Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс умк ПНШ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Багаева Нина Ивановна

Рабочая программа по изобразительному искусству  2 класс умк ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2kl._izo.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2»

Поспелихинского района Алтайского края

Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для 2 класса

начальное общее образование

на 2018- 2019 учебный год

Составитель: Багаева  Н.И., учитель начальных классов

Поспелихинский район 2018


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный .N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный .N 19707), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный .N 22540),
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
  3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373»,
  4. Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями,
  5. Основной образовательной программой начального общего образования ФГОС МКОУ «Поспелихинская СОШ № 2» (утверждена приказом от 31.08.2018 г. № __),
  6. Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, реализующих требования ФГОС НОО, ООО и СОО (утверждено приказом от 10.05.2018 г. № 49)
  7. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года);
  8. Учебно-методического комплекта по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 классов авторов И.Э. Кашекова Программы по учебным предметам. Изобразительное искусство М.:Академкнига/учебник,2014г.// Примерная рабочая   программа по учебному предмету « Изобразительное искусство». 1- 4 классы/  И.Э. Кашекова. — М. : Академкнига/Учебник, 2015.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год  или  1 час в неделю. В начальной школе 34 учебных недели- 34 часа.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект авторов_ И.Э. Кашекова, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Цели и задачи обучения во 2   классе  соответствуют целям обучения предмету, определяемыми ФГОС и примерной программой, а также указанным в авторской программе, и не противоречат целям и задачам реализации ООП НОО МКОУ «Поспелихинская СОШ №2»

Планируемые результаты освоения учебной программы

Учащиеся:

• получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

• узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

 • определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

• интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

• имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

• применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа

Содержание курса

Раздел 1. Художественный образ –  основа любого искусства (16 ч)

Как рождается художественный образ (1 ч). Образ – это изображение, отображение. Художественный образ создается художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реаль ного и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею, – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником мыслей и чувств с помощью художественного образа. Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Образ дерева в искусстве разных художников. Разница между фотографией и произведением изобразительного искусства.

Художественная деятельность. Создать образ лета – фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.

Азбука искусства. художественные материалы (2 ч). Язык искусства. Цвет, линия, объем. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объема. Создать выразительный художественный образ помогают художественные материалы. Материалы для передачи красочного разнообразия мира (краски – акварель, гуашь, масляные); материалы для быстрого создания рисунка (карандаш, фломастер, уголь, перо и тушь, роллер, пастель, уголь); материалы для создания объемного изображения (пластилин, глина, камень, литье из металла). Использование необычных, не художественных материалов (бумага, тесьма, нити, стекло, пластиковые бутылки, береста). Образ осени. Соотнесение очертания листа с очертанием дерева. Сравнение литературных и живописных образов осени.

Художественная деятельность. Создать художественный образ осени в технике аппликации, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев.

Линия, штрих и художественный образ (1 ч). Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Описание характера линий и штрихов. Слова для справки: веселый, оживленный, грустный, спокойный, озорной, резкий, грубый, колючий, воинственный, ужасный. Графика. Графические художественные материалы. Рисунки художников, в которых разные по характеру штрихи создают разнообразные художественные образы природы. Календарно - тематический план изучения учебного предмета.

 Художественная деятельность. Передать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, грозовых туч. Гелевая ручка или роллер.

Линия, пятно и художественный образ (1 ч). Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями.

Художественная деятельность. Нарисовать на бумаге пятно краской или тушью. Получить отпечаток путем приложения к нему другого листа. Превратить с помощью линий новое пятно в забавных зверей.

Создаем художественный образ в графике (2 ч). Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба и т.д.). Сказочные птицы – образы добра и зла, дня и ночи. Использование различных по характеру линий и штрихов для изображения добрых и злых птиц

Художественная деятельность. Придумать и изобразить сказочную птицу. Начать с контура птицы, затем линиями, штриха-ми, точками, дужками украсить каждое перышко. Пятнами выделить важные детали. Гелевая ручка или роллер.

Цвет и художественный образ (1 ч). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Три основные цвета – желтый, красный, синий. Смешивание основных цветов для получения составных. Умение различать на репродукциях картин основные и составные цвета. Многоцветие природы осенью. Образы осенней природы в живописи и поэзии. Образ дерева осенью. Слова для справки: веселый, грустный, резкий, тихий, шелестящий, подвижный, замерший, оживленный, озорной, грубый, воинственный, тревожный, радостный.

Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу «Диво-дерево». На небольшом листе бумаги смешать два основных цвета, чтобы получить пятно составного цвета – оранжевое, зеленое, фиолетовое. К подсохшему пятну приложить ладошку и обвести ее карандашом, вырезать по контуру и наклеить получившееся изображение разноцветной ладошки на дерево, нарисованное учителем на большом листе.

Теплые и холодные цвета создают разные образы (2 ч). Характеристики теплых и холодных цветов. Теплые цвета – солнца, огня, земли – желтый, оранжевый, красный, коричневый. Вспомнить сказки, в которых принимают участие Солнце, Огонь или Земля. Образы Огня и Солнца. Продумать, какими они могут быть: добрыми или злыми, полезными для человека и природы или вредными. Слова для справки: палящий, жалящий, хищный, ласковый, теплый, согревающий, дающий жизнь, губящий все живое, испепеляющий, веселый, радостный, озорной. Особое значение образов Солнца, Огня, Земли. Выбрать краски, которые понадобятся для изображения солнца или огня.

холодные цвета. Холодными цветами называют цвета снега, льда, моря, травы, неба – зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вспомнить сказочные образы, связанные с этими цветами.

 Художественная деятельность. Создать образ Солнца или Огня. Выложить из кусочков цветной бумаги, похожих на острые льдинки, образ хозяйки Снежного королевства. Определить ее характер, какая она – добрая или злая.

Создаем художественный образ в живописи (2 ч). Повторить, какое настроение помогают передать теплые цвета, а какое – холодные. Передача оттенков настроения путем добавления в любой цвет белой или черной краски. Изменение характера цвета при смешении с белой краской. Изменение характера цвета при смешении с черной краской. Найти примеры смешения с белой и черной красками в картинах художников. Описать, какое настроение удалось выразить художникам в этих картинах с помощью цвета. Слова для справок: нежный, грустный, страшный, грозный, радостный, печальный, весенний, свежий, тревожный, ласковый. Линия горизонта на картинах, изображающих природу. Изменение цвета ближе к линии горизонта.

Художественная деятельность. Используя основные цвета, белый и черный, создать художественный образ моря – ласкового, нежного или страшного, штормового. Начать работу с линии горизонта.

Объем и художественный образ. Создаем художественный образ в скульптуре (1 ч). Объем использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Скульптура – один из самых древних видов искусства. Материалы скульптуры и способы их обработки: из мягких материалов – пластилина, глины – скульптуру лепят; работая с твердыми материалами – камнем, деревом, – скульптор отсекает лишнее. Лепка маленьких статуэток из глины, высечение из камня огромных статуй, отливание фигур из различных металлов. Понимание замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры. Изображение животных в скульптуре разных времен (первобытное искусство, звериный стиль у скифов, искусство Египта, А. Дюрер, П.П. Рубенс и др.). Изображение зверей современными скульпторами (В. Ватагин, И. Ефимов). Красота, сила и пластика животных.

Художественная деятельность. Слепить животное из пластилина или глины. Создать образ грациозной кошки или сильного слона, задумчивой черепахи или коварной змеи.

Линия, цвет и объем могут работать дружно (2 ч). Исполь-зование объема архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Рассмотреть фотографии разных зданий, построенных в XV–XVII вв. в Москве. Пофанта-зировать и рассказать, каким сказочным героям могли бы при-надлежать эти здания. Перечислить признаки, по которым мож-но соотнести здание с персонажем сказки. Линия, цвет и объем помогают создать выразительный образ в архитектуре.

Художественная деятельность. Сконструировать из белой бумаги дом для пластилинового зверька, слепленного на пре-дыдущем уроке. Украсить бумажный домик с помощью цветной бумаги и фломастеров. Помнить, что он должен соответствовать облику и характеру персонажа.

Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Использование цвета, линии и объ-ема в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснить, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Симметрия.

Художественная деятельность. Дорисовать на листе бумаги отпечаток раскрашенных гуашью ладошек и создать из симме-тричной фигуры художественный образ.

