Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 1 класса "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

Базовый уровень, начальное образование, 1 класс, 33 часа

Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы: специальных (коррекционных) образовательных учреждений и Рабочей программы по изобразительному искусству к предметной линии учебников для 1 – 4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей: Б. М. Неменского, Л.А. Неменской,1кл., г.Москва, «Просвещение» 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rprogramma_izo_ovz.docx311.04 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ПРОГРАММЫ ОВЗ\изо тит.jpeg

  1.  Пояснительная записка

  1.1..Перечень нормативных документов и (или) методических  материалов,  на  основании  которых  разработана  программа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса, в котором обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, составлена на основе:

  1. ФГОС ООО (Приказ Миноборнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 4  от 31.08.2018 г)
  3. Примерных программ по учебным предметам (издательство «Просвещение», 2011 г.)
  4. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса образовательных учреждений, разработанной автором Б. М. Неменский, Л.А. Неменская  (УМК «Школа России»)., Просвещение- 2015г.
  5. МБОУ СОШ пгт. Пионерский

       6.Учебный план МБОУ СОШ  пгт. Пионерский  на 2018-2019 уч.год.

 1.2.Цель и задачи курса

Цель программы – развитие изобразительной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  1. Восприятие эстетических чувств, интерес к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
  2. Развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
  3. Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли  в жизни человека и общества.
  4. Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью

Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой   волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

 Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

 Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

 Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

 Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка

1.4. Описание  коррекционной  направленности  (задач)  в  изучении данного учебного предмета .Для учащихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объем и прочность. Для улучшения запоминания необходимо акцентировать внимание обучающегося на материале; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видео уроков, видео экспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), наблюдение, практическая художественно  - творческая деятельность  ученика (восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства).

При работе с такими обучающимся используются все виды повторения:

  • вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного повторения);
  • текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового);
  • периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);
  • заключительное (в конце учебного года).

Приёмы коррекционной работы на уроке изобразительного искусства:

1)индивидуальные задания;

2)увеличение времени на выполнение работы;

3) работы во временных группах;

4) анализ и  систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками;

5)проговаривание, комментирование, систематическое повторение;

2. Общая характеристика учебного предмета.

2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования  и  современных требований к учащимся

Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.

   Отличительная особенность программы – учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом, обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.

 Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие, выставка.

 Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

В процессе реализации программы применяются индивидуальные, групповые, и коллективные формы контроля. Контроль осуществляется в форме экспресс-диагностики, творческих работ, мини-проектов, участия детей в концертах и праздниках, а также в форме стандартизованного наблюдения.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ЗПР включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.

     

 3.Место  учебного предмета, курса  в учебном плане.     

     

   3.1.  Описание места учебного предмета в учебном плане  

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета. Базисный учебный план предусматривает изучение курса  в количестве 33 учебных недель. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 33.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I полугодии – 16;

Количество часов во II полугодии –  17.

           

        4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.

 Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к изобразительному искусству в процессе освоения содержания художественных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование художественного опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

3. Развитие гибкого творческого мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать художественные произведения разнообразных жанров, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда художественных произведений.

4. Разнообразие видов художественной деятельности помогает учащимся войти в мир изобразительного искусства, развить память, воспитать художественный вкус.

5. Воспитание потребности школьников в художественном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации художественных произведений.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование изобразительной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника. Реализация данной программы опирается на следующие методы художественного образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания изобразительного искусства;
  • метод жанрового постижения изобразительного искусства;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «художественного изображения»;
  • метод игры.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года. 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе на основе мотивации к обучению;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
  • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, готовность и способность вести диалог с другими людьми, понимать чувства других людей, уметь сопереживать им, обладать эмоциональной отзывчивостью;
  • восприятие эстетических потребностей, ценностей и чувств, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, как результат творческой деятельности эстетического характера;
  • приобретение целостного, социально-ориентировочного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать пути достижении цели;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность, или ошибочность выполнения учебной задачи;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, размышлять, делать выводы;
  • осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • умение организовывать учебное сотрудничество в ходе реализации коллективно творческих проектов и в процессе решения различных художественно-творческих задач;
  • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные результаты:

