Доклад по ИЗО. «Урок ИЗО в начальной школы в соответствии с ФГОС»
статья по изобразительному искусству (изо)

Плотникова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Тункинская средняя общеобразовательная школа

имени Седова Ю.П.»

                       ДОКЛАД

                           на тему

«Урок ИЗО в начальной школы в соответствии с ФГОС»

        Приготовила

                                                     Плотникова Светлана Владимировна

                                     учитель начальных классов

        1 категории

Тунка

                                                      2019

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1. Обзор программ по изобразительному искусству

2.2. Урок изобразительного искусства  в начальной школе

2.3. Типы уроков

  1. Заключение

4.Литература

  1. Введение

Искусство такая потребность человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее,- неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел жить на свете.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся.

Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом.

       

2. Основная часть

2.1. Обзор программ по изобразительному искусству

  На всех этапах художественного образования     педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

    Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является  частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование,  которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие.

       К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству:

«Школа рисунка — всеобщая графическая грамота»

«Формирование художественной культуры как части духовной культуры»

«Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа»

      Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

  ПРОГРАММА В.С.КУЗИНА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»- «ШКОЛА РИСУНКА – ВСЕОБЩАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА»

Основные задачи программы по изобразительному искусству:

  •  овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  •  развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:

  •  рисование с натуры (рисунок, живопись);
  •  рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
  •  декоративная работа;
  •  лепка;
  • аппликация с элементами дизайна;
  •  беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.  

ПРОГРАММА Т.Я.ШПИКАЛОВОЙ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»-«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ КАК К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ОСОБОГО ТИПА»

Основные задачи программы:

  •  формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;
  •  создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

  •  основы художественного изображения;
  •  орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;
  •  народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;
  •  художественный труд на основе знакомства с народным и
  •  декоративно-прикладным искусством (основы художественного
  •  ремесла).

 ПРОГРАММА Б.М.НЕМЕНСКОГО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» «ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЧАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

  • Ее главная идея формирование художественной культуры как части духовной культуры. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

  •  формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  •  формирование художественно-творческой активности;
  •  овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

 Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

  • I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя
  • II класс. Ты и искусство.
  • III класс. Искусство вокруг нас.
  • IV класс. Каждый народ — художник и т. д.
  • Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.

Программа обеспечена комплектом УМК. Есть учебники, тетради, методички.

2.2. Урок изобразительного искусства  в начальной школе

        Урок искусства неповторимое авторское произведение учителя и учеников в конкретных обстоятельствах,  наполненный неповторимыми ситуациями переживания и сопереживания.                                                                                                              

     В программе Бориса Михайловича Неменского отражены особенности современного урока ИЗО:

  • Художественность (целостность, образность, эмоциональность)
  • Расширение опыта эмоционально -ценностных отношений учащихся
  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся
  •  Сотворчество учителя и ученика
  •  Интеграция с другими учебными предметами
  •  Художественное пространство урока (современные средства и оборудование)

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Понимание этапов процесса обучения, структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.

  •  Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:
  • урок овладения учащимися новыми знаниями;
  • урок формирования и усвоения навыков умений и навыков;
  • урок обобщений и систематизации знаний и умений;
  • урок комплексного применения знаний навыков и умений (повторения и закрепления);
  • контрольно-проверочный урок
  • урок смешанного типа, комбинированный

Чаще на уроках ИЗО используются уроки смешанного типа, комбинированные.

Цели урока. Каждый урок имеет свою цель, задачи, планируемые результаты. Цель современного урока имеет триединый характер и состоит из трех аспектов: познавательного, связанного с расширением объема знаний, развивающего — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательного — с формированием нравственных качеств личности.

     Воспитательный аспект. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии. На уроке искусства нас интересует прежде всего деятельность ученика как субъекта, личности, воспринимающей искусство, рефлексирующей и участвующей в активном осмыслении, творческом претворении полученного. Вне искусства не прорастают ни интеллект, ни ассоциативное мышление, ни самоирония, ни интуиция, ни внутренняя свобода. Воспитание не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо время, поэтому внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть активным и постоянным.