Использование линии, цвета и объема художниками народ-ных промыслов для создания выразительных образов в деко-ративно-прикладном искусстве (посуда, игрушки, предметы быта). Единство формы и декора в художественных изделиях. Определение по очертаниям изделий, к какому промыслу они принадлежат.Художественная деятельность. Выполнить коллективную ра-боту, которая украсит класс к Новому году. Выбрать новогод-нюю тему, например: «Дед Мороз и Снегурочка», «Зимний лес», «Снегопад», «Новый год в цирке». Каждый может сделать и укра-сить один элемент – шарик, снеговика, елку или другую фигур-ку. Использовать цветную бумагу, фломастеры, гелевые ручки, ножницы, клей. С помощью нитей собрать все элементы вместе. Помнить, что наверху и в центре должны быть главные фигуры, которые по смыслу объединяют все остальные.

Обобщающая коллективная работа (1 ч).

Раздел 2. Общие средства  художественной выразительности (14 ч) Живопись, графика и скульптура для создания художественного образа используют общие средства выразительности – композицию, ритм, форму.

Композиция и художественный образ (1 ч). Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает содержание придуманных им историй. Героями историй могут быть люди или звери. Композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях. По предложенным учителем композиционным схемам из простых геометрических фигур придумать и рассказать о приключениях, которые происходят с персонажами в предновогоднем лесу. Слова для справок: послушный, озорной, дружный, обиженный, непослушный, игра, шалун, прогулка, опасность, весело, капризный, прыгать, бегать, надменный, высокомерный, заботливый, смелый, спокойно, напряженно.

Художественная деятельность. Нарисовать придуманную историю с участием зверей в зимнем лесу. Схематично нарисовать композицию на придуманную историю о взрослом и двух детях, которых изобразить в виде простых геометрических фигур.

Симметрия и художественный образ (1 ч). Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия, уверенности). Характер несимметричных предметов (неустойчивость, готовность к движению). Способы получения симметричной фигуры. Отпечаток. Симметрия в композиции. Симметрия помогает создать художественный образ в композиции. Устойчивость и спокойствие симметричной композиции. Передача движения, волнения, тревоги в несимметричной композиции.

Ритм и художественный образ (1 ч). Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Повторы элементов в сказках, стихах и песнях. Ритм в музыке и живописи. Равномерный ритм создает ощущение покоя. Неравномерный ритм создает ощущение напряженности, беспокойства. Описание характера и ощущений персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине. Слова для справок: перепуганные, обеспокоенные, взволнованные, устрашенные, радостные, ликующие, оживленные, бодрые. Понимание того, о чем художники рассказывают с помощью ритма (например, М. Эшер, А. Дейнека, А. Матисс). Художественная деятельность. Выполнить аппликацию на одну из предложенных тем («Испуганные рыбки», «Веселые снежинки», «Встревоженные птицы», «Комета на звездном небе») или выбрать другую. Рассказать с помощью ритма пятен об общем состоянии героев.

Ритм линий и пятен (1 ч). Ритм линий и пятен помогает художнику создавать различные художественные образы. Загораживание предметами друг друга в композиции. Передача с помощью ритма веселого или тревожного настроения.

Художественная деятельность. Коллективная работа на тему «Зимняя сказка». С помощью ритма линий и пятен создать ком-позицию. Каждому нарисовать одну фигурку в движении, выре-зать ее и прикрепить на общий лист. Пастель или восковые мел-ки и цветная бумага для фона.

Ритм, симметрия и орнамент (2 ч). Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм в построении орнамента. Древнейшие элементы орнамента (круг, квадрат, треугольник и зигзаг). Значение круга – Солнце, небо, покой, свет, передача представления о добре и красоте. Значение квадрата – устойчивость, надежность, Земля. Квадрат или прямоугольник с пересекающимися линиями – пашня, плодородие. Треугольник – движение, рост, устремление ввысь. Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду, дождь. Оберегающее значение древних орнаментов. Орнамент как знак-оберег. Использование древних знаков в украшении предметов народного декоративноприкладного искусства. Мотивы древних орнаментов – Мировое Древо, фигурки птицы, коня, Праматерь Сыра Земля. Рассмотреть орнаменты на старинных вышивках, деревянных прялках и определить, что на них изображено. Рисуночное письмо.

 Художественная деятельность. Придумать орнамент, используя древние знаки. Нарисовать послание своим друзьям. Фломастер, гелевая ручка или роллер красного и черного цвета.