  • сформированность основ художественной культуры школьника, как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • сформированность потребности в общении с изобразительном искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, самообразования, осознания роли изобразительного искусства в жизни отдельного человека и общества, а также в развитии мировой культуры;
  • развитие образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную художественно-творческую деятельность;
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия изобразительной информации, развитие творческих способностей;
  • расширение художественного и общего культурного кругозора;
  • овладение основами изобразительной грамотности, способностью эмоционально воспринимать изобразительное искусство, как живое, образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями изобразительного искусства;
  • понятие сотрудничества в ходе реализации коллективных творческих проектов и в процессе решения различных художественно-творческих задач.     

                                   

                6.Содержание  учебного предмета  « Изобразительное искусство»

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 ч)

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем.  Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.  

Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном

Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки.  (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)

Изображать можно в объеме

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» — рисунок или последовательность рисунков.

Наши краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

Художники и зрители (обобщение темы)

Быть   зрителем   интересно   и   непросто.   Этому   надо учиться.   Знакомство с понятием   «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.

Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч)

Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Красоту надо уметь замечать

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Как,когда, для чего украшает себя человек

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.

Мастер Украшения помогает сделать праздник

Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».

Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (10 ч)

Дом для себя

«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.

Какие можно придумать дома

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Мастер Постройки помогает придумать город

«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Все, что мы видим, имеет конструкцию

Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.

Все предметы можно построить

Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.

Дом снаружи и внутри

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Город, где мы живем

Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)

Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе

Обобщением здесь является первый урок.

Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его

Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.

Уроки любования. Умение видеть

Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

7. Тематическое планирование          

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения - 9 ч

1

1

Изображения всюду вокруг нас.

2

2

Мастер Изображения учит видеть.

3

3

Изображать можно пятном.

4

4

Изображать можно в объеме.

5

5

Изображать можно линией.

6

6

Изображать можно линией (продолжение)

7

7

Разноцветные краски.

8

8

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

9

9

Художники и зрители (обобщение темы).

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. - 8 ч

10

1

Мир полон украшений. Цветы.

11

2

Красоту надо уметь замечать.

12

3

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

13

4

Красивые рыбы. Монотипия.

14

5

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

15

6

Узоры, которые создали люди.

16

7

Как украшает себя человек.

17

8

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение)

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч

18

1

Постройки в нашей жизни.

19

2

Постройки в нашей жизни (продолжение)

20

3

Дома бывают разными.

21

4

Домики, которые построила природа.

22

5

Какие можно придумать дома.

23

6

Дом снаружи и внутри.

24

7

Строим город.

25

8

Все имеет свое строение.

26

9

Строим вещи.

27

10

Город, в котором мы живем.

28

11

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа.

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 5 ч

29

1

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Разноцветные жуки.

30

2

Праздник весны. Праздник птиц. Сказочная страна.

31

3

Контроль знаний за год.

32

4

Работа над ошибками. Времена года.

33

5

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

Итого 33ч

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебные и методические пособия

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь, строишь: учебник для 1 класса / под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016.

Неменский Б. М., Неменская Л. А. Рабочие программы: пособие для учителей Общеобразоват. учреждений для 1 класса - М.: Просвещение, 2011

Неменский Б. М., Неменская Л. А. Уроки изобразительного искусства: Поурочные разработки для 1-4 классов - М.: Просвещение, 2013

Технические средства

Ноутбук, проектор, экран, колонки.

Цифровые образовательные ресурсы.

Таблицы, электронные презентации по изобразительному искусству, ресурсы Интернета.

Учебно-практическое оборудование: краски (гуашь, акварель), восковые мелки, цветные карандаши, стакан для воды, набор кисточек, альбом для рисования.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ урока с начала уч.г.

№ урока по разделу

Дата-план

Дата-факт

Тема урока

Примечание

Виды

деятельности учащихся

Коррекционная работа

Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения - 9 ч

1

1

05.09

Изображения всюду вокруг нас.

Изображения  в  жизни  человека. Изображая  мир,  учимся  его  видеть  и  понимать.

