Рабочие программы по изобразительному искусству 5-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Ревина Елена Ивановна

Рабочие программы разработаны в соответствии требованиям ФГОС. УМК Б.М.Неменский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo5-7.docx102.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо – Татауровская СОШ»

        РАССМОТРЕНО

         МЦ учителей

         начальных классов

         ________ /Ревина Е.И/

       «  » ________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

МС протокол № __

            _______/Гороховская О.С/

           «  » ________ 2020 г.

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Старо – Татауровская СОШ»

            _________/Чукреева Л.А./

           «  » ___________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя  ____________________Изобразительного искусства_______________

(название предмета)

к учебникам изо 5-7 кл: учеб. для общеобразовательных учреждений    

Н.А.Горяева, О.В.Островская  – 11-е изд., – М.: «Просвещение», 2019.

 5 кл.– 191с., 6 кл. – 191с., 7 кл – 175с.

 (автор)

5-7 классы

2020-2021 – 2022-23

(срок реализации программы)

Составлена на основе

примерной программы основного общего образования  по изобразительному искусству  

          (наименование программы)                                                              

(автор программы)______________Ревина Е.И._______________________________________

(Ф.И.О. учителя)

Предмет изобразительное искусство

Класс ______5-7____________

Учебный год 2020 - 2021

Старое – Татаурово

1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для учащихся основного общего образования  МОУ «Старо – Татауровская СОШ» разработана  на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» № 273 от 26.12.2012 года и в соответствии ФГОС НОО( приказ Минобрнауки № 373 от 6. 11. 2009 г).
  • Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство».
  • Авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», утвержденной МинОбр. РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
  • Образовательной  программы МОУ «Старо - Татауровская СОШ».

       Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Изобразительное искусство»        Б. М. Неменского Изобразительное искусство. Рабочие программы  5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменского – М. : Просвещение, 2018.

Курс «Изобразительное искусство» может использоваться на основе дидактической системы,  рекомендован Министерством образования и науки РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

       УМК представлен пособиями:

  1. Рабочие программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-7 классы, авторы: Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, М.: Просвещение, 2018 г.;
  2. Н.А. Горяева, О.В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2019 г.;
  3. Л.А. Неменская Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2019 г.;
  4. Питерских Л.А., Г.Е. Гуров Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7 класса - М.: Просвещение, 2019 г.
  5. Поурочные разработки О.М.Гусева для 5-7 классов, М: «Просвещение», 2019

       

 



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

Результаты изучения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
  • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

в познавательной сфере:

  • овладение средствами художественного изображения;
  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной афере:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИЗО 5 класс

Личностные:

  • уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
  • социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
  • активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
  • осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

Метапредметные:

  • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
  • научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
  • смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Предметные

Ученик научится:

- языку декоративно-прикладного искусства;

- различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- связывать времена в народном искусстве;

- особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);

- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Ученик получит возможность научиться:

- отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);

- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.

 

 ИЗО 6 класс
  Личностные результаты:
 в ценностно – ориентационной сфере:
- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- Принятие мульти культурной картины мира;
 В трудовой сфере:
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
 В познавательной сфере:
- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
 В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;
 В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;
 В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
 В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Предметные результаты:
 В познавательной сфере:
- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;
- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- Различать изученные виды пластических искусств;
- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
 В ценностно – ориентационной сфере:
- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;
- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
 В коммуникативной сфере:
- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере:
- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;
 В трудовой сфере:
- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства.

ИЗО 7 класс

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной , творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни , уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения , ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.        

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно –творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
  • создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально –пространственных искусств;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
  • пользоваться различными художественными материалами и разными техниками в различных видах визуально –пространственных искусств;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • понимать основы художественной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

  • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
  • понимать и уважительно относиться к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно –материальной и пространственной среды , в понимании красоты человека;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
  • способности к сопереживанию;
  • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
  • создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 КЛАСС

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Древние корни народного искусства. (9 часов).
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (7 часов).
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

Декор, человек, общество, время (10 часов).
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Декоративное искусство в современном мире (8 часов).
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 КЛАСС

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9часов).

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов).

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра. Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 КЛАСС

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Изображение фигуры человека и образ человека (9ч.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности (7 ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни (10 ч.)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века.

Реальность жизни и художественный образ (8 ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.





