Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема урока «Платок для мамы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся целостного художественного представления о красоте Павлово-Посадского платка, для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с историей Павлово-Посадского платка;
  2. Познакомить с понятиями «кайма», «симметричный»;
  3. Научить изготавливать платок  из орнамента.

Развивающие:

  1. Развивать творческий подход к работе;
  2. Развивать активность, старательность, умение работать в четвёртках;
  3. Развивать интерес к изучению русского творчества

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношения к миру;
  2. Воспитывать  любовь к творчеству, уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс Неменский Б. М, Горяева Н. В., учебная презентация, вырезанный квадратные формы платков формата А3, шаблоны цветов и листьев, цветная бумага, ножницы, клей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Платок для мамы34.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 26.10.2021

Школа: № 104

Класс: 3 «А»

Урок: 1

Время:  10:45 – 11:25       Кабинет: 201

Студент: Костромина Анастасия

Группа: 46

Учитель: Регель Надежда Васильевна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока «Платок для мамы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся целостного художественного представления о красоте Павлово-Посадского платка, для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с историей Павлово-Посадского платка;
  2. Познакомить с понятиями «кайма», «симметричный»;
  3. Научить изготавливать платок  из орнамента.

Развивающие:

  1. Развивать творческий подход к работе;
  2. Развивать активность, старательность, умение работать в четвёртках;
  3. Развивать интерес к изучению русского творчества

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношения к миру;
  2. Воспитывать  любовь к творчеству, уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс Неменский Б. М, Горяева Н. В., учебная презентация, вырезанный квадратные формы платков формата А3, шаблоны цветов и листьев, цветная бумага, ножницы, клей

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Я рады вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу.

Занимайте свои места

1. Приветствуют учителя

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Установка на повторение раннее изученного материала.

Ребята, напомните нам, пожалуйста, над какой темой мы работаем в этой четверти?

Назовите красивые предметы быта, которые окружают вас дома?

Кто сможет рассказать, с какими красивыми старинными предметами вы познакомились на прошлых уроках?

Какой вывод мы можем сделать о таких предметах?

Верно, ребята! Старинные изделия украшают наш дом. Нужно ценить и уважать народное творчество

Участвуют в диалоге.

Искусство в нашем доме

Шторы, люстра, картины, игрушки, посуда.

Дымковская игрушка, вышитые полотенца, жостовский поднос

Они очень важны, так как украшают наш дом

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

 П: умение анализировать выполнение упражнения и само упражнение

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Подводит к теме урока с помощью рассказа

Формулирует совместно с учениками цели на урок.

Ребята, послушайте стихотворение Семёна Островского.

«Платочек»
Ветер откуда-то взялся – и вдруг

Вырвался мамин платочек из рук. 
Мама успела лишь выкрикнуть: "Ах!" 
Глядь, а платочек уже в облаках. 
К нам возвращаться на землю не хочет... 
Так почему ж это мама хохочет? 
Странно - взмахнула руками, как птица, 
Но удалось мне в плечо ей вцепиться. 
Если бы я не успел, знаю точно, - 
Вслед улетела б она за платочком.

Предположите, какова тема нашего урока?

Какую цель на урок мы ставим? Чему мы должны научиться?

Сегодня мы продолжим путешествие по старинным русским рукоделиям.

Отвечают на вопросы

«Платок для мамы»/ «Мамин платок»

Познакомиться с историей платка и самостоятельно выполнить платок для мамы

П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: научатся составлять план и последовательно сть действий;

Л: умение контролировать процесс и результат учебной деятельности

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Практический: упражнения, работа в парах, работа в группах

1.Объясняет новый материал.

Один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павлово-Посадской платочной мануфактуре в Московской области, в городе Павловский Посад. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Посмотрите на изображения платков.

Какой фон вы заметили?

Что изображено на них?

(всматривается  в  природу,  любуется    цветами  и    листьями,  потом  выбирает  нужные

детали и упрощает их).

- Давайте рассмотрим особенности размещения рисунка на платках с помощью иллюстраций, которые висят на доске.

2.Давайте с вами рассмотрим изделия, которые будем выполнять.

иллюстраций, которые весят на доске

- Посмотрите на 3 работы. Какова композиция каждого платка?

Хорошо, ребята. Данную композицию мы можем назвать симметричной.

Что значит симметричный?

А что находиться по краям платка?

Что такое кайма?

Посмотрите на 2 композицию. Что вы можете о ней сказать?

Верно, ребята, а центр такого платка без декора.

Обратимся к настоящему платку. Обратите внимание на углы. Что вы о них скажете?

И обратим внимание на 3 композицию.

Ребята, мне нужно сделать 4 одинаковых элемента. Как их можно сделать?

А сейчас мы вспомним, как это делать.

Берём полоску бумаги, складываем гармошкой. Прикладываем шаблон, который я вам раздала, обводим, а затем вырезаем. Не забываем про технику безопасности при работе с ножницами

гамме он должен быть, для кого вы рисуете свой платок. Будьте внимательны  аккуратны.

Динамическая пауза

А сейчас мы с вами разомнём наши пальчики. Повторяйте за мной.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

(Согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

1.Слушают учителя, участвуют в учебном диалоге.

Черный, бордовый, розовый, зеленый и голубой 

Крупные цветки в центре – розы, георгины

Мелкие цветочки дополняют узор – ромашки, незабудки.


2.Анализируют  особенности объекта; выявляют  особенности композиции, характеристики объекта

Композиция 1 платка – крупный цветок в центре, по краю мелкие цветочки

Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра.

одинаковые части от центра

Кайма – полоса по краю платка.

В одном углу располагается крупный цветок, а в противоположном – 3 цветка.  

Они одинаковые

В центре один цветок, вокруг него – мелкие цветочки, и по краям расположены листочки

Сложить гармошкой

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний.

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Презентация, примеры выполненных работ

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Даёт установку на задание

Сейчас, ребята, вам предстоит выполнить аппликацию в группе из 4 человек.

Вам необходимо распределиться, кто, что будет делать: Кто из вас будет вырезать мелкие цветочки, кто крупные, и приклеивать, кто лепесточки, кто будет думать над композицией платка.

Я вам выдаю по 4 шаблона в каждую группу.

Я желаю вам успехов в работе и полёта вашей фантазии! Не забываем про технику безопасности при работе с ножницами и клеем!

Приступают к выполнению эскиза

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу учеников. Звучит фоновая музыка

- Приступайте к выполнению задания. Во время работы учеников, я хожу по классу и хвалю их, отмечаю и показываю понравившиеся работы.

Выполняют работу в четверках

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Повторяют цель урока, что нового узнали.

Итак, ребята, в каком городе появились платки?

Какие традиции, связанные с платком, вы знаете?

Каков фон платков? Какова композиция? Каков орнамент? Что изображалось?

Участвуют в учебном диалоге

Павловский Посад

Раньше их дарили женщинам.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1. Организует выставку работ.

2.Проводит работу по самооценке.

Сегодня на уроке нужно провести самоанализ в каждой четвёрке. Я попрошу выйти по 2 представителя от группы и оценить свою работу.

Для того чтобы правильно и верно анализировать и оценивать ваши работы, что понадобиться нашим экспертам?

Верно, ребята. Посмотрите на экран, на нём представлены критерии оценивания.

Давайте прочитаем и обсудим их.

Критерии оценивания:

1. Оригинальность композиции платка;

2. Цветовое разнообразие;

3. Аккуратность.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо урок!

1. Вывешивают свои работы.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

Критерии, которым мы должны следовать

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Р: умение оценивать собственный результат по заявленным критериям

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Музей в жизни города», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Музей в жизни города» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...