  • Точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Содержание курса

Курс включает 34 часа по 1 занятию в неделю

Авторская программа используется без изменений

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание учебной темы

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности  

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

2

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

2

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

2

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

В.Поленов «Московский дворик»

2

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

2

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

Б.Кустодиев «Морозный день»

2

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

Б.Кустодиев «Масленица»

2

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

Федотов «Сватовство майора»

2

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

К.Брюллов «Последний день Помпеи»

2

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

И.Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

2

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

И.Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

2

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

2

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

2

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

М.В. Нестеров «Три старца»

2

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

К.А. Коровин «За чайным столом»

2

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.

К.А.Коровин «Алупка»

2

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»

2

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).

Экскурсии в музеи

         

                                                                            Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата факт.

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Использование учебно-лабораторного оборудования

1.

05.09

05.09

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

ИКТ

2.

12.09

12.09

И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт

ИКТ

3.

19.09

19.09

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

ИКТ

4.

26.09

26.09

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

ИКТ

5.

03.10

03.10

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

ИКТ

6.

10.10

10.10

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

ИКТ

7.

17.10

17.10

В. Поленов

«Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

ИКТ

8.

24.10

24.10

В. Поленов

«Московский дворик»

ИКТ

9.

07.11

07.11

И. Левитан «Свежий  ветер. Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

ИКТ

10.

14.11

14.11

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

ИКТ

11.

21.11

21.11

Б. Кустодиев

«Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

ИКТ

12.

28.11

28.11

Б. Кустодиев

«Морозный день»

ИКТ

13.

05.12

05.12

Б. Кустодиев

«Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

ИКТ

14.

12.12

12.12

Б. Кустодиев

«Масленица»

ИКТ

15.

19.12

19.12

П. Федотов

«Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.

ИКТ

16.

26.12

26.12

П. Федотов

«Сватовство майора»

ИКТ

17.

16.01

16.01

К. Брюллов «Последний

день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

ИКТ

18.

16.01

16.01

К. Брюллов «Последний

день Помпеи»

ИКТ

19.

23.01

23.01

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

ИКТ

20.

23.01

23.01

И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

ИКТ

21.

30.01

30.01

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

ИКТ

22.

06.02

06.02

И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

ИКТ

23.

13.02

13.02

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

ИКТ

24.

20.02

20.02

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

ИКТ

25.

27.02

27.02

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины.

ИКТ

26.

06.03

06.03

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

ИКТ

27.

13.03

13.03

М.В. Нестеров «Три старца»

Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины.

ИКТ

28.

20.03

20.03

М.В. Нестеров «Три старца»

ИКТ

29.

10.04

10.04

К. А. Коровин «За чайным столом»

Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды.

Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям?

Рассматривание фрагментов по названиям.

ИКТ

30.

17.04

17.04

К. А. Коровин «За чайным столом»

ИКТ

31.

24.04

24.04

К. А. Коровин «Алупка»

Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.

ИКТ

32.

08.05

08.05

К. А. Коровин «Алупка»

ИКТ

33.

15.05

15.05

И. Е. Репин «Портрет

Павла Михайловича

Третьякова»

О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год - год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет.

Впечатление, которое производит портрет.

Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника)

ИКТ

34

22.05

22.05

И. Е. Репин «Портрет

Павла Михайловича

Третьякова»

ИКТ

СОГЛАСОВАНО                                                                                                    СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов                                                                  заместитель директора по УВР                                                                                                  

протокол № 1                                                                                                 _____________/_____________/      

от  30 августа 2017 г                                                                                         «____»_________________201__г.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов.

Главной целью данного курса в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является: дать первичное представление о православной культуре, знакомство с крас...