Форма и художественный образ (2 ч). Форма – это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Простые формы – геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и геометрические тела (куб, призма, конус, пирамида, шар и т.д.). Сложные формы получены при сочетании в одном предмете нескольких простых форм. Определение, из каких простых форм составлены различные предметы. Отражение характера в форме. Рассмотреть натюрморт (например, голландских художников XVII в. Дж. Моранди, П. Пикассо). Вообразить, что предметы на натюрморте ожили и между ними разыг рывается действие, как в театре. Рассказать, какую роль может сыграть каждый предмет. Слова для справки: изящный, легкий, хрупкий, скромный, горделивый, строгий, добрый, жадный, надменный, заносчивый, суровый, нежный, добродушный, задиристый, кроткий, глупый, уверенный, храбрый, достойный.

Художественная деятельность. Слепить один предмет в его новой роли.

Форма создает образ на плоскости (2 ч). Создание выразительного образа персонажа с помощью формы. Различные формы пятен и их характер (плавные, словно стекающие или струящиеся формы, передают состояние покоя, нежности, легкости; жесткие, угловатые формы передают агрессивное, тревожное состояние). Неустойчивые, подвижные, изящные формы, неуклюжие, тяжелые формы пятен. Описать впечатление, создаваемое художником в картине с помощью пятен. Слова для справки: быстрое, стремительное, резкое, веселое, вялое, медленное, плавное, уверенное, кружащееся, тревожное. Абстрактное искусство представляет мир в отвлеченных формах. Заострение художником внимания на главном, отказ от второстепенного.

 Художественная деятельность. Зарисовать в тетради несколько форм, использованных художником в композициях. Составить из простых форм композицию на тему «Мои друзья». Создать в технике аппликации образ сказочного героя. С помощью формы передать его характер.

Форма создает образ в объеме (1 ч). Художественный образ в скульптуре. Восприятие скульптуры при круговом движении. Передача формой характера персонажей. Украшение скульп турой парков, скверов, улиц. Образы сказочных персонажей в скульптурном оформлении современных парков.

 Художественная деятельность. Вылепить фигурку сказочного героя. С помощью внешней формы передать его характер, привычки, намерения.

Форма в художественном конструировании (2 ч). Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Художественное конструирование – это построение предметов и расположение разных частей по отношению друг к другу. Форма предмета должна быть красива и удобна для использования. Конструирование различных предметов из бумаги. Придание разнообразных форм обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. Формы – куб, шар, призма, цилиндр, конус. Формы зданий – формы простых геометрических тел.

Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Сконструировать из белой бумаги сказочное королевство. Украсить модель с помощью цветной бумаги. Передать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик короля, который живет в этом королевстве: добрый или злой, толстый или худой. Сконструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр.

Композиция, ритм, форма должны работать дружно (1 ч). Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Важным атрибутом современного праздника является поздравительная открытка. Композиция, ритм, форма в поздравительной открытке. Разнообразие форм открыток (от обычной прямоугольной карточки до сложной раскладной конструкции). Открытка-игрушка. Ритм форм в композиции открытки. Использование для изготовления открытки плотной бумаги или картона, различных материалов: нитей, ткани, тесьмы, бусинок, сухоцветов.

Художественная деятельность. Придумать композицию поздравительной открытки ко дню рождения друга, мамы или бабушки. Выполнить в тетради ее композиционную схему. Сконструировать форму открытки. Затем на отдельном листе выполнить рисунки и надпись, вклеить готовый рисунок в отведенное для него место на открытке. Изображение можно выполнить в технике аппликации. Цветная бумага, ткань, тесьма, блестки, сухие цветы и листья.

Раздел 3. Композиция,  ритм, форма работают дружно (4 ч)

Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Тема произведения и художественный образ (1 ч). Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Характер композиции (спокойствие или напряженность). Равновесие пространства картины за счет формы и ритма предметов. Значение каждого предмета в целостном образе композиции. 

Художественная деятельность. Нарисовать композиционные схемы к картинам художников. Выделить на них главное и второстепенное.

Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве.

Образы природы в изобразительном искусстве (2 ч). Природа – лучший учитель художника. Пейзаж – изображение природы в изобразительном искусстве. Весенняя природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке. Разные образы весны. Впечатления от весенней природы, переданные в разных произведениях: общее и особенное.

Художественная деятельность. Создать композицию на тему «Весна». Работу выполнять в два этапа:

  1. Написать небо – фон будущей композиции. При изображении неба и весенней земли наметить линию горизонта.
  2. Изобразить на подготовленном фоне разные по характеру деревья.