     Развивающий аспект связан со структурой личности ребенка. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его воспитания и обучения, и становится результатом правильно организованного обучения и воспитания. В примерный перечень учебно-воспитательных задач, которые можно осуществлять на уроках изобразительного искусства с целью развития личности ребенка, входит: развитие речи, мышления, сферы чувств, двигательной сферы и др.

    С целью развития речи ребенка следует: обогащать и усложнять словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); овладевать выразительными средствами языка.

   С целью развития мышления формируются умения: анализировать; выделять главное; сравнивать, строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы. Занятия способствуют также развитию воображения и фантазии.

    С целью развития сенсорной сферы усовершенствуются: глазомер, умение ориентироваться в пространстве и во времени; точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, интонаций.

    С целью развития двигательной сферы ребенка учат: владению моторикой мелких мышц; умению управлять своими двигательными действиями.

       Познавательный аспект урока изобразительного искусства складывается из следующих требований: учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые обеспечат успешную деятельность в дальнейшем.

           Давайте, рассмотрим поближе структуру урока на примере урока в 4 классе.

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки сакуры.

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, традициям японцев: «Праздник цветения вишни – сакуры», развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к природе; формировать умение работать в группах

Задачи:    - обучающие: 

  • знакомство учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
  • учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
  • формирование умения выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.

-развивающие:

         ·  развитие эстетического вкуса учащихся;

·  развитие художественного видения окружающего мира.

-воспитательные:

  • воспитание чувства толерантности к чужой культуре;
  • формирование эмоционально-ценностное отношения к природе;
  • формирование умения работать в группах.

Исходя из цели и  задач планируем образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии

Структура урока

Современный урок имеет подвижную структуру.

Структура определяет:

  •  внутреннее строение
  •  последовательность этапов, взаимосвязь между ними.
  • расход времени на различных этапах.

    Этапы и структура зависят от типа обучения (традиционное, развивающее, проблемное)

Этапы урока

Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:

  • организация занятия;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение (сообщение) нового материала;
  • закрепление нового материала(самостоятельная работа)
  • подведение итогов урока;
  • задание на дом

Вернемся к уроку ИЗО в 4 классе.

  1. Организационный этап урока. На этом этапе идет проверка готовности ученика к уроку, его настроения. Можно провести игру «Настроение». У детей смайлики трех видов. На доске таблица.

Начало урока

конец урока

     

      Начало урока, конец урока, отличное настроение, среднее и плохое. Дети прикрепляют смайлики в определенную графу таблицы. Видно  с каким настроением дети пришли на урок и с каким ушли.

Следующий этап урока –это объяснение (сообщение) нового материала.

      Для актуализация знаний также можно взять различные виды деятельности. Я использовала прием ассоциации.  Ряд образов, иллюстраций (флаг и герб России, береза, Кремль, церковь, флаг и герб Японии, пагода, сакура, сакура). Задание: выберите, те образы, которые вам близки, знакомы, родны. Ребята называют эти предметы. Делают вывод, что относятся картинки к России, Родине. Остальные можно объединить в другую группу. Если не могут ответить, с какой страной они связаны, можно использовать ребус. Отгадав второй ребус- узнают, что рисуем на уроке. (Использование ребуса (сакура). Рисуем ветку сакуры.)

       

      Здесь же вывод, что знают и что еще пока не знают. Вспомнили, о чем говорили во 2 четверти. Пробуют называть тему урока.  

После темы урока, ученики ставят цели урока. Идет, конечно, коррекция учителя. И тема и цели появляются на доске.

    Знакомство с новым материалом происходит самостоятельно по группам. Дети работают с презентациями, карточками.  Три группы: географы, традиции, сурдопереводчики.

 Затем самое главное доносят(рассказывают) до других групп.

Эмоциональный настрой (как у Неменского- кульминация ) -зрительный ряд- слайды с изображением цветущей сакуры.

Следующий этап: педагогический рисунок. 

     Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок — показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения изображаемого объекта. Преподаватель обычно показывает поэтапное построение предмета, композиционную связь групповой постановки. Следует отметить, что в практике преподавания рисунка и живописи наглядный показ того или иного способа, приема работы всегда считался важным фактором успешного обучения, на что не раз указывали известные художники и педагоги. Рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Кроме, есть второй вид педагогического рисунка- это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

 И  третий вид педагогического рисунка – это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

      Следующий этап: Закрепление или самостоятельная, практическая работа. Ребята выполняют рисунок.    Практическая работа проходит под тихую японскую музыку.