 

 4. Содержание тем учебного курса

5 класс  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Наименование

учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.  

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Тест

Пр/р

Про

ект

1

Древние корни народного

искусства

(9 часов)

  Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусстваили как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

1

7

1

2

Связь времен в народном

искусстве

(7 часов)

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

 Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор, Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Краткие сведения из истории возникновения росписи. Природные мотивы в изделиях мастеров. Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

1

6

1

3

Декор – человек, общество, время

(10 часов)

 Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов и городов. История создания гербов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

1

8

2

4

Декоративное искусство в современном мире

(8 часов)

  Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

Оформление школьной выставки по итогам года

1

6

1

Итого 

4

27

5

 

 

4. Содержание тем учебного курса

6 класс  Искусство в жизни человека

Наименование

учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.  

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Тест

Пр/р

Про

ект

1

Виды

изобразительного искусства и основы образного языка

(9 часов)

  Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы. Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Линия и пятно. Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Выразительные возможности объёмного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения».

1

8

1

2

Мир наших вещей. Натюрморт

(7 часов)

 Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Выразительность формы. Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Жанр натюрморта и его развитие.

1

8

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет

(10 часов)

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете. Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица., мимика. Пропорции лица человека. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия при различном освещении. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в разные эпохи. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

1

8

1

4

Пространство и

время в изобразительном искусстве. Пейзаж

и тематическая

картина

(8 часов)

 Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения. Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота. Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит. Разные образы города Тулы в истории искусства и в российском искусстве 20 века. Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства.

1

8

2

Итого 

4

32

5

4. Содержание тем учебного курса

7 класс  Дизайн и архитектура в жизни человека

Наименование

учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.  

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Тест

Пр/р

Про

ект

1

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –

основа дизайна и архитектуры

(9 часов)

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна

1

7

2

В мире вещей и зданий. Художественный

язык

конструктивных искусств

(7 часов)

От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Форма и материал. Роль цвета в формотворчестве.

1

6

2

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

(10 часов)

  Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Город, микрорайон, улица. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1

7

1

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Образ жизни и индивидуальное проектирование

(8 часов)

Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Интерьер, который мы создаем. Дизайн и архитектура моего сада. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Автопортрет на каждый день.

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.

Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

6

2

Итого 

4

26

5

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

  1.          Количество часов в году: 34 часа
  2. Количество часов в неделю:   1 час 

№  

Тема урока

Кол-во часов

Первая четверть (9 часов)

Древние корни народного искусства (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.  Пр/р «Древние образы в узорах вышивки, росписи, резьбы»

1 ч

2

Убранство русской избы. Пр/р «Графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома»

1 ч

3

Внутренний мир русской избы. Пр/р «Изображение внутреннего пространства русской избы с включением в него деталей интерьера»

1 ч

4

Конструкция и декор предметов народного быта. Пр/р «Эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта»

1 ч

5

Русская народная вышивка. Пр/р «эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки»

1 ч

6,7

Народный праздничный костюм. Пр/р «Эскиз народного праздничного костюма», «Макет-игрушка со съемными деталями костюма».  Тест «Древние корни народного искусства»

2 ч

8,9

Праздничные народные обряды. Пр/р «Масленица». Проект «Традиционное крестьянское искусство.

1 ч

Вторая четверть (7 часов)

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

10

Древние образы в современных народных игрушках. Пр/р «Создание из пластилина своего образа игрушки»

1 ч

11

Единство форм и декора в игрушках. Пр/р «Рисование и вырезание из бумаги выразительной формы посуды в гжельской росписи»

1 ч

12

Городецкая роспись. Пр/р «Выполнение в традиции городецкой росписи эскиза одного из предметов быта»

1 ч

13

Хохлома. Пр/р «Хохломская роспись придуманного предмета интересной формы»

1 ч

14

Жостово. Роспись по металлу. Пр/р «Роспись подноса»

1 ч

15,16

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Пр/р «Выполнение фрагмента мезенской росписи». Проект «Народные промыслы». Тест «Связь времен в народном искусстве»

2 ч

Третья четверть (10 часов)

Декор - человек, общество, время ( 10 часов)

17

Зачем людям украшения. Пр/р «Роспись царского облачения»

1 ч

18,20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Пр/р «Эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства гуашью», «Украшение из фольги», «Эскиз-импровизация на тему: «Алебастровая ваза»

3 ч

21,23

Одежда говорит о человеке. Пр/р «Вырезание из бумаги крупных деталей костюма», «Изображение и украшение дворцовой одежды кружевами, бантами, лентами», «Создание дворцового интерьера». Проект «Бал во дворце»

3 ч

24,26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Пр/р «Создание герба своей семьи». «Создать и украсит эмблему своего класса» Проект «Семейные гербы нашего класса». Тест «Декор - человек, общество, время»

3 ч

Четвертая четверть (8 часов)

Декоративное искусство ( 8 часов)

27,31

Ты сам мастер. Пр/р «Лоскутная аппликация, или коллаж», «Витраж в оформлении интерьера», «Нарядные декоративные вазы», «Декоративные игрушки из мочала», «Декоративные куклы»

5 ч

32,34

Современное выставочное искусство. Пр/р «Создание своего предмета декоративно-прикладного искусства в любой технике» (на усмотрение учащегося). Проект «Наши работы». Тест «Декоративное искусство»

3 ч

 

 




 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

  1.           Количество часов в году: 34 часа
  2. Количество часов в неделю:1 час 

Тема урока

Кол-во часов

Первая четверть (9 часов)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка. (8 часов)

1

Изобразительное искусство.  Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Пр/р «Проба разных возможностей красок»

1 ч

2

Рисунок - основа изобразительного творчества. Пр/р «Графическая зарисовка с натуры»

1 ч

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пр/р «Графическое изображение гнева и радости»

1 ч

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен Пр/р «Изображение пятном природы в состоянии бури, грозы, шторма»

1 ч

5

Цвет. Основы цветоведения. Пр\р «Изображение сказочного мира цветной страны»

1 ч

7

Цвет в произведениях живописи. Пр/р «Живописное изображение осеннего букета периода золотой осени», «Живописное изображение грустного, тихого осеннего букета периода поздней осени»

1 ч

8

Основы языка изображения. Объемные изображения в скульптуре. Пр/р «Лепка животного». Проект «Зоопарк». Тест «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

1 ч

Мир наших вещей. Натюрморт (1 час)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника. Пр/р «Изображение фантастического сюжета»

1 ч

Вторая четверть (7 часов)

Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов)

10

Изображение предметного мира. Пр/р «Создание натюрморта в технике аппликации»

1 ч

11

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. Пр/р «Шуточный рисунок «геометрической семьи»

1 ч

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Пр/р «Построение перспективных сокращений при изображении геометрических тел»

1 ч

13

Освещение. Свет и тень. Пр/р «Драматический натюрморт с присутствием идеи борьбы света и тени»

1 ч

14

Натюрморт в графике. Пр/р «Графический натюрморт»

1 ч

15

Цвет в натюрморте. Пр/р «Натюрморт, выражающий какое-либо настроение»

1 ч

16

Выразительные возможности натюрморта. Пр/р «Предмет натюрморта». Проект «Натюрморт». Тест «Мир наших вещей. Натюрморт»

1 ч

Третья четверть (10 часов)

Вглядываясь в человека. Портрет (10часов)

17

Образ человека - главная тема искусства

1 ч

18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Пр/р «Создание портрета в технике аппликации»

1 ч

19

Изображение головы человека в пространстве. Пр/р «Перерисовывание с фотографий головы человека в разных ракурсах»

1 ч

20

Портрет в скульптуре. Пр/р «Скульптурный портрет литературного героя» (лепка)

1 ч

21

Графический портретный рисунок. Пр/р «Графический портретный рисунок»

1 ч

22

Сатирические образы человека. Пр/р «Дружеский шарж»

1 ч

23

Образные возможности освещения в портрете. Пр/р «Фотографии-портреты с использованием выразительных возможностей освещения»

1 ч

24

Роль цвета в портрете. Пр/р «Портрет пастелью и красками»

1 ч

25

Великие портретисты прошлого. Пр/р «Создание живописного портрета». Проект «Портреты».

1 ч

26

Портрет в изобразительном искусстве XX века. Тест «Вглядываясь в человека. Портрет»

1 ч

Четвертая четверть (8 часов)

Пространство и время в изобразительном искусстве.