Образ человека в изобразительном искусстве (1 ч). Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Интерес художников не только к внешнему облику, но и внутреннему миру человека. Понимание человека с помощью его изображения, открытие новых черт его характера. Портрет – изображение человека в изобразительном искусстве. Расположение фигуры на листе. Смешение красок для изображения лица и рук. Тень от подбородка. Деление лица на три части линией бровей и линией кончика носа. Характерные черты персонажа. 

Художественная деятельность. Нарисовать портрет друга, мамы, учительницы или сказочного героя. Передать не только присущие ему внешние черты, но и настроение, характер. Пастель или восковые мелки.

Раздел 4. Музеи изобразительного искусства (1 ч)

 Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях. В больших музеях хранятся огромные коллекции живописи, графики и скульптуры, собранные людьми за многие века. Здания, в которых находятся эти музеи. Крупные музеи России, имеющие мировое значение: Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Коллекция произведений художников Древней Руси и России в Третьяковской галерее. Павел и Сергей Третьяковы. Здание Третьяковской галереи (проект В. Васнецова). Коллекция зарубежного искусства в Эрмитаже. Эрмитаж располагается в Зимнем дворце русских императоров. Региональные художественные музеи. Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Дом-музей художника Исаака Левитана в Плесе. Знакомство с музеями своего района, области, города.

Виды деятельности прописаны в календарно – тематическом планировании.

Формы организации учебных занятий

Основная форма обучения – урок. Типы уроков и их формы выбираются в соответствии с требованиями ФГОС и в контексте системно – деятельностного подхода.

Календарно-тематическое планирование

Тематический план

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Продолжительность

изучения (ч)

Контрольные мероприятия**, практические работы (компоненты практической части)*

по авторской программе

по рабочей программе

по авторской программе

по рабочей программе

1

Раздел 1 Художественный образ –  основа любого искусства

16

16

Как рождается художественный образ

1

1

Азбука искусства. Художественные материалы

2

2

Линия, штрих и художественный образ

1

1

Линия, пятно и художественный образ

1

1

Создаем художественный образ в графике

2

2

Цвет и художественный образ

1

1

Теплые и холодные цвета создают разные образы

2

2

Создаем художественный образ в живописи

2

2

Объем и художественный образ. Создаем художественный образ в скульптуре

1

1

Линия, цвет и объем могут работать дружно

2

2

Обобщающая коллективная работа  

1

1

2

Раздел 2.

Общие средства художественной выразительности

14

14

Композиция и художественный образ

1

1

Симметрия и художественный образ

1

1

Ритм и художественный образ

1

1

Ритм линий и пятен

1

1

Ритм, симметрия и орнамент

2

2

Форма и художественный образ

2

2

Форма создает образ на плоскости

2

2

Форма создает образ в объеме

1

1

Форма в художественном конструировании

2

2

Композиция, ритм, форма должны работать дружно

1

1

3

Раздел 3.

Композиция, ритм, форма работают дружно

4

4

Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Тема произведения и художественный образ

1

1

Образы природы в изобразительном искусстве

2

1

Образ человека в изобразительном искусстве

1

1

4

Раздел 4. Музеи изобразительного искусства 

1

1

 Музеи изобразительного искусства

1

1

Итого

35

34

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

Характеристика  видов деятельности

Дата

Раздел 1Художественный образ –  основа любого искусства – 16 часов

Как рождается художественный образ.

 2-3

 Азбука искусства. Художественные материалы.

4

Линия, штрих и художественный образ.

Создавать образы природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов.

Осознавать влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа и использовать в собственной худо-

жественно-творческой деятельности.

Сравнивать и соотносить литературные и живописные произведения.

Воспринимать графику как вид изобразительного искусства и понимать, как разные по характеру штрихи создают разные

художественные образы.

Создавать графическими средствами выразительные образы природы.

Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.

Передавать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, грозовых туч

5

Линия, пятно и художественный образ.

Воплощать художественный замысел с помощью пятна и линии.

Фантазировать и создавать в воображении различные образы из разных по форме пятен.

Создавать образы животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями.

Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.

Создавать графическими средствами выразительные образы животных

6 – 7

Создаём художественный образ в графике.

Овладевать основами языка графики. Применять различные приемы при работе с графическими материалами.

Понимать символическое значение образа птицы в разных искусствах.

Интерпретировать  образы птиц в различных произведениях искусства.

Использовать различные  по  характеру линии и штрихи для изображения разных по характеру птиц

8

Цвет и художественный образ

Понимать основы языка живописи.

Использовать цвет для создания выразительных образов в живописи.

Различать три основных цвета и получать из них составные цвета.