   Этап подведение итогов. Выставка работ. Самооценивание. Оценивание.

Самооценивание можно провести используя таблицу с оценками. Дети выбирают свою оценку и под нее прикрепляют свой рисунок. Можно взять вместо таблицы – «лесенку успеха». На каждой ступеньке оценка: выбор своей ступеньки. Затем проводится обсуждение с учениками их работ (совпадение своей оценки и оценки товарища, учителя).

Д/з.  Прочитать стихи японских поэтов- хокку(на  карточках). Написать свое стихотворение о сакуре, кимано

Рефлексия. На данном уроке это игра «Настроение».

    Можно использовать и другие приемы рефлексии. 

    Приемы рефлексии эмоционального состояния.

Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

 «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы;верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

«Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

 «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

  «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

   «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

  Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

  «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

   В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

   В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

2.3.Типы уроков

Современный урок искусства — это во многом творчество не только педагога, но и ученика. Он строится на основе технологий развивающего обучения, активизирующих творческую инициативу, художественное восприятие и свободу самовыражения личности. В практику вошли разнообразные типы уроков: урок-игра, проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок — праздник искусств, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-конференция и др.

   Выбор типа урока или сочетания нескольких типов — вопрос педагогической техники.

Проблемный урок

В педагогической практике проблемно-поисковая ситуация чаще всего понимается как изложение (обычно самим педагогом) двух или нескольких разных, в том числе и противоположных, точек зрения, среди которых в результате следует выбрать наиболее «верную» (как правило, с точки зрения педагога).

На самом деле уже из самого определения понятия «проблема» (греч. — задача, подлежащая исследованию, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения) следует, что не всегда проблема — то, что должно быть решено. Иногда это то, что необходимо подвергнуть обсуждению (эмоционально-эстетической оценке). Не случайно существуют, к примеру, так называемые «вечные» проблемы.

Важно понять, что источником, внутренним двигательным механизмом проблемы является противоречие (как основа действия), то есть конфликт, возникающий, как правило, именно на сущностном уровне проникновения в проблему. Специфика проблемного мышления сходна со спецификой художественно-творческого мышления, поэтому, моделируя возникновение, формирование и разрешение какой-либо учебной проблемы на уроке, учитель моделирует образ мышления, характерный для художественного творчества и восприятия.

   В одном случае проблема наиболее ощутимо определяется в области содержания, а в других случаях — формы. Важно иметь в виду, что проблема, сформулированная в связи с содержанием, должна при разрешении иметь выход в область формы (выразительных средств), и наоборот.

Например, в начальной школе можно предложить следующие проблемы: «Если б всё на свете было одинакового цвета?» (строчка из стихотворения Е. Руженцева «Сказка про краски»); «Что делать, если художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось всего три краски?»; «Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?»; «Что было бы, если бы не было на свете художников? А если бы не было мастеров?»; «Как передать на бумаге или холсте пушистую шерстку котенка, нежные перышки цыпленка, твердые иглы ежа? Как изобразить «пушистое», «нежное», «веселое»?; «Что будет, если школу построить как сказочный замок?».

Проблемный урок включает в себя:

• организацию учащихся, их психологическую подготовку;
• создание проблемной ситуации;
• формулировку проблемы;
• выдвижение гипотезы;
• поиск решения проблемы;
• обсуждение результатов;
• комментарии и обобщения учителя;
• задания на дом;
• подведение итогов работы.

Уроки-восхождения вводятся в начальной школе при изучении следующих тем: «О чем говорит искусство», «Искусство на улицах города», при объяснении нового материала на основе уже изученного. Так, при изучении художественной культуры древней Японии на первом уроке учитель рассказывает сам (возможен диалог с учеником), а два других урока можно проводить как восхождение. За неделю дети прочитают японские трехстишья, что-то найдут в книгах, услышат от других или увидят по телевидению. Таким образом, и ученики, и учитель вовлечены в интересный поиск, что делает их труд радостным. Материалы, найденные детьми, составляют дополнительный дидактический материал для уроков.

Урок-вернисаж

Урок проводится в заключение темы как обобщающий урок четверти, года. К нему готовится выставка детских работ или подборка репродукций произведений искусства, тематическая выставка, отчет или подборка работ одного ученика.

