Адаптированная программа 4 класс Начальная школа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Гончарова Екатерина Валерьевна

       Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.rar234.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/_____________

Протокол  

от «____»________2018   г.

  «Принято»

на Педагогическом совете  

Протокол  

от «____»_____2018  г. №

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №54

_____________Еремина Л.Е.

Приказ  от «___»____20 18   г.  №                          

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

деятельности  «Речецветик»

по курсу логоритмика (фонетическая ритмика)

с учащимися младшего школьного возраста

     Составитель:        

                                                  учитель начальных классов Гончарова Е.В.

2018 г.

Иваново

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Логоритмика» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ОВЗ  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы №54» г. Иванова. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ №54 на 2018 - 2019 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году во 2 – 4 классе). Данная программа коррекционно-развивающей работы разработана для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, предназначена для работы учителей-логопедов и учителей начальных классов.

Логопедическая ритмика (логоритмика) – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи учащихся.

Однако, у учащиеся с ОВЗ наблюдаются не только нарушения речи - это вторичные нарушения. Первичным у этой категории детей является недоразвитие  психомоторных функций; страдает внимание, память, мыслительные операции анализа, синтеза, систематизации,  имеет место общая моторная неловкость.

Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Нарушения произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на заданиях педагога, данной в словесной форме, определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у учащихся фонематических процессов.

Следует отметить, что учащиеся, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них снижена работоспособность на занятиях, быстро утомляются. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией.

В работе с учащимися учитель может использовать логоритмические средства для регулирования процессов возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движения, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у учащихся рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное движение.

В ход занятий также вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии, дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевые и пальчиковая гимнастика.

Логоритмика является мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы логопеда и учителя  по коррекции не только различных нарушений речи учащихся, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, но и развития познавательных психических процессов.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Цель программы: развитие всех компонентов речевого здоровья воспитанников на основе организации коррекционного пространства в условиях ГБОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений, познавательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Задачи коррекционно - развивающей работы:

1)Формирование элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека, и о роли речевого здоровья.

  • Развитие всех компонентов устной речи детей младшего школьного возраста (лексического строя, грамматики, фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) в музыкально-ритмическом контексте;
  • Формирование представлений об оздоровительном влиянии музыки и движения на здоровье человека;
  • Улучшение общего физического здоровья детей с ОВЗ (формирование осанки, совершенствование общей и мелкой моторики);
  • Развитие умений слушать и слышать музыкальные произведения, сопровождаемые речью
  • Развитие музыкального слуха, ритма;

2)Формирование навыков вербального и невербального общения в неформальных условиях деятельности «Речецветик».

  • Развить слуховую и зрительную память;
  • Развить мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение, систематизация)
  • развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание;
  • учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;
  • развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
  • развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
  • развивать мелкую моторику, точность движений;
  • формировать правильную артикуляцию звуков;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать творчество и инициативу.

В связи с поставленными задачами работа с учащимися строиться в следующих направлениях:

1)танцевально-ритмическое:

-развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построение и перестроения);

-общеразвивающие упражнения (в т.ч. регулирующие мышечный тонус);

-танцевально-ритмическая импровизация;

-активное слушание музыки;

2)речедвигательное:

-развитие речевого аппарата;

-голосовой и дыхательной функции;

-речевые упражнения без музыкального сопровождения;

-координация слуха и голоса (пение);

-пальчиковая гимнастика, самомассаж;

-развитие мимической мускулатуры;

3)музицирование:

-игра на музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки, погремушки);

- слушание музыки;

- импровизация;

4)коммуникативное-познавательное:

-игры на развитие неречевых высших психических функций;

-игры на развитие способностей к коммуникативной деятельности;

-игры для развития творческой инициативы;

-игры-драматизации;

-игры для развития эмоционально-волевой сферы;

-игры познавательного характера направленные на формирование представлений об окружающем мире.

Использование в работе учителя-логопеда   современных ИКТ способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, совершенствованию методам и приемам работы коррекционного педагога.

В качестве исходного музыкального материала использовались треки: Т.С. Овчинникова «Логораспевки». Е.Железнова «Веселая логоритмика», трек «Пять поросят». Для работы по развитию речевого аппарата включались артикуляционные гимнастики, речедвигательные и дыхательные упражнения, рекомендованные ведущими специалистами (практиками) в области коррекционной педагогики.

