Доклад "Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства"
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Доклад на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx60.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства» Банзаракцаева Л.Б., учитель начальных классов

План:

1.  Обоснование актуальности проблемы. Уровни художественного восприятия.
2. Организация предварительной работы по восприятию произведений искусства.
3. Методы и приёмы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

В настоящее время проблема восприятия детьми произведений искусства разработана недостаточно. Лишь в последние годы педагогами осознана актуальность данной проблемы и необходимость ее разработки. Вопросы теории и практики ознакомления детей дошкольного возраста с искусством обращают на себя внимание таких педагогов как А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Грибанова, Л.Я. Дорфман, П.А. Мирошкина и др.


Для многих людей мир культуры остаётся, в сущности, невидимым, неоткрытым. Эти люди проживают жизнь в духовной нищете, не подозревая о своей творческой обделённости.
Существует мнение, что искусство обладает механизмами, развивающими у ребёнка способности к художественному восприятию и творчеству. Также считается, что одарённые дети сами постигают законы искусства. Но одного только погружения ребёнка в среду искусства недостаточно для его художественного развития. Ребёнок не может без помощи взрослого постичь мир 
искусства и культуры.
По мнению В.С. Собкина, В.А. Левина выпускники школ, в большинстве случаев, остаются на дошкольном наивно-реалистическом уровне восприятия искусства. Авторы считают, что в практике на настоящий момент не существует эффективных методик и программ эстетического воспитания, которые бы содержали психологически обоснованную концепцию эстетического воспитания, учитывавшую специфику развития художественной деятельности на разных этапах детства.
Известно, что художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста протекает внутри ведущего вида деятельности - игры. При нормальном течении дошкольного детства у ребёнка складывается игровой способ освоения искусства. Эти идеи нашли отражение в современных программах по музыке, изобразительному искусству для общеобразовательных  школ (Д.Б. Кобалевский, Б.М. Неменский). В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания ведутся поиски  новых направлений развития художественно-эстетических способностей детей, с целью создания комплексной программы по эстетическому воспитанию.
Тем не менее, проблема восприятия детьми произведений искусства и методик по знакомству их с искусством разрабатывалась в ряде исследований Н.М. Зубаревой, Р.А. Мирошкиной, П.А. Вершиниой, И.С. Левшиной и др.
Так например, И.С.Левшина выделяет 
уровни художественного восприятия:
0 уровень восприятия, характеризуется полным отсутствием художественного начала при восприятии произведений искусства. На данном уровне  восприятия картина, как произведение искусства не существует для ребёнка вообще.
I уровень  Для I уровня характерно выделение  лишь внешних признаков произведений искусства. Это так называемое прочтение картин в «фасаде».
II уровень характеризуется следующими способностями: человек владеет азбукой искусствоведческих знаний, способен сопереживать с героем картины, с ее автором или с главным художественным образом. 
Человек находящийся на 
III уровне восприятия художественных произведений  способен понять главный образ (идею) картины, позицию автора, выразить свое мнение по этому поводу, соглашаясь или не соглашаясь с автором.
Уровни восприятия определяются объемом искусствоведческих знаний. Чем больше мы знаем о воспринимаемом предмете или явлении, чем лучше мы владеем искусствоведческим категориальным аппаратом, тем глубже мы сможем понять художника, встать на его место, разгадать загадку картины, что в свою очередь непосредственно связано с уровнем художественного восприятия.
Детям очень трудно, но иногда возможно подняться до III уровня художественного восприятия. Здесь им на помощь приходит образное мышление ребёнка, которое позволяет понять художника, его замысел.
IV уровень восприятия художественных произведений - уровень созерцания, при котором человек при беглом просмотре  картины определяет её истинную ценность. IV уровень восприятия не присущ детям дошкольного возраста.
При этом дети одного и того же возраста могут находятся на различных уровнях восприятия содержания картины. Н.М. Зубарева  выделяет 2 уровня восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста:
1.   Наивно-реалистическое восприятие («Что я вижу»)
2. Смысло-содержательное восприятие. Ребёнок пытается понять, что хотел изобразить художник.
Наиболее доступными, по мнению автора, для понимания детей 6-7 лет являются картины пейзажного жанра, следующей по уровню сложности идет жанровая картина, и наибольшие затруднения у детей этого возраста вызывает натюрморт.
Для детей 5-6 лет – иная последовательность: жанровая картина – натюрморт – пейзаж.
Проблемой ознакомления детей с художественными произведениями занимались также Р.А. Мирошкина, Г.А. Вишнева, Т.Г. Казакова, П.А. Вершинина и др. Так Р.А. Мирошкина рассматривала вопросы методики знакомства детей с графикой (книжная иллюстрация), разработала ряд дидактических игр и методических приёмов для ознакомления детей с иллюстрацией. К числу ее разработок относятся фишки, с помощью которых она рекомендует закреплять знания детей о выразительных средствах, используемых в иллюстрациях.
Г.А. Вишнева, Т.Г. Казакова занимаются исследованием проблем, связанных с  художественным восприятием скульптуры малых форм детьми дошкольного возраста.
Исследование П.А. Вершининой посвящено изучению возможностей композиции. По её мнению, ребёнку не до конца доступно понимание жанровой картины, т.к. он еще не может понять переживания большого количества людей. При этом, чем меньше людей изображено на картине, тем она понятнее ребёнку. Наиболее доступна его пониманию одно, двух фигурная композиция (например, портрет).
Исследование Р.М. Чумичёвой  посвящено вопросам организации беседы, по ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной значимостью жанровых картин.
А.А. Мелик-Пашаев, М.В. Грибанова рассматривают механизм эстетического и художественного восприятия дошкольников.
Перечисленные выше исследования по проблеме внесли большой вклад в теорию и практику восприятия детьми художественных произведений.

