Методическая разработка."Каргопольская игрушка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Софроний Аурика Игоревна

Конспект урока и презентация изобразительного искусства в 1 классе "Каргопольская игрушка". Можно использовать для внеурочного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока38.91 КБ
PDF icon Презентация2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ИЗО

Выполнено

Софроний Аурика Игоревна, учитель начальных классов

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

1

Тема

«О чём поведал Каргопольский узор? Орнамент народов России»

Цель

Для учителя: 

Для учеников:

познакомить учащихся с каргопольской игрушкой и научить их ее изображать в смешанной технике (акварель и цветные восковые мелки).

выполнить рисунок каргопольской игрушки в смешанной технике (акварель и цветные восковые мелки)

Задачи

Обучающая: познакомить с историей каргопольской игрушки и научить изображать элементы каргопольской росписи.

Развивающая: развивать умение работать в смешанной технике (акварель + восковые мелки);

Воспитывающая: воспитывать любовь к творчеству.

Тип занятия

Комбинированный

Оборудование

Для учеников:

Для учителя:

Зрительный ряд:

белая бумага формата А4, акварель, кисть с мягким ворсом, восковые мелки, емкость для воды;

белая бумага формата А3, акварель, кисть с мягким ворсом, восковые мелки, емкость для воды;

педагогический рисунок, образцы работ, игрушки (включая каргопольскую - Полкана), презентация.

Планируемые результаты

Личностные:

- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

Познавательные:

- расширять кругозор;

- выявлять особенности разных объектов;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- сравнивать различные объекты.

Коммуникативные:

- овладеть умениями вести диалог;

Регулятивные:

- удерживать цель деятельности до получения результата;

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

- корректировать деятельность.

Источники

Учебник «Изобразительное искусство. 1 класс». Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(1 мин).

Слайд 1

- Здравствуйте, меня зовут Аурика Игоревна, и сегодня я буду проводить у вас урок по изобразительному искусству.

Приветствуют учителя.

Подготовка к активной

познавательной

деятельности

(4 мин).

- Как-то днях мне довелось погостить у бабушки в деревне, и нашла я у нее одну интересную коробку. Хотите узнать, что в ней находится?

Достает из коробки игрушки.

- Что вы видите?

- Каким словом можно объединить эти предметы?

- А что же выделяется на фоне остальных?

- Почему?

- Этого могучего богатыря зовут Полкан, и он тоже является игрушкой. Только народ ее называет каргопольской игрушкой. Вы догадались, о чем будет наш сегодняшний урок?  

Слайд 2

- Верно. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «О чём поведал Каргопольский узор? Орнамент народов России». И чему мы с вами сегодня научимся?  

Верно. Это будет целью нашего урока. Чтобы нам создать рисунок нашей игрушки, мы узнаем, какие элементы росписи и цвета используются, а также мы познакомимся с историей каргопольской игрушки.

 

- Да

Перечисляют предметы

- «Игрушки»

Показывают на Полкана.

Предлагают свои варианты ответов

- О каргопольской игрушке.

- Научимся изображать каргопольскую игрушку.

Постановка учебной задачи (10 мин).

- Я предлагаю вам послушать одну интересную историю про каргопольскую игрушку.

Давным-давно, в одном городе Астраханской области, который носит название Каргополь, зародились крохотные, но крепенькие, глиняные игрушки. Эти игрушки излучают тепло поэтической души народных мастеров Каргополя.

Слайд 3

Как нарядна их палитра росписи: красный, белый, синий, желтый, черный, зеленый, коричневый цвета!

Слайд 4

Простые и ясные узоры изображались на Каргопольской игрушки – символы солнца, мотивы зерен, колосьев, растений. Солнце изображали в виде круга; земля – в виде ромба; зерно – в виде смыкающихся скобок; древо жизни – древнейший мотив народного орнамента – обозначено ростком, на концах ветвей которого кружками изображены плоды.

Этими знаки, украшавшие игрушку, являлись как пожелание благополучия.

Слайд 5-6

Лепил народ на потеху детворе разных животных: медведя с гармонью, лошадок, баранов, птиц и многих других. Создавали животных, как настоящих, так и вымышленных. Самая необычная игрушка среди них – Тяни-толкай.

Слайд 7-8

В ней срослись между собой два коня — светлый и темный, которые являются символом противостояния между добром и злом. Часто на их спину сажали всадника, и два коня словно стараются перетянуть к себе всадника.
Слайд 9-10

Лепили также людей. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – трудолюбивых и веселых крестьян и барышень. Лепили героев из древнерусских легенд.

Слайд 11-12

Самый известный персонаж этих легенд - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Полкан – защитник земли Русской, который наделен несокрушимой народной силой.

Слайд 13

Лепят каргопольские игрушки и по сей день. Они радуют людей своей красотой, яркостью и русским духом.

- Вот вы и послушали сказку. Скажите, пожалуйста, где зародилась наша игрушка?

- Какие цвета использовали в росписи?

- На что были похожи узоры каргопольской игрушки?

- Кого обычно лепили?

- А какие каргопольские игрушки были самыми необычными?