Различать на репродукциях картин основные и составные цвета.

Видеть многоцветие  природы, обобщать природные­ формы, выявлять признаки для создания декоративного образа.

Различать, описывать устно и создавать в собственной художественно-творческой деятельности образ осеннего дерева

9-10

Тёплые и холодные цвета создают разные образы.     

Различать теплые и холодные цвета. Давать характеристики образам, изображенным теплыми или холодными цветами.

Выбирать цвета и их оттенки, которые нужны для изображения солнца или огня, моря или льда.

Создавать в собственной художественно-творческой деятельности образы Солнца или Огня.

Выбирать краски, которые нужны для изображения снега, льда, морской воды.

Уметь называть сказочные образы, связанные с этими цветами.

Определять по характеру цвета характер сказочного героя.

Создавать образ сказочного героя, пользуясь холодными цветами

11-12

Создаём художественный образ в живописи. 

Овладевать основами языка живописи.

Передавать в собственной художественно-творческой деятельности оттенки настроения путем добавления в любой цвет белой или черной краски. Находить в художественных произведениях примеры смешения красок с белой

или черной, описывать настроение, которое передал художник.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, объяснять разницу.

Понимать значение линии горизонта в картине, изображающей природу, уметь ее строить и использовать для изображения пространства в картине.

Создавать художественный образ моря ласкового, нежного или страшного, штормового

13

Объём и художественный образ. Создаем художественный образ в скульптуре

Осознавать объем как язык художественной выразительности скульптуры.

Различать материалы скульптуры и специфику работы с ними.

Овладевать основами языка скульптуры.

Стремиться к пониманию замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры.

Обобщать в рисунке и в скульптуре природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Различать  изображение  животных  в скульптуре разных времен.

Видеть красоту, силу и пластику животных в образах скульптуры.

Создавать выразительный образ животного из пластилина или глины

14-15

Линия, цвет и объём могут работать дружно.  

Видеть и понимать художественные образы различных построек.

Понимать, что линия, цвет, объем помогают создать выразительный образ в архитектуре и в декоративно-прикладном искусстве.

Овладевать основами языка декоративно-прикладного искусства.

Выполнять простые макеты.

Моделировать комплекс сказочного зоопарка из сконструированных домиков.

Конструировать из бумаги и украшать дом, соотнося его внешний вид и характер с образом будущего хозяина.

Использовать цвет, линию, объем в художественном конструировании и оформлении разных предметов.

Объяснять, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы

Иметь представление об условиях создания выразительных образов в декоративно-прикладном искусстве.

Различать  изделия  ведущих  народных

промыслов России.

Определять по форме изделия, к какому народному промыслу оно принадлежит, называть центры художественных ремесел России

16

Обобщающая коллективная работа.

Участвовать в коллективной работе.

Находить свое место в коллективном замысле.

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять  существенные  признаки  для создания декоративного образа.

Использовать  различные  художественные материалы.

Украшать интерьер помещения к празднику

Раздел 2. Общие средства художественной выразительности (14 ч)

17

Композиция и художественный образ.

Понимать общие средства выразительности изобразительных искусств – композицию, ритм, форму.

Понимать роль композиции в картине.

Осознавать,  что  композиция  помогает

рассказать о событии и участвующих в нем героях.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись,  рисунок,  орнамент)  и  в  пространстве (скульптура, художественное конструирование), наполняя их содержанием

18

Симметрия и художественный образ.

Видеть симметрию и асимметрию в жизни и в искусстве.

Различать характер симметричных и несимметричных предметов.

Понимать роль симметрии и асимметрии в композиции.

Создавать симметричные и асимметричные композиции

19

Ритм и художественный образ

Понимать роль ритма в композиции художественного произведения.

Описывать характер и ощущения персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине, пользуясь словами для

справки.

Передавать с помощью ритма в композиции эмоциональное состояние героев.

Понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов

20

Ритм линий и пятен

Понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов.

Участвовать в коллективной работе.

Создавать композицию с помощью ритма и пятен.

Рисовать фигуру человека в движении.

Создавать  средствами  компьютерной графики выразительные образы человека

21-22

Ритм, симметрия и орнамент

Осознавать особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Узнавать древнейшие элементы орнамента и понимать их значение.

Различать основные мотивы древнего орнамента.

Определять, что изображено в орнаментах на старинных вышивках, прялках, керамической посуде, деревянной резьбе.

Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический

язык декоративно-прикладного искусства.

Видеть и воспринимать древние знаки как обереги в украшении предметов народного декоративно-прикладного искусства и использовать в собственной художественно-творческой деятельности.

Сочинять и рисовать орнамент, содержащий какое-либо сообщение, используя древние знаки

23-24

Форма и художественный образ.

Понимать роль формы в создании художественного образа.

Различать простые и сложные формы.

Определять, из каких простых форм составлены различные предметы.

Наблюдать,        сравнивать,  анализировать геометрические формы предметов.

Фантазировать и воображать по предметам в натюрмортах их роли в «ожившем» сюжете.        

Рассказывать, какую роль может сыграть каждый предмет.

Использовать        приемы  трансформации

объемных форм для создания выразительного образа предмета.

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Создавать новый (придуманный) образ предмета в объеме.

Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере

25-26

Форма создаёт образ на плоскости.

Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере.

Описывать впечатление, создаваемое художником с помощью формы пятен в картине.        

Понимать возможности абстрактного искусства.        

Различать разнообразие форм предметного мира.        

Видеть и зарисовывать формы, использованные художником в композиции.

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для  создания выразительных образов в рисунке и в живописи.        

Составлять        композицию        на  заданную тему из простых геометрических форм.

Использовать  приемы        трансформации объемных форм для создания выразительного образа.                

Создавать образы сказочных героев в

технике аппликации,  передавая характер с помощью формы.

Создавать        средствами        компьютерной графики выразительные образы сказочного героя                

27

Форма создаёт образ в объёме.

Понимать, что форма передает характер персонажей в скульптуре.        

Видеть и осознавать роль скульптурных изображений в повседневной жизни человека.                

Использовать простые формы для создания выразительных образов в скульптуре.

Создавать фигурку сказочного героя в объеме,  передавая его характер, привычки, намерения с помощью внешней

формы                

28-29

Форма в художественном конструировании.

Осознавать роль формы в художественном конструировании Придавать разнообразные формы обычному листу  , выре-

зания, склеивания.        

Видеть в формах зданий простые геометрические тела.        

Различать разнообразие форм предметного мира, выполнять простые макеты.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы предметов.

Конструировать из белой бумаги элемент сказочного королевства, который потом войдет в общую композицию.

Передавать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик обитателей королевства.        

30

Композиция, ритм, форма должны работать дружно.

Понимать, что композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности.

Видеть результаты использования композиции, ритма и формы в готовом изделии на примере поздравительной от-

крытки.        

Придумывать композицию поздравительной открытки, конструировать ее форму и  использовать различные  материалы для изготовления

Раздел 3. Композиция, ритм, форма работают дружно (4 ч)

31

Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов.

Тема произведения и художественный образ

Понимать,        что  от  месторасположения главного предмета в композиции зависит ее характер и содержание работы.

Создавать        равновесие картины с помощью формы и ритма предметов.        

Понимать значение каждого предмета в целостном образе композиции.

Видеть главное и второстепенное в произведениях живописи и графики.

Создавать композиционные схемы. Понимать, что художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии.        

Распознавать темы, нашедшие отражение в искусстве

32

Образы природы в изобразительном искусстве.

Понимать «пейзаж» как изображение природы в искусстве.

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в различное время года, суток, в различную погоду.

33

Образ человека в изобразительном искусстве.

Передавать  характерные  черты  внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры.

Понимать, что в искусстве изображают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир.

Различать понятие «портрет» как изображение  человека  в  изобразительном искусстве.

Учиться элементарным приемам изображения портрета человека.

Рисовать портрет человека пастелью или восковыми мелками.

Передавать не только присущие человеку внешние черты, но и настроение, характер.

Создавать графическими/скульптурными  средствами выразительные образы человека

Раздел 4. Музеи изобразительного искусства (1 ч)

34

Музеи изобразительного искусства

Называть ведущие художественные музеи России и своего региона.

Понимать  ценность  крупнейших  художественных музеев России – ГТГ и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге.

Различать специфику коллекций ГТГ и Эрмитажа.

Понимать специфику региональных художественных музеев, домов-музеев.

Лист внесения изменений в рабочую программу

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

УМК "Планета знаний". Рабочая программа по изобразительному искусству2 класс.

УМК «Планета знаний» «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»2 класс автор Н.М. СокольниковаПояснительная запискаПрограмма по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственног...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...

адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...