2. Организация предварительной работы по восприятию произведений искусства.
Перед внесением картины для рассматривания с детьми необходимо провести огромную предварительную работу в целях обогащения их жизненного опыта. Следует помнить о том, что восприятие художественных произведений – это деятельность и как всякая другая деятельность обеспечивается:
- знаниями;
- практикой;
- эмоциями (мотивация).
Объем знаний необходимый для целостного восприятия художественных произведений должен включать в себя  знания об искусстве вообще (беседа о живописи, графике, скульптуре в доступной, игровой форме), в том числе знания о выразительных средствах, изобразительных материалах, об их возможностях. А так же знания о том, что каждый человек может рассказать о увиденном, пережитом, но каждый расскажет по-своему. (см. конспект № 1)
Практика включает в себя опыт как эстетического восприятия (например любование природой), так и художественного восприятия, который в свою очередь обеспечивается умением детей видеть в предметах содержательную, выразительную стороны, и умение выделенные, главные признаки предметов переводить на язык графического изображения.
Так же необходимо формировать у детей умение последовательно смотреть на картину. Например, М.В. Грибанова предлагает примерные схемы рассматривания картин.

девочки рисуют кисточками

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ

Пейзаж

1. Название, автор.
2. Содержание. Композиция.
3. О чём картина.
4.  редства выразительности и их связь с идеей произведения.
5.  Особенности передачи художественного образа в пейзаже (пейзаж всегда связан с личностью художника).

Натюрморт

1. Название, автор. 
2. Содержание. Композиция.
3. О чём картина.
- об эпохе;
- предметы рассказывают о человеке;
- картина создана просто для любования.
4. Выразительные средства и манера письма художника.
5. Ещё раз определяется о чем повествует картина.

Жанровая картина

1. Название, автор.
2. Содержание.
3. О чём картина (главный художественный образ).
4. Герои картины, их внутреннее состояние выраженное через позу, выражение лица, одежду и т.д.
5. Средства выразительности.
6. Идея, загадка картины.