Принципы построения программы

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителем логоритмики совместно с учителем музыки.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере освоения практическим материалом.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над западающими функциями учащихся будет строиться на основе имеющихся у учащихся логоритмических умениях и навыках.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л.С.Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. В качестве более сложного практического материала предлагается импровизация в танцевально-ритмической деятельности и музицирование.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Научная обоснованность

Данная программа составлена на основе теоретических и практических материалов Н.С.Самойленко, В.А.Гринер, Г.А.Волковой, которые занимались проблемой музыкально-ритмического воспитания детей с речевой патологией. В ходе реализации поставленных задач автором учитываются требования Федерального компонента образовательного стандарта, предъявляемого к выпускнику начальной школы. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов в обновлении содержания и новые технологии коррекционно-развивающей работы.

Содержание  деятельности  «Речецветик», с указанием форм организации и видов деятельности

       Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания чередуются с развитием познавательных психических процессов. Включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка сопровождает движение.

      Структура  занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных представлений, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, логопедические песенки- чистоговорки.

Занятия  проводятся  в подгрупповой форме. Одна тема занятия проводиться 1 раз в неделю, на протяжении 1-2-х недель.

Занятие по курсу «Речецветик»  включает следующие виды деятельности:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е.  развивают слуховое внимание.
  2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц
  3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих  речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
  6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  7. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.
  9. Пение. Пение чистоговорок прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
  10. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
  11. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
  12. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  13. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
  14. Коррекция звукопроизношения. Формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные виды деятельности делятся на две большие группы:

А)  упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, , темпа, ритма, развитие познавательных  психических процессов);

Б)    речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

Использование в работе учителя-логопеда современных ИКТ, программы БОС-чтение способствует поддержанию интереса учащихся к предмету.

Учебно-методический комплект

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
  2. Базарнова В.М. «Здоровье-сберегающие технологии».
  3. Вишневская Е., Волошинов В., Глаголева А., Кабачков В., Литвинов Е., Смирнов А.,Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  4. Законы Российской Федерации: «Об образовании».
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми.
  7. КузнецоваЕ.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  8. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей.
  9. Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе –интернате, детском доме» - методическая библиотека.
  10. Чистякова М.И. «Психогимнастика».
  11. Щуркова Н.Е., Нитюков В.Ю., Савченко А.П. и др. «Новые технологии воспитательного процесса».
  12. CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
  13. CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С. и Е.Железновы.
  14. CD «Аэробика для малышей». С. и Е. Железновы.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы.

1.Оценка планируемых результатов осуществляется в начале и конце сроков реализации Программы

2.Оценка неречевых психических функций осуществляется путем диагностики (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) (Приложение).

 

Приложение

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Цель диагностики: определение развития уровня неречевых процессов у обучающихся, при условии активного использования логоритмики в процессе внеурочной деятельности.

     Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания воспитанников, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций  обучающихся.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 1

Во время диагностики неречевых процессов могут быть использованы следующие тесты:

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

«Попугай, попугай,

Все за мною повторяй».

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 7 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
  • 8 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
  • 9 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
  • 10 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).

Оценка результата:

- Высокий уровень: воспроизведение после двухкратного повторения 4 слов для детей 11 лет, 6 слов – для 12-летних, 8 слов после первого (второго) предъявления – для 13-летних и 10 слов – для 14-летних.

- Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.

- Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

«Обезьянкой быть хочу,

Что покажешь, повторю».

- Детям 7 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

- 8 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

- 9 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).

- 10 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).

Оценка результата:

- Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-2 показов (дети 11 лет – не менее 4 движений, 12 лет – не менее 6, 13 лет – не менее 8, 14 лет – не менее 10).

- Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.

- Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).

Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»

Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.

- Детям 7 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).

- 8 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).

- 9 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).

- 10 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).

Оценка результата:

- Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.

- Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.

- Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 2

Результаты диагностики неречевых психических функций

Таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирова-ние в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

 

нач

конец

нач

конец

нач

конец

нач

конец

нач

конец

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2

п/п

Фамилия, имя ребенка

Тест на слухоречевую память

Тест на двигательную память

Тест на праксис позы пальцев

 

Нач

конец

нач

конец

нач

конец

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс. «Начальная школа 21 века»

Адаптированная рабочая прграмма по математике (для интегрированного класса). 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века". В программе расписаны на каждый урок УУД + вид деятельности для детей с ОВЗ....

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Открытый урок по окружающему миру по адаптированной программе в начальных школе

Открытый урок по окружающему миру по адаптированной программе в 1-4 классах....

Адаптированная программа 5.1 (Школа России) 2 класс

Адаптированная программа 5.1 (Школа России) 2 класс...