Слайд 14

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать эти самые необычные игрушки: Полкана и Тяни-Толкай. Но сначала я расскажу вам, как вы должны выполнять работу.

Слайд 15

Алгоритм работы:

1) Расположите лист в горизонтальном положении. Берем наш шаблон. Располагаем его на листе, не забывая о центральной композиции. Расстояние слева и справа должно быть одинаково, снизу чуть больше, чем сверху. Свободная рука плотно прижимает шаблон, не двигает его. Берем восковой мелок, обводим шаблон, начиная от  условных 12 часов до 6 по часовой стрелке.  Отрываем мелок. Затем мы обводим от 12 до 6, но уже  против часовой стрелки.

2) Наш шаблон готов. Дорисуем некоторые детали нашей игрушке (глаза, рот, щеки, бородка для Полкана).

3)  Теперь пора наносить узоры. Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, узоров наносили не очень много. Чтобы нарисовать узор, мы берем восковой мелок нужного цвета и рисуем только те узоры, которые соответствуют нашей игрушки. Какие цвета мы можем использовать?

На слайде будут представлены узоры, по нему вы можете ориентироваться.

4) Когда все узоры нанесены, пришло время покрыть нашу работу акварелью. Кисточкой набираем воду, намешиваем на нее нужную краску. Не забывайте, что светлые узоры лучшего всего смотрятся на темном фоне, а темные – на светлом.

Физкультминутка:

- Прежде чем мы начнем, предлагаю сделать физкультминутку.  Встаем со своих мест. Смотрим видео и повторяем.

- Продолжим. Но для начала повторим этапы. Что мы делаем сначала? Что идет вторым этапом? И т.п. Слайд 16-20

- Также не забываем о технике безопасности.

Техника безопасности:

1)С краской будьте аккуратны. Не испачкайте соседа и себя самого.

2) Воду не разбрызгиваем.

- Теперь приступим к критериям оценивания работы.

Слайд 21

Критерии выполнения работы:

1) Соблюдение правил центральной композиции

Помним про центральную композицию. Расстояние слева и справо должно быть одинаково, снизу чуть больше, чем сверху.

2) Узнаваемость каргопольской игрушки (узоры и цвета)

Наша Каргопольская игрушка должна быть узнаваема. Вы должны подобрать те элементы, которые соответствуют каргопольской игрушке.

3) Соблюдение контрастности

Также выберите правильные цвета. Должна быть контрастность. На темном фоне - светлые элементы, а на светлом фоне - темные элементы.

4) Построение ритма

Не забываем про ритм, когда мы рисуем повторяющиеся элементы. Между ними должно быть одинаковое расстояние.

5) Аккуратность и завершенность

Работа должна быть аккуратной и завершенной .

 - Будет очень интересно узнать, какие получатся у вас Тяни-толкай и Полкан. На выполнение рисунка вам дается 15 минут. Когда вам раздадут мелки и шаблоны, вы можете приступить к работе.

У кого возникнут трудности, поднимите руку, я к вам подойду.

- В Каргополе.

-Синий, красный, зеленый, черный, желтый, белый, коричневый цвета.

- На солнце, землю, растения.

- Людей и животных.

- Тяни-толкай и Полкан.

-Синий, красный, зеленый, черный, желтый, белый, коричневый цвета.

Несколько учеников рассказывают по одному этапу.

Делают физкультминутку

-

Творческая практическая работа

(15 мин).

Организация подготовки к выполнению учебного действия. Закрепление полученных знаний путем выполнения творческой работы.

Используются слайды 16-20

Контроль над работой класса и каждого ученика в отдельности. Помощь в  преодолении возникших трудностей.

Выполняют работу

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

(5 мин)

Выставка. Анализ детских работ по критериям.

Итоговый опрос по уроку:

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Где родилась Каргопольская игрушка?

- Какие характерные особенности у Каргопольской игрушки?

Рефлексия.

- Что вам понравилось во время создания работы?

- Чему вы научились сегодня?

- Как ты думаешь, у тебя получилось?

- Какие у вас возникли трудности во время выполнения работы? Как вы их преодолели?

- Как вы думаете, мы смогли достичь нашей цели сегодня? А какая у нас была цель?

Дети отвечают на вопросы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Тема урока: Каргопольская игрушка.

Цели урока: 1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.2. Формирование навыков по созданию единства формы и декор...

Урок ИЗО во 2 классе по программе "Планета знаний". Тема "Каргопольская игрушка.Полкан"

Урок ИЗО во 2 классе.Лепка каргопольской игрушки Полкан....

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Каргопольская игрушка"

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Каргопольская игрушка"...

разработка урока "Каргопольская игрушка"

урок по декоративному творчеству "Каргопольская игрушка", знакомит с особенностью данного промысла...

"Методическая разработка "Мягкая игрушка"

Данная методическая разработка предназначена для детей 7-10 лет, занимающихся в творческих объе6динениях по декоративно-прикладному творчеству....

Методическая разработка " Глиняная игрушка"

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Презентация рассказывает не только об истории промысла, но и о технологии и...