Технологическая карта урока изобразительного искусства «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» (УМК "Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)»

 

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на примере бумажного змея.

Задачи урока

Дидактические:

1) дать представление об орнаменте, который применяют художники для росписи бумажного змея;

2) показать изображение орнамента, важность оси симметрии.

 

Развивающие:

1) способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;

2) совершенствовать умение работать кистью и красками.

 

Воспитательные:

1) воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;

2) воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Дата: 12.10.2021

            Студентка: Баранова А. В.

Школа: 104

            Учитель: Мицкевич А.С.

Класс: 3 Б

            Методист: Буторина В. В.

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30

Кабинет: 202

Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на примере бумажного змея.

Задачи урока

Дидактические: 

1) дать представление об орнаменте, который применяют художники для росписи бумажного змея;

2) показать изображение орнамента, важность оси симметрии.

Развивающие:

1) способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;

2) совершенствовать умение работать кистью и красками.

Воспитательные:

1) воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;

2) воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Давайте наш урок начнем с определением настроения. Если вы настроены на урок положительно, готовы продуктивно поработать хлопните один раз. Если же вы не настроены на урок, топните. Кто желает объяснить свое настроение?

Приветствуют учителя.

М:личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: побуждающий диалог

Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи вопросов.

Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

С какими понятиями вы познакомились?

Что такое натюрморт?

Хорошо. На прошлом уроке вы открыли для себя такой жанр искусства, как натюрморт. Сегодня же мы вновь окунемся в мир искусства, и вновь откроем новую для себя информацию.

Показывают знания, полученные на уроке изо:

-каждый художник урожай своей земли хвалит.

-натюрморт, свет, тень, форма, объем.

-картина с изображением цветов, фруктов, предметов и т.д.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Проектор. Слайд «Натюрморт»

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная

Словесный: проблемный вопрос

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока.

Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение:

Лети, лети, воздушный змей

Лети под облака

С тобой расстанусь скоро я,

Ну, а сейчас пока

Любуюсь яркой красотой

Ожившего крыла,

Но ввысь уносит ветер злой

Тебя под облака

Лети, лети, воздушный змей

Я нитку отпущу

Кружись, порхай, пари, блистай –

Я больше не грущу.

О чем стихотворение?

Посмотрите на экран, какое количество воздушных змеев существует. И все они яркие, красивые. У каждого змея свой орнамент.

Как вы считаете, какую тему и цель мы можем сформулировать?

Отвечают на вопросы:

-о воздушном змее.

 

-тема: «Лети, лети бумажный змей.Изображение орнамента». Цель: роспись эскиза воздушного змея, используя орнамент.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Стихотворение.

Проектор. Слайд «Тема и цель урока»

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация способа действий

Объясняет новый материал:

В народе говорили: «У нашего молодца нет забавам конца». Действительно, игру любят и взрослые и дети. И у каждого народа на Земле есть свои особые игры. Одни живут веками, другие забываются, и им на смену приходят новые. Издавна существовала на Руси потеха – запуск воздушного змея. Совсем еще недавно увлекала она и деревенских, и городских ребятишек, и даже взрослых. Появилась эта забава от мечты человека укротить силу ветра и взлететь над землей. Так появилась эта забава, сохранившаяся до наших дней.

В искусстве разных народов очень много общего в воздушных змеях. Знаете ли вы, из какой страны пришел к нам обычай мастерить бумажного змея и отправлять его высоко в поднебесье?

Считается, что первые бумажные змеи взлетели в небо около 2000 лет назад. И произошло это в Китае, стране великих изобретателей, а чуть позже - и в Японии.

Воздушные змеи, изготовленные японскими и китайскими мастерами - это произведения искусства. На них изображаются народные герои, священные животные и птицы.

Посмотрите на воздушного змея (на экране иллюстрация змея из учебника). Какую форму они имеют, что на них изображено, какие краски использовал художник?

Совершенно верно, воздушные змеи формой и окраской напоминают птиц, насекомых, животных. А для их украшения мастера прибегали к орнаменту. Кто может рассказать, что такое орнамент?

Орнамент - украшение, узор, который основан на повторе и чередовании его элементов; предназначается для украшения различных предметов, в том числе и игрушек.

Анализируют изделие (изображение воздушного змея):

Посмотрите на работу. Перед вами воздушный змей, какой орнамент представлен?

Что особенного вы можете увидеть в работе?

Если я проведу линию, разделив змея на две части, что будет с орнаментом?

Итак, если мы проведем посередине линию (ось симметрии), то она разделит узор на две равные части, которые при сгибе и наложении друг на друга совпадут.

Кто скажет, что такое симметрия?

Хорошо. Симметрия – пропорциональность, одинаковость в расположении частей. А это значит, что изображение орнамента должно соответствовать симметрии.

Какие краски использовались для изображения воздушного змея?

Педагогический показ приёмов выполнения задания:

Сейчас я покажу, как можно расписать эскиз воздушного змея.

1этап

вначале слабо изображаем ось симметрии. Где она проходит?

проводим чуть видимую ось симметрии, используя цвет, который будет использован для туловища птицы, которую я сейчас изображаю.

2-ой этап

приступаем к написанию орнамента, для этого берем цвет краплак, и дугой отделяю голову птицы, повторяю элемент с правой стороны.

далее беру цвет ультрамарин и дугой изображаю туловище. Повторяю элемент с правой стороны. Затем заполняю пространство туловища цветом с левой стороны.

дугой красного цвета обозначу часть крыла. Заполню часть цветом.

3 этап

приступаем к добавлению в часть крыла изображения цветка, чтобы оживить крыло птицы.

изображаю орнамент цветка

4 этап

изображаем мелкие детали, такие, как линии черного цвета, котором я обвожу каждый отдельный элемент, чтобы мой змей стал четче.

В данной последовательности вы должны будете расписать эскиз воздушного змея.

Отвечают на вопросы:

-отвечают.

-воздушный змей напоминает птицу, бабочку, насекомых. Мы видим роспись из цветов, перьев, линий и т.д. Краски все яркие, динамичные.

-отвечают.

-отвечают.

-отвечают.

-орнамент одинаковый, симметричен.

-отвечают.

-отвечают.

-проходит через середину змея.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

Наглядное пособие: воздушный змей

Проектор.

V.Первичное закрепление (1мин.)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная

Словесный метод: диалог

Формулирует вопросы, для закрепления знаний:

Какие цвета можно использовать для росписи эскиза?

Что обязательно должно быть в работе?

Перед выполнением проведем физкультминутку. Если на экране вы увидите картинку воздушного змея, то сжимайте и разжимайте пальцы. Если на экране появится картинка другого предмета, поморгайте глазами.

Отвечают на вопросы:

-яркие.

-симметрия, орнамент.

-звонкой краски с серым цветом.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

Проектор. Слайд «Физкультминутка»

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации

Формы: индивидуальная

Словесный метод: формулировка задачи

Формулирует творческую задачу для учащихся:

Ваша задача: используя знания о том, как изобразить орнамент, и какие бывают воздушные змеи, расписать эскиз воздушного змея.

Работа должна соответствовать критериям оценивания:

1)аккуратность;

2)оригинальность;

3) сохранение симметрии;

4)завершенность.

Желаю вам удачи! Придумайте своего воздушного змея.

Включает музыку.

Самостоятельно выполняют задание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

Критерии оценивания.

VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: обобщающий диалог

Формулирует вопросы:

Работа подошла к концу. Пришло время ответить на вопросы.

Итак, ребята что такое орнамент?

Что называют симметрией?

Когда и в какой стране появились воздушные змеи?

Отвечают на вопросы:

- украшение, узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.

- пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

-2000 лет назад в Китае.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) (3-5мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы: парная, фронтальная

Словесный метод:  анализ продуктов работы

Организует проверку работ:

Ребята, посмотрите на критерии оценивания работы.

1)аккуратность;

2)оригинальность;

3) сохранение симметрии;

4)завершенность.

И посмотрите на работу своего соседа по парте. Чья пара желает выйти и оценить работу друг друга?

Учащиеся выходят со своими работами сначала в паре. Затем учитель оценивает работы.

Итак, ребята, все вы молодцы, у всех получились работы: разные, но по-своему необычные и очень интересные.

Всем спасибо за урок, до скорых встреч!

Проводят взаимопроверку.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятиями «звонкий» и «глухой» цвет, обучения и...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий» как средством художественной выразительности; формирование умения чувст...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Орнамент. Ритм" (УМК Школа России); 1 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через выполнение орнамента, как элемента украш...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока:«Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средство...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» ( УМК " Школа России, 2 класс )

Тема урока: «Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с понятием «ритм линий&r...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина-портрет. Изображение женщины» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Картина-портрет. Изображение женщины»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятия о жанре портрета; обучение последовательности в работе над п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Лети, лети бумажный змей!" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование умений изображать орнамент на форме бумажного змея.Задачи урокаПланируемые резу...