Технологическая карта урока изобразительного искусства "Ритм и движение пятен" (2 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения; ознакомление с созданием композиции «Ритм птиц» в технике аппликация.

Задачи урока

Дидактические:

1.    Дать представления о понятиях «ритм» и «движение пятен»;

2.    Учить передавать в изображении ритм.

Развивающие:

1.    Развивать умение сравнивать и анализировать репродуктивные картины;

2.    Развивать творческие способности учеников в процессе создания композиции птиц;

3.    Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу создания аппликации.

Воспитательные:

1.    Проявлять творчество в создании композиции птиц, применяя средства художественной выразительности;

2.    Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, ножницами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 04.05.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 2 «А»

Урок: Изобразительное искусство

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 201

Студент: Кладова Анна

Группа: 31

Учитель: Регель Н.В.

Руководитель практики: Подгорская Т. А.

Тема урока «Ритм и движение пятен. Композиция птиц» (аппликация)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о ритме пятен как выразительном средстве изображения; ознакомление с созданием композиции «Ритм птиц» в технике аппликация.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Дать представления о понятиях «ритм» и «движение пятен»;
  2. Учить передавать в изображении ритм.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать и анализировать репродуктивные картины;
  2. Развивать творческие способности учеников в процессе создания композиции птиц;
  3. Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу создания аппликации.

Воспитательные:

  1. Проявлять творчество в создании композиции птиц, применяя средства художественной выразительности;
  2. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, ножницами;
  3. Овладеть навыками самостоятельной работы в процессе выполнения творческого задания.

Оборудование: Учебник «Изобразительное искусство» Е.И. Коротеева, 2 класс (УМК «Школа России»), учебная презентация. (для учителя: технологическая карта, белая и синяя бумага, клей, ножницы; для учащихся: белая и синяя бумага, клей, ножницы).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(30 сек)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная
Словесный: монолог учителя

1. Проверяет готовность к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по изобразительному искусству. Я желаю вам успехов и продуктивной работы.

1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(1 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная
Словесный: беседа

Наглядный: презентация

1. Организация работы.

2. Повторение изученной темы.

- Скажите, над какой темой мы работаем в этой четверти?

- Какая тема была на прошлом уроке?

- Перечислите тёплые цвета.

- А теперь холодные.

- Как их получают?

-Мы сегодня с вами познакомимся с ещё одним средством выразительности.

-Посмотрите на картинки, которые изображены на слайде.

-Какое настроение видите? Попробуйте увидеть какие-либо образы.

-Ребята, предположите, как называется повтор или чередование предметов?

-Это называется ритмом и тоже является

средством художественной выразительности.

1. Отвечают на вопросы.

2. Повторяют прошлую тему.

-«Как говорит искусство»

-Цвета тёплые и холодные.

-Красный, оранжевый, желтый.

-Голубой, синий, фиолетовый, бирюзовый. - В холодные цвета добавляют

 

-В этой работе мы видим чередование, повтор цветовых пятен.

Высказывают своё мнение.

                                                                   

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Презентация

Постановка учебной задачи
(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная
Словесный: беседа

1. Подведение к новой теме урока

-Предположите тему нашего урока?

-Сформулируйте цели урока при помощи опорных слов:

1. Познакомимся...

2. Выполним...

1. Формулируют тему и цель урока.

-Ритм и движение пятен.
-
 Познакомимся с новым художественным средством выразительности «ритм» и движении пятен как средстве выражения в изобразительном искусстве.

Выполним ритм и движение элементов.

 

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (10 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный: беседа, анализ рисунков

Практический: педагогический показ

1. Организует анализ картин.

2. Направляет учеников на открытие знаний о зависимости ритма в произведениях.

3. Обеспечивает педагогический показ.

-Прочитайте, пожалуйста, определение ритма со слайда.

-Ребята, а как вы думаете, что такое пятно?

-Пятна могут иметь различный цвет, размер и форму.

Прочитайте, пожалуйста, определение со слайда.

-Посмотрите на иллюстрацию на экране, что создает ритм?

– Как вы думаете, ритм пятен, форм, линий может создавать настроение?

– Рассмотрим картину Т. Мавриной «Ландыш пел». Какое настроение на картине?

- Какие выразительные средства помогли художнику создать веселое настроение?

Работа с таблицей «Ритм».

-Посмотрите, какими разными могут быть ритм и движение пятен в рисунке.

-Как летят птицы на первом рисунке?

-Что можно сказать о ритме в третьем и четвертом рисунке? Я предлагаю вам прохлопать ритм в рисунках.

-Какие чувства вызывает такой ритм?

-Какой вывод вы можете сделать?

Анализ композиции.

-Ребята, посмотрите аппликации птиц, которые я принесла для вас.

 - Скажите, пожалуйста, в какой композиции птицы летят спокойно?

-В какой птицы летят тревожно? А в какой птицы разлетаются с шумом?