Пейзаж и тематическая картина (8 часов)

27

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Пр/р «Изготовление «сетки Альберти»

1 ч

28

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пр/р «Изображение уходящего вдаль пространства»

1 ч

29

Пейзаж- большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пр/р «Создание романтического пейзажа»

1 ч

30

Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Пр/р «Графическая работа «Весенний пейзаж»

1 ч

31

Городской пейзаж. Пр/р «Улица моего детства»

1 ч

32

Поэзия повседневности. Пр/р «Элемент персидской миниатюры» (аппликация). Проект «Персидская миниатюра» 

1 ч

33

Историческая картина. Пр/р «Элемент композиции «Из истории России». Проект «Из истории России»

1 ч

34

Библейские темы в изобразительном искусстве. Пр/р «Композиция на библейскую тему». Тест «Пейзаж и тематическая картина»

1 ч

Итого

34 ч










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

  1.                    Количество часов в году: 34 часа

Количество часов в неделю:1 час 

Тема урока

Кол-во часов

Первая четверть (9 часов)

Художник – дизайн – архитектура

Искусство композиции – основа дизайна и архитектура

(9 часов)

1

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Пр/р «Создание фронтальной и глубинной композиций»

1 ч

2

Прямые линии и организация пространства. Пр/р «Ритмическое расположение элементов на плоскости»

1 ч

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Пр/р «Композиция из цветных геометрических фигур»

1 ч

4

Свободные формы: линии и тоновые пятна Пр/р «Изображение события, состояния или ощущения»

1 ч

5

Буква-строка-текст. Искусство шрифта Пр/р «Эскиз эмблемы или торговой марки»

1 ч

6

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Пр/р «Макетирование открытки» (в реальном формате)

1 ч

7-8

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

Пр/р «Создание макета журнала»

2 ч

9

Тест «Искусство композиции – основа дизайна и архитектура»

1 ч

Вторая четверть (7 часов)

В мире вещей и зданий

Художественный язык конструктивных искусств (7 часов)

10

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету

Пр/р «Создание объёмно-пространственного макета»

1 ч

11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете Пр/р «Создание объёмно-пространственных  макетов, стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях»»

1 ч

12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля Пр/р «Соединение объемных форм в единое архитектурное сооружение»

1 ч

13

Важнейшие архитектурные элементы здания Пр/р «Создание конструкции фантазийного объекта из крыши, стен, проемов»

1 ч

14

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени

Пр/р «Создание образно-тематической инсталляции»

1 ч

15

Форма и материал Проект «Из вещи – вещь»

1 ч

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве Пр/р «Цветные упаковки для товара» Тест «Художественный язык конструктивных искусств»

1 ч

Третья четверть (10 часов)

Город и человек

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (10 часов)

17

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого

Пр/р «Фотоколлаж произведение архитектуры и дизайна прошедших эпох»

1 ч

18

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

Пр/р «Создание графической «визитной карточки» одной из столиц мира»

1 ч

19

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица Пр/р «Макет небольшой части города»

1 ч

20

Вещь в городе и дома. Городской дизайн Пр/р «Дизайн-проект витрины магазина»

1 ч

21

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьер

 Пр/р «Декоративно-цветовое решение элемента сервиза»

1 ч

22-23

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

 Пр/р «Макет ландшафта с простейшим архитектурным объектом»

2 ч

24-26

Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Пр/р «Создание макета части города со многими архитектурными объектами» Проект «Сказочный город» Тест «Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека»

3 ч

Четвертая четверть (8 часов)

Человек в зеркале дизайна и  архитектуры

Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 часов)

27-28

Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом Пр/р «План-проект «Дом моей мечты»

2 ч

29

Интерьер, который мы создаем Пр/р «Фотоколлажная композиция «Проект моей комнаты»

1 ч

30

Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй Пр/р «Макет фрагмента сада» Проект «Дом моей мечты»

1 ч

31

Мода,  культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Пр/р «Эскизы разных видов одежды»

1 ч

32

Встречают по одежке Пр/р «Панно «Современный молодежный костюм»

1 ч

33-34

Автопортрет на каждый день Пр/р «Зарисовка вариантов прически и грима» Проект «Мой автопортрет» Тест «Образ жизни и индивидуальное проектирование»

2 ч

Итого

34 ч



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (на основе авторской программы Б.М.Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству ( на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Б.М. Неменского)...