Находить  в  окружающей  действительности  изображения,  сделанные  художниками.

Рассматривать  иллюстрации  (рисунки)  в  детских  книгах.

Рассуждать  о  содержании  рисунков,  сделанных  детьми.

Придумывать  и  изображать  то,  что  каждый  хочет,  умеет,  любит.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие восприятия, представлений, ощущений;

развитие памяти;

развитие внимания;

развитие пространственных представлений и ориентации.

Коррекция мелкой моторики.

Формирование навыков самообслуживания,  усвоение правил техники безопасности;

Формирование умений работать с различными видами материалов (бумагой, картоном); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств.

Формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач.

Развитие различных видов мышления:

-        развитие наглядно-образного мышления;

-        развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

-        развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

-        умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование адекватности чувств;

формирование умения анализировать свою деятельность.

2

2

12.09

Мастер Изображения учит видеть.

 Развитие  наблюдательности.  Эстетическое  восприятие  деталей  природы.

Находить,  рассматривать  красоту  в  обыкновенных  явлениях  природы.  Выявлять  геометрическую  форму  простого  плоского  тела  (листьев).

Видеть  зрительную  метафору  (на  что  похоже)  в  выделенных  деталях  природы.

Сравнивать  различные  листья  на  основе  их  геометрических  форм  свою  работу  с  другими.

Создавать,  изображать  на  плоскости  графическими  средствами  заданный  образ.

3

3

19.09

Изображать можно пятном.

Развитие  способности  целостного  обобщенного  видения.

Использовать  пятно  как  основу  изобразительного  образа  на  плоскости. Соотносить  форму  пятна  с  опытом  зрительных  впечатлений.

Видеть  зрительную  метафору – находить  потенциальный  образ  в  случайной  форме  силуэтного  пятна  и  проявлять  его  путем  дорисовки.

Находить  выразительные,  образные  объемы  в  природе  (облака,  камни,  коряги,  плоды)  в  паре.

Изображать  в  объеме  птиц,  зверей  способами  вытягивания  и  вдавливания (работа  с  пластилином).

4

4

26.09

Изображать можно в объеме.

Знакомство  с  понятиями  «линия»,  «плоскость».

Овладевать  первичными  навыками  изображения  на  плоскости  с  помощью  линии,  навыками  работы  графическими материалами  (черный  фломастер,  простой  карандаш,  гелевая  ручка).

Находить  и  наблюдать  линии  и  их  ритм  в  природе.

Сочинять  и  рассказывать  с  помощью  линейных  изображений  маленькие  сюжеты  из  своей  жизни.

Экспериментировать,  исследовать  возможности  краски  в  процессе  создания  различных  цветовых  пятен,  смешений  и  наложений цветовых  пятен  при  создании  красочных  ковриков.

5

5

03.10

Изображать можно линией.

Выражение  настроения  в  изображении.

Осознавать,  что  изображать  можно  не  только  предметный  мир,  но  и  мир  наших  чувств  (радость  или  грусть,  удивление,  восторг).

Соотносить  восприятие  цвета  со  своими  чувствами  и  эмоциями.

Потребность  в  общении с  учителем  и  сверстниками.

Изображать  радость  или  грусть.

6

6

10.10

Изображать можно линией (продолжение)

Выражение  настроения  в  изображении.

Осознавать,  что  изображать  можно  не  только  предметный  мир,  но  и  мир  наших  чувств  (радость  или  грусть,  удивление,  восторг).

Соотносить  восприятие  цвета  со  своими  чувствами  и  эмоциями.

Потребность  в  общении с  учителем  и  сверстниками.

Изображать  радость  или  грусть.

7

7

17.10

Разноцветные краски.

Первоначальный  опыт  художественного  творчества  и  опыт  восприятия  искусства.

        

Учимся  быть  художниками,  учимся  быть  зрителями.

Рассуждать  о  своих  впечатлениях  и  эмоционально  оценивать,  отвечать  на  вопросы  по содержанию  произведений  художников.