-Скажите, пожалуйста, из какой бумаги мы будем с

вами выполнять аппликацию птиц?

-А какой цвет бумаги нам понадобится для выполнения фона?

-Верно. Мы с вами сегодня тоже выполним композицию птиц. Но для начала повторим с вами технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

Педагогический показ приёмов создания птиц.

-Мы  будем учиться конструировать птицу из бумаги

1 этап:

-Беру белый лист бумаги, складываю по вертикали и разрезаю по линии сгиба.

-Беру одну из части листа и также складываю и разрезаю по линии сгиба.

-Полученную полоску я складываю его на квадраты. Сколько квадратов у меня получилось?

-Беру квадрат и складываю его по полам.

2 этап:

-Сейчас я покажу, как вырезать птицу из квадрата.

-Квадрат я держу по линии сгиба, и начинаю вырезать сначала крылья. Затем я вырезаю голову птицы.

-У меня получилась вот такая птица, а вы можете выбрать и вырезать любые крылья, но главное старайтесь использовать весь квадрат.

-Вам нужно будет вырезать 6 птиц. и расположить их в центре на бумаге синего цвета.

-А сейчас я предлагаю вам немного размяться.

Динамическая пауза.

-Ребята, давайте разомнемся.

- На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,
Только это не беда.

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

 (Потягивания — руки в стороны.)
(Потягивания — руки вверх.)
(Дети машут руками, изображая ветер.)
(Наклоны.)

1. Анализируют портреты.

2. Отвечают на вопросы.

3. Смотрят педагогический показ.

Высказывают своё мнение.

-Ритм – это повтор, чередование одинаковых форм.

-Пятно – основной силуэт предмета.

-Веселое, цветы как будто поют и танцуют, листья хлопают в ладоши.

4. Высказывают своё мнение.

- Ритм цветов и листьев.

- Спокойно

- Летят тревожно и с шумом разлетаются

- Беспокойство, взволнованность, испуг.

-Таким образом, мы узнали, что бывают такие виды ритма, как спокойный, тревожный и т.д.

5. Называют аппликации.

-Белой.

-Синяя.

6. Проговаривают правила работы с ножницами и клеем.

-4 квадрата.

П: структурирование знания

 К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Презентация

Первичное закрепление
(30 сек)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Словесный:

беседа

Формулирует совместно с учащимися творческую задачу

- Как вы думаете, какой задание вам будет дано?

-Верно, каждый определите ритм, который вы хотите изобразить.

Я желаю вам удачи при выполнении образа, можете начинать!

Отвечают на вопрос

-Создать композицию из летящих птиц с определенным ритмом.

 

Р: принятие учебной задачи к исполнению Л: понимание и выражение в речи цели задания

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(10 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение творческого задания

Играет музыка, учащиеся выполняют работу

Работают над образом

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа

Аудиозапись

Включеие в систему знаний, повторение

(1 мин)

Вкючение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

1. Организует повторение раннее изученного.

-Скажите ребята, с каким новым выразительным средством в изобразительном искусстве мы сегодня познакомились?

-Что такое ритм?

-Какие виды ритма вы запомнили?

1. Отвечают на вопросы

-С ритмом.

-Ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных, черных и белых пятен.

-Спокойный, быстрый, беспорядочный.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

 Презентация

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения,

границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный: беседа, анализ рисунков  

1.Организует оценивание работ по критериям оценивания.

2. Выбирает экспертов.

3. Помогает вывешивать работы.

4. Прощается с учащимися.

-В ходе нашего занятия мне понравились работы трёх учеников, сегодня они будут нашими экспертами.

-Ребята, давайте вывесим все работы на доску, чтобы эксперты смогли проанализировать их.

-Для того чтобы правильно и верно анализировать и оценивать ваши работы, что понадобиться нашим экспертам?

-Посмотрите на экран, на нём представлен список

критерий оценивания. Давайте прочитаем и обсудим его.

Критерий оценивания:

1. Соответствие тому ритму, который вы выбрали.

 -Я предлагаю экспертам выбрать 5 удачных работ в соответствии с критериями оценивания. Те работы, которые выбрали эксперты, их владельцы встают с мест.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо вам за занятие.  

1. Знакомятся с критериями оценивания.

2. Вывешивают свои работы.

3. Эксперты оценивают работы.

4. Прощаются с учителем.

-Критерии оценивания.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство оригами" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  подробно демонстрирует реализацию современных методов работы учащихся в группе на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Волшебная серая", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знания;  Цель урока: формирование умения работать с оттенками серого цвета в процессе выполнения образа бабочки; Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока изобразительное искусство УМК "Перспектива" 2 класс "Фантазируй волшебным гжельским мазком"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока «Фантазируй волшебным гжельским мазком»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формир...

Технологическая карта урока изобразительное искусство УМК "Перспектива" 3 класс "В Жостовском подносе все цветы России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока «В Жостовском подносе все цветы России» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для...