Задачи урока: развитие умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Необходимо также выявить знания о художниках, видах и жанрах искусства. На итоговую выставку приглашаются родители и ученики из других классов. Экскурсоводом может быть любой учащийся.

Подготавливаются две группы учащихся для дискуссии. У них конкретные роли, они знают, как эти роли обыграть. Экскурсоводы ведут показ работ и беседу об экспозиции. Экскурсовод — эрудит, он должен ответить на любой вопрос зрителей. Художник представляет свои работы, отстаивает свое мнение. Зрители, гости или туристы осматривают выставку, задают вопросы художникам. Зрители могут спорить, высказывать свое мнение.

На уроке-вернисаже дети учатся понимать произведения мастеров, формировать свои оценочные суждения.

Урок — праздник искусств

Этот урок готовится задолго до конца учебного года. Он может являться кульминацией уроков-вернисажей, которые проводились в конце четвертей. С помощью детей подбираются, оформляются и подписываются работы. Можно привлекать к подготовке выставки и родителей. Это должен быть очень торжественный день в жизни учеников с приглашением гостей.

На празднике искусств возможны следующие этапы:

I. Отчет художников.

Они представляют свои работы, рассказывают о замысле и художественных средствах. Зрители задают вопросы:

• К какому жанру относится работа?

• Как решена композиция?

• Чем художнику больше нравится заниматься?

• Какими средствами удалось создать интересную композицию, найти графическое или живописное решение?

• Как увидеть образность скульптуры?

• В чем вы увидели красоту предметов декоративного искусства и чем оно отличается от станкового искусства?

II. Отчет поисковых групп.

Дети показывают альбомы, подборку репродукций, рассказывают о творчестве одного художника, или об одной картине, или о каком-либо жанре искусства. Свой рассказ можно иллюстрировать слайдами, видеозаписью.

III. Веселая викторина.

В заключение праздника можно провести веселую викторину, где вопросы могут быть поставлены в шутливой, парадоксальной форме (провести конкурс на самый интересный вопрос); можно придумать шутливые кроссворды для гостей.

Урок-путешествие

Такой урок уместен при изучении искусства других стран, другой эпохи или далекого прошлого нашей родины. Этот урок готовится заранее и по форме представляет собой игру. Для ведения игры выбирают группу учеников по их желанию. Это гиды, знатоки, историки, бывалые путешественники, художники и др.

Этапы урока

Подготовительная работа — предлагается тема и намечается проект сценария. Ученики ведут поисковую работу по содержанию выбранной темы, подбирают текстовый материал и зрительный ряд (слайды, репродукции, зарисовки). Руководит работой учитель. Он советует и сам участвует в сборе материала. Урок сопровождается музыкой, на стенах — работы детей.

Проект или сценарий урока намечает учитель вместе с подготовленной группой, записывает его, вместе с учащимися распределяет роли.

Готовятся вопросы по теме. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который, включаясь в игру в роли самого любопытного путешественника, руководит работой учеников.

Выполнение упражнений и заданий. В ходе игры планируется практическая работа в виде зарисовок по зрительному ряду, по представлению. Зарисовки могут быть графическими или живописными (пятна без особой детализации) — в основном образное восприятие материала данной темы.

В ходе практической работы учитель вместе с детьми может делать зарисовки или воспользоваться заранее подготовленными пособиями.

Подведение итогов. Просмотр зарисовок, набросков и оценка наиболее удачных. Оценка работы самых активных учеников. Продолжением игры может стать практическая работа на следующем уроке.

Урок-экскурсия

Урок неспешного изучения подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. Если такой возможности нет, можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В ходе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками: они задают вопросы, делают зарисовки, наброски (черный, цветной карандаши, фломастеры, уголь). Экскурсия готовится заранее.

   При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через  какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности.

       Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.

Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:

  • вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
  • национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
  • стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
  • стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.

3.Заключение

Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время, как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, те из них, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.

Литература

1.http://topslide.ru/mhk-izo/mietodika-priepodavaniia-izobrazitielnogho-iskusstva-v-nachalnoi-shkolie

2. http://art.1september.ru/article.php?ID=200701703

3. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/558/19558/2770