Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_3_klass.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

предмет

ФИО

3 класс

класс

Рассмотрено и принято

На заседании педагогического совета

Протокол №  от г.

202….-202…

учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа адресована Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению …… охватывает обучающихся 3 класса. Срок реализации программы – 1 года.

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса ….разработана в преемственности с планом 2020-2021 года, в соответствии с нормативно - правовой базой:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (с изм. и доп.);

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 в ред. от 24.11.2015 г. №81;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

- Устав….;

- Образовательная программа ФГОС НОО…..;

- Программа развития …….;

- Приказ …..«Об утверждении перечня учебников»

- Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2015.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития, и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по изобразительному искусству, в соответствии требованиями ФГОС.

Рабочая программа составлена с учетом базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Основная цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления лицейской, бытовой и производственной среды.

Специфика учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.

Место учебного предмета.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, образовательным планом школы, расписанием уроков рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю, в 3 классе — 34 ч в год.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета в 3 классе:

Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ Н.А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение, 2021. (Школа России).

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Для изучения предмета есть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

*оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

*демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (ноутбук, включающий в себя устройство для воспроизведения CD и DVD);

*библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

*методическая литература для учителя;

*научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительного искусство»

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета

п.п

Наименование

разделов, тем

Всего

часов

Содержание

тем

Формы организации

учебных занятий

Виды

учебной деятельности

1

Искусство в твоем доме

Воплощение замысла в искусстве.

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд художника для твоего дома.

8

Особенности художественного творчества:

художник и зритель.  

Образная  сущность  искусства:

художественный  образ.  Его  условность,

передача общего через единичное.  

Красота  предметов  в  реальной

повседневной жизни. 

Связь  декора  посуды,  платка  с

назначением. 

Эмоциональная  среда  дома,  создаваемая

обоями:  их  цветом,  рисунком,  ритмом,

величиной изображений. 

Книга  как  произведение  искусства,

многообразие форм и видов книг. 

Открытка  как  предмет  искусства,

разновидности тиражной графики. 

Причастность  художника  к  созданию

всего  предметного  мира,  окружающего

человека в его доме. 

Свободное рисование "Мое впечатления о лете". Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая). Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу выполнить и в технике набойки. Декоративное рисование цветочной росписи по схеме переноса узора. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка. Декоративная закладка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Букет цветов. Коллективная работа – выполнение аппликации. В создании всех предметов в доме принял участие ху­дожник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.

Групповая,

индивидуальная.

Знать, чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов.

Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки.

Передавать формы и пропорции. Решать самостоятельно декоративное оформление предметов. Знать роль художников в создании обоев, штор. Составлять непрерывные полосные орнаменты, используя растительные композиции. Знать в общем искусство росписи тканей. Уметь составить простейший орнамент. Знать роль художника в создании книги, многообразие книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить нужную информацию и пользоваться ею. Знать роль художника в создании книги, многообразие книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить нужную информацию и пользоваться ею. Знать виды графических работ. Уметь выполнить простую графическую работу. Находить нужную информацию и пользоваться ею. Знать о существовании трёх сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению. Знать, чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение.

2

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города.

7

Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест. Архитектурные памятники как хранители памяти о своём времени, о тех, кто строил и украшал города и сёла. Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж). Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в род­ном городе. Резные украшения сельских и городских де­ревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеива­ние в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Роль природных аналогов (паутина, крылышки бабочек, стрекоз, жучков, ажурно-сетчатые конструкции листа дерева и др.)  в создании инженерных конструкций с тончайшими ажурными сцеплениями металлических элементов. Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Художественное оформление витрин, отвечающее назначению магазина и вместе с тем являющееся рекламой и праздничным украшением магазина и улицы. В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бума­ги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (села). На этом уроке из отдельных работ соз­дается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Допол­няется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Индивидуальная, коллективная

Знать основные памятники города, места их нахождения. Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн. Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Уметь изобразить парк или сквер. Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Знать виды и назначение фонарей. Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Знать оформление витрин по значению и уровню культуры города. Отличать разные по значению и оформлению витрины. Знать разные виды транспорта. Уметь изобразить разные виды транспорта. Находить нужную информацию и пользоваться ею. Знать, в чем заключается работа художника – архитектора. Уметь изобразить облик города.

3

Художник и зрелище.

Художник в цирке.

Художник в театре.

Образ театрального героя.

Театр кукол.

Мы – художники кукольного театра.

Маска.

Карнавальные маски.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Место художника в зрелищных искусствах.

11

Роль художника в цирке. Образ радостного и таин­ственного зрелища. Изображение циркового представле­ния и его персонажей. Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Деко­рации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище. Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику.

Индивидуальная, коллективная

Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления. Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления. Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод театральной сказки. Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Знать истоки театрального искусства.

Уметь создать эпизод театральной сказки. Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.  Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра.

Уметь создать голову кукольного персонажа. Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.

Находить нужную информацию и пользоваться ею. Знать историю происхождения театральных масок. Уметь конструировать маску из бумаги. Знать о назначении афиши и плаката.

Уметь создать эскиз афиши и плаката к спектаклю.

4

Художник и музей

Музей в жизни города.

Музеи искусства.

Картина -пейзажа.

Картина – портрет.

Картина – натюрморт.

Картины исторические и бытовые

Скульптура в музее и на улице.

Каждый человек – художник. Обобщение тем года.

8

Музеи, шедевры изобразительного искусства, хранящиеся в художественных музеях крупных городов России, памятники культуры родного края. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Что такое картина. Жанр пейзажа. Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха. Жанр портрета. Передача с помощью цвета характер и эмоциональное состояние характерные черты внешнего облика человека. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Жанр исторических и бытовых картин. Изображение сцен из повседневной жизни людей.

Скульптура. Лепка из пластилина. Общение тем. Организация выставки работ.

Индивидуальная,

коллективная

Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Знать, чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Уметь изобразить интерьер музея. Находить нужную информацию и пользоваться ею. Знать, что такое картина. Знать, чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях.

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Уметь изобразить пейзаж по представлению. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников.

Знать жанр портрета. Уметь нарисовать портрет близкого человека. Создавать графическими средствами выразительные образы человека. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние характерные черты внешнего облика человека. Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. Знать, чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Отличать исторических и бытовых картин.

Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей.

Знать, что такое скульптура. Уметь смотреть на скульптуру.

Знать, чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Знать, что такое выставка. Уметь подготовить к выставке лучшие работы. Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы и расписанием уроков

урока

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Корректировка

Искусство в твоем доме

8

1

Воплощение замысла в искусстве.

1

2

Твои игрушки.

1

3

Посуда у тебя дома.

1

4

Обои и шторы у тебя дома.

1

5

Мамин платок.

1

6

Твои книжки.

1

7

Открытки.

1

8

Труд художника для твоего дома.

1

Искусство на улицах твоего города

8

9

Памятники архитектуры.

1

10

Парки, скверы, бульвары.

1

11

Ажурные ограды.

1

12

Волшебные фонари.

1

13

Витрины.

1

14

Удивительный транспорт.

1

15

Труд художника на улицах твоего города.

1

16

Труд художника на улицах твоего села.

1

Художник и зрелище

10

17

Художник в цирке.

1

18

Художник в театре.

1

19

Образ театрального героя.

1

20

Театр кукол.

1

21

Мы – художники кукольного театра.

1

22

Маска.

1

23

Карнавальные маски.

1

24

Афиша и плакат.

1

25

Праздник в городе.

1

26

Место художника в зрелищных искусствах.

1

Художник и музей

8

27

Музей в жизни города.

1

28

Музеи искусства.

1

29

Картина -пейзажа.

1

30

Картина – портрет.

1

31

Картина – натюрморт.

1

32

Картины исторические и бытовые

1

33

Скульптура в музее и на улице.

1

34

Каждый человек – художник. Обобщение тем года.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...