Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс Тема«Русская набойка: композиция и ритм»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Яруллина Диана Радиковна

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: «Русская набойка: композиция и ритм»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения рисовать различные композиции узоров на платках и шалях.

Планируемые результаты

Предметные:

      - приобретение  новых знаний о русской набойке;

      - освоение практических приёмов изображения элементов цветка розы, листьев, мелких цветов.

Личностные:

      - понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

      - обретение  гордости  за искусное мастерство русского народа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

     -для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2.

     - для учителя: натуральные платки; презентация, лист для педпоказа, гуашь, кисть №7, №3.

Словарная работа: композиция, ритм, набойка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 05.05.21                                                                                                              ФИО учителя: Ямалетдинова Л.М.

Школа: МОБУ СОШ № 2 РБ                                                                                          ФИО студента: Яруллина Д.Р.

Класс: 3                                                                                                                                  ФИО методиста: Буторина В.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: «Русская набойка: композиция и ритм»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения рисовать различные композиции узоров на платках и шалях.

Планируемые результаты

Предметные:

      - приобретение  новых знаний о русской набойке;

      - освоение практических приёмов изображения элементов цветка розы, листьев, мелких цветов.

Личностные:

      - понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;

      - обретение  гордости  за искусное мастерство русского народа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

     -для учащихся: альбомный лист А4, гуашь, кисть №6, кисть №2.

     - для учителя: натуральные платки; презентация, лист для педпоказа, гуашь, кисть №7, №3.

Словарная работа: композиция, ритм, набойка.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать: белая или цветная бумага, ножницы.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

2 мин

- Вспомните, ребята, над какой темой мы работаем в этой четверти?

- Посмотрите на экран. Все вместе называйте изделия, которые Вы видите.

- А каким  общим словом можно назвать все изделия?

- Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством.

- В этой четверти мы работаем над темой: «Как прекрасен этот мир»

- Жостовские подносы, матрёшки, Дымковские игрушки.

- Народное искусство, ремёсла

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

5 мин

- Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока? Смотрите на опору(таблица-опора на доске)

 Познакомимся____________________________

 Научимся________________________________

Выполним________________________________

- Правильно.

- Тема нашего урока: «Русская набойка: композиция и ритм»

- Сегодня на уроке мы узнаем об искусстве русских  головных уборов, научимся рисовать цветы, листья

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

7 мин

- Завораживает красота цветов на павловских платках.

Любовь русского человека к родной земле и её многоцветью отразилась в замечательных цветочных узорах.

- Ребята, посмотрите, на слайд и скажите, в чём сходство и различие цветочных композиций жостовских букетов на подносах и павловских узоров на платках?

- Узоры на павловских платках и шалях бесконечно разнообразны. Но это не простой набор цветов, листьев. У каждого платка свой музыкальный ритм.

- Рассмотрите разные композиции узоров.

- Ответьте на вопросы:

1. Какие композиционные схемы соответствуют узорам на платках и шалях?

- Всё верно, молодцы!

2. Какое название можно дать композициям узоров на шалях?

- Молодцы! Работаем дальше.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

- Они похожи тем, что в жостовских букетах и павловских платках изображены цветы России: розы, пионы, георгины, васильки, ромашки, нарциссы, т.е. многоцветье нашей Родины

Слушают учителя

Выполняют задание

Рассматривают композиции

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Дают названия композициям узоров на шалях

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя

Наглядный: иллюстрация

Словесный: слово учителя

5 мин

- Издавна научились русские мастера набивать узоры на ткани м помощью деревянных резных досок – манер. У каждого мастера свои секреты. Но способ один: с эскиза рисунок переносится на доску. Для каждого оттенка цвета отельная доска. Рисунок вырезается, на него наносится нужная краска, потом его накладывают на ткань. Чтобы отпечаток рисунка был чётким, сверху молоточком постукивают, потому и называют это искусство набойкой, а шали набивными.

Внимательно слушают учителя

Рассматривают иллюстрации, представленные на слайдах

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания

Практический: самостоятельное выполнение задания

Практический: самостоятельное выполнение задания

Словесный: учебный диалог

10 мин

- Итак, сегодня, ребята, мы будем учиться рисовать композиции  цветов на шалях.

- Положите лист альбома горизонтально. Решите, какого цвета Вы будете рисовать.

- Работаем вместе со мной.

(Учитель показывает этап, дети повторяют  и вновь показ-повтор)

  1. Сочини свой узор для шали.
  2. Выбери и нарисуй один из вариантов композиционных схем узора на платках и шалях.
  3. Обрати внимание на значение диагоналей, концентрических окружностей в ритмическом расположении элементов узора.
  4. Нарисуй крупные и мелкие цветы согласно схеме.
  5. Помни, что изображение цветов на чёрном, васильковом или красном фоне может способствовать звучному колориту, усиливая цветовой контраст.

Слушают учителя

Выполняют задание

Работают вместе с учителем

Сочиняют узор для шали

Выбирают и рисуют один из вариантов композиционных схем узора на платках и шалях.

Рисуют крупные и мелкие цветы согласно схеме.

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму

VII. Включение  систему знаний

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Итак, ребята,  работа  завершена!

- Из какой ткани выполняют шали, платки?

- Назовите элементы узора платков.

- Кто сможет рассказать о технике набойки рисунка на ткань?

- Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с  тем, что получилось у Ваших соседей. Встаньте у парты, посмотрите вокруг. Полюбуйтесь, какие яркие, пёстрые букеты Вы сегодня научились рисовать! Молодцы!

Отвечают на вопросы

- Шерстяная ткань

- Цветы.   Главный, любимый  -роза, а ещё пионы, ромашки, незабудки, много листьев и травинок

- Сначала художник рисует композицию для будущего платка. Затем резчики вырезают на деревянной доске цветок.  Рабочие-набойчики накатывают валиком краску на  доску и печатают на платке розы.  А чтобы узор был  чётким ещё и пристукивают доску молоточком.

Выполняют задание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Заканчивают фразы

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие (серия уроков) по изобразительному искусству по теме:" РУССКИЕ ТРАДИЦИИ"

серия урокав, посвященная рисованию полотенца, нечисти и пряника в русских традициях...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Русская народная одежда».

Цели урока: знакомство учащихся с народными традициями и историей русского костюма; развитие творческие способностей; воспитание эстетико-художественного восприятия мираЗадачи:- познакомить учащихся с...

Конспект урока по изобразительному искусству УМК "Перспектива". Тема: «Цветочные узоры на Павловских платках. Русская набойка»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Цветочные узоры на Павловских платках. Русская набойка»  Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной куль...

План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"

В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Конспект урока 3 класс ИЗО Русская набойка: композиция и ритм

Цели деятельности учителя: формирование умения рисовать различные композиции узоров на платках и шалях.Планируемые результатыПредметные: знать о том, что такое русская  набойка; приёмов изо...

Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит, или Азбука

Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит, или Азбука...