Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Кучер Галина Ивановна

Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

 на уроке обучающиеся знакомятся с традициями и обычаями Японии.  Получают навыки правильного изображения цветов сакуры. Знакомятся с музыкальными произведениями Японии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_sakura.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ИЗО

 4  класс

Тема: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»

Тип урока: комбинированный

  • Цель урока: познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
  • учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
  • формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
  • Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
  • Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
  • Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
  • Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
  • Понимать особенности изображения и украшения в искусстве Японии.
  • Приобретать новые навыки в изображении природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
  • Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

  • Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

  • Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

  • Воспитывать трудолюбие, активность, выдержку.
  • толерантно принимать  разнообразие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций Японии;
  • обрести художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.

 

 

Оборудование: альбомный лист, краски, готовый образец, аудиозапись, презентация

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Страну восходящего солнца.

И поприветствовать хочу вас  и наших гостей по-особенному

-Коничива.

Ребята, кто догадался о какой стране пойдёт речь? Слайд 1

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

отвечают на вопросы,

оценивают 

- Япония

2.

Актуализация знаний

Вы правы, речь сегодня пойдёт о Японии

 Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Столицей Японии является город Токио. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца.  

Давайте немного узнаем об особенностях этой страны.Слайд 2

 В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом –кимоно. Своеобразные архитектурные постройки – пагоды. Основой японской кухни является рис,  рыба,  особое место занимает японская чайная церемония. Икебана – еще одно традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов

Тихий океан, путь гор, икебана, бонсай,  хризантема, Токио, пагода, Фудзияма

3

Формулирование темы и цели урока

 -Сегодня мы узнаем о других символах Японии.

- Я хочу познакомить вас со стихами японских поэтов. Это коротенькие стихи – всего три строчки, без рифмы- хокку.

В этих стихах поэты стараются рассказать, как человек живёт на земле, о чём думает, как грустит и веселится.

 Послушайте хокку, подумайте, что их объдиняет. Слайд 3

 

В Японии лишь раз в году
Цветёт сакура-вишня, 
Лишь день стоит она в цвету,
Скрывая ветки, листья.

В пору цветенья
Вишни сродни облакам —
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо…

Камо Мабути

Вешним днём,
Когда безмятежно лучится
Извечный свет,
Вишни в сердечной тревоге
Свои лепестки роняют.

Ки-но Томонори

«Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.»

Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.

Жить в гармонии с природой для японца – это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. 

-Что такое сакура? Слайд 4

Весной в Японии проходит Ханами - праздничный фестиваль любования цветением сакуры.

Цветок сакуры – национальный символ Японии. «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица. Слайд 5 (Тема…)

 Сформулируйте тему урока- рисование праздника цветения сакуры.

Цели:  я узнаю… что такое сакура

Я научусь… рисовать сакуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В хокку говорится о сакуре-вишне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вишня

4

Первичная проверка понимания

Посмотрите на слайд, как выглядит праздник Ханами. Слайд 6

Сакура стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры. Слайд 7

Вопрос классу: а у нас?

Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть совсем свежими.

 Для японцев время цветения сакуры священно. Именно в это время поэты слагают свои хокку. художники рисуют картины. Цветение сакуры символ наступления весны, знак, что земля прогрелась и можно высаживать рис. 

Слайд 8

Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в весенний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры. Слайд

 

 

 

 

 

 

 

С цветения вербы

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф/м

 

А давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

              «Цветы сакуры»

            Наши нежные цветки

            Распускают лепестки.

            Ветерок чуть дышит,

            Лепестки колышет.

            Нашей сакуры цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают,

            Головой качают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Показ готовых образцов.

Объяснение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая

Работа

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

Обобщающий опрос.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Давайте представим Весна. Март. Город готовится к празднику цветения сакуры.

Здесь чего-то не хватает, не правда ли. Что бы вы добавили в композицию данного города? (Ответ уч-ся). 

Да, я согласна, в этом городе не хватает деревьев. Не хватает того, что так любят и чтят японцы – живой природы. Давайте поможем создать в этом городе праздник Ханами.

Изобразим священный сад.

Итак, ребята. Сейчас я вам предлагаю нарисовать ветвь сакуры.

 

  1. Вначале я рисую основную веть (ветку) коричневой гуашью, снизу вверх,она отличается от вспомогательных побочных тем что она чуть толще. Ствол мы рисуем не прямой, а с изгибами – корявенький. Цвет коричневый
  2. Далее рисую боковые ветки снизу вверх. Ветки у нас немного корявые.
  3. Теперь прорисовываю мелкие веточки.

 

Следующее, это цветы сакуры. Для цветов я беру нежно-розовый цвет. Для этого я в белую краска добавляю немного красной, розовой.

Но я вам предлагаю поработать по рядам –

1 ряд.Нарисует цветы традиционным способом.

2 ряд. Нарисует цветы при помощи ватной палочки. Макая палочки в краску, мы оставляем след на бумаге, образуя ромашку. С жел.серединкой

3 ряд. Нарисует цветы при помощи пальца . Макая палец в краску, мы оставляем след- отпечаток  на бумаге, образуя ромашку. С жел.серединкой

- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

 

 

Итак, ребята,  работа  завершена!

Аригато! Спасибо!

-Ребята о какой стране мы сегодня говорили?

- Чем отличаются пейзажи нашего края с приходом весны  от пейзажей Японии?

-Какое дерево является символом Японии?

-Как называется фестиваль любования цветущей сакурой?

 

Ещё одним символом  Японии  является искусство каллиграфии -  изображение на свитке рисовой бумаги иероглифов.

Слайд

На доске вы видите иероглифы, вы можете прочитать, что они обозначают.

-Оцените своё эмоциональное состояние на последнем этапе урока, что вы испытываете, возьмите кисточку и нарисуйте тот иероглиф (стикер и прикрепите его к тому иероглифу), который передаёт ваше состояние души.

 

Учитель:  
– Как вы думаете, а у нас в России есть сакура? 
(Ответ уч-ся)
– Какие чувства вызывает у вас момент  цветения вишни?
– В России есть праздники, связанные с растениями? 
(Праздник Петра и Февроньи-День семьи, любви и верности.-ромашка)
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри такие же, как они, как все люди на планете. Природа  делает чудеса. Она нас учит добру и справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают инструкцию учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети выполняю задание.

 

Выполнив, размещают свои рисунки на доске

Япония

Цветением тюльпанов

Дикая вишня-сакура

Ханами

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Дети с помощью техник пуатилизм и выдувание рисовали ветку сакуры...

Урок изобразительного искусства в 4 классе " Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии."

План урока изобразительного искусства.  Это первый урок знакомства  с культурой Японии, её особенностями....

«Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Эта конспект поможет при проведении урока по изо в 4 классе по теме "Япония"...