Портрет

Портрет – это отражение того, как художник относится к тому, кого он изображает.
1. Автор и название.
2. Отношение художника к портретируемому.
3. Средства выразительности:
- поза;
- движение и положение головы;
- лицо – мимика глаз, губ;
- руки;
- одежда;
- фон.
4. Определяем связь между главной идеей (художественным образом) и выразительными средствами.
Кроме накопления определенной суммы знаний, формирования умений, необходимо обеспечить детям эмоционально окрашенное восприятие любых предметов. Например, предложить эмоциональное переживание ситуаций, аналогичных содержанию картины, учить ребёнка сопереживать любым, в том числе неодушевленным предметам, используя игры-имитации.
3. Методы и приёмы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.
К числу наиболее эффективных методических приемов, способствующих развитию художественного восприятия дошкольников можно отнести 
беседу по картине, которая включает в себя три группы вопросов (см. конспект №1). 
К первой группе вопросов относятсявопросы, направленные на усвоение содержания картины.
Вопрос «Что нарисовано на картине?» неэффективен, т.к. ответы детей при ответе на таким образом сформулированный вопрос ограничиваются перечислением персонажей и предметов, что не ведет к толкованию и установлению логических связей между ними. Необходимо задавать вопросы, заставляющие думать о замысле картины, позволяющие взглянуть на картину глазами художника, понять идею, «загадку» картины.
Приведем примеры таких вопросов:
- Про что эта картина?
- Как бы ты назвал картину?
- Вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…»
Можно задавать детям и вопросы, направленные на определение личностного отношения ребёнка к изображённому (Нравится ли тебе картина? Какое настроение она у тебя вызывает? Какое настроение было у художника, когда он писал картину?).
Вторая группа вопросов должна быть направлена на выделение выразительных средств. 
Так, например, ребёнку доступны для понимания особенности колорита. Дети могут различать на картине пасмурную и солнечную погоду, могут говорить о согласованности контрастных цветовых пятен, о времени суток, о композиционном и цветовом строе картины. 
Третья группа вопросов должна быть направлена на уяснение того, как соотнести воспринятое на картине с изобразительной задачей (с задачей нарисовать). Это вопросы типа «С помощью чего художник рисовал…?», «Какие нужно взять краски, чтобы рассказать о…?»
Кроме беседы по вопросам применяются другие словесные методы и приёмы. Такие как 
беседа о художнике. При организации этого вида бесед необходима наглядность, например фотографии художника. Так же можно сравнить 2 картины разных художников на одну тему.
Следующим методическим приемом является 
искусствоведческий рассказ, который должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Во время таких бесед детям даются начала специальной терминологии.
К числу словесных методических приемов так же относятся: 
рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения); план-образец анализа картины (приём на закрепление); художественное слово, которое предполагает использование  при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки; создание детьми собственной картины по названию её художникомрассказ о характере персонажа или образа (до занятия); составление творческих рассказов образного содержания, которые должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов; описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.
Использование в качестве методического приема 
творческого рассказа, который предполагает личностное участие детей в картине и обогащает содержание их работ. Перед рисованием такого рода можно провести рисование человека в разных позах, в движении, рассмотреть картинки, статуэтки, изображающие человека в движении.
Рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется  навык восприятия картины.
Очень эффективен прием 
коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Кроме словесных приемов используются и другие приемы. Например, приём «вхождения» в картину. Данный прием помогает лучше понять замысел художника. Если дети видят картину впервые, то перед использованием
приема «вхождения» в картину надо дать им возможность познакомится с ней.                                                            
Используется и музыкальное сопровождение. Следует помнить, о том что музыкальный образ должен соответствовать изобразительному. Часто перед внесением картины с детьми наблюдают за аналогичными предметами, явлениями действительности. Во время наблюдения важно дать ребёнку возможность потрогать, понюхать, погладить предмет, поиграть с ним, т.е. задействовать максимальное количество анализаторов.
В качестве методического приема используются 
движение руки, или всего телаигры-имитации; показ рукой, где и как ребёнок хочет расположить предметы.
В некоторых случаях можно использовать упражнение в рисовании отдельных предметов, т.к. некоторые предметы ребенку трудно нарисовать сразу, воспитатель должен это предусмотреть и дать ему возможность поупражняться.
Ряд авторов предлагают использовать 
игровые приёмы при ознакомлении детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Например, это различные игры-путешествия («Путешествие в город мастеров»), организационно-игровые, настольно-печатные игры («Изобразительное лото»). Различают игры по типу «Отгадай-ка» - ребёнок составляет словесные описания картины, а дети отгадывают, о какой картине идёт речь. 
При выборе картин необходимо учитывать определенные 
требования к их отбору: картина должна быть реалистичной (изображение должно соответствовать  жизненным опыту ребенка), знакома детям по содержанию, средства выразительности, используемые художником, должны быть доступны пониманию ребёнка.. 
Рассматриваемые в детском саду картины используются преимущественно трёх жанров: пейзаж (лучше знакомая природа), натюрморт, портрет, при этом предпочтение следует отдавать одно-двух-фигурным композициям.
Таким образом, большинство исследований показывают, что дети способны воспринимать произведения искусства, понимают некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет), умеют выделять некоторые выразительные средства живописи, скульптуры, графики, используют эти средства в своих творческих работах.

Литература:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Учеб.- метод. пособие, Пермь, 2003

Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995

Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. - 1989. - №1.

Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л.С., Бахтин М.М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии. – 1996. - № 5.

Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - №1.

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993.

Чумичёва Р. Знакомим детей с портретной живописью //Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.

В материале говорится о методах и приемах развития творческих способностей....

Развитие творческого воображения и художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

В данной статье говорится о возможностях уроков изобразительного искусства в развитии воображения и художественного мышления младших школьников....

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатл...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Воображение и творчество связаны между собой. Происходит творческий процесс. В статье в доступной форме предлагается раскрыть все вопросы....

Развитие воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

        Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость ...