План-конспект урока по изобразительному искусству, 2 класс, УМК "Школа России", тема: "Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Понарина Ксения Сергеевна

Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки;

Планируемые результаты

Предметные:

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

  • уметь анализировать и понимать произведения художников;
  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;

Личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;
  • проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
  • устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация Power Point, краски, кисти, бумага, музыка

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15.11.19                                                                                        ФИО учителя: Балдина Вера Александровна

Школа: 104                                                                                                                ФИ студента: Понарина К., 41 гр.

Класс:  «2 м\х»                                                                                                        ФИО методиста: Мотовилова Н.В.

Кабинет: 211

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: «Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров».

Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки;

Планируемые результаты

Предметные:

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского  народа  Древней  Руси,  великих  русских  богатырях  –  защитниках  земли

русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения;    способствовать  формированию  умения  анализировать  и  понимать

произведения  художников,  музыку;  создать  условия  для  создания  доброго  образа

воина – богатыря.

  • уметь анализировать и понимать произведения художников;
  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;

Личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;
  • проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
  • устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация Power Point, краски, кисти, бумага, музыка

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Слов.: слово учителя

15 -30 сек.

Добрый день, ребята, садитесь. Я надеюсь у всех сегодня хорошее настроение, ведь на улице такая прекрасная погода, меня зовут Ксения Сергеевна, я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Здороваются

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Слов.: беседа

1-2

мин.

Над какой темой работали на прошлом уроке?

Получилось ли у вас его нарисовать?
откуда он возник? Что вы знаете о натюрморте?

Рисовали натюрморт

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

-Посмотрите на рисунок, как вы считаете, о чем мы с вами будем говорить у нас на уроке?

-верно, а знаете – ли вы как правильно как правильно называется роспись этой нашей игрушки?
Мы будем говорить о удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудете филимоновскими мастерами.

О игрушках

нет

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Слов.: беседа

Слов.: рассказ

Слов.: беседа

10-12

мин.

– Ребята! Давайте совершим увлекательное путешествие на родину игрушки, свое название которая получила от деревни Филимоново.

Слайд 2. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит эта деревня.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Слайд 3. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. 

Слайд 4. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Слайд 5. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновская деревушка! 
Синий лес, холмы, косогор. 
Лепят там из глины игрушку 
И расписывают до сих пор. 
(В. Василенко)

Слайд 6. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Слайд 7. Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые?

Оказывается, все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы – это коровы, олени, козы с длинными шеями и большими рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

Слайд 8. Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

- Давайте вспомним какими узорами расписывают филимоновские мастера игрушки. Слайд 9.

Древние символы.

- Что обозначают узоры первого ряда? (Солнышко).

Подсказка: Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все ... Ответ (Солнце)


https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564b87adc64a8/konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-filimonovskaia-ighrushka_6.pnghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_564b87adc64a8/konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-filimonovskaia-ighrushka_8.png

Подсказка: разгадайте ребус (Вода).


-Что обозначают узоры третьего ряда? (Земля)

Подсказка: Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она - большущий шар. (Земля).


- Что обозначают четвертого? (Плодородие).

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Слов.: слово учителя

1

мин.

Вы тоже можете изобразить филимоновскую игрушку, давайте повторим как правильно мы будем изображать данную игрушку.

Расписывают свистульки прямо по белой глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

Обвести шаблон, нарисовать рубаху, кольчугу, порты, сапоги, шлем, добавить доспехи.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.

20-25 мин.

Индивидуальная работа с учащимися.

Самостоятельно выполняют задание

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

-Организуем выставку наших работ.

- Возьмите свои работы и положите их перед доской. Оцените свою работу и работу своих одноклассников

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы ставили?

- Справились ли мы с работой?

 Ребята, ваши рыцари получились очень сильными и могущественными. Они способны стоять на страже Руси и охранять ее.

- Давайте вспомним, во что одевались богатыри.

- Какие доспехи были у них?

- Вернитесь на свои места. Спасибо вам больше за работу на уроке. Сейчас уберите свои рабочие места.

Оценивают, высказывают свое мнение

Русские богатыри

Познакомиться с образом богатыря и научиться его изображать.

Рубаха, порты, сапоги, кольчуга, шлем

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение точно выражать мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру "Образ культуры Древней Греции"

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения ...

План-конспект урока по Изобразительному искусству УМК "Школа России"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Карнавал"...

План- конспект нестандартного урока математики в 4 классе (Школа России)

Конспект а для открытого урока в 4 классе выполнен в форме КВН, в уроке применялся игровой метод, занимательные задания, конкурсы и соревнования....

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....