Воспринимать  и  эмоционально  оценивать  выставку  творческих  работ  одноклассников.  

Участвовать  в  обсуждении  выставки.

8

8

24.10

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Знакомство  с  понятием  «произведение  искусства».

Логические:  анализ  объектов  с  целью  выделения  признаков,  выбор оснований  для  сравнения  и  классификации  объектов,  установление  причинно-следственных  связей.

Контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  заданным  эталоном.

Потребность  в  общении с  учителем  и  сверстниками.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

9

9

06.11

Художники и зрители (обобщение темы).

Цвет  и  краски  в  картинах  художников.

Логические:  анализ  объектов  с  целью  выделения  признаков,  выбор оснований  для  сравнения  и  классификации  объектов,  установление  причинно-следственных  связей.

Контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  заданным  эталоном.

Потребность  в  общении с  учителем  и  сверстниками.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. - 8 ч

10

1

13.11

Мир полон украшений. Цветы.

Украшения  в  окружающей  действительности.

Осваивать  простые  приемы  работы  в  технике  плоскостной  и  объемной  аппликации.

Разглядывать  узоры  и  формы,  созданные  природой,  интерпретировать  их  в собственных  изображениях  и  украшениях.

Выражать  в  беседе  свои  впечатления.

Изображать  (декоративно)  птиц,  бабочек,  рыб,  передавая  характер  узоров,  расцветки, форму,  украшающих  их  деталей.

11

2

20.11

Красоту надо уметь замечать.

Развитие  наблюдательности.  Опыт  эстетических  впечатлений  от  красоты  природы.

Осваивать  простые  приемы  работы  в  технике  плоскостной  и  объемной  аппликации.  

Разглядывать  узоры  и  формы,  созданные  природой,  интерпретировать  их  в собственных  изображениях  и  украшениях.

Выражать  в  беседе  свои  впечатления.

Изображать  (декоративно)  птиц,  бабочек,  рыб,  передавая  характер  узоров,  расцветки, форму,  украшающих  их  деталей.

12

3

27.11

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Развитие  наблюдательности.  Опыт  эстетических  впечатлений  от  красоты  природы.

Осваивать  простые  приемы  работы  в  технике  плоскостной  и  объемной  аппликации.  

Разглядывать  узоры  и  формы,  созданные  природой,  интерпретировать  их  в собственных  изображениях  и  украшениях.

Выражать  в  беседе  свои  впечатления.

Изображать  (декоративно)  птиц,  бабочек,  рыб,  передавая  характер  узоров,  расцветки, форму,  украшающих  их  деталей.

13

4

04.12

Красивые рыбы. Монотипия.

Развитие  наблюдательности.  Опыт  эстетических  впечатлений  от  красоты  природы.

Осваивать  простые  приемы  работы  в  технике  плоскостной  и  объемной  аппликации.

Разглядывать  узоры  и  формы,  созданные  природой,  интерпретировать  их  в собственных  изображениях  и  украшениях.

Выражать  в  беседе  свои  впечатления.

Изображать  (декоративно)  птиц,  бабочек,  рыб,  передавая  характер  узоров,  расцветки, форму,  украшающих  их  деталей.

14

5

11.12

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Развитие  наблюдательности.  Опыт  эстетических  впечатлений  от  красоты  природы.

Изображать  сказочных  героев,  опираясь  на  изображения характерных  для  них  украшений.

Анализировать  украшения  как  знаки,  помогающие  узнавать  героев  и  характеризующие  их.

Рассматривать  изображения  сказочных  героев  в  детских  книгах  в  паре.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

15

6

18.12

Узоры, которые создали люди.

Природные  и  изобразительные  мотивы  в  орнаменте.

Изображать  сказочных  героев,  опираясь  на  изображения характерных  для  них  украшений.

Анализировать  украшения  как  знаки,  помогающие  узнавать  героев  и  характеризующие  их.

Рассматривать  изображения  сказочных  героев  в  детских  книгах  в  паре.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

Придумать,  как  можно  украсить  свой  класс  к  празднику  Нового  года,  какие  можно  придумать  украшения,  фантазируя  на   основе  несложного  алгоритма  действий.

Выделять  и  соотносить  деятельность  по  изображению  и  украшению,  определять  их  роль  в  создании  новогодних  украшений.

Ориентация  на  позицию  других  учеников,  отличную  от  собственной,  уважение  иной  точки  зрения.

Создавать  несложные  новогодние  украшения  из  цветной  бумаги.

16

7

25.12

Как украшает себя человек.

Природные  и  изобразительные  мотивы  в  орнаменте.

Придумать,  как  можно  украсить  свой  класс  к  празднику  Нового  года,  какие  можно  придумать  украшения,  фантазируя  на   основе  несложного  алгоритма  действий.

Выделять  и  соотносить  деятельность  по  изображению  и  украшению,  определять  их  роль  в  создании  новогодних  украшений.

Ориентация  на  позицию  других  учеников,  отличную  от  собственной,  уважение  иной  точки  зрения.

Создавать  несложные  новогодние  украшения  из  цветной  бумаги.

17

8

15.01

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение)

Природные  и  изобразительные  мотивы  в  орнаменте.

Рассматривать  и  сравнивать  различные  архитектурные  постройки,  иллюстрации  из  детских  книг  с  изображением  жилищ.

Соотносить  внешний  вид  архитектурной  постройки  с  ее  назначением.  Анализировать  из  каких  основных  частей  состоят  дома.

Конструировать  изображения  дома  в  паре.  Наблюдать  постройки  в  природе.

Изображать  придуманные  дома  для  себя  и  своих  друзей.

Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч

18

1

22.01

Постройки в нашей жизни.

Первичное  знакомство  с  архитектурой  и  дизайном.  Постройки  в  окружающей  нас  жизни.

Рассматривать  и  сравнивать  различные  архитектурные  постройки,  иллюстрации  из  детских  книг  с  изображением  жилищ.

Соотносить  внешний  вид  архитектурной  постройки  с  ее  назначением.  Анализировать  из  каких  основных  частей  состоят  дома.

Конструировать  изображения  дома  в  паре.  Наблюдать  постройки  в  природе.

Изображать  придуманные  дома  для  себя  и  своих  друзей.

19

2

29.01

Постройки в нашей жизни (продолжение)

Продолжение  знакомства  с  архитектурой  и  дизайном.  Постройки  в  окружающей  нас  жизни.

Рассматривать  и  сравнивать  различные  архитектурные  постройки,  иллюстрации  из  детских  книг  с  изображением  жилищ.

Соотносить  внешний  вид  архитектурной  постройки  с  ее  назначением.  Анализировать  из  каких  основных  частей  состоят  дома.

Конструировать  изображения  дома  в  паре.  Наблюдать  постройки  в  природе.

Изображать  придуманные  дома  для  себя  и  своих  друзей.

20

3

05.02

Дома бывают разными.

Соотношение  внешнего  вида  здания  и  его  назначения.

Рассматривать  и  сравнивать  различные  архитектурные  постройки,  иллюстрации  из  детских  книг  с  изображением  жилищ.

Соотносить  внешний  вид  архитектурной  постройки  с  ее  назначением.  Анализировать  из  каких  основных  частей  состоят  дома.

Конструировать  изображения  дома  в  паре.  Наблюдать  постройки  в  природе.

Изображать  придуманные  дома  для  себя  и  своих  друзей.

21

4

12.02

Домики, которые построила природа.

Соотношение  форм  и   их  пропорций.

Овладевать  первичными  навыками конструирования.

Рассматривать  и  сравнивать  реальные  здания  разных  форм.

Конструировать  из  бумаги,  коробочек  разнообразные  дома,  создавать  коллективный  макет  игрового  городка.

Придумывать  и  изображать  фантазийные  дома.

22

5

26.02

Какие можно придумать дома.

Деятельность  художника-архитектора.

Овладевать  первичными  навыками конструирования.

Рассматривать  и  сравнивать  реальные  здания  разных  форм.

Конструировать  из  бумаги,  коробочек  разнообразные  дома,  создавать  коллективный  макет  игрового  городка.

Придумывать  и  изображать  фантазийные  дома.

23

6

05.03

Дом снаружи и внутри.

Деятельность  художника-архитектора.

Овладевать  первичными  навыками конструирования.

Рассматривать  и  сравнивать  реальные  здания  разных  форм.

Конструировать  из  бумаги,  коробочек  разнообразные  дома,  создавать  коллективный  макет  игрового  городка.

Придумывать  и  изображать  фантазийные  дома.

24

7

12.03

Строим город.

Роль  конструктивной  фантазии  и  наблюдательности  в  работе  архитектора.

Овладевать  первичными  навыками конструирования.

Рассматривать  и  сравнивать  реальные  здания  разных  форм.

Конструировать  из  бумаги,  коробочек  разнообразные  дома,  создавать  коллективный  макет  игрового  городка.

Придумывать  и  изображать  фантазийные  дома.

Понимать,  что  в  создании  формы  предметов  быта  принимает участие  художник-дизайнер,  который  придумывает,  как  будет  этот  предмет  выглядеть.

Анализировать  различные  предметы  с  точки  зрения  строения  их  формы,  их  конструкции.

Составлять,  конструировать  из  простых  геометрических  форм  в  паре.

Конструировать  различные  бытовые  предметы,  упаковки,  а  затем  украшать  их.

25

8

19.03

Все имеет свое строение.

Роль  конструктивной  фантазии  и  наблюдательности  в  работе  архитектора.

Понимать,  что  в  создании  формы  предметов  быта  принимает участие  художник-дизайнер,  который  придумывает,  как  будет  этот  предмет  выглядеть.

Анализировать  различные  предметы  с  точки  зрения  строения  их  формы,  их  конструкции.  

Составлять,  конструировать  из  простых  геометрических  форм  в  паре.

Конструировать  различные  бытовые  предметы,  упаковки,  а  затем  украшать  их.

26

9

02.04

Строим вещи.

Малые  архитектурные  формы,  деревья  в  городе.

Понимать,  что  в  создании  городской  среды принимает участие  художник-дизайнер,  который  придумывает,  каким  быть  городу.

Учиться  воспринимать  и  описывать  архитектурные  впечатления.

Участвовать  в  создании  коллективных  панно-коллажей.

Делать  зарисовки  города  по  впечатлению  после  экскурсии.

27

10

09.04

Город, в котором мы живем.

Малые  архитектурные  формы,  деревья  в  городе.

Различать  три вида  художественной  деятельности  (по  цели  деятельности  и  как  последовательность  этапов  работы).

Анализировать  деятельность  Мастера  Изображения,  Мастера  Украшения  и  Мастера  Постройки.

Воспринимать  и  обсуждать  выставку  детских  работ.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

28

11

16.04

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа.

Малые  архитектурные  формы,  деревья  в  городе.

Различать  три вида  художественной  деятельности  (по  цели  деятельности  и  как  последовательность  этапов  работы).

Анализировать  деятельность  Мастера  Изображения,  Мастера  Украшения  и  Мастера  Постройки.

Воспринимать  и  обсуждать  выставку  детских  работ.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу – 5 ч

29

1

23.04

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Разноцветные жуки.

Взаимодействие  трех  видов  художественной  деятельности.

Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

30

2

30.04

Праздник весны. Праздник птиц. Сказочная страна.

Развитие  наблюдательности  и  изучение  природных  форм.

Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

31

3

07.05

Контроль знаний за год.

Обобщить свои знания и умения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Строить сообщения в устной  форме, обобщать, отделять известное от неизвестного.

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию.

32

4

14.05

Работа над ошибками. Времена года.

Дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над которыми следует работать в дальнейшем.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной  деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке.

33

5

21.05

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

Красота  природы  восхищает  людей,  ее  воспевают  в  своих  произведениях  художники.

Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.

Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Формирование  социальной  роли  ученика,  формирование положительного  отношения  к  учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ  ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ составлена  в со...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 2 класса "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета«Изобразительное искусство»Базовый уровень, начальное образование, 2 класс, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  п...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 3 класса "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая пр...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс

Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...

Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству, 4 класс